Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Грамматическая компетенция





Под грамматической компетенцией понимается знание грамматических элементов языка и умение их использовать в речи.

Формально грамматику конкретного языка можно рассматривать как совокупность правил, позволяющих составлять иные упорядоченные цепочки элементов, то есть строить предложения. Грамматическая компетенция включает способность понимать и выражать определенный смысл, оформляя его в виде фраз и предложений, построенных по правилам данного языка (в отличие от механического воспроизведения доступных образцов)… [16, с. 107-108].

Разработана шкала уровней, иллюстрирующая грамматическую правильность речи. Её необходимо рассматривать совместно с общей шкалой владения языковыми средствами. Следует отметить невозможность разработки единой шкалы для определения уровня владения учащимися грамматическим строем всех существующих языков [там же, c. 108].

 

Таблица 5 - Грамматическая правильность речи

 

С2 Стабильно высокий уровень грамматической правильности сложной речи, даже если моё внимание сосредоточено на чём-то другом (например, планирование дальнейшего высказывания, наблюдение за реакцией собеседников).
С1 Стабильно высокий уровень грамматической правильности речи: ошибки допускаются редко.
В2 Хороший уровень контроля: допускаю немногочисленные ошибки и незначительные неточности в построении предложений, которые сам могу исправить.
Относительно высокий уровень грамматической правильности. Не допускаю ошибки, искажающие смысл высказывания.
В1 Достаточно грамотная речь в знакомых ситуациях общения. Заметное влияние родного языка. Ошибки допускаются, но общий смысл высказывания понятен.
Достаточно грамотное употребление определённого числа стандартных конструкций, связанных с наиболее предсказуемыми ситуациями.
А2 Правильно использую простые грамматические конструкции, однако систематически допускаю типичные ошибки (например, путаю времена, неправильно оформляю согласование), тем не менее общий смысл высказывания обычно ясен.
А1 Умею пользоваться ограниченным числом простейших заученных конструкций и моделей предложений.

[там же, с. 109]

Умение строить предложения для выражения определенного смысла является важнейшей составляющей коммуникативной компетенции, поэтому грамматической компетенции уделяется большое внимание при планировании и реализации учебного процесса и разработке тестов. Работа над развитием грамматической компетенции включает отбор, упорядочение и постепенное изложение и отработку нового материала, начиная с коротких простейших предложений и заканчивая сложными распространёнными предложениями. Это не означает, что на начальном этапе нельзя изучать сложный аналитический материал, например, устойчивые формулы (т.е. лексические единицы), устойчивые обороты или слова популярной песни.

Сложность не является единственным параметром, который необходимо принимать во внимание.

· Следует учитывать коммуникативную функцию грамматических категорий (их способность выражать общие понятия).

· Большое значение имеет сравнительно - сопоставительное изучение грамматических явлений родного и иностранного языка. Так, порядок слов в придаточных предложениях немецкого языка вызывает у голландцев меньше сложностей, чем у англичан и французов. В то же время говорящие на родственных языках (немецкий/голландский, чешский/словацкий) склонны к автоматическому дословному переводу.

· При работе с аутентичными устными и письменными текстами, пусть даже обработанными по степени грамматической сложности, учащиеся могут сталкиваться с новыми структурами и категориями, не являющимися базовыми для данного этапа обучения. Способные учащиеся вполне могут начать активно их использовать в речи и с опережением, ещё не овладев другими, более простыми структурами и категориями.

· При планировании процесса изучения неродного языка можно также учитывать «естественный порядок» овладения грамматикой родного языка [там же, с. 142-143].

Способы развития грамматической компетенции учащихся:

а) индуктивный – ознакомление с новым грамматическим материалом, встречающимся в аутентичных текстах;

б) индуктивный – демонстрация формы, функции и значения новых грамматических элементов, категорий, классов, правил и т.д. на примере специально составленных текстов;

в) см. б), в сочетании с объяснениями учителя и выполнением упражнений;

г) предъявление учащимся формальной парадигмы, таблицы форм спряжения, склонения и т.д. с последующим объяснением преподавателя (при этом используется специальная терминология на изучаемом или родном языке) и выполнением упражнений;

д) толкование нового материала самими учащимися с помощью преподавателя, который в случае необходимости вносит поправки, даёт разъяснения и т.д.

 

Некоторые типы упражнений:

а) заполнение пробелов;

б) выбор предложений по заданной модели;

в) выбор правильного варианта;

г) подстановочные упражнения;

д) построение сложного предложения из простых;

е) перевод предложений с родного на изучаемый язык;

ж) отработка определённых структур по форме «вопрос – ответ»;

з) грамматически ориентированные упражнения по развитию речи [там же, с. 142-143].

 

2. Изучите материал в пособии А.В. Щепиловой на с. 198-202 и скажите:

· На каких принципах осуществляется обучение грамматике в рамках коммуникативно-когнитивного подхода?

· Почему при обучении грамматической стороне речи на ИЯ 2 следует уделять особое внимание этапу концептуализации?

· На каком этапе обучения ИЯ 2 следует использовать проблемно-поисковую технологию при ознакомлении с новым грамматическим материалом?

· Как вы понимаете утверждение А.В. Щепиловой о том, что грамматическим явлениям ИЯ 2 нужно обучать ускоренно?

· На каком этапе формирования грамматических навыков полезно совместное «проговаривание» вслух ментальных операций: выбор нужного грамматического явления, последовательность операций по образованию правильной формы, самоконтроль?

· Почему в практике обучения ИЯ 2 количество тренировочных упражнений может быть невелико по сравнению с процессом овладения ИЯ 1?

 

3. Внимательно изучите статью К.И. Грибановой и найдите в ней ответы на следующие вопросы:

· Как трактуется грамматическая иноязычная компетенция?

· Какое место в ней занимают знания и какую роль они выполняют?

· Каково отношение к правилам в личностной парадигме образования?

· От каких факторов зависит качество грамматической компетенции?

· Как должен быть организован процесс усвоения знаний при обучении ИЯ? Почему?

· Какова роль приёмов мнемотехники (рисунки, схемы) при овладении грамматическими знаниями?

· Как вы бы ответили на вопрос о названии статьи «Персональная» грамматическая компетенция: миф или реальность?»

 

4. Продолжите высказывания, изучив статью А.А. Тетеревой:

· Теоретической основой предлагаемой автором технологии формирования грамматических навыков у младших школьников является…

· Процесс формирования грамматических навыков у младших школьников включает ряд этапов…

· Каждый этап имеет определённую цель…

· Средства наглядности используются…

· Механизм рефлексии задействован на…

· Грамматическое правило формулируется…

· На этапах тренировки и применения предлагаются следующие упражнения…

 

5. Найдите в статье Л.Л. Никитиной ответы на следующие вопросы:

· Почему автор разработал собственную технологию формирования грамматического навыка употребления разных типов вопроса английского языка?

· Какое средство помогает учащимся осознать структуру вопросов различных типов?

· Какими действиями должен овладеть учащийся при работе с таблицами?

· Какими упражнениями представлен комплекс, используемый в качестве дополнительного тренировочного материала?

· Как организован завершающий этап работы по формированию грамматических навыков?

· Для чего предлагается использовать сигнальные карты?

· В чём проявляются активность и сознательность учащихся?

 

6. Изучите статьи К.А. Кулпиной и А.Н. Пискарёвой и скажите:

· Для какого контингента учащихся предлагаются специфические приёмы формирования грамматических навыков?

· С какой целью используются особые приёмы работы над грамматикой?

· Как реализуется принцип сознательности?

· Какие из предложенных приёмов возможно применить в обычном классе?

· Прокомментируйте представленный Т.А. Кулпиной ход урока в аспекте коррекции каналов восприятия.

 

7. Изучите статью Н.Э. Гороховой и выполните следующие задания:

· Дайте определения ключевым понятиям.

· Определите преимущества чувственно - наглядного преподнесения материала.

· Докажите эффективность использования жестов в обучении грамматике.

· Перечислите условия эффективности использования опорных сигналов.

8. Какие требования предъявляются к грамматически направленным упражнениям в свете теории когнитивизма? Как их объяснить? Найдите ответы в статье И.Я. Ситнова.

9. Почему В.П. Белогрудова рассматривает модельный текст как средство реализации целостного подхода к обучению ИЯ?

10. Прокомментируйте точку зрения Ю.Л. Жупановой о формировании грамматических навыков на основе поэтического текста.

11. Охарактеризуйте специфику периодов обучения грамматике немецкого языка в средней школе, изучив статью Е.В. Шуман.

12. Какие приёмы интенсивной методики предлагает использовать Г.А. Шатерник для преодоления специфических трудностей при овладении грамматикой немецкого языка?

13. Подготовьте реферат на тему: «Использование занимательности при формировании и совершенствовании грамматических навыков немецкого языка». Используйте для этого статьи В.П. Белогрудовой, Т.В. Котляровой, М.И. Кирилловой, И. А. Мишакиной, М.Д. Поспеловой.

14. Осветите некоторые аспекты истории вопроса формирования грамматических навыков на основе статей А.А. Миролюбова и М.Г. Аранович.

Скажите:

· Какую проблему в методике обучения ИЯ пытается разрешить А.А. Миролюбов?

· Какие принципы для отбора грамматических явлений многозначной формы или конструкции предлагает автор? Насколько они учитываются в современной методике обучения ИЯ?

· Почему проблема, которой была посвящена статья М.Г. Аранович в 1958 г., актуальна и сегодня?

· На каких принципах основано формирование грамматического навыка употребления неопределённо-личного местоимения «man», предложенное М.Г. Аранович? Насколько современен этот подход? Сравните его с рекомендациями Е.И. Пассова в его пособии «Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков» [18, с. 71-74].

Date: 2015-09-03; view: 5021; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию