Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактический практикум





Тема 31. Организация педагогической практики

 

1. Разработайте перечень основных функций студента-практиканта.

2. Во время прохождения педагогической практики оцените эффективность приведенных в данном параграфе рекомендаций. Опираясь на свой опыт, составьте рекомендации будущим студентам-практикантам.

Дополнительная литература

Тимоховец Е. А., Цыркун И. И. Педагогическая практика в школе: организация, проектирование эффективного обучения. Методич. пособие. – Мн.: БГПУ, 1998. – 92 с.

КарпюкИ. А. Учитель-стажер в школе. – Мн.: Изд-во «Университетское»,1987. – 96 с.

Педагогическая практика. Учебн. пособие для студентов пединститутов / Под ред. В. К. Розова. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.

Педагогическая практика студентов университета. Методические рекомендации / Сост. И. И. Казимирская, В. В. Чечет. - Мн.: БГУ, 1999. - 42 с.

Программа «Педагогическая практика студентов» / Под ред. А. И. Пискунова, В. К. Розова, М., 1979. Типовая инструкция по организации и проведению педагогической практики студентов педагогических институтов (проект). – М., 1985. – в надзаг.: Министерство просвещения СССР.

Положение о базовом учебно-воспитательном учреждении педагогического учебного заведения. - Утверждено приказом МП СССР от 24 апреля 1986 года № 288/89/69.

Содержание педагогической практики

 

Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя. Специфика заключается также в том, что приход в школу практикантов – неординарное событие для учеников, которые не упустят возможности проверить педагогические способности будущих учителей.

Испытание детским коллективом – наиболее эффективный способ ощутить специфику педагогической профессии и определить для себя направления дальнейшего профессионального совершенствования. В этих условиях важно достойно показать себя не только учителем-предметником, но и педагогом-воспитателем, методистом, организатором ученической деятельности. Помощь в выборе педагогических и дидактических действий может оказать память о восприятии образовательного процесса с позиций ученика (вспомнить себя школьником).

Цели и задачи педагогической практики. Основная цель – приобретение и осознание студентами опыта педагогической деятельности при выполнении основных функций учителя, а также классного руководителя.

Перед студентами во время педагогической практики стоят следующие задачи:

¨ познакомиться со структурой и содержанием образовательного процесса в школе, с особенностями работы учителей-предметников, классного руководителя, администрации школы;

¨ освоить педагогические формы образовательного взаимодействия с учениками, научиться самостоятельно и творчески применять знания и способы деятельности, которые осваивались при изучении специальных и психолого-педагогических дисциплин;

¨ научиться планировать, проводить и анализировать различные виды учебных и внеурочных занятий, использовать наиболее эффективные методы обучения, воспитания и развития;

¨ приобрести начальный опыт ведения научно-методической работы, опытно-экспериментальных форм педагогической деятельности;

¨ ознакомиться с опытом учителей, опробовать наиболее эффективные из применяемых ими приемов и методов обучения;

¨ получить навыки индивидуальной работы с учащимися и их родителями.

 

Дискуссия. Докажитеили опровергните суждение, что дети, которым предоставляется возможность проявить себя на уроках и достичь творческих результатов по предмету, быстрее находят взаимопонимание со студентами-практикантами.

Деятельность студентов в школе. В первый день пребывания в школе студенты встречаются с администрацией – директором или его заместителем. Проводится беседа о школе, ее специфике, целях, структуре, традициях, задачах педагогического коллектива. Затем студенты распределяются по классам, знакомятся с классными руководителями, учителями-предметниками, оборудованием и оформлением учебных кабинетов. Изучается школьная документация: устав и образовательная программа школы, планы работы школы, расписание уроков, классные журналы, планы классного руководителя, учителей, личные дела учащихся, компьютерная база данных, школьный веб-сайт.

Первая неделя педагогической практики носит ознакомительный, но не пассивный характер, предлагающий активную деятельность студентов. В первую неделю каждый студент посещает уроки учителей по всем предметам в закрепленном классе. Обычно учителя предупреждаются администрацией о том, в каких классах проводится педпрактика; в любом случае студенту необходимо заранее спрашивать у учителя разрешения присутствовать на его уроке. Лучше это делать не прямо перед уроком, а за день до его проведения.

Во время посещений занятий важно изучить специфику учащихся, запомнить их имена. Полезно нарисовать схему расположения учеников за партами в классе, чтобы уверенно обращаться к ним во время своих уроков.

Присутствуя на уроках, студент в своем дневнике делает записи, проводит анализ урока по соответствующей форме. Осмысливаются и берутся на вооружение наиболее эффективные формы и методы работы учителя.

После урока желательна краткая беседа с учителем. Студенту важно найти способ высказать свое положительное мнение о наиболее интересных методах, приемах и других элементах ведения урока, задать вопросы учителю, выслушать его советы. Не стоит акцентировать свое внимание на критике тех или иных ситуаций, которые были обнаружены во время урока, лучше попытаться проанализировать их в качестве проблемных образовательных ситуаций и найти пути их решения.

В школе студенты придерживаются правил внутреннего распорядка, выполняют распоряжения директора и его заместителей, руководителей практики, старосты группы.

Студенты участвуют во всех мероприятиях, проводимых в школе и в своих классах: педагогических советах, заседаниях методических секций, торжественных собраниях, классных огоньках, субботниках, походах и т. п. Они имеют право высказывать свое мнение по всем обсуждаемым в школьном коллективе вопросам, участвовать в дискуссиях, вносить свои предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Результаты повседневной работы студента находят отражение в его психолого-педагогическом дневнике, для которого заводится общая тетрадь. В дневник заносятся планы учебной, воспитательной, научно-исследовательской работы студента, задачи на последующие дни практики, результаты наблюдений за учащимися, анализ уроков и других мероприятий и т. д. Дневник должен находиться у студента и при необходимости предъявляться методисту, учителю или старосте группы. В конце педпрактики дневник сдается на проверку руководителю практики.

 

Форма психолого-педагогического дневника

 

Титульный лист:

ДНЕВНИК

 

студента-практиканта________________________________(Ф.И.О.)

_____группы___курса____________факультета__________вуза,

проходящего педагогическую практику в школе №__города___________

в период с_______по________

 

Вторая и следующие страницы дневника:

групповой руководитель от вуза, методисты по учебным предметам, по педагогике, психологии, школьной гигиене и др., староста группы (Ф.И.О., телефон);

данные об учебном заведении, в котором проводится практика (название, почтовый адрес, телефон, факс, e-mail, адрес веб-сайта);

директор школы (Ф.И.О., номер кабинета, телефон);

заместитель директора (Ф.И.О., номер кабинета, телефон);

данные о классе (группе), в котором проводится практика, номер кабинета;

классный руководитель, воспитатель, учителя-предметники (Ф.И.О. полностью, телефон);

список учащихся класса с фамилиями, именами и местом для примечаний;

недельное расписание уроков в классе;

расписание звонков.

На других страницах дневника записываются:

¨ индивидуальный календарный план работы студента;

¨ понедельные планы работы;

¨ задания по научно-исследовательской и научно-методической работе;

¨ анализ посещаемых уроков учителей и студентов, результаты их обсуждения;

¨ результаты обсуждения собственных уроков;

¨ описание хода наблюдений за отдельными учениками и классом;

¨ иные формы работы.

В течение первой недели составляется и согласовывается с учителями и методистами индивидуальный календарный план студента на весь период практики. В нем планируется:

1) учебная работа по предмету (темы, цели и сроки проведения уроков);

2) внеурочная работа по предмету (темы, цели и сроки проведения мероприятий, названия наглядных пособий, приборов, газет и т. д.);

3) воспитательная работа в классе, индивидуальные формы занятий с учениками и т. п.;

4) научно-методическая работа студента, формы и сроки отчета о ней (реферат, выступление на школьном педсовете, доклад перед студенческой группой, выступление на итоговой конференции по педпрактике, глава для курсовой или дипломной работы).

Составленный план записывается в психолого-педагогический дневник. На основе общего календарного плана определяется содержание деятельности студента на каждую неделю педпрактики.

Общий и еженедельные планы утверждаются методистом, учителем или старостой группы заранее.

В конце каждой недели проводится собрание студентов вместе с их руководителем, на котором каждый практикант излагает результаты выполнения своего индивидуального плана, рефлексивно анализирует свою деятельность, ставит на обсуждение обнаруженные проблемы, предлагает пути их решения.

Подготовка к проведению уроков. Подготовка к самостоятельному проведению студентом уроков включает в себя следующее:

1. Консультация с учителем-предметником и вузовским методистом по предстоящим урокам, уточнение их тематики и сроков проведения.

2. Изучение действующей образовательной программы по предмету, используемых учебников, учебных и методических пособий.

3. Определение основных образовательных целей и задач на весь цикл своих уроков, фиксация главных образовательных продуктов, знаний и умений учащихся, которые должны стать результатом их образовательной деятельности.

4. Разбивка темы на отдельные занятия. Знакомство с примерным поурочным планированием изучаемой темы, которое обычно публикуется в методических журналах. Во время планирования системы занятий целесообразно предусмотреть разные формы занятий: семинары, экскурсии, лабораторные занятия и практикумы, самостоятельные и контрольные работы, урок-зачет и др.

5. Определение роли и места предстоящего урока в изучаемой теме, его связей с предыдущими и последующими занятиями. Выяснение смысла урока, зачем и для чего ученикам и учителю необходимо его проведение.

6. Формулировка целей и задач урока с учетом особенностей класса и отдельных учеников. Обозначение образовательных продуктов, которые будут созданы учениками в результате занятия. Уточнение способов контроля и оценки уровня достижения каждой из целей урока.

7. Изучение учебников, методических пособий и журналов, задачников, хрестоматий, ресурсов сети Интернет, мультимедийных компакт-дисков, диапозитивов, видеофильмов, дополнительной литературы для учащихся по данной теме.

8. Отбор минимального содержания учебного материала для урока, выбор формы его проведения (видеолекция, диспут, семинар, практикум по решению задач и т. д.), основных видов деятельности учеников, которые будут им предложены.

9. Выбор наиболее эффективных методов обучения, способствующих активной образовательной деятельности учащихся. Выбор форм и способов организации этой деятельности.

10. Отбор и подготовка раздаточного материала, демонстрационных опытов, ТСО, таблиц, моделей и другого оборудования.

11. Разработка структуры и плана занятия. Составление конспекта урока с поминутным планированием его этапов. Утверждение конспекта урока до его проведения учителем или руководителем практики.

Чтобы добиться активности учеников и продуктивных результатов педпрактики, желательно отказаться от традиционных уроков, проводимых по шаблону: опрос, изучение нового материала, закрепление. Необходимо использовать различные формы организации учебных занятий: лекции, семинары, лабораторные работы, практикумы по решению задач, экскурсии, конференции, диспуты, беседы, «уроки наоборот» (роль учителя выполняют ученики), киноуроки, телелекции, уроки-соревнования, Интернет-уроки и др.

 

Форма плана-конспекта урока

 

Титульный лист:

План-конспект

 

урока по_______________________в_______классе школы №____города_________________________

на тему________________________________________________________________________________,

проведенного студентом-практикантом______________________________группы____________курса

__________________________________________факультета_______________________________вуза,

(фамилия, имя, отчество)

 

Вторая и следующие страницы:

«Утверждаю»

Методист (Ф.И.О.)

_____________(подпись)

«Согласовано»

Учитель (Ф.И.О.)

______________(подпись)

Отметка за урок:«_____»баллов

______________(подпись)

 

Тема урока:

Дата проведения:

Цели урока:

Главная проблема урока:

Основные образовательные объекты:

Оборудование (перечень приборов, ТСО, наглядных пособий, раздаточного материала и т. д.):

План урока (перечень основных пунктов и отводимое на их реализацию время):

Ход урока (подробный конспект):

¨ этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой по минутам;

¨ формулировки заданий ученикам на каждом этапе урока;

¨ предполагаемые результаты выполнения этих заданий;

¨ ссылки на материалы по теме урока (указание номеров страниц из пособий и т. п.);

¨ рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школьной доски.

Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

Формы контроля и оценки результатов урока.

Задания на дом (разные варианты на выбор, индивидуально и т. д.).

Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы.

Форма анализа проведенного урока, итоги его обсуждения с присутствующими на нем коллегами или учениками.

Приведем фрагмент студенческого конспекта урока, ориентированного на личностный экспериментальный характер обучения.

Предмет: Биология, 7-й класс.

Тема урока: Работа сердца.

Идея фрагмента урока: экспериментально пронаблюдать работу собственного сердца.

Цель эксперимента: наблюдение за тем, как в такт биению сердца колышется спичка, положенная на запястье.

Материалы: кусочек пластилина и спичка для каждого ученика; часы с секундной стрелкой.

Описание фронтального эксперимента:

¨ воткните конец спички в маленький размягченный кусочек пластилина;

¨ положите руку на стол, ладонью вверх;

¨ примните кусочек пластилина со спичкой в разных местах на запястье около основания большого пальца, пока не будут заметны колебания спички;

¨ сосчитайте, сколько колебаний совершает спичка за минуту.

Итоги: спичка равномерно колеблется у взрослого – 60-80 колебаний в минуту, а у ребенка – от 80 до 140 колебаний.

Возможны различные продолжения урока:

1) дети делают выводы о полученных результатах;

2) анализируются выполненные действия и формулируются особенности биологического эксперимента; ученики предлагают другие идеи эксперимента в продолжение начатого;

3) получив практические знания, ученики изучают затем соответствующий материал из учебника.

 

Дискуссия. Каким образом при планировании целей урока учесть индивидуальные цели и ожидания учащихся по изучаемой теме?

 

Характерные затруднения при планировании урока. Типичным затруднением при составлении конспекта урока является формулировка его целей. Часто цели записываются как направления деятельности, а не в качестве конкретного предвосхищаемого результата урока. Например, если целью считать «формирование логического мышления», то непонятно, каким образом можно будет определить, достигнута ли эта цель или нет. В данном случае конкретно поставленной и проверяемой целью урока по литературе может быть, например, такая: «Научиться выделять ключевые признаки художественного текста для его последующего анализа».

Другая проблема – постановка слишком общих или глобальных целей на урок, которые не могут быть достигнуты за отведенное время. Например, неопределенную и довольно общую цель «Научиться складывать однозначные числа» лучше заменить на более конкретную и реально проверяемую: «Освоение учениками графического способа сложения однозначных чисел с помощью числовой прямой».

Обычная ошибка практикантов заключается в подмене целей обучения его средствами, например: «Пронаблюдать с учащимися явление невесомости». Правильнее было бы определить цель в форме предполагаемого образовательного продукта: «Сформировать у учащихся основные признаки понятия «невесомость» и научить применять их при решении качественных задач».

При формулировании целей урока важно относить их не только к деятельности учителя, но и учеников. Например, если цели урока формулируются только по отношению к учителю («рассказать...», «показать...», «проверить...»), то мотивация и деятельность учеников окажется вне зоны внимания педагога. В этом случае невозможно будет проверить результативность образовательного процесса для учеников, поскольку цели типа «рассказать и показать» учитель может достичь даже при отсутствии учеников в классе. Более эффективным является первичное формулирование предполагаемых целей деятельности именно учеников, и лишь затем – соответствующих целей учителя или его совместной с учениками деятельности.

Трудности возникают также в различении обучающих, воспитывающих и развивающих целей урока.

Обучающие цели урока предполагают формирование у школьников способов учебной и познавательной деятельности, конкретных знаний (понятий, правил, законов, методов науки и т. д.), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой предметной области. С обучающими целями связано расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательным стандартам.

Воспитывающие цели связаны с формированием мировоззрения, ценностных и культурологических позиций, моральных и нравственных убеждений, положительного отношения к труду, этических, эстетических, патриотических и иных качеств личности. Подобные цели и задачи решаются на основе конкретного материала по учебному предмету и могут быть сформулированы не для одного, а для серии уроков как результат соответствующих видов деятельности учеников.

Развивающие цели предполагают работу по развитию мышления, памяти, воображения, эмоций, речи, умений проводить опыты, применять знания в незнакомых ситуациях, вести дискуссию, осуществлять групповую коммуникацию и т. д. Приведем примеры формулировок целей урока. Урок физики в 7-м классе на тему «Закон Паскаля».

Обучающая: сформировать у школьников знание закона Паскаля, понимание сути физических процессов, которые он объясняет; научить объяснять с помощью этого закона опыты и изученный ранее материал о давлении газа.

Воспитывающая: вызвать у учащихся интерес к экспериментальному методу познания; предоставить им возможность ощутить общечеловеческую значимость и экономическую роль физических знаний на примере строительства международных нефтегазопроводов.

Развивающая: продолжить формирование у школьников следующих познавательных умений: осознавать проблему, делать выводы и обобщения учебного материала.

Урок геометрии в 7-м классе на тему «Отрезок».

Обучающая: обобщить и сформировать понятие об отрезке, длине отрезка, внутренней точке отрезка.

Воспитывающая: побудить у учащихся интерес к способам математических действий в учебных и жизненных ситуациях.

Развивающая: на примере абстрактных математических понятий «точка», «линия», «отрезок» и понимания сути соответствующих идеализации, формировать у школьников навыки логического мышления; развивать аккуратность при построении чертежа.

Часто встречающаяся ошибка практиканта – понимание обучения только как преподавания, увлечение изложением содержания урока. Желая как можно больше дать материала учащимся на уроке, студенты забывают об организации познавательной деятельности учащихся. Однако донести содержание учебного материала до учеников невозможно, если не будет продумана организация их активной деятельности на уроке. Именно этому уделяют основное внимание опытные учителя и учителя-новаторы.

Например, значительный эффект дает использование на уроке активных методов обучения: обсуждение рефератов, защита ученических проектов, рецензирование ответов учащихся или текста учебника самими школьниками, деловые игры, проблемные беседы, викторины, «мозговой штурм» предлагаемых учителем вопросов, составление задач самими учащимися и их взаимное решение, использование компьютеров, демонстрационных опытов, применение опорных сигналов, физический диктант, сочинение по математике и др. Такие методы следует смелее использовать на уроках во время педпрактики.

Оформление конспекта урока. Существуют различные формы подготовки конспектов уроков. Наиболее традиционный – в общей тетради. Его преимущество – все конспекты уроков собраны вместе, недостаток – отсутствие возможности изменять или дополнять отдельные уроки или разделы при повторном их проведении в других классах. В данном случае мы рекомендуем оставлять чистой левую страницу тетради, чтобы потом использовать ее для заметок и изменений.

Более мобильным и удобным является выполнение конспекта урока на отдельных листах бумаги формата А4. Преимущество отдельных листов состоит в том, что при необходимости их легко можно заменить на новые, не вырывая из тетради и не переписывая удачные планы заново. Как и в тетрадях, на листах обязательно отводятся широкие, примерно в треть ширины страницы, поля для пометок.

 

Дискуссия. В некоторых западных учебных заведениях наличие у студентов ноутбука во время занятий является обязательным требованием. Это диктуется не только удобством, но и тем, что ряд образовательных задач уже невозможно решать без компьютера. Считаете ли вы необходимым построение учебного процесса по вашему курсу с помощью компьютеров?

 

Современной формой конспекта урока является его электронная версия, подготовленная на компьютере – персональном, ноутбуке или палмтопе. В сочетании с проекционной техникой такой конспект может использоваться для демонстрации ученикам необходимых фотографий, графиков, ключевых тезисов урока, презентаций по изучаемой теме.

Наиболее важные части урока записываются в конспекте дословно. Ведется нумерация этапов урока с поминутной разбивкой. Главные пункты урока выделяются цветом. Особым образом отмечается то, что ученики должны записать и зарисовать у себя в тетрадях. Желательно чертить в конспекте вид классной доски с расположением на ней схем, рисунков или формул так, как это предполагается делать на уроке.

Тщательно продумывается и описывается методика и техника демонстрационного эксперимента, использование компьютерных программ, Интернет-ресурсов, видеоматериалов, диапозитивов, наглядных пособий. Все демонстрации, даже самые простые, обязательно предварительно проводятся самим студентом-практикантом. В конспекте делаются соответствующие схемы и зарисовки.

В конспекте урока записываются тщательно продуманные формулировки вопросов и заданий учащимся, а также предполагаемые ответы на них и фамилии учащихся, которых планируется спросить. Решение всех задач, включая и предлагаемые на дом, также нужно привести в конспекте.

Домашнее задание на уроке в обязательном порядке поясняется, например, ученикам разъясняется, как именно нужно работать с параграфом учебника (составить план, ответить на вопросы, заполнить таблицу, составить рецензию и др.), какие методы применить при решении задач, на что обратить внимание, что прочитать дополнительно и т. д. Полезны индивидуальные задания творческого характера: подготовить сообщение, взять интервью, придумать схему, изготовить модель устройства, проделать и объяснить опыт, составить вопросы для одноклассников и др.

Подготовленный конспект урока представляется на просмотр учителю и утверждается методистом не позднее, чем за день до проведения занятия. Без утвержденного конспекта студент к проведению урока не допускается.

Студенты, проходящие педпрактику на выпускном курсе, вместо подробного конспекта урока могут составлять более короткий план урока, или план-конспект урока. Их отличие от конспекта – в отсутствии записей прямой речи студента-практиканта типа «Здравствуйте, садитесь», предполагаемых ответов учеников на заданные вопросы и других подробностей, которые сопровождают конспект урока. В то же время план урока включает все основные элементы, свойственные конспекту урока: цели, задачи, оборудование, поминутная разбивка этапов урока, основное содержание занятия, предполагаемые образовательные результаты учеников, формы их контроля и оценки.

Проведение и обсуждение уроков. При подготовке зачетных уроков и мероприятий студент обращается за помощью к учителям и методистам, посещает назначаемые ими консультации. Желательно пользоваться школьной библиотекой, материалами и книгами учебных кабинетов в школе и вузе (методической литературой, оборудованием, планами-конспектами уроков), ресурсами сети Интернет.

Урок проводится согласно разработанному плану и конспекту. Однако вполне возможно, а часто и необходимо внесение корректив по ходу урока. Так, одной из задач ситуативного обучения является умение учителя видеть и чувствовать специфику реально происходящего образовательного процесса и действовать адекватно ему, применяя именно те методы и приемы, которые соответствуют имеющимся условиям.

К таким коррективам относится изменение очередности этапов урока в зависимости от состояния учеников, особенностей класса. Например, если урок проводится рано утром и дети еще недостаточно бодрые, можно начать со спокойной самостоятельной работы, затем перейти к объяснению новой темы и организации дискуссии по обозначенной проблеме. В случае если предыдущим уроком была физкультура, ученики пришли в класс возбужденные, последовательность этапов урока может быть уже иной: сначала обсуждается учебная проблема, после небольшой дискуссии предлагается письменно изложить свои аргументы, затем учитель познакомит детей с взглядами ученых на рассматриваемую ими проблему.

Перечисленные примеры основаны на принципе природосообразности – ученикам первоначально предлагается деятельность, соответствующая их состоянию, затем – иная. Тем самым осуществляется «дыхание урока».

Таким образом, урок может быть построен вариативно и включать реально 3-4 этапа из запланированных в конспекте урока 5-7 возможных этапов.

В конце урока формулируются четкие выводы, подводится итог работы отдельных учащихся и всего класса. При необходимости выставляются отметки. На завершающую часть урока обязательно следует выделять время уже на стадии подготовки конспекта. В случае если студент не успевает выполнить те или иные запланированные этапы урока, их можно опустить, но завершающий, рефлексивный этап урока необходим всегда. Реальное занятие не всегда совпадает с намеченным. Поэтому итогом урока не обязательно может стать решение запланированной задачи, но и формулирование проблемы, решение которой еще предстоит.

С точки зрения личностной ориентации обучения полезно предоставить каждому ученику возможность осознать и оценить свои результатов на уроке. Можно сделать это одновременно, предложив всем ученикам письменно сформулировать краткие ответы на 2-3 заранее подготовленных вопроса. Последующий анализ ответов позволит студенту оценить общую результативность урока, скорректировать цели очередного занятия.

Во время проведения студентами зачетных уроков и внеурочных мероприятий все остальные практиканты, не занятые подобной работой, присутствуют на уроках и мероприятиях своих коллег. После проведения уроков организуется их обсуждение, которое протоколируется в отдельной тетради, хранящейся у старосты группы.

Первым в обсуждении выступает студент, проводивший урок. Он говорит о целях, которые ставил перед занятием, делает вывод об их достижении, отмечает наиболее удачные и проблемные моменты урока, их причины. Затем выступают присутствующие на занятии студенты. Они отмечают положительные стороны и недостатки урока, высказывают свои предложения. Обсуждение завершают учитель и методист. Они же при необходимости выставляют отметки за проведенный урок.

 

Дискуссия. Может ли студент, присутствующий на уроке своего коллеги, брать на себя активную роль: отвечать на вопросы учителя, выполнять задания для учеников?

 

Примерная схема анализа урока. Главной задачей анализа урока является установление результатов деятельности учителя (практиканта) и учащихся. Важно вскрыть не только недостатки урока, но и положительные стороны работы учителя (практиканта), выяснить, чему у него можно научиться.

При наблюдении урока записываются основные его эпизоды, затраченное на них время, мнения и замечания к ним. Это дает возможность более глубокого анализа урока.

Письменное оформление анализа урока и его обсуждение осуществляются с учетом следующих пунктов:

1. Общие сведения (дата, предмет, класс, Ф. И. О. учителя, тема урока).

2. Цель посещения урока.

3. Цели урока и их достижение.

4. Организация урока (своевременность начала и окончания урока, готовность учеников, оборудования и кабинета к уроку).

5. Обоснованность выбора типа урока, его структуры и содержания.

6. Эффективность используемых методов и приемов обучения. Методы изучения нового материала, закрепления, контроля, оценки знаний.

7. Наглядность на уроке. Использование демонстрационного и лабораторного эксперимента, ТСО, компьютера.

8. Деятельность учащихся (подготовка к уроку, активность, продуктивность, самостоятельная работа, дисциплина, интерес к уроку, отношение к учителю, культура труда и речи).

9. Деятельность учителя (умение «владеть» классом, организовать его работу, индивидуальный подход к учащимся, педагогический такт, выдержка, культура речи, дикция, ритм изложения, находчивость, юмор, мимика, жестикуляция, внешний вид).

10. Результаты урока (достижение цели, выполнение плана, замечания и пожелания практиканту).

Проведение внеурочных занятий. На ряде факультетов студенты получают не одну, а две-три смежные специальности. В этом случае и основные уроки, и внеурочные мероприятия проводятся как по одной, так и по другой специальности. Ведущая дисциплина определяет тему зачетного мероприятия. Внеурочная работа по смежной дисциплине ведется в меньшем объеме. Например, для студента по специальности «Физика и математика» зачетная внеурочная работа может быть следующего вида: проведение КВН по физике и выпуск тематической газеты по математике; для специальности «Математика и физика» – проведение математического вечера и изготовление наглядного пособия по физике.

 

Дискуссия. В чем принципиальная разница между урочным и внеурочным занятием?

 

Одна из задач внеурочных мероприятий – охватить как можно больше учащихся для их подготовки и проведения. Темы и сроки проведения внеурочных мероприятий определяются в первую неделю практики и сообщаются старосте группы для составления сводного плана работы группы. Этот план желательно составлять с расчетом, чтобы мероприятия были взаимосвязаны и проводились, например, в рамках недели английского языка.

План внеурочной работы по предмету предварительно согласовывается с учителями и методистами. При отборе мероприятий следует исходить из необходимости проведения студентами разнообразных форм организации занятий. Примеры внеурочных и внеклассных мероприятий по предмету: вечер занимательной физики, математическая эстафета, соревнования типа «Что? Где? Когда?», факультативное занятие, предметная олимпиада, конференция, викторина, экскурсия. К внеурочной работе по предмету относится оформление кабинетов, изготовление приборов, наглядных пособий, стендов, проведение кружковых занятий. Конспект внеурочного мероприятия оформляется аналогично конспекту урока.

Приведем фрагмент внеурочного мероприятия, проводимого студентами в школе во время недели поэзии.

Предмет: литература, 6 классы.

Форма занятия: «круглый стол».

Тема занятия: «творчество Пушкина, Лермонтова, Тютчева».

Для проведения занятия класс или ученики из нескольких классов делятся на три группы: первая группа – Пушкин, вторая – Лермонтов, третья – Тютчев.

Цель: каждая группа готовит необычное сообщение о поэте, которое затем представит во время «круглого стола». Основная задача – отразить специфику творчества своего поэта.

Внутри каждой группы возможно распределение учеников по видам деятельности: выпуск газеты, поход в библиотеку, анализ стихотворения поэта, сочинение подобного ему и т. п.

В процессе подготовки дети собирают материал о поэтах, думают, сочиняют, рисуют, выбирают форму подачи материала.

«Круглый стол» проводится по плану: 1) представление каждой группой своего поэта; 2) вопросы выступающей группе от остальных участников; 3) сравнительное обсуждение творчества поэтов. Ведет «круглый стол» учитель, работа затем оценивается учителем и детьми.

По результатам педагогической практики студент составляет отчет, в котором значительное место отводится анализу общедидактических результатов.

 

Date: 2015-09-03; view: 1109; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию