Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация педагогической практики





 

Во время обучения в педагогических вузах и колледжах студенты проходят педагогическую практику в образовательных учреждениях: школах, лицеях, гимназиях, а также летнюю практику в оздоровительных лагерях. Педагогическая практика имеет различные формы и виды, может проводиться на 4-м и 5-м курсах, или быть непрерывной на протяжении всего обучения в вузе.

Подчеркнем, что практика не бывает «пассивной», как иногда называют посещение школ студентами 1-3 курсов. Практика – это активное, деятельное освоение и преобразование действительности. Соответствующим образом должна организовываться и педагогическая практика, в ходе которой студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с учениками и освоения школьной действительности с позиций педагога.

 

Практика (отгреч. praktikos – деятельный, активный) – освоение и преобразование действительности.

 

Как правило, на последнем и предпоследнем курсах педпрактика предусматривает подготовку и проведение будущими учителями уроков и других форм занятий.

Студенты обычно направляются на практику в подшефные школы небольшими группами в 5-10 человек.

Студентам, проживающим вдали от своего вуза, разрешается проходить педпрактику в своем населенном пункте. Некоторые школы, в особенности сельские, присылают в педагогический вуз заявки на студентов-практикантов в надежде, что те после окончания учебы приедут к ним на постоянную работу. Бывает и так, что студент-практикант сразу выполняет функции учителя в такой школе, например, если в ней нет учителя по данному предмету.

Рассмотрим условия эффективной организации педагогической практики.

Установочная конференция. Педагогическая практика – комплексный процесс, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией. Это могут быть практические виды деятельности из области психологии, физиологии, социологии, педагогики, школоведения. Элементы дидактической деятельности встречаются уже во время педпрактики на 1-3 курсах, когда студенты проводят внеклассные мероприятия со школьниками, индивидуальные занятия с детьми, фрагменты уроков, и даже полноценные учебные занятия под руководством школьного педагога. На 4-5 курсах объем дидактической деятельности заметно увеличивается, во время педпрактики студенты проводят по 10-15 уроков, а также другие занятия со школьниками.

На 4 курсе практика студентов-предметников организуется, как правило, с учениками 5-9 классов, на 5-м курсе – со старшеклассниками. Студенты факультета начального образования и других специализированных факультетов проходят педпрактику в соответствующих классах и учебных заведениях.

На установочной конференции в вузе студенты знакомятся с задачами, содержанием и порядком прохождения педагогической практики.

Приведем пример основных задач педагогической практики студентов 4-го курса факультета предметной направленности (филологического, физико-математического и т. п.). За время практики (6 недель) им предлагается выполнить следующее:

¨ посетить и проанализировать не менее 15 уроков школьных учителей, работающих в закрепленном классе, а также занятия студентов, проходящих практику в этой же школе;

¨ самостоятельно провести не менее 10 учебных занятий со школьниками, например, 7 уроков русского языка и 3 занятия по литературе;

¨ провести внеурочное мероприятие по предмету, например, КВН по физике или викторину по математике;

¨ провести 1-3 мероприятия в качестве руководителя кружка, тьютора или классного руководителя (руководство творческой работой ученика; консультация заболевших и пропустивших уроки детей; изготовление с учениками наглядных пособий; выпуск газет или веб-страниц на школьном сайте; выступление на родительском собрании и т. п.);

¨ выполнить научно-методическую и опытно-экспериментальную работу по психолого-педагогическим дисциплинам, например, в рамках курсовой или дипломной работы;

¨ оформить отчетный материал по итогам педагогической практики: конспекты проведенных уроков и зачетных мероприятий; психолого-педагогический дневник; общий для всей группы студентов видеофильм, альбом или стенд;

¨ до начала практики студенты знакомятся с ее руководителями и методистами от вуза, графиком их посещения школ, делятся на группы, закрепляются за базовыми учебными заведениями;

¨ в организации педагогической практики кроме группового руководителя и методистов от педагогического вуза или колледжа участвуют администрация школ, учителя-предметники, классные руководители, к чьим классам прикрепляются студенты. Рассмотрим основные функции организаторов педпрактики.

Функции группового руководителя педагогической практики. Групповой руководитель назначается из числа кураторов, методистов, преподавателей специальных дисциплин вуза или наиболее квалифицированных и опытных учителей. Его основной задачей является организация и проведение педагогической практики студентов в определенной школе.

Групповой руководитель:

¨ устанавливает связь со школой, проводит инструктивно-методическую работу с ее педагогами, подготавливает администрацию, классных руководителей и учителей к приему студентов, обеспечивает их необходимыми памятками, инструкциями и консультациями;

¨ организует в первый день практики встречу администрации школы со студентами;

¨ организует и проводит установочную и итоговую конференции в школе;

¨ вместе с администрацией школы распределяет студентов по классам; просматривает и утверждает индивидуальные планы работы студентов и контролирует их выполнение, проверяет психолого-педагогические дневники, утверждает планы уроков студентов;

¨ контролирует деятельность методистов, старосты студенческой группы;

¨ организует посещение студентами уроков опытных учителей, а также взаимопосещение уроков студентов;

¨ посещает уроки, внеурочные мероприятия по предмету, внеучебные воспитательные мероприятия, проводимые студентами; руководит их обсуждением, подводит итоги обсуждения, выставляет отметки за каждый урок или внеурочное мероприятие;

¨ совместно с учителем консультирует практикантов при их подготовке к урокам и мероприятиям в назначенные дни и часы (составляется расписание консультаций);

¨ собирает у практикантов весь отчетный материал, совместно с учителями и методистами оценивает итоговую работу студентов;

¨ вместе со старостой группы представляет на факультетскую выставку во время конференции материал по педпрактике (изготовленные приборы, модели, фотоальбомы, стенды, образцовые конспекты уроков, дневники и др.);

¨ составляет отчет о педпрактике и вместе с отчетной документацией студентов сдает его факультетскому руководителю педагогической практики, выступает с отчетом на итоговой конференции по педпрактике или на заседании кафедры.

Функции методиста-предметника. Методист по специальности назначается из числа опытных преподавателей вуза или лучших учителей образовательных учреждений.

Методист- предметник:

¨ участвует в установочной и итоговой конференциях на факультете, на совещаниях в школе в начале и в конце педпрактики;

¨ принимает участие в планировании учебно-воспитательной работы студентов, организует семинары и методические совещания;

¨ проводит групповые и индивидуальные консультации со студентами по вопросам содержания и организации педпрактики;

¨ организует посещение практикантами уроков и внеурочных мероприятий по специальности, проводит их обсуждение и анализ;

¨ обеспечивает применение студентами разнообразных форм организации зачетных занятий, эффективных методов обучения, использование практикантами опыта учителей-новаторов;

¨ утверждает конспекты уроков студентов; посещает уроки, факультативные и внеклассные занятия по предмету с последующим обсуждением и оценкой;

¨ оказывает научно-методическую помощь учителям в проведении работы со студентами;

¨ принимает участие в оценке результатов педагогической практики студентов;

¨ после окончания педагогической практики представляет сведения по ее итогам групповому руководителю.

Функции учителя-предметника. Руководить педагогической практикой студентов предвыпускного и выпускного курсов поручается наиболее квалифицированным педагогам школ.

Учитель-предметник:

¨ участвует в установочной и итоговой конференциях по педпрактике;

¨ знакомит прикрепленных к нему студентов с планом своей учебно-воспитательной (образовательной) работы по предмету, проводит открытые уроки и внеурочные мероприятия, организует их обсуждение;

¨ оказывает методическую помощь студентам в планировании, подготовке и проведении уроков и внеурочных мероприятий по предмету; уделяет особое внимание использованию ими современных форм и методов обучения;

¨ знакомит студентов с оформлением и оборудованием кабинета; по согласованию с групповым руководителем дает студентам задания по изготовлению приборов, наглядных пособий, газет и т. п.;

¨ способствует применению студентами разнообразных форм организации учебных занятий (видеоуроки, семинары, лабораторные работы, экскурсии, конференции и др.), эффективных методов обучения (деловые игры, ученическое рецензирование, использование ТСО, компьютеров, сети Интернет, демонстрационных опытов и др.);

¨ не позднее, чем за два дня до проведения студентами их урока (мероприятия) просматривает и подписывает его конспект; без проверенного и утвержденного конспекта студент до урока не допускается;

¨ дает характеристику деятельности студентов и оценку их учебно-воспитательной работы.

Функции администрации базового образовательного учреждения. В качестве базового образовательного учреждения для организации педагогической практики отбираются общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, учреждения дополнительного образования, имеющие необходимую материальную базу, высокие показатели в учебно-воспитательной работе и активно реализующие современные достижения педагогической науки.

В руководстве педагогической практикой студентов сотрудники образовательного учреждения принимают следующее участие.

Директор (заместитель по учебной работе):

¨ обеспечивает условия для проведения педпрактики, проводит инструктивную работу с педагогическим коллективом, обслуживающим персоналом и учащимися;

¨ выделяет один из кабинетов для методической работы со студентами; предоставляет практикантам возможность использовать для их работы материально-техническую базу образовательного учреждения;

¨ встречает студентов в первый день педпрактики, знакомит их со структурой школы, ее задачами и традициями, с постановкой учебно-воспитательной работы, составом педагогов, школьной документацией, учебно-материальной базой, работой педагогического совета, методических объединений, родительского комитета;

¨ совместно с групповым руководителем педпрактики распределяет студентов по классам;

¨ проводит совещания с участием студентов, методистов, учителей, классных руководителей в начале и в конце педпрактики;

¨ посещает (выборочно) уроки и внеурочные занятия практикантов и принимает участие в их обсуждении; участвует в оценке работы студентов;

¨ содействует проведению студентами научно-педагогических исследований.

Заместитель директора по воспитательной работе:

¨ знакомит студентов с планом воспитательной работы образовательного учреждения;

¨ помогает студентам в планировании и проведении внеклассных, внешкольных и общешкольных мероприятий;

¨ помогает классным руководителям в организации и проведении их работы со студентами;

¨ посещает (выборочно) внеклассные и внешкольные мероприятия, проводимые студентами;

¨ участвует в совещаниях, проводимых в начале и в конце педпрактики.

Классный руководитель:

¨ знакомит студентов с составом учащихся класса, с их личными делами, дневниками достижений, диагностическими картами, успеваемостью, посещаемостью, поведением, с основными воспитательными задачами и планом своей работы;

¨ помогает студентам намечать воспитательные задачи, консультирует их при составлении индивидуального плана воспитательной работы, утверждает и контролирует выполнение этого плана;

¨ дает конкретные задания студентам по проведению текущей воспитательной работы с учащимися;

¨ присутствует на внеклассных и внешкольных мероприятиях, проводимых студентами, участвует в их обсуждении;

¨ оказывает помощь студентам в выполнении творческих самостоятельных работ исследовательского характера;

¨ дает характеристику деятельности студентов, оценивает их воспитательную работу;

¨ участвует в совещаниях по педагогической практике;

¨ вносит предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов.

Функции старосты студенческой группы. Староста группы студентов, проходящих практику в школе:

1) осуществляет общую организацию педагогической практики: передает студентам и работникам школы необходимые инструктивные материалы, информирует их о предстоящих конференциях, совещаниях, консультациях; выполняет распоряжения руководителей практики;

2) в первую неделю педпрактики передает факультетскому и групповому руководителям следующие сведения:

¨ адрес школы, телефон директора и учительской;

¨ расписание звонков в 1-ю и 2-ю смену;

¨ расписание уроков студентов по схеме.

¨ даты и время проведения студентами внеурочных мероприятий, темы этих мероприятий;

3) обеспечивает ведение журнала группы, в котором записываются:

¨ расписание уроков и внеурочных мероприятий студентов;

¨ учет посещаемости студентов;

¨ протоколы обсуждения уроков и внеурочных мероприятий (при отсутствии старосты ведение протокола поручается другому студенту);

4) организует работу по подготовке и сбору материалов для факультетской выставки или институтского веб-сайта по итогам педпрактики (фотомонтаж, стенд или альбом, отражающий деятельность студентов в школе, самодельные приборы, наглядные пособия, стенгазеты, таблицы, лучшие конспекты уроков, психолого-педагогические дневники, рефераты по НИРС и т. д.), обеспечивает доставку этих материалов на итоговую конференцию;

5) участвует в обсуждении результатов педпрактики в школе и вузе.

 

№ п/п Ф.И.О Класс Номер урока, название предмета
      пн вт ср чт пт сб
  Иванов И. Н. 7 «Б» 3. Литература          
                 

 

Итоги педагогической практики. В завершающие дни педпрактики в школе проводится итоговая конференция, на которой студенты отчитываются о проделанной работе, высказывают свои замечания и пожелания представителям вуза и школы. Учителя и методисты дают оценку работе студентов. В ряде случаев эта оценка выражается не только качественной характеристикой, но и отметкой в баллах.

В трехдневный срок после окончания педпрактики студенты сдают всю отчетную документацию методисту или руководителю группы. Например, на предвыпускном курсе практиканты сдают:

1) отчет о проведенной работе;

2) психолого-педагогический дневник;

3) конспект одного проведенного урока с приложениями к нему;

4) конспект одного из проведенных внеучебных воспитательных мероприятий;

5) психолого-педагогическую характеристику личности ученика или психолого-педагогический анализ урока (внеурочного мероприятия);

6) материалы по проведенной научно-методической работе;

7) подготовленный вместе с остальными студентами группы общий отчет по педпрактике в школе.

Не позднее, чем через 2 недели после окончания педагогической практики проводится заключительная конференция на факультете. Ее цель – проанализировать и обобщить результаты педагогической практики, отметить успехи и недостатки в ее подготовке и организации. От каждой школы выделяется докладчик, как правило, староста группы, который излагает обобщенные результаты работы. Во время итоговой конференции организуется выставка работ, изготовленных студентами и школьниками, лучших конспектов уроков и внеурочных мероприятий, стенгазет и др. По итогам педагогической практики студентам выставляется дифференцированный зачет (отметка) в зачетную книжку.

Date: 2015-09-03; view: 1297; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию