Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И таким моим





(О.Э. Мандельштам)

В последние десятилетия человеческое тело стало объектом пристального внимания как отечественных исследователей (В.Л. Жаров, Н.Н. Визитей, П.Д. Тищенко, В.М. Разин), так и зарубежных (Д. Ниренберг, Г. Камро, А. Пиз, А. Штангель и др.). Своеобразным итогом этих исследований в основном в отечественной литературе в конце XX века является работа В.Л. Круткина «Онтология человеческой телесности» (Ижевск, 1993), а итогом исследований в западной философии в начале XXI века статья А.А. Грицанова «Тело» и статья М.А. Можайко «Тело без органов» в «Новейшем философском словаре» (Минск, 2003). Поэтому представляется целесообразным кратко остановиться на основных идеях этих источников.

Для философии, пишет В.Л. Круткин, привычен вопрос: «Как человеку дается мир?» – в ощущениях, восприятиях, переживаниях, мыслях и т.д. Здесь человек предстает как гносеологическое, познающее существо. Но как миру дается человек? Человек дается миру, другим людям, в том числе и себе самому только как тело, как телесность. Именно благодаря нашему телу, природа и другие люди обнаруживают нас. В этом случае человек предстает как онтологическое, бытийствующее существо. Поэтому телесность – это не та или другая сторона человека, а его интегральная характеристика. Вследствие этого совершенно неправомерно мыслить телесность человека как биологическое в противоположность социокультурному или как материальное в противовес духовному. Телесное бытие человека – это сложная деятельность, а не просто наличие у него тела. Тело не часть человека, а весь человек, ибо дух заключен в теле и определенным образом регулирует его.

Для других живых существ стремление быть совпадает со стремлением жить, заключенным в генетической программе организма. У человека стремление жить тоже реализуется через организм. Но человек может быть человеком только посредством телесности. Телесность – то, что человеку позволяет и жить и быть: быть реализуется через многообразные движения тела. Детерминантой же этих движений является целеполагание, которое направляет их на объект деятельности. Поэтому телесность – это принципиальное единство духовного и определенных способов, технологий действия тела. В свете сказанного идея дифференциации человеческой телесности, выделение у человека многих тел, характерное для восточных воззрений на человека (астральное тело, тело мыслей и т.д.), оказывается не заключает в себе ничего мистического. Можно говорить о «теле любви», «теле общения», «теле танцора» и т.д., а также о возникновении этих тел, их функционировании и отмирании. Поэтому телесность – это такие движения тела, которые заключают в себе определенный социальный смысл. Вследствие этого человек от животного отличается не только разумом, нравственностью, но и телесностью.

Связь человека с обществом осуществляется двояко: социотехнически и генетически. Социотехнически общество входит в тело человека в процессе социализации, овладения умениями и навыками. При этом социализация дополняется индивидуализацией, которая охватывает и телесность человека. Поэтому люди друг от друга отличаются не только своим духовным миром, но и своей телесностью. В ходе социализации и индивидуализации овнешняются способности человека и удовлетворяются его потребности.

В итоге получается, что человеческое тело, прошедшее социализацию, перестает быть только физическим телом, ибо приобретает особое качество – качество социальной телесности. Так как телесных проявлений у каждого человека много, то можно говорить о множественности тел человека. А интеграцией всех этих тел является феноменальное тело. И это – реальное тело, а не мысль о нем, оно не менее «физично», чем «просто тело». Поэтому пространство телесного бытия человека выступает и как пространство его действий, удовольствий, наслаждений, и как пространство его испытаний, поражений, страданий и разочарований.

Генетическая связь индивида с обществом реализуется через плоть. Плоть – это не просто то, что находится во власти биологического в человеке. Плоть – это как бы тело в теле, выражение привязанности каждого человека к человеческому роду, то есть того, что каждый из нас, родившись, появившись в этом мире, способен стать именно человеком, а не, скажем, волком, быком или другим каким-то живым существом.

Включение человеческого тела в социальный контекст, в культуру, так сказать, дебиологизация человека – это серьезное достижение философской и научной мысли последних десятилетий. Но такой подход рождает и ряд вопросов: «Как тело соотносится с биологическим в человеке?», «Как тело соотносится с его натурой?». После чтения работ некоторых авторов создается впечатление, что человеческое тело – это всецело социокультурный феномен. Иными словами, тело в социум включено, но вот синтез социокультурного подхода к телу с биологическим подходом к телу как организму пока еще получается не совсем. Понятие человеческого организма как-то исчезает, вследствие чего анализ естественной связи человека с природой испаряется. А в итоге проблема противоречий, коллизий человеческой жизни и на уровне человеческого рода и на уровне отдельного индивида оказывается во многом вне поля зрения. Так, скажем, вопрос об отношении в теле человека органического и телесного (противоречие между ними) имеет значение поистине фундаментальное. Ведь человек живет не только в социуме, но и в природе. Он – часть природы, включен в природу, космос, зависит от ее законов (физических и биологических), циклов, динамики. И зависимость эта реализуется через его тело, организм.

Сегодня уровень искусственного, технического развития общества и его воздействия на природу достиг такой стадии, когда реальной стала угроза физическому вырождению человека, а значит и проблема выживания человеческого рода. Все переворачивается с ног на голову. Для человеческого бытия нормальным является «жить, чтобы быть». В условиях же экологического кризиса императивом становится «как быть, чтобы жить?». Очевидно, что основное противоречие экологического кризиса – противоречие между органическим в человеке и искусственным, социокультурным в нем, между физическим, органическим в теле и телесностью человека как социальным функционированием его тела? Где же выход? Возврат к первозданному, органическому в человеке, имевшему место в эпоху доэкологического кризиса? Но как тогда быть с современным уровнем развития науки и техники? Выход, видимо, в том, чтобы сохранять и развивать только то в культуре, что не противоречит органическому в человеке и законам внешней природы, которую он преобразует. Но это потребует формирования принципиально нового типа человеческой телесности, принципиально новых технологий взаимодействия человека с природой.

Что же такое человеческое тело? В чем его тайна и смысл? Наше тело – это способ, форма явленности нас миру, всему тому, что существует вне нас. Поэтому тело есть то, посредством чего окружающий нас мир в самом себе обнаруживает каждого из нас как свое иное. Почему свое иное? Потому что каждый из нас есть частичка мира, его произведение. Благодаря телу человек отграничен, отделен от мира, противостоит ему и одновременно включен в мир, от него неотделим. Наше тело – это не только граница Я и не-Я, то, что обособляет меня от мира, но и то, что с миром меня связывает. Только телом каждый человек испытывает и преодолевает все внешние воздействия на себя и только посредством тела он способен воздействовать на мир. По мнению французского филос офа М. Мерло-Понти (1908 – 1961), телесность есть «непосредственное человеческое бытие» – «бытие сознания», «наша укорененность в мире». Мы благодаря телу и «имеем» мир и «принадлежим» ему.

Тело человека – неотъемлемая составляющая его как субъекта и познавательной и практической деятельности, то есть тело является тем, что обеспечивает ему деятельность, самореализацию. Представление же о субъекте как о чем-то совершенно бестелесном – это призрак. В тех же случаях, когда человек взаимодействует с самим собой, то тело его выступает и объектом самопознания и практического преобразования (например, в процессе занятия гимнастикой, выработки практических умений и т.д.).

Благодаря телу каждый человек для другого человека становится зеркалом, что явилось основанием выделения особого Я человека – Я-зеркального.

При этом бытие человеческого тела всегда опосредуется той или иной субъективностью, ментальностью человека. В не этого опосредования человек теряет свою социальность, способность быть, сохраняя только способность жить (например, в обморочном состоянии).

Человеческое тело, на наш взгляд, едино и неделимо, но оно по-разному проявляется к различным составляющим мира: другим людям, к миру искусственных и природных вещей, к самому человеку. Проявления тела к указанным составляющим можно рассматривать как модусы тела (модус в переводе с латинского означает разновидность, способ) или как своеобразные особенные тела. Так, например, немецкий философ Э. Гуссерль (1859 – 1938) выделяет: «1) тело как материальный объект; 2) тело как «плоть» (живой организм); 3) тело как выражение и компонент смысла; 4) тело как элемент – объект культуры» (цит. по: Новейший философский словарь. Минск, 2003. С. 1028). Французский философ Р. Барт (1915 – 1980) о теле пишет: «Что же это за тело? Ведь у нас их несколько; прежде всего, это тело, с которым имеют дело анатомы и физиологи, - тело, исследуемое и описываемое наукой; такое тело есть не что иное, как текст, каким он предстает взору грамматиков, критиков, комментаторов, филологов (это фено-текст). Между тем, у нас есть и другое тело – тело как источник наслаждения, образованное исключительно эротическими функциями и не имеющее никакого отношения к нашему физиологическому телу: оно есть продукт иного способа членения и иного типа номинации» (цит. по: Новейший философский словарь. Минск, 2003. С. 1026).

Каковы же модусы человеческого тела? В качестве первого мы рассмотрим модус телесности, так как он в известной мере является интеграцией всех других. Телесность имеет место во всех тех жизненных ситуациях, процессах, в которых человек выступает в качестве субъекта деятельности по отношению к другим явлениям, выступающим в качестве ее объекта. Телесность – это все движения нашего тела, детерминированные определенной культурой или антикультурой, то есть любыми социальными технологиями, нормами, способами жизнедеятельности. Поэтому можно говорить об особой телесности, например, шофера, летчика, балерины, преподавателя, продавца и т.д. Когда человек выступает субъектом той или иной общественной деятельности (например, политической), то тогда его телесность, сохраняя индивидуальный рисунок, приобретает общественный характер. Назовем это проявлением телесности человека социальной телесностью. Так как связанная с этой телесностью деятельность направлена во вне, то ее также можно назвать и экзотерической телесностью. Но каждый человек в качестве субъекта проявляется не только к внешнему миру, но и к себе самому как объекту. Это дает основание для выделения индивидуально-эзотерической или просто эзотерической телесности (например, наш способ питания, уход за телом и т.д.)

Но в какой бы форме ни проявлялась телесность человека, она фактически всегда несколько шире границ его физического тела. Это связано с тем, что телесность человека включает в себя также одежду, обувь, головные уборы, макияж, разного рода аксессуары, прическу и многое другое.

Телесность – это, в известной мере, пользуясь понятием философии постмодерна, есть «тело без органов». Это, конечно, не значит, что «тело без органов» - противоположность органам. Тело без органов – это те социальные функции, которые тело выполняет в различных сферах деятельности. Поэтому телесность человека выступает как определенный текст. И если мы владеем знаниями о языке тела, то есть знаниями о том, что означают различные движения тела (мимика, вид походки, практические умения человека, вербальные проявления), то мы можем этот текст читать.

Сколько у каждого человека форм телесности? На наш взгляд, столько, сколько у него деятельностных Я. Поэтому можно говорить о профессиональной телесности человека, экономической, бытовой, семейно-личностной, эстетической и т.д.

Телесность человека – это явление, которое имеет конкретно-исторический характер. Поэтому в обществе, отмечает Е.В. Золотухина-Аболина в учебном курсе «Философская антропология» (М; Ростов н/Д. 2006), всегда действуют конкретно-исторические культурные эталоны, определяющие какой тип тела является одобряемым, а какой порицаемым, то есть какими должны быть формы и цвет тела, какими должны быть тип движений и манеры речи, какими трудовыми и гигиеническими умениями должен овладеть человек и т.д. Так, например, в Европе и в России XVIII – XIX веков одним из признаков аристократизма считалась бледность, отчего барышни пили уксус, чтобы выглядеть аристократически. В XX – XXI веке в европейской цивилизации укрепилась установка на худобу как свидетельство молодости, привлекательности и здоровья.

Развитие телесности зависит от уровня развития науки, экономики, политического строя и многих других факторов. Французский философ, теоретик культуры и истории М. Фуко (1926 – 1984) на историческом материале показывает как, например, тело человека и обращение с ним вписано в практики власти. Власть всегда использовало тело для руководства человеческим поведением: пытки и телесные наказания, угроза боли и голода служили инструментами подавления сопротивления. И, напротив, желаемое для власти поведение поощрялось физическими удовольствиями: едой, алкоголем, сексом и т.д.

Развитие телесности на уровне отдельного индивида выражается в том, что одни ее формы, возникнув и в той или иной мере, изменяясь, сохраняются на протяжении всей жизни (например, уход за своим телом), а другие – возникнув, функционируют и развиваются, но со временем отмирают (например, человек в юности играл в футбол, а в зрелом возрасте этой деятельностью не занимается).

Телесность человека, на наш взгляд, является основанием выделения его Я-сущностного, ибо «личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает» (Ф. Энгельс, немецкий мыслитель и общественный деятель, один из основоположников марксизма. 1820 – 1995). Из осознания того факта, что каждый человек есть то, как он действует и проявляется в мире, следует принципиально важный вывод: самопознание есть, прежде всего, познание каждым человеком своей телесности, выявление того, что в ней является истинным, а что ложным, от какой телесности надо отказываться, какую сохранять и совершенствовать, а какую начать формировать заново.

Следующим модусом тела человека является плоть или плотское в нем. В «Словаре русского языка» тело и плоть отождествляются и понимаются как организм человека в его внешних, физических формах. Но тело и плоть с точки зрения концепции самопознания – это далеко не одно и то же. Плоть – это не анатомо-физиологическое в человеке, но плоть это и не телесность. «Понятие о плотском не следует смешивать с понятием о телесном», – отмечал русский философ В.С. Соловьев (1853 – 1900). Плоть – это такое проявление нашего тела, в котором выражается наша генетическая связь со всем человеческим родом, единство с ним, непрерывная последовательность человеческих жизней. В термине «плоть» фиксируется то, что наше тело порождено человеческими существами и само способно порождать их. Поэтому плотское – это закодированная в каждом индивиде программа общечеловеческого. Благодаря этой программе мы способны научиться мыслить, овладеть речью и т.д., то есть стать человеком вообще. Поэтому плотское в человеке – основание выделения такого проявления Я человека, как Я-универсальное. Но суть плотского в человеке сказанным не исчерпывается. Оно имеет и ряд других аспектов. Плотское является также основанием наших генеалогических, родственных отношений, благодаря наличию общих ближайших предков. Из этого следует, что наше семейно-личностное Я конституируется прежде всего нашей плотью.

С плотским связано также наследование или не наследование нами от своих родителей или более дальних предков определенных физических особенностей, особенностей их натуры, а также в определенной мере образа жизни и духовности. Вопрос о наследовании некоторых физических особенностей и особенностей натуры ясен и выражается в словах: кто-то «плоть от плоти» кого-то (по физической силе и темпераменту, говорят, он весь пошел в отца, а по музыкальным способностям – в мать и т.д.). В плоти также выражается и отличие человека в указанных отношениях от своих предков (сын не похож ни на отца, ни на мать).

Но что представляет собой наследование в определенной мере образа жизни и духовности предков человека? Ведь считается, что социально-культурная программа в обществе по наследству не передается, а присваивается только в процессе социализации индивида. И это верно. По наследству передается либо предрасположенность ребенка к здоровью, либо к болезням, либо передаются сами болезни, либо дети рождаются с патологией.

Но как здоровье родителей, так и болезни являются прежде всего результатом их определенного образа жизни, а значит определенных духовных, ценностных или бездуховных, антиценностных ориентаций. А поскольку считается, что от 50 до 90% всех болезней людей имеют эмоционально-духовную основу, то из сказанного следует, что от родителей к детям по наследству в опосредованной форме передается и их образ жизни, и содержание их духовности.

Фундаментальным модусом человеческого тела является натура (в переводе с латинского означает природа). В различных словарях под натурой обычно понимается темперамент и характер человека. Если со словом натура (натуральный) связывать естественное, природное, то к натуре человека следует относить только темперамент. Характер же человека, хотя с его натурой и связан и без нее невозможен, но сам по себе натурой не является, так как есть нечто человеком прижизненно приобретенное, а не данное ему природой. К натуре, на наш взгляд, кроме темперамента, относятся также все те инварианты или константы (задатки, интровертность и экстравертность, тип сексуальности, соотношение левополушарного и правополушарного мышления и др.), которые заложены в каждом человеке природой и социумом и которые в своем сочетании предопределяют его уникальность. Натура человека – это его генотип. Поэтому натура выступает основанием такого проявления его Я-инвариантного, как Я-уникальное.

Из сказанного, очевидно, что самопознание каждым человеком своей натуры переоценить трудно.

В качестве особого модуса человеческого тела следует выделять также организм (с латинского – живое тело, живое существо). Эквивалентным термину «организм» является термин «сома» (соответственно органическое – соматическое). Посредством такого модуса тела, как организм, мы, с одной стороны, раскрываем свою генетическую связь с природой, Космосом (проблема антропогенеза, наша связь с животными, общность с ними и отличие от них), а с другой стороны, связь актуальную (никогда не прекращающееся воздействие на нас, независимо от того, какой деятельностью мы занимаемся, литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы, Солнца, Луны, звезд и Космоса в целом. В содержание модуса организма входят и все те процессы, которые происходят внутри нашего тела (пищеварение, кровообращение и т.д.).

С организмом связаны наши витальные (органические) потребности: потребность в пище и воде, половая потребность и связанная с ней потребность в продолжении рода, терморегуляционная потребность (связана с поддержанием температуры тела на более или менее постоянном уровне), потребность в выделении в окружающую среду продуктов обменных процессов, потребность в движении и получении из окружающей среды энергии (например, отрицательно заряженных электронов из земли), потребность в сохранении жизни и др. Так как все эти потребности являются естественными, то говорить о каких-то из них (например, о репродуктивной и выделительной системах) как грязных и недостойных человека, а тем более говорить о греховности нашего тела вообще, значит говорить нелепость. Идея о греховности человеческого тела, о теле как тюрьме души – это миф, который также вырвать надо из сознания, как человек вырывает сорняки из грядки. Организм родившегося нормального ребенка – это храм для поселения духа. Но какой в нем поселится дух – добрый или злой – вначале зависит от окружающей среды, а затем и от самого человека.

Принципиально важно отметить, что все выделенные нами модусы тела рядоположенными не являются. Они находятся в единстве и органически взаимопроникают друг в друга, представляют собой своеобразные диалектические противоположности. Если мысленно расположить их вертикально, то можно нарисовать себе следующую картину: внизу нашего тела находится организм, а в него поочередно как бы «погружены» натура, плоть и телесность; вверху тела находится телесность, а в него поочередно погружены плоть, натура и организм. Тем самым человеческое тело представляет собой как бы комплекс матрешек. При этом принципиальное значение имеет выделение модусов натуры и плоти, так как позволяет связывать организм с телесностью, проложить между ними своеобразный мост и тем самым преодолеть дуализм, противопоставление в человеке органического (биологического) и социокультурного.

Так как все модусы человеческого тела являются диалектическими противоположностями, то они между собой могут находиться как в относительном согласии, равновесии, так и в отношении конфликта, разлада, противоречия. Рассмотрим их противоречия.

Противоречие организма и телесности. Если телесность человека ложная (например, антикультурные действия в виде курения, чрезмерных перегрузок в трудовой деятельности, аморальных действий и т.д.), то она неизбежно ведет к разрушению его организма – фундамента здоровья. Но если организм человека (физическое тело) является развитым недостаточно, то он не сможет в полной мере реализовать возможности своей телесности.

Противоречие натуры и телесности. Это противоречие можно рассматривать и как противоречие между натурой и культурой, генотипом и фенотипом. Для реализации каждым человеком своей натуры необходимо использовать адекватную, соответствующую ей культуру. Если, например, у ребенка хорошие музыкальные способности, и он активно занимается музыкальной деятельностью, то натура и культура находятся в соответствии. Если же, например, мальчик тянется к технике, а родители заставляют его заниматься хореографией или музыкой, к которым душа у него не лежит, то мы можем говорить о конфликте между натурой и культурой. Это же имеет место и тогда, когда люди занимаются профессиональной деятельностью не по призванию. Но и в том и в другом случае культура превращается в антикультуру, что является одной из иллюстраций относительной противоположности культуры и антикультуры.

Противоречие плоти и телесности. Плоть может способствовать как развитию телесности человека, так и препятствовать ей. Если, например, ребенок рождается с теми или иными наследственными болезнями, являющимися результатом дурного образа жизни родителей, то ясно, что в своей жизни он столкнется с серьезными трудностями в реализации своей натуры, в развитии своей телесности. Здесь мы имеем дело с конфликтом между плотским в человеке и телесным, опосредованным дефектами в организме. Но ребенок с врожденной патологией – это и проблема родителей. И решение ее будет сопряжено со значительными ограничениями в их жизни, будет выступать как наказание за их грехи, как проявление кармического закона.

«Был прав мудрец, сказав нам в назиданье,

Что не бывает зла без наказанья»

(Юсуф Баласагунский, поэт XI века).

Очевидно, что все указанные противоречия не возникают, если ребенок рождается здоровым.

Подведем некоторые итоги самопознания человеком своего тела. Посредством познания своего тела человек, прежде всего, осознает то, что он существует, бытийствует, живет. До осознания тела тело отражается в его сознании в виде внутреннего чувства жизни. Наше тело является также и тем, через что Я существую и в чем Я существую. Тело – это вместилище нашего духа, как бы тот дом, где живет наш Дух, где обитает наша Душа. «При всех индивидуальных и межкультурных различиях, – отмечал И.С. Кон, – тело обычно воспринимается как материальное воплощение («вместилище») Я, обеспечивающее сохранность его границ, и как внешность, то есть выразительное средство коммуникации, обращенное к другим». В свете сказанного спиритуалистическое (спиритуализм в переводе с латинского означает дух) представления о духе, восходящее к Р. Декарту, о независимом от тела существовании души (на том основании, что непротяженное – душа не может воздействовать на протяженное – тело и наоборот) следует рассматривать как заблуждение, а в лучшем случае, как лишенную обоснования гипотезу. «Как бы спиритуалистическая иррационалистическая метафизика не унижала тела, как бы материализм ни сводил живое тело на тупую материальную массу, оно есть и остается единственной формой актуального проявления духа в окружающих нас условиях» (А.Ф. Лосев, советский философ. 1893 – 1988).

Тело – это и зеркало души человека, так как все его переживания, чувства, внутренние состояния, так или иначе, проявляются в движениях тела и его форме (походке, мимике, жестах, голосе, следах на теле и т.д.). В свете этого физиогномику и хиромантию нельзя рассматривать только как нечто всецело ложное и не имеющее реальных оснований воззрение. Избитое выражение, что «чужая душа – потемки», тоже следует оценивать как весьма сомнительное.

Через тело не только человек дается миру, но и мир дается человеку: вся информация о мире входит в человека только через его тело, прежде всего, органы чувств. Посредством органов чувств человек воспринимает и все явления культуры (музыку, книги, картины и т.д.).

Тело человека является носителем определенных эстетических свойств (красивое, некрасивое, уродливое) и объектом как собственной эстетической деятельности (использование косметики, занятие физической культурой и стремление к правильному питанию с целью приобретения и сохранения нужной фигуры тела и т.д.), так и объектом других людей (например, парикмахеров).

Тело человека включено также и в сферу нравственных отношений. И понимать это надо не только в том смысле, что никакая реализация нравственных отношений вне телесности просто невозможна. Тело связано с нравственностью и в других отношениях. Если человек не заботится о своем здоровье, то он рано или поздно заболевает. А болезнь человека для окружающих его людей, как и для общества в целом, – это никогда не благо, так как лечение болезни всегда связано с расходованием материальных и финансовых ресурсов, жизненных сил и времени других людей. Кроме того, из признания принадлежности человеческого тела к миру живого следует, что наше тело входит и в сферу экологической этики, направленной на сохранение на планете всего живого вообще. Коротко говоря, каждый человек за состояние своего организма, за свое здоровье несет нравственную ответственность.

Наконец, появление тела человека знаменует начало его бытия в этом мире и развертывание его во времени и пространстве, а прекращение функционирования тела – конец бытия, смерть, уход в небытие. Иначе говоря, между индивидом, переживающим присутствие в собственном теле, и телом самим по себе – расположилась смерть.

«В конце концов, у всех одна судьба –

Смерть ждет и властелина и раба»

(Юсуф Баласагунский).

 

Date: 2015-08-24; view: 459; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию