Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIII. Заключение. Задачи педагогической генетики





Вопрос о том, привел ли естественный или социальный отбор к диф­ференциации человечества на нации или классы, различающиеся по наслед­ственной одаренности, получил достаточно четкий и категорический отрица­тельный ответ, причем не столько со стороны ученых социалистических стран, сколько со стороны «буржуазной» науки (вероятно, именно потому, что они могли беспрепятственно пользоваться генетической аргументацией).

Но вместе с тем, открытие импрессинга, обнаружение того, какую важную роль играет благоприятная среда младенчески-детски-подросткового возраста для последующего интеллектуального развития, заставляет заново и по-другому использовать те обширные материалы, сбор которых был начат более полувека назад Л.М.Терманом и его школой. Большие различия в спо­собностях, обнаруженные им у детей из различных общественных прослоек, мы должны интерпретировать как свидетельство роли благоприятных или неблагоприятных ранних условий развития в реализации наследственных да­рований. Для нас, впрочем, сохраняется и прогностическое значение общего коэффициента интеллекта (IQ), хотя этот рано определенный коэффициент объясняется, вероятно, не столько наследственной одаренностью, сколько благоприятной средой. Очень приближенно считается, что половина превы­шения над нормой идет за счет благоприятных условий развития, половина – за счет наследственной одаренности.

Задача школы и вуза дать общеобразовательный и специальный ми­нимум знаний, который все увеличивается, предопределяя удлинение сроков обучения. Но, как мы уже подчеркивали, наука начинает задыхаться от не­возможности совместить в одном человеке знания двух дисциплин, необхо­димые для работы на стыке между ними, хотя уже давно известно, что имен­но на этих стыках и совершаются наиболее важные открытия. Выход заклю­чается только в дальноприцельной задаче – создании и разработке основан­ной на генетике педагогики, которая позволит резко сократить индивидуаль­ные сроки обучения, опираясь на неисчерпаемую наследственную гетероген­ность, в частности гетерогенность и характерологическую.

Достижения советского балета, музыки, спорта, шахмат, базирующие­ся на массовом призыве, раннем отборе и развитии способностей, то есть как раз на тех основоположных принципах, которые мы пытались раскрыть в нашей работе, – очевидны. Нужно придумывать совершенно особые объяс­нения тому, что поступление в вузы, отбор в науку, технику, литературу, ис­кусство производится вовсе не по признакам одаренности и увлеченности, а на основании особенностей, зачастую совершенно с этими свойствами не совместимых.

Древний Китай отбирал служителей государства, мандаринов, среди молодых ученых, выделявшихся своими успехами во время очень трудных экзаменов, требующих исключительной памяти, но в гораздо меньшей мере сообразительности, догадливости и комбинаторных способностей. К тому же критика текстов означала полный провал экзаменующегося. Это немало спо­собствовало тому, что Китай тысячелетиями пребывал в состоянии застоя.

Основной путь прогресса человечества пролегает сегодня в области позитивной «евфеники» – так утверждал, говоря о неисчерпаемом фонде не­реализованных наследственных дарований русского народа, полвека назад профессор Н.К Кольцов

«Евфеника» – это, собственно, и есть вся та масса социальных, пе­дагогических и воспитательных воздействий, весь тот комплекс мероприятий, который основывается на проявленных в фенотипах уникальных сочетаниях свойств каждого человека

«Евфеникой», то есть подбором тончайших педагогических воздейст­вий и разнообразных внешних стимулов можно и нужно резко повысить «выход» если и не гениев, то хотя бы незаурядных талантов, в которых ны­нешнее человечество нуждается больше всех предшествующих поколений, вопреки всем утверждениям о снижении значимости индивидуального труда, возрастании роли труда коллективного – кстати, сильные коллективы долж­ны если не организационно, то хоть идейно возглавляться талантами, и то, потому что гениев не хватит.

Известно, что умножение и деление при помощи римских цифр тре­бовало от вычислителя чуть ли не высшего образования, тогда как с помо­щью арабских цифр эти операции доступны и семилетнему ребенку. Сколько таких упрощений предстоит в будущем? Дарвиновская теория естественного отбора, менделевская теория наследственности, хромосомная теория Морга­на, теория линейного расположения Стертванта-Меллера, двойная спираль Уотсона-Крика свели к простым закономерностям «монбланы» фактов. Мен­делееву удалось сверстать необозримое количество фактов в рамки своей таб­лицы, как и боровской модели атома или квантовой теории, тогда как эйнштейновская формула Е==МС свела в несколько типографских знаков переход массы в энергию. Какое же количество фактов в любой области наших зна­ний ждет гениев, способных путем сверхчеловеческого напряжения мысли упаковать астрономическое разнообразие явлений в общепонятный закон или формулу? Вернемся еще раз к уже упомянутому в начале Введения. Пожалуй, мало найдется таких областей науки или техники, которые не задыхались бы от изобилия необозримых фактов и непереваренной информации, ждущих объединяющих законов или формул с тем, чтобы начать движение с нового трамплина. Резко возросшее значение междисциплинарных исследований требует не только объединения многих специалистов, но и руководителей с сильным, впередсмотрящим интеллектом и широким кругом разнообразных и разнородных знаний.

В своем развитии проблема евфенического формирования талантов и гениев неразрывно сплетается с проблемами педагогической генетики. Уже не как тема для досужих разговоров, в которых «каждый может сметь свое суждение иметь», а как проблема, требующая высокой профессиональной компетенции, поскольку проблема развития и реализации таланта и гениаль­ности приобретает высокое государственное и даже глобальное значение.

Если предлагаемый труд будет способствовать такому пониманию, ав­тор будет считать задачу этой книги выполненной, требуя, однако, чтобы на­писанное воспринималось не как догма, а как сумма тезисов, каждый из ко­торых достоин опровержения или, в лучшем случае, формулировки антитезы с грядущим синтезом.

Но евфенические мероприятия, как показывают последние исследова­ния, должны начинаться очень рано.

Но если стало известно, что именно в первые годы жизни закладыва­ются ценностные критерии, быстрее всего накапливаются знания, то уже на­учно недопустимо доверять детей в этом решающем возрасте плохо оплачи­ваемым, непрестижным, во много раз перегруженным, плохо подготовлен­ным воспитательницам и учителям.

Если в вузах основную роль будет играть самостоятельная работа сту­дентов, а в средней школе гораздо более важную роль обретет педагог, то и уровень знаний, и заработная плата, и престижность педагога должны быть резко, решающе повышены, как, впрочем, и требования к знаниям и лично­стным свойствам абитуриентов при поступлении в педагогические училища и вузы.

Но индивидуализация преподавания, разукрупнение ясель, детских садов и школьных классов требует, разумеется, столь многочисленных кад­ров, что Революция Педагогики потребует всеобщей перестройки сознания.

Потребовались десятки лет подчеркнутого пренебрежения к интелли­генции, появление образов Васисуалия Лоханкина, Мечика, Николая Кавалерова и им подобных, подчеркнутое отделение «рядовой интеллигенции» от остепененной, создание привилегированных прослоек докторов наук, членов-корреспондентов, академиков множества академий, создание прослойки ез­дящих за границу и множество других мер, чтобы слово «интеллигент» при­обрело свое презрительное звучание, а рядовой преподаватель средней школы попал бы в категорию лиц, которые, по весьма расхожему мнению, «преподают потому, что ни на что больше не годны, а в квалифицированные рабочие не идут только потому, что боятся физического труда», оплачивае­мого, кстати, вдвое лучше.

Естественно, что научно-техническая революция в ее демократиче­ском варианте сделает самой массовой, главной и престижной фигурой в об­ществе – педагога. С престижностью, обратной нынешней, на первое место встанут воспитатели ясель, детских садов, затем – педагога средних школ и только на третьем месте окажутся преподаватели университетов. Кстати, это будет лучше соответствовать и шкале трудностей, поскольку педагоги нового времени должны будут решать грандиозные задачи, диктуемые абсолютными, жизненно важными потребностями современного общества.

В заключение сформулируем кратко несколько главных выводов из всего изложенного в данной работе. Их можно рассматривать как фундамен­тальные основы педагогической генетики.

Установление глубочайшей наследственной гетерогенности как одного из основных условий существования любого вида, в том числе и человека, заставляет отказаться от догмы об исходной, врожденной одинаковости лю­дей.

Изучение различнейших видов способностей объективным близнецо­вым методом показывает, что в нормальных («средних») условиях развития подавляющее большинство способностей имеет важную наследственную де­терминанту.

Принцип наследственной гетерогенности человечества и значительная роль наследственности в одаренности не может использоваться для возрож­дения новейших вариантов расизма и социал-дарвинизма; наоборот, он мо­жет использоваться для обоснования принципа предоставления равных воз­можностей и является основой гуманистического принципа незаменимости каждой человеческой личности, принципа «настоящий человек на настоящем месте», принципа раннего определения личностных особенностей и способ­ностей.

Существование наследственных биохимико-гормональных механизмов резкого повышения умственной активности заставляет нас нацелить при­стальное внимание на более глубокое изучение этого вопроса и на поиски практических путей использования этих механизмов

Общество может и должно создавать множество социальных стимулов для развития интеллектуальных и творческих способностей человека.

Одним из важнейших путей развития педагогической генетики долж­ны стать экспериментальное изучение одно– и двуяйцовых близнецов, с уста­новлением соотносительной роли наследственности и среды в детерминации конкретных способностей и реального потолка развития, достижимого при их различных уровнях.

Принцип наследственной гетерогенности человечества и понимание огромной важности такого чисто возрастного явления как импрессинг долж­ны стать руководящими, отправными точками при разработке основ теорети­ческой и прикладной педагогической генетики. К ним относятся: методы максимально раннего установления сотни различных видов наследственной одаренности, методы оптимальных и часто индивидуальных способов их мак­симального развития; прививка ранней склонности именно к тому роду дея­тельности, которая наиболее отдаточна для данной личности; максимально ранняя коррекция безусловно-отрицательных личностных свойств, приглу­шение и направление в желательном русле условно отрицательных личност­ных свойств.

На грани чистой педагогики с педагогической генетикой лежит разра­ботка методов оптимизации импрессингов в возрастном и индивидуальном разрезе. Это означает экспериментальное (опять-таки на близнецах) выясне­ние того, когда и как можно воздействовать на ребенка или подростка, чтобы возбудить или усилить в нем рефлекс цели, направленный на познание. Если оставаться в рамках чистой педагогики, то это сведется к индивидуальному педагогическому умению и такту, даваемому некоторым педагогам длитель­ным опытом и интуицией.

Учение об импрессинге заслуживает переноса на младенцев, детей и подростков, так как в существовании фаз особой чувствительности, фаз осо­бой восприимчивости можно уже не сомневаться.

Необходимо разрабатывать методы раннего тестирования сотни спо­собностей, методы определения потолка их развития, методы подбора про­фессий.

Революционные преобразования в подходе к педагогике должны сопро­вождаться значительным укреплением эмоциональных связей младенца и ре­бенка прежде всего с матерью. В эру научно-технической революции антигу­манные, античеловеческие тенденции, извращение этических норм, эгоцен­тризм и все разновидности социал-дарвинизма, развивающиеся из эмоцио­нальной холодности, способны породить особенно страшные последствия.

Материнству нужно вернуть его высокую престижность с поправкой на число детей и качество их воспитания (вовсе не тождественное ухоженности).

Человечество тысячелетия мечтало о социальной справедливости, о социализме – библейском, христианском, утопическом или научном. Но ес­ли Моисей сорок лет вел свой народ по пустыне, ожидая, покуда вымрет по­коление, рожденное в рабстве, то в XX веке значительно больший срок не принес и не несет духовной свободы.

Разгадка частью лежит в игнорировании сущности и механизма разви­тия личности, с пятилетнего возраста чутко улавливающей разрыв между сло­вами и действительностью, как губка впитывающей впечатления, очень рано выводящей свои умозаключения, видящей несправедливость гораздо острее притерпевшегося взрослого. Частью – дело в извращении принципов соци­ального подъема.

Но создание истинно справедливого общества требует не столько изо­билия (эксплуатация человека человеком, более того – порабощение челове­ка осуществляется и в обществе изобилия), сколько поднятия общественной и личной этики до уровня само собой разумеющегося равенства, свободы, братства и альтруизма. Данные же о неисчерпаемой наследственной гетеро­генности психики и о значении импрессинга указывают на то, что решаю­щим звеном является развитие ребенка в младенческо-детско-подростковом возрасте и открытие неограниченных возможностей реализации дарований.

Таков тот путь конкуренции между системами, на котором будет ре­шаться будущее человечества, и это в значительной степени выгоднее всем, так как конкуренция по вооруженности в век научно-технической революции реализуется только в кровопролитных войнах.

Мы закончим нашу книгу словами великого русского врача Николая Ивановича Пирогова:

«Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку, наружный успеет еще действовать. Выходя позже, он будет, может быть, не так сговорчив и уклончив, но зато на него можно будет положиться: не за свое не возьмется.

Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку!

Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы, а главное – у вас будут люди и граждане».

Библиография

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ В КНИГАХ В.П.ЭФРОИМСОНА «ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ГЕНЕТИКА» И «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА»

Аксаков И. С. Биография Ф.И.Тютчева. М., Волчанинов, 1886.

Амио. Жизнь замечательных детей. СПб. 1871.

Баженов Н. Н. Болезнь и смерть Гоголя М., Мамонтов, 1902.

Баженов Н.Н. Душевная драма Гаршина. М., Мамонтов, 1903, с. 104-122.

Беляев Н. Гаршин. ЖЗЛ. М., «Молодая гвардия», 1938.

Биографии композиторов с IV по XX век с портретами. М, Дурново, 1904.

Блинов И. О бывшем Пушкине. «Русская старина» 1899, 98.

Брусилов А.А. Мои воспоминания. М., Воениздат, 1921.

Вавулин Н.В. Безумие, его смысл и ценность. СПб. Вейсберг и Гершуни, 1913.

Валишевский К.Ф. Великая разруха. М., «Современные проблемы», 1913

Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М «Наука», 1969.

Винер Н. Я–математик. М., «Наука», 1956.

Виппер Ю.Ф. Семейство математиков Бернулли. М., Изд.-во Московского университета, 1875.

Воспоминания о Корнее Чуковском. М., «Советский писатель», 1977.

Гастино Б Гениальные личности в области науки, техники и промышленности. СПб. Сойкин,1905.

Гобино Ж.А Век Возрождения. М., Кушнеров, 1913.

Гершензон М.0. П.Я.Чаадаев. СПб, 1908.

Голованов Я. Этюды об ученых М. «Молодая Гвардия», 1976.

Горелов Л. Три судьбы. Л., «Советский.писатель», 1976

Давыдов Д. Сочинения. СПб, «Север», 1893, т. 3, Проза, письма.

Данэм Б. Герои и еретики. М., «Прогресс», 1967,.

Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. М., Госвоениздат, 1936-1939, т. 1-7.

Евлахов А. М. Конституциональные особенности психики Л.Н.Толстого Предисл. А.В.Луначарского. М.-Л., ГИЗ, 1930.

Ефремов Ю. Пассионарные вожди и пророки «Природа», 1971, № 2.

Историческая портретная галерея Собрание портретов знаменитейших людей всех народов, начиная с 1030 года, с краткими их биографиями. СПб, Суво­рин, 1887, тт.3-6.

Каменева Е.Н. Личность и генеалогия Пушкина с точки зрения современного учения о конституции и наследственности. Ж. психологии, неврологии и психи­атрии 1924, 4, приложение.

Каннабих Ю. Циклотимия, ее симптомология и течение. М., Яковлев, 1914.

Карлейль.Т Герои, почитание героев и героическое в истории СПб. Ф Павленков, 1891.

Карпов П.И. Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники М.-Л, ГИЗ, 1926.

Кольцов Н.К. Родословные наших выдвиженцев. Русский евгенический журнал, 1926, 4, № 3/4, 103-141.

Корчак Я. Как любить детей, М., «Знание», 1968.

Кучин А. Ш. К генетике периодической шизофрении. В «Генетика психических болезней» М, НИИП МЗ РСФСР, 1970, 160-162.

Левин В.И. Рамануджан– математический гений Индии М, «Знание», 1968.

Михайловский Н. Жестокий талант «Отечественные записки», 1882, 44, № 9.

Михайловский Н.К. Литературно–критические статьи М, ГИХЛ, 1957.

Мюллер Е. Юность знаменитых людей СПб, Губинский, 1910–1911.

Ной И.С. Методологические проблемы советской криминологии. Саратов, Изд-во Саратовск ун-та, 1975 1-222 с.

Нордау М. Психофизиология гения и таланта СПб, «Вестник знания», 1908.

ОствальдВ. Великие люди СПб., «Провинция», 1910.

Павленков Ф.Ф. Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова, СПб, 1891-1902.

Павлов И.П. Полное собр соч., 1916, том 3, книга 1, с. 310.

Петров М.К. Как создавали науку, «Природа», 1977, № 9, с 81–88.

Пихлак Э.Н. Подагра, М., «Медицина», 1970.

«Плутарх XIX века». Знаменитые люди XIX века в биографиях и портретах. СПб, «Новый журнал иностранной литературы», 1902, т.1; 1903, т.2.

Погодин М.П. История в лицах о царе Борисе Федоровиче Годунове, М., «Русский» 1868.

Понугаева А.Г. Импринтинг (запечатлевание) Л, «Наука», 1973.

Пэрна Н.Я. Ритм, жизнь и творчество Л –М, «Петроград», 1925.

Рузвельт Э. Его глазами, М., ГИЗ,1947.

Свет Я. Колумб. М., «Молодая Гвардия», 1973.

Сегалин Г..В Эвропатология научного творчества. Роберт Майер и открытие им закона сохранения энергии. Клинический архив гениальности и одаренности 1928, 3, 1-294.

Сегалин Г.В. Эвропатология личности и творчества Льва Толстого. Клинический архив гениальности и одаренности 1930, 5, № 3/4, 1–148.

Соловьев Е.Д. Д.И.Писарев, СПб, ЖЗЛ, 1899.

«Сто великих людей», СПб, Суворин, 1894-1897, кн. 1-9.

Стоун И. Жажда жизни. М„ ГИХЛ, 1961.

Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей,М –Л., Изд. АПН, 1947.

Теплое Б.М. Ум полководца. В: Проблемы индивидуальных различий. М, Изд. АПН, 1961, 252-349.

Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М., «Прогресс», 1974.

Фейс О. Генеология и психология музыкантов. М., «Музыка и жизнь», 1911.

Фигье Л. Светила науки. СПб –М., изд. Вольфа, 1871, т.2; т.3

Честерфльд. Письма к сыну. Максимы. Характеры. Л., «Наука», 1971.

Штерн К. Основы генетики человека. М, «Медицина», 1965.

А Эйнгард. Жизнь Карла Великого. «Прометей», 1966, вып.11, 153-170.

Эйнштейн А. Физика и реальность. М., «Наука», 1965.

Эмерсон Р.У. Великие люди. СПб, «Вестник знания», 1904.

Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику. М., «Медицина», 1964, 2-е изд. 1968.

Эфроимсон В.П. Становление типов конституции в связи с наследственной изменчи­востью обмена и гормональных функций. Проблемы медицинской гене­тики. Л, «Медицина», 1965, 208-230.

Эфроимсон В.П. Иммуногенетика. М., Медицина, 1971. Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма. «Новый мир», 1971, №10.

Эфроимсон В.П. К вопросу об адаптации племен, ведущих примитивный образ жизни. В: «Адаптация человека. Л., «Наука», 1972, с.12–25.

Эфроимсон В.П. Хромосомные аномалии типа XYY и XXY как одна из причин сексу­альных нарушений В. Проблемы современной сексапатологии М., «Медицина», 1973.

Эфроимсон В.П., Блюмина М.Г. Генетика олигофрений, психозов и эпилепсии, М, «Медицина», 1978.

ЭфроимсонВ.П. Генетика этики и эстетики. СПб., «Талисман», 1995.

Юдин Т.И. Евгеника. М., Сабашниковы, 1928.

Abbot J.S.C. History of Нему The Fourth, King of Prance and Navarre. N.Y.–L., Harper, 1899.

Abel S., Simpson B. Jahrbucher des Frankischen Reiches. Leipzig, Dunker, Humblot, 1888, Bd.5, S.525.

Alms W.D. Birth order and its sequelы. Science, 1966, 151, n. 3706, 44-49.

Andics H. Das oesterreichische Jahrhundert (1804-1918). Wien, Molden, 1974.

Anumonye A., Dobson J.W., Oppenheim S. Plasma uric acid concentrations among Edinburgh buisness executioners. JAMA, 208, n.7, 1141-1144.

Atkins H. The attributes of genius from Newton to Darwin. Annals of the Royal Col. of Surg. England. 1971, 48, n 4, 193-218.

Auemheimer R. Frany Grillparzer, der Dichter Osterreichs. Wien, Amalthea, 1972.

Baily F.T. Six great Victorian novelists. L., MacDonald, 1947.

Barber R. Henry Plantagenet. Ipswich, Bezdell Press, 1973.

Barron F. Heritability of factors in creative thinking and aestetic judgment. Acta Geneticae Med.et Gemmatologiac, 1970, 19, Nl/2, 294-306.

Bence-Jones М. Clive of India. L., Constable, 1074.

Benedek Т.О., Rodnen G.P. Petrarch on medicine and the Gout. Bulletin of the history of medicine, 1963, 37, n 5, 397-416.

Befgins R. Begabung als Ergebnis von Lemvorgangen. Studium Generale. 1971, 24, n. 2, 202-217.

Bienenfeld E. Die Stammtofel der Familie Robert Schumans. Ahnen und Nachkommen eines Genies. Arch.Rassen.u.Gessellschaftsbiologie. 1932, 26, n.1, 57-59.

Biographies of eminent men in literature, arts and arms, from the thirteenth century. L. V.II, 1-523, V.III, 1-512, V.IV, 1-464.

Block E.A. Milton Gout. Bulletin of the History of medicine, 1954, 28, n.3, 201-212.

BloomВ. Stability and change in human characteristics. N.Y., Wiley, 1964.

Borkowsky E. Das Leben Friedrich des Weisch, Kurfursten zu Sachsen. Jena, Diderichs, 1929.

Bracken B. Humangenetische Psychologie. Berlin, Springer, Humangenetik, 1969, Bd.1/3, 409-561.

Brissaud E. La maladie de Scarron. Paris, Michel, 1903.

Brooks G. W., Mueller E. Serum urate concentrations among university professors. Relation to drive, achievement and leadership. JAMA, 1966, 195, n.6, 415–418.

Buckley Th. The downing of genius. L., Routledge, 1858.

Burks B.S., Jensen D.W., Terman L.M. Genetic studies of Genius. III. The promise of youth. Follow-up studies of a thousand gifted children. Stanford, 1930, XIV.

Burt C. The gifted child. Brit. J. statist. Psychol. 1961, 14, 123-139.

Cabanes A. Les indiscretion de FHistoire (Troisieme serie). Paris, 1903

Cabanes A. Les indiscretion de 1'Histoire (Deuxieme serie). Paris,1908.

Cabanes A. Les indiscretion de 1'Histoire (Sixieme serie). Paris, 1957.

Cattel J., McKeen A. Statistical study of eminent men. Science, 1906, 24, 732-742.

Cattell R.B. The scientific analysis of personality. Harmondsworth, 1967.

Chantelauw K. Portraits historiques. P., Didier, 1886.

Chidsey D.B. Marlborough. The portrait of a conquerir. N.Y., J.Day, 1929.

Clark S. The man who is France. N.Y., Dodd.Mead., 1960.

Cook E.T. The life of John Ruskin. N.Y., Haskell, 1968, 1.

Crowther J. G. Francis Bacon. L., Creeset, 1960.

D'Ain G. de. G. de Bemadotte, chefde guerre et chefd'Etat. P., Ubrairie academique.1959.

Dale P.M. Medical biographies. The ailments of thirty-three famous persons. Norman Univ.Oklahoma Press, 1952.

If An. P. Lanery. Le livre d'or de Jeanne D'Arc. Bibliographic. P., Techener, 1894.

Decurtius F. Beitrage fur Kenntnis der Personlichkeit Franz Grillparzers (1791-1872). Allgem. Ztschr.Psychiatrie, 1934, 102, n.4/8, 313-330.

Dickinson H.T. Walpole and the whig supremacy. L., English Univ. Press, 1973.

Dobzhansky Th. Mankind evolving. New-Haven – L., Univ.Press, 1966. Dorini U. Lorenzo il Magnifico. Fireze, Valeuhi, 1919.

Dumas G. Psychologie de deux messier positivistes, Saint-Simon et Auguste Comte.P., Alcan, 1905.

DuncanO.O. Ability and achievment. Eugenics Quarterly, 1968, 15, n.1, 1-11.

Dunn J.P. el al. Social class gradient of serum acid levels in males. JAMA, 1963, 185, n.6, 431-436.

Dupouy R. Coleridge, optimisme et psychose periodique. J.psychol.norm. pathol., 1910, 7, 226.

Ebstein W. Die Gicht des Chemikers. J.Berzelius und anderer hervonagender Manner. Stuttgart, 1904.

Eibl-Eibesfield I. Der vorprogrammierte Mensch. Wien, Molden, 1973.

Ellis H. A study of British Genius. L, Constable, 1927.

Ellis H. A history of bladder stone. Oxford, Blackwell. 1969, X.

Ergang R. The Potsdam Fuhrer Frederic William, Father of Prussian militarism. N.Y., Columbia Univ.Press, 1941.

Essen L. van Der. Alexandre Famese. Bruxelles, Librarie Nationale, 1934-1937, v. IV-V.

Eulenberg H. Ausgewflhite Schattenbilder. Berlin, Aufbau-Verlag, 1950.

Evans J. John Ruskin. L., Cape, 1954.

Fieve R.R. Moodswing. The third revolution in psychiatry. N.Y., Morrow, 1975.

Folman M. Les impuisants de genie. Paris, Debresse, 1957.

ForsterJ. The life of Charles Dickens. L., 1874, 3.

Foss M. Tudor portraits. L., Harrap., 1973.

French J. C. et al. A study of familial aggregation of serum acid levels in the population of Tecumsce, Michigan, 1959-1960. Amer. J. Epidemiology, 1967, 86, n.1, 214-224.

Garrod A.D. Die Natur und Behandlung der Gicht und der rheumatischen Gicht. Wurzburg,1861.

GemantA. The nature of the genius. Springfield, 1961, X.

Getzels I.W., Jackson P.W. Creativity and intelligence. L.-N.Y., Wiley, 1962. Giese F. Die effentliche Personlichkeit. Leipzig, 1928.

Goertyl V., Goertyl M.G. Cradles of Eminence. Boston, 1962.

Goldschmit-Jetner R.K. Vollender und Verwandler. Versuche Uber das Genie und seine Schicksalle. Hamburg, 1957.

Gosset P. La maladie de Colbert, la goutte. Union.med. du nord-est Reims, 1906, XXX, 25, 41.

Graham S. Boris Godunoff. New Haven, Yale Univ.Press, 1933.

Graham S. Peter the Great. L., Penn, 1950. Graham Т.Е. Profiles in Protest. Ohio, Canton, 1968.

Graham W., Graham K.M. Our gouty past. Canad. Med.Assoc.J., 1955, 73, 485-495.

Graham W., Graham K.M. Martyrs to the gout. Metabolism, 1957, 6, n. 3, 209-217.

GrayJ. Peter the Great. N.Y., Lippincott, 1960.

Green J.R. Henry The Second. L., MacMillan, 1919.

Grimm H. Michelandgelo. Berlin, Safari, 1941.

Grisar H. Luther. Freiburg, Herder, 1912, v.3.

Grouse K. Kari XIV. Leipzig, Goedsche, 1844.

Grunwald C. La vraie histoire de Boris Godounov. Paris, Fayard, 1961.

Guilford J.B. The nature of human intelligence. N.Y., 1967.

Hacks F. Неnrу the Eighth. N.Y., Uveright, 1931, XIII.

Harriwn E. John Ruskin. N.Y.-L, 1906.

Harrison F. Oliver Cromwell. L., MacMillan, 1900, v.1.

Harrison F. William the Silent. L., MacMillan, 1923.

Hauge M., Harlard B. Heredity in gout and hyperuricemia. Acta med.Scand., 1955, 152, n.4, 247-258.

Henry W.D. The psychiatric illness of lord Castlereagh. Pratitonere, 1970, Fbr., 204, v.1220, 318-323.

НетP. Schopferisches Alter. Leipzig, 1939.

HerzbergA. Zur Psychologie der Phylosophie und der Phylosophen. Leipzig, 1926.

Hiebert R., Hiebert R. Atomic Pioneers. Oakridge, 1970-1971, B.I, 1-65; B.2, 1-92; B.3, 1-97.

Hinde W. George Canning. L., Coffins, 1973.

Hock A. Reason and genius. Studies in their origin. N.Y., The Philosophical Society, 1960.

Hogarth D.G. Philip and Alexander of Macedon. L., Murray, 1897.

Holt J.C. King John. Historical Association, 1963.

Howell R. W. Social class and biological test. Lancet, 1970, n.7660, 1343.

Hughes J.G. Queen of the Desert. L, Thames & Hudson, 1975.

Huxley J. Essays of a humanist. Harmondworth, Penguin Books, 1966.

Japikse N. Die Oranier. Munchen, Callway, 1939.

Jensen O.R. IQ: Genetics and education of identical twins reared apart. L., Metruen, 1972, 307-326.

Josselin J.M. The capacity to love: a possible reformulation. Mental Health Digest, 1971, 3, n.6, 5-10.

Juda A. The relationship between highest mental capacity and psychic abnormalities. Amer.J.Psychiatry, 1949, 106, n.4, 236-307.

Kauffinann G. Ober das Steinleiden Oliver Cromwells. Munchen, Schon, 1967.

Keynes J.M. Essays and sketches in biography. 1956; N.Y., Meridian books.

Kretschmer E. Korpenbau und Charakter. Berlin, Springer, 1956.

Kretschmer E. Geniale Menschen. Berlin, Springer, 1958.

Kuhn-Foelix A. Von Wescn des genialen Menschen. Zurich, 1968.

Lacey R. The life and times of Henry VIII. L., Weidenfeld and Nicolson, 1972.

Laignel-Lavastine M. La Goutte a Byzance. Annales Internationales de Medicine Physique et de Physio-biologic, 1937, 30, n.3, 49-57.

Lange-Eichbaum W., Kurth W. Genie, Insinn und Ruhm. Munchen-Basel, Reinhardt, 1967.

Lehman H.C. Age and achievement. Princeton Univ. Press, 1953.

Lenard Ph. Grosse Naturfoischer. Eine Geschichte der Naturforschung in Lebensbcschreibungen. MQnchen, Lehman, 1929.

Lenz. W. Medizinische Genetik, 1961, VIII.

Leonhard K. Akzentuierte Personlichkeiten. Berlin, 1968. Lettres de Turenne. P., Ministere des affaires culturelles, 1971.

Lewis W.S. Horace Walpol. N.Z„ Pantheon Books, 1961.

Lewonim R.C. The Genetic basis of Evolutionary change. N.Y. Columbia Univ. Press, 1974, XIII.

Lloyd A. The maligned monarch. A life of King John of England. N.Y., Doubleday, 1972.

Loewenfeld L. Uber die geniale Geists tatigkeit mit besonderer Berucksichtigung des Genies fur bildende Kunst. Wiesbaden, Bergmann, 1903.

Lombroso C. Studicn uber Genie und Entartung. Leipzig, 1910.

Loyot P. La goute chez de duc de Lonainc. Semaine des Hopitauz, Paris, 1953, 29, n 5,1280-1285.

Lьdwig E. Genie und Carakter. Zwanzig mannliche Bildnisse. Berlin, Zsolnay, 1932.

Ludwig E. Beethoven. Life of a conqueror. L.–N.Y., Hutchinson, 1943.

LynnR. Two personality charachtcristics related to academic achievement. In: Naylor F.D. Personality and educational achievement. 1972, 134-138.

Macaulay T.B. Critical and historical essays. L.-N.Y., 1961, v.1, 1-669;v.2, 1-669.

Madelin L. Les Grand serviteurs de la monarchie. P., Flammarion, 1933.

MarieA. Traite international de Psychologie patologique. P., Alcan, 1911, 2.

Maurier D.du. Golden lads. Sir Fransis Bacon, Anthony Bacon and their friends. N.Y. Doubleday, 1975.

Mess F. Das geistige Reich von dieser Welt. Berlin, Verlag fur Staatswissenschaften, 1935.

Mestel A. Das physiologisch geistige Leistungsmaximum in Lebensalter. Munchen, Frank, 1967.

Mцbius P.J. Ober das Pathologischc bei Goethe. Leipzig, 1898.

Mцbius P.J. Ober die Anlage zur Mathematik. Leipzig, 1900.

Moebius P.J. Schopenhauer. Leipzig, Borth, 1904.

Money J., Ehrhardt A.A. Prenatal hormonal exposure: possible effects on behaviour in man. Endocrinology and human behaviour. L., Oxford Univ. Press, 1968, 32–48.

Moran C.W. Winston Churchill. The struglw for survival. L., Constable, 1966.

Morris D. The biology of art. A study of the picture-making. L., Methncn, 1962.

MotteA.F. Etude sur Marcus Agrippa. P., Maisonneuve, 1872.

MuirK. John Milton. L., Longmans, 1955.

Muller E.F. etal. Psychosocial correlates of serum urate levels. Psychol.Bull., 1970, 73, 237-257.

Napoleon. Vie politique et militaire de Napoleon, raconte par lui-mem au tribunal de Cesar, d'Alexander et de Frederic. Paris, 1827, v.IV, 1-16.

Nichols R.C. The National Merit twin study. Methods and goals in human Behaviour Genetics. N.J.Acad.Press, 1965.

Novicki W. Sektion des korpers des Konigs Johann Sobieski. Przeglad lekarski, 1908, 47, nn. 41-43.

Oelsner L. Jahrbucher des Frankischen Reiches unter Konig Pipin. Leipzig, 1871.

Omen G.S., Motulsky A. Biochemical genetics and the evolution of human behaviour. Genetics, environment and behavior. N.Y.-L., Acad. Press, 1972, 129-179.

Orowan E. The origin of men. Nature, 1955, 175, b. 4459, 683-684.

Ostwald W. Psychographische Studien. 1. Humphry Davy. Annalcn der Naturphilosophie. Leipzig, 1907, Bd.6, 257-294.

Owen D.R., Sines J.0. Heritability of Personality in children. Behavior Genetics, 1970, 1, N 3, 235-247.

Perry J.-H. Vincent van Gogh's illness: a case record. Bull. Hist. Med., 1947, 21, n.1, 146-172.

Petersdorff H. Der Grosse Kurfurst. Leipzig, Koehlerd.Ameland, 1939, 1-252.

Pickering G. Creative malady. L., Alien and Unwin, 1974, 1-372.

Pool A.S. From Domesdaybook to Magna Carta, 1087-1216. Oxford, Clarendon Press, 1955.

Pool L., Pool G. Scientists who changed the world. N.Y., Dodd and Mead., 1960.

Prader A. Male pseudohermaphroditism. Genetic and endocrine disorders of sex development. Basel, 1974.

Putnam P.B. Peter the revolutionary Tsar. N.Y., Harper and Row, 1973.

Rackwitt F. Die unsere Welt veranden holfen. Berlin, Junge Welt, 1971.

Reports from the Edinburg Genetic Congress. The "Manifesto". J.Heredity, 30, n.9, 371–

374.

Rester P.J. Martin Luthers Umwelt, Charakter und Psychose. Kopenhagen, Munksgaard, 1937, 1941.

Revest G. Talent und Genie. Grundzuge einer Begabungspsychologie. Munchen, Francke, 1952.

Ridley J. Lord Palmerstone. L., Constable, 1970.

Riehl A. Fuhrende Denker und Forscher. Leipzig, Quelle und Mezer, 1922.

Risse G.B. Doctor William Cullen, physician. Edinburgh. A consultation practice in the eighteenth century. Bull.history Medicine, 1974, 48, n. 3, 320-338.

Rosen G. Sir William Temple and Therapeutic use of Moxa for gout in England. Bull.History of Medicine. 1970, 44, n. 1, 31-39.

Rowse A.L. The early Churchills. N.Y., Harper Brothers, 1936.

RowseA.L. The English spirit. L., MacMillan, 1945.

Rowse A.L. Churchill: from the death of Marlborough to the present. N.Y., Harper, 1958.

Russell Ph. Benjamin Franklin. The first civilized American. N.Y., Brentanos, 1926.

Saitschick R. Denker und Dichter. Zurich, Kascher, 1949.

Scheffler K. Lebendsbild des Talents. Berlin, Nauck., 1948.

Schetnfeld A. Your heredity and environment. L, Chatto and Windus, 1972.

Shuey A. The testing of Negro intelligence. N.J., Social Science Press, 1966, XV.

Schuyler E. Peter the Great. N.Y. Russel, 1967, v.1.

Schwartz. W. Abraham Lincoln and the Marian syndrom. JAMA, 1964, 187, n. 7, 473-479.

Seidel W. Gottfrieed Wilhelm Leibniz. Leipzig, "Uranis", 1975.

SeidlitT. W. Allgemeinees historisches Portratwetk. Eine Sammlung von 600 Portretten der beruhmteten Personen aller Volker und Stende seit 1330. Munchen, 1884-1888, Bd.1-4, Serie 1-9.

Seward D. The first Bourbon Henry IV, king of France and Navarre. L., Constable, 1971.

Sev S., RyckwertA. La Goutte. Paris, Masson, 1963.

Sitwells Robert, Edith and Sacheverell Trio. Dissertation on some aspects of national genius. L„ 1938.

Smith W.H. (Edit.) Horace Walpole, writer, politician and connoisseur. L., Yale Univ. Press, 1967, 11-358.

Spiess 0. Die Mathematiker Bernoulli. Basel, Helb., 1948.

Spoerri T. Genie und Krankheit. Eine psychopathologische Untersuchug der Famffie Feuerbach. Basel-N.Y., Kaiser, 1952.

Stalnaker J.M. Recognizing and encouraging talent. The Discovery of Talent. Cambridge,1969, 160-183.

Stetten de Win. Gout and metabolism. Scientific American, 1958, 198, n. 6, 73–81.

Stetten de Witt, Hearon J.E. Intellectual level measured by classification battery and serum uric acid concentration. Science, 1959, 129, n. 3365,

Stirling M. The wild swan. L., Collins, 1965.

Strodtbeck F. Family interaction, values and achievement. In: Talent and Society. 1958, 135-194.

Talbott J.H. Gout. N.Y.-L. 1964. TalbottJ.H. Gout. L.-N.Y., Grune and Stratton, 1967.

Terman L.M. et al. Genetic stdies of genius. I. Mental and physical traits of a thousand gifted children. Stanford Univ., 1925.

Terman L.M. Genetics studies of genius. 1926-1947. Stanford Univ.Press. vol.I-IV.

Terman L.M., Oden M.H. The gifted child grows up. L.-Stanford, 1948.

Terman L.M. Scientists and non-scientists in a group of 800 gifted men. Psychological Monographs. 1954, n.378, vol.78, n.7, 1-44.

Terriers-Sentans. Campagnes de Alexandre Famese due de Panne et de Plaisance, 1591– 1592. Paris-Rones, 1897.

Thomas H., Thomas D.L. Living biographies of great scientists. N.Y., Garden City Books, 1959.

Tobias Ph. V. The brain in hominid evolution. N.Y., 1971.

Trevetyar G.M. History of England. L., Longman, 1974.

Trivers R.L. The evolution of reciprocal altruism. Quaterly Rev. Biol., 1971, 46, n.1, 35–37.

Vemon P.E. Intelligence and cultural development. L., 1969.

Vierordt H. Medizinisches aus der Geschichte. Tubingen, Lapp, 1910.

Waldman M. Some English Dictators. L., Blackie, 1940.

Waldvogel R. Auf der Fahrte des Genius. Biologic Beethovens, Goethes, Rembrandts. Hannover, Hahn, 1925.

Walker F. Hugo Wolf. L„ Dent, 1951.

Wallace B.C. Patton and his third army. Harrisburg, Military Service Publ., 1946.

Warren W.L. Henry II. Berkley, 1973, 1-693.

Wasielewski W.J. Robert Schumann. Leipzig, Breitkopff und Hartel, 1906.

Wedgewood C.V. William The Silent. L., Cope, 1944.

Wedgemod C.V. The life of Cromwell. N.Y., Collier Books, 1966,.

Weygand M. Turenne, marshal of France. L., Harrap, 1930.

Whitehead A.N. Adventures of ideas. Cambridge Univ. Press, 1933.

Willard N. Le genie et la folie en dix-huitieme siecle. Paris, 1963.

Williams B. Life of William Pitt. N.Y„ Cass, 1966.

Williams N. All the Queens men. Elizabeth I and her courtiers. N.Y., MacMillan, 1972.

Wittram R. Peter I. Gottingen, Vandenhoeck, Ruprccht, 1964, Bd.1, 1-419, Bd.2

Wolfle D. Diversity of Talent. Ann. Psycholog, 1960, N 8, 535-545.

Waffle D. The uses of Talent. Princeton, 1971, X

Woods FA. Mental and moral heredity in Royality. A statistical study in history and psychology. N.Y., Holt. 1906, VII.

Date: 2015-09-02; view: 321; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию