Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Строительный курсПрактическое участие в строительстве (на реальной строительной площадке) и свободное творческое участие в строительном процессе (на экспериментальной площадке Баухауза) для особо проявивших себя учащихся Баухауза»'00. Одновременно с определением содержания образования складывалась и структура учебного процесса. Она окончательно определяется к 1923 году и наглядно продемонстрирована на диаграмме, которая в историю художественной педагогики вошла под названием «Круг Баухауза». Он впервые был опубликован в каталоге Баухауза (Staatliches Bauhaus Weimar 1919-1923. Miinchen-Weimar. 1923): Внешний ее круг представляет собой вводный курс (1/2 года), первичное изучение форм, знакомство с материалами в мастерских вводного курса. Второй круг (второй и третий круг - 3 года): натурные штудии, материаловедение, курс пространство-цвет-композиция, конструирование и изображение, материалы и способы их обработки. Третий круг: классы дерева, металла, текстиля, живописи, стекла, керамики, камня. Центр круга: инженерно-строительный курс, проектная мастерская, опытно-экспериментальная мастерская, стройплощадка, строительство. «Круг Баухауза». 1923 Так, к 1923 году основные цели и задачи были сформулированы, структура учебного процесса обозначена, содержание и этапы обучения определены. Настоящие документы свидетельствуют о начале нового периода в истории Баухауза - периода консолидации или, по нашему определению, периода стабильности и расцвета, который продолжался до 1928 года. Интересно в этой связи проследить смену в формулировках целей обучения: Программа 1919: «Баухауз хочет воспитывать из архитекторов, живописцев и скульпторов всех степеней - в зависимости от их способностей прилежных ремесленников или самостоятельно работающих художников и основать трудовое сообщество ведущих мастеров и подмастерьев»; Die Satzungen des Staatlichen Bauhauses zu Weimar. 1921, in: Wingler. S. 55. 64 Устав 1921 года: «Баухауз стремится дать образование художественно одаренным людям и воспитать из них творчески и образно мыслящих ремесленников, скульпторов, художников, архитекторов»; Объявление 1925 года: «Цель: дать образование художественно одаренным людям в области творческого формообразования для профессиональной сферы ремесла, промышленности и строительной специальности»; Учебный план 1925 года: «Цель Баухауза - духовное, ремесленное и техническое образование творчески одаренных людей, во-первых, чтобы они могли заниматься, прежде всего, строительным проектированием, во-вторых - практической экспериментальной работой в области строительства, а также созданием образцов для промышленного и кустарного производства»101. В отличие от пафоса программы основания последующие заявления становятся более реалистичными и соотнесенными с конкретным моментом в развитии института. На первый план выходит идея создания конкретных проектов и предметов, необходимых для жизни. На смену экспрессионистическим тенденциям раннего Баухауза приходят конструктивно-технические требования промышленного производства. По сравнению с Веймаром структура Баухауза в Дессау практически не изменилась. Появилась лишь определенная тенденция к разделению обучения. Об этом говорит тот факт, что к зимнему семестру 1924/1925 года пропедевтический курс продлевается с одного семестра до двух, и с этого момента получает название «Основного курса по формообразованию». Уже в учебном плане 1925-1926 года обучение разделяется на две равные части: основной курс практического обучения и основной курс формообразования. 65 «1. Основной практический курс: Работа с различными материалами и инструментами. Изобретение и конструирование предметов потребления в специальных мастерских основного отделения. Подготовка собственного проекта и его расчет с точки зрения материала, экономии и техники. Общее обсуждение планов. Самостоятельное руководство проектами. Общая оценка готовой работы относительно выразительности, функциональности, повышения свойств, улучшения возможностей применения в зависимости от формы (размер, материя, цвет), материала (масса, ценность), экономии (затраты, действия), техники (конструкция, изготовление). Сбор и систематизация результатов исследований работы с различными материалами. Руководсгво мастерскими и предприятиями. Проектирование и техническое рисование в качестве введения в специальное рисование основного курса. II. Основной курс формообразования: Теоретические и практические упражнения: анализ элементов формы (ориентация, обозначение, терминология); органические и целенаправленные взаимосвязи (закон, конструкция, построение); руководство по абстрагированию (явление, характер, схема). Использование первичных и вторичных, элементарных и смешанных средств формообразования; упражнения по формообразованию: рисунок, живопись, строительство. Научные дисциплины: Основы математики, физика, механика, химия и их практическое использование в логическом понимании значения числа и массы, материала и формы, силы и движения, пропорций и ритма в процессе формообразования»102.
Цит. no: Wingler. S. 68. 102 Das Bauhaus in Dessau Lehrplan (1925), in: Wingler. S. 119. 66
Мы сознательно приводим подробно содержание документов, поскольку они в большинстве своем не переведены на русский язык и не опубликованы. Хота очевидно, что прежде чем интерпретировать, необходимо иметь точные тексты их переводов.
Учебный план занятий по семестрам в брошюре «Баухауз-Дессау». 1926 В 1926 году была издана брошюра «Баухауз - Дессау. Устав и организация учебного процесса». Она во многом повторяет положения учебного плана 1925/1926, но имеет приложение в виде расписания занятий по семестрам, в котором очевидна та же тенденция к разделению обучения. При Майере это разделение еще более усиливается. Пропедевтический курс становится исключительно курсом по формообразованию. Он продлевается еще на три семестра, включая занятия Альберса, Кандинского, Клее и Шлеммера. Объединенного обучения одновременно искусству и ремеслу не получается. В то же самое время обучение архитектуре становится более дифференцированным. Большое место отводится преподаванию точных наук. Наряду с преподаванием философии, социологии и психологии вводятся такие новые предметы как, например, психотехника. В одном из писем Гропиусу Майер писал, что, прежде всего, его как педагога заботит научно-техническая сторона обучения. Свою линию развития он назвал «функционально-коллективно-конструктивистской103». Тем самым в Баухаузе Майер делал попытку развить принципы политехнического образования. Последующие преобразования структуры и основных задач Баухауза связаны с именем Мис ван дер Роэ. Они отражены в уставе Баухауза 1930 года и в учебном плане 1932 года. Главную задачу Баухауза ван дер Роэ формулировал следующим образом: «Задачей Баухауза является законченное ремесленное, техническое и художественное образование студентов». Трем главным курсам, составляющим основу педагогики Баухауза -Основной курс (Grundlehre), практический курс (Hauptlehre), строительный курс (Baulehre) он дает более нейтральные обозначения «Первая ступень - вторая ступень - третья ступень обучения». Первая ступень, соответствовавшая пропедевтическому курсу, «должна была с помощью предварительного обучения выявить индивидуальные наклонности и способности каждого студента и соответственно явиться руководством к последующей деятельности»105. Из этого можно заключить, что тот смысл, который придавали этому курсу Гропиус и Иттен, в значительной мере теряется. Его содержание во многом упрощается. Он начинает играть роль небольшого обязательного введения в изучение художественных и практических дисциплин. Вторая ступень соответствовала прежнему практическому курсу, но сфера применения знаний, полученных учащимися в результате предварительного обучения, становиться крайне ограниченной: 103 Н. Meyer. Bauhaus Dessau. Erfahrungen einer polytechnischcn Erziehung, in: H. Meyer. Bauen 104 Bauhaus Berlin. Faltblatt 1932 (Bauhaus-Archiv Berlin). 105 Bauhaus Berlin. Faltblatt 1932 (Bauhaus-Archiv Berlin). 68 1. Строительство и отделка; 2. Реклама; 3. Фотография; 4. Текстиль; 5. Изобразительное искусство106. Третья ступень, включавшая технические дисциплины, давала возможность использовать свои теоретические знания и практические умения в свободном проектировании и строительстве. Необходимо обратить внимание на два момента. Во-первых: окончательно утрачивается ремесленный характер практического обучения и, во-вторых, идея Гропиуса о синтезе всех искусств под эгидой архитектуры, которая соответствовала реформам художественного образования, окончательно отходит на второй план. Обучение ведется автономно по нескольким художественным специальностям, что напоминает систему обучения в Академиях художеств. Поэтому поздний Баухауз скорее можно назвать Высшей школой архитектуры и дизайна, чем как при Гропиусе - Высшей школой формообразования.
|