Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические задачи





1. Прокомментируйте следующие утверждения Е.И. Пассова:

· «Грамматическим урок является только по материалу, по духу же он – речевой, как и «лексический», как и все другие». [17, с. 86].

· «Все правила-инструкции в сумме не должны составлять полный свод знаний о данном грамматическом явлении» [там же, с. 90].

 

2. Как бы Вы прокомментировали следующие высказывания немецких дидактов:

· „Wie verschlungen die Grammatik des Deutschen auch immer sein mag: Man kann sie licht zeigen, durchsichtig.

Durchsichtig, vertrauenswürdig erscheint sie, wenn mindestens vier Komponenten zusammenkommen: die an der kommunikativen Wirklichkeit orientierte Auswahl des Lernpensums; seine vernünftige Gewichtung, die klare Betonung der Regeln gegenüber den Ausnahmen, und: es muss die wirkliche Grammatik des heutigen Deutsch sein.

Durchsichtig sollten dann auch das Programm und seine Stufung sein, die Formulierung der Aufgaben und Übungen. Dann – bei so viel Transparenz – ist es wahrscheinlich, dass der für das Sprachelernen unerlässliche „Sprachverstand“ aufwacht und mit Vergnügen mitarbeitet“ [29, с. 133].

„Das Ziel einer Grammasequenz ist „zwar nicht, dass die Schüler den jeweiligen Stoff makellos beherrschen. Aber sie müssen unbedingt genügend Material und Zeit haben, eine Regel zu begreifen und handfeste Erfahrung mit ihrer Anwendung zu sammeln. Der Unterricht wird dann immer wieder einmal auf dieses Grammatikthema zurückkommen“ [там же, с. 135].

3. Ознакомьтесь с перечнем грамматических упражнений, предлагаемых авторами пособия «Настольная книга преподавателя ИЯ», и классифицируйте их в таблице.

Таблица 6-Упражнения для формирования иноязычных грамматических навыков

Продуктивные ГН Рецептивные ГН
Имитационные упражнения Подстановочные упражнения Трансформационные упражнения Упражнения игрового характера Дифференцировочные упражнения Подстановочные упражнения Трансформационные упражнения
             

 

· Скажите, что вы делали то же, что и диктор (если это соответствует действительности).

· Выразите ту же мысль иначе.

· Расскажите о том, что вы не сделали вчера, но сделали сегодня.

· Повторите предложение несколько раз, произнося его каждый раз всё тише и тише.

· Установите, что изменилось в помещении, во дворе, в городе. (Используйте два рисунка, изображающие одно и то же помещение, но отличающиеся некоторыми деталями).

· Прослушайте пары предложений и скажите, чем они отличаются.

· Представьте обобщённо формы в виде схем-моделей.

· Составьте несколько разных предложений, используя одни и те же слова.

· Прочтите предложения, расширьте их за счёт слов, данных в скобках.

· Укажите возможные способы перевода предложений.

· Подтвердите, что высказывание вашего собеседника соответствует действительности.

· Повторите для того, кто вас не расслышал.

· Изучите содержание подстановочной таблицы и скажите, где (когда), при каких обстоятельствах произошло событие.

· Опровергните высказывания и дополните их.

· Сделайте вывод из того, что вам сказали, и выразите удивление.

· Нарисуйте квартал города (дом, квартиру, комнату) и предположите, кто в нём будет жить.

· Зарифмуйте предложения, фразы.

· Расшифруйте телеграммы.

· Постарайтесь прочитать мысли друг друга. (Один играющий начинает предложение, другие заканчивают его).

· Укажите признаки, с помощью которых можно узнать … в тексте (предложении).

· Распределите грамматические упражнения по группам.

· Составьте предложения, подбирая их части в правой и левой колонках.

· Сократите сложные предложения, опуская придаточные.

4. Решите следующие практические задачи обучения грамматике немецкого языка.

4.1 Проанализируйте следующие упражнения и определите тип каждого из них.

· Setzen wir die Verben in der richtigen Form ein.

· Nennt die Grundformen der Verben.

· Lest die Aussagen. Sagt es anderes.

· Vollendet die Aussagen.

· Wir lesen und sagen: Wie wird es diesen Sommer sein? (Бим И.Л. и др. Deutsch, Klasse 7, S. 133, Üb. 6.).

· Wir lesen den Satzanfang und vollenden die Sätze (там же, S. 134, Üb. 9a.).

· Ein Junge erzählt über sein Dorf. Berichtet, was er sagt. Gebraucht dass-Sätze.

· Erzählt noch, was die Kinder sagen und fragen. Beginnt so: Lutz sagt, dass….

· Wir spielen „Immerklug und K“. Immerklug sagt: „Das ist eine Post“. Was sagt Frau Nein? (Бим И.Л. и др. Deutsch, Klasse 5, S 104, Üb 7).

· Was können wir uns in Jorgs Zimmer sehen? Wo steht/liegt/hängt was? (Бим И.Л. и др. Deutsch, Klasse 6, S. 129, Üb 1b).

· Erinnert euch: Wie hat die kleine Hexe hexen gelernt? (Бим И.Л. и др. Deutsch, Klasse 6, S. 70, Üb 6b) [4, с.105].

4.2 Проанализируйте и определите виды следующих упражнений:

· Составьте как можно больше упражнений. (Слова даны в 4 столбика: подлежащее – модальные глаголы в начальной форме – обстоятельство – глаголы в инфинитиве).

· Sagt, ob es stimmt.

· Wir lesen, was im Sommer sein wird. Setzt bitte das Verb „werden“ in richtiger Form ein.

· Beantwortet die Fragen nach dem Muster.

· Immerklug spricht mit Frau Nein. Er zeigt ihr Fotos (Бим И.Л. и др. Deutsch, Klasse 5, S. 105, Üb 7.).

· Jeder zeigt, was er hat. Ich habe einen Bluschtift. Und du?

· Könnt ihr die Geheimschrift entziffern? (Бим И.Л. и др. Deutsch, Klasse 5, S. 232, Üb 5) [там же, с. 105-106].

 

4.3 Проанализируйте комплекс упражнений для активизации предлогов с двойным управлением (Dativ – Akkusativ) в учебнике немецкого языка для 6 класса (Бим И.Л. и др. Deutsch, Klasse 6, S. 129). Какие типы и виды упражнений использованы авторами? [там же, с. 106].

4.4 Сравните технологию работы над грамматической темой Perfekt в учебниках немецкого языка для 5 и 6 классов. Чем различаются эти технологии? Почему? (Бим И.Л. и др. Deutsch, Klasse 5, S. 218; Deutsch, Klasse 6, S. 66). Определите трудности усвоения формы. Как учитываются эти трудности в данных учебниках? [там же, с. 106].

4.5 Проанализируйте фрагмент урока, посвященный активизации Perfekt в 6 классе. В чём состоят недостатки этого упражнения?

L.: Ich sage die Sätze im Präsens, und ihr sagt sie im Perfekt. Ich schreibe oft Briefe an meinen Freund.

Sch. 1: Ich habe oft Briefe an meinen Freund geschrieben.

L.: Er liest im Sommer viel.

Sch.2: Er hat im Sommer viel gelesen. И т.д.

Как вы думаете, много ли будет ошибок в речи учащихся? Почему? Как надо изменить формулировку задания, чтобы упражнение было ситуативным? Что нужно сделать, чтобы учащиеся допускали как можно меньше ошибок? [27, с. 122]

4.6 Проанализируйте фрагмент урока, посвященный активизации отрицательного местоимения kein в 5 классе. Какую методическую ошибку допустил учитель?

· Учитель напоминает ученикам о том, что в немецком языке они уже познакомились с отрицанием nicht, и просит учащихся привести примеры с этим отрицанием.

· Учитель говорит, что в немецком языке есть ещё одна возможность выразить отрицание, и просит учеников прочитать грамматическую памятку в учебнике.

· Учитель предлагает упражнение: Setzt in den folgenden Sätzen “kein” oder “nicht” ein.

 

4.7 Проанализируйте систему работы по активизации kein и nicht, предложенную в учебнике. (Бим И.Л. и др. Deutsch, Klasse 5, S. 105).

В чём состоит основное отличие данной системы от фрагмента урока, описанного в предыдущем задании? [там же, с. 107].

4.8 Какое из приведённых ниже упражнений для активизации Präsens в 5 классе больше соответствует условиям, характерным для реального общения?

А

L.: Проспрягайте хором глагол lernen в Präsens в составе предложения: Ich lerne gern Deutsch.

Sch.: Ich lerne gern Deutsch.

Du lernst gern Deutsch.

Er, sie, es lernt gern Deutsch.

Б

L.: Спроси у своего товарища, нравится ли ему учить немецкий, а потом мне об этом. Я спрошу сейчас у Веры, а потом скажу вам. Wera, lernst du gern Deutsch?

W.: Ja, ich lerne gern Deutsch.

L.: Kinder, Wera lernt gern Deutsch.

Учащиеся спрашивают друг у друга вполголоса, работая парами, затем сообщают учителю.

L.: Das ist sehr gut. Alle lernen gern Deutsch [27, с. 119].

4.9 Разработайте фрагмент урока, посвященный активизации инфинитивного оборота um…zu + Infinitiv в 5 классе. (Бим И.Л. и др. Deutsch, Klasse 5, S. 208) [там же, с. 107].

4.10 Разработайте фрагмент урока, посвященный активизации и введению придаточных предложений причины в 7 классе для учащихся со слабой языковой подготовкой. (Бим И.Л. и др. Deutsch, Klasse 7, S. 135) [там же, с. 107].

5 Ознакомьтесь с играми и упражнениями занимательного характера, предлагаемыми отечественными и немецкими дидактами. Определите их цели и этап обучения для их возможного применения на уроках немецкого языка в средней общеобразовательной школе.

· Ход игры: образуются две команды. Одна команда придумывает предложения с заданным модальным глаголом. Другая команда должна отгадать это предложение. С этой целью задаются вопросы типа: Можете ли вы …? Должны ли вы …? Затем это задание выполняет вторая команда, и игра продолжается [13, с. 202].

· Изображение действия.

Ход игры: играющие образуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое или пантомимическое), другой должен прокомментировать его, употребляя изученные глаголы [там же, с. 203].

· Игра в мяч.

Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнёру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнёру из первой команды и называет своё предложение, опуская глагол, и т.д. За каждую ошибку начисляется штрафное очко. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество штрафных очков [там же, с. 203].

 

· Кубики.

Ход игры: для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением предметов и животных. Обучаемые делятся на две команды. Участники по очереди выходят к столу, подбрасывают кубик и называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету картинки на одной из граней кубика. За каждое правильно придуманное предложение команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков [там же, с. 203].

 

· Подарки.

Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два ряда слов: 1) наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием и составит предложения без ошибок [там же, с. 203].

 

· Уикенд.

По рисункам определите, чем занимался человек в течение уикенда. (На рисунках изображены проездные билеты, карта местности, предметы туристического снаряжения, чеки на купленные предметы) [там же, с. 207].

 

· Не делайте этого!

Используйте серию рисунков, сделайте как можно больше замечаний от имени смотрителя парка посетителям, которые совершают неправильные поступки [там же, с. 208].

 

· Кто сделал открытие?

Соотнесите приведённые фамилии известных людей с изображениями на рисунках и расскажите о каждом из этих людей, употребляя предложения типа «Это тот, кто…» [там же, с. 209].

 

· Сделаем – делаем – сделали.

Скажите, что сделал, делает или собирается сделать каждый из персонажей, изображённых на рисунке, употребите при этом указанные глаголы [там же, с. 210].

· Präpositionenverwechsler

Hier steht einiges auf (oder unter?) dem Kopf. Berichtige!

- Die Blumenvase steht normalerweise unter dem Tisch.

- Kaffee trinkt man gewöhnlich hinter Tassen.

- Hast du dich schon einmal auf der Arbeit gedrückt?

- Das Auto zwischen der Nebenstraße stieß vor dem Radfahrer zusammen usw.

Varianten:

Die Präpositionen können weggelassen werden, die Lernenden bearbeiten den Lückentext. Die Lernenden denken sich die Sätze mit falschen Präpositionen aus und stellen sie der Klasse als Korrekturaufgabe [28, с. 114-115].

· Wer – wen?

Der Spielleiter schreibt ca. 20 Substantive und 10 transitive Verben an die Tafel. Die Spieler kombinieren Sätze nach dem Model Subjekt – Verb – Objekt und möglichst viele „Umkehrsätze“. Sieger ist, wer die meisten findet.

Beispiel: Herr Müller grüßt die Nachbarin.

Die Nachbarin grüßt Herrn Müller.

Der Hund bellt einen Spaziergänger an.

(Umkehrung ist unmöglich!)

 

Varianten:

Die Spieler schreiben das Wortmaterial an. Mündliche Durchführung: Ein Spieler wirft einem anderen einen Ball zu, der nennt einen Satz und gibt den Ball weiter. Der nächste muss entscheiden, ob die Umkehrung möglich ist, nennt sie, gibt den Ball weiter usw. [там же, с. 115].

 

· Kaum zu glauben!

Merkwürdige Sachen sind hier passiert. Setze die Kommas an die richtige Stelle, und alles kommt in Ordnung!

Elke rannte zum Sportplatz im Hemd, den Zettel mit der Nachricht aufbewahrend im Sinn, den geliebten Freund auf dem Butterbrot, Erdbeerkonfitüre im Haar, ein Band aus Samt durch die Nase, tief die würzige Luft atmend [там же, с. 117].

 

· Scherzhafte Konjugation

Die folgenden Substantive lassen sich konjugieren! Die Orthographie spielt dabei keine Rolle.

Versuche es:

Beispiel: Seerosen Rettich

Ich seh Rosen Ich rett dich

Du siehst Rosen… Du rettest dich…

 

Weinsäure, Lachgas, Raubritter, Hebebühne, Trinkwasser, Knackwürste, Waschfrauen, Faltboote [там же, с. 117-118].

 

· Poetische Versuche

Baue kleine Texte, indem du die Verben lieben, gehen, sein konjugierst! Finde Überschriften!

Beispiel: Eifersucht

Du gehst aus.

Er geht mit.

Ich gehe hoch.

Verzweiflung

Du gehst fort.

Ich gehe kaputt.

Ich bin!

Wer bist du?

Bist du…?

Bist du vielleicht…?

Oder bist du gar…?

Und was bin ich?

Bin ich…?

Bin ich…?

Ach was, ich bin! [там же, с. 118-119].

 

· Grammatik – Umsetzung im Rollenspiel

Ihre Rolle bitte

a) 40 jähriges Arbeitsjubiläum, Sekt, die Kollegen loben den Jubilar.

b) Drei junge Abenteuer kommen von der Sahara zurück und erzählen phantastische Geschichten. Keiner glaubt ihnen.

c) Zwei Politiker treffen sich im Gefängnis. Was war davor?

d) Der Hausbesitzer kündigt seinen Meistern. Was war davor?

e) Diamantene Hochzeit (60 Jahre). Kinder und Enkel loben die Großeltern.

Grammatisches Thema: Perfekt. Die Aufgaben sind so angelegt, dass sie Unterhaltungen über Vergangenes provozieren. Die Benutzung der Prätetitumsform wäre in den angegebenen Situationen nicht üblich [29, с. 168].

Date: 2015-09-03; view: 890; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию