Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осуществим заветные желанья»





(Юсуф Баласагунский)

В жизни отдельного человека и властных структур общества может также преувеличиваться, гипертрофироваться и роль воли. Гипертрофированная воля – это всегда неразумная, бесчувственная, тупая воля, которая, подминая под себя все живое, подавляя его, часто стремится утвердить саму себя в качестве самоцели, то есть ради самой себя. Ярким примером гипертрофированного воления является существовавшая в нашей стране так называемая административно-командная система управления. Пример из ее практики. Председателю колхоза поступила из города команда начать сев 20 мая. Но сеять еще рано. Однако если председатель колхоза, опираясь на здравый смысл, опыт, не выполнял команду, то его могли снять с работы, а то и объявить врагом народа. Примером гипертрофии воли в семье является произвол, насилие, самодурство. Абсолютизация воли всегда ассоциируется с такими явлениями, как деспотизм, тирания, авторитарность, необоснованное насилие. Во всех формах гипертрофированной воли есть нечто общее – это превращение других людей в средство, а самого воления часто в самоцель.

В общем, гипертрофированная воля – это плохо. Но не является благом и отсутствие воли или слабая воля, ибо из-за них добрые чувства и хорошие замыслы остаются в жизни нереализованными.

Все указанные крайние модификации духа в известной мере персонифицированы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Иван – это рационалист, живущий рассудочным расчетом. Он высчитал: «Раз бога нет – значит все дозволено». Дмитрий вызывает сочувствие читателя своим пылким сердцем и чистой любовью, он живет чувством. Но чувства, не контролируемые разумом и не корректируемые осмыслением объективной ситуации, заводят его в трагический тупик. Добрый и славный Алеша и правильно мыслит, и хорошо чувствует, но он никогда не совершит великих дел во имя своих идеалов, так как у него фактически отсутствует такая составляющая духа, как воля.

Волевые типы в романе представлены отцом Федором Павловичем и его незаконнорожденным сыном Смердяковым. Но у отца воля поставлена на службу его необузданному, неокультуренному половому влечению. Это – произвольная воля и одновременно рабская зависимость от сластолюбия. Самая сильная воля у тихого, униженного Смердякова. Он успешно обуздывает свои чувства, непосредственные желания и свое самолюбие. Воля его также сопряжена с трезвым, но безнравственным расчетом. А в конечном счете воление Смердякова выступает как самоцель.

Из романа Ф.М. Достоевского вытекает фундаментальный вывод: конфликт между разными силами духа, гипертрофия одних его сил за счет других – это всегда для человека драма. Поэтому сохранение, поддержание между чувствами, интеллектом и волей единства, относительного равновесия следует рассматривать не только как непреложный закон внутреннего мира человека, но и всей жизнедеятельности в целом.

Date: 2015-08-24; view: 535; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию