Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






От разума рождает власть добро»





(Юсуф Баласагунский)

Рассмотрим третью составляющую духа – волю. Воля в современной психологии обычно понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения, выражающееся в способности видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. Поэтому волевой акт всегда связан с приложением усилий и при принятии решений и при их реализации. Но возникает следующий вопрос: «Как быть с безволием человека?» Ведь безволие, хотя и является иным, противоположным воле, но к воле имеет самое прямое отношение: безволие предполагает волю, ибо заключает ее в себе в качестве возможности и может превратиться в нее, а воля заключает в себе возможность превратиться в безволие. А разные стадии движения от безволия к воле и от воли к безволию характеризуют степень проявления воли человека. Следовательно, воля и безволие выступают как своеобразные диалектические противоположности.

Но противоположности всегда являются противоположностями чего-то третьего. Этим третьим, на наш взгляд, является воление. Воление – это целостное, всеобъемлющее измерение человеческого духа с точки зрения воли. И это очень важно учитывать как в самопознании, так и познании других людей. Ведь если, например, человек о себе говорит, что он человек безвольный, то он себя оценивает с точки зрения воли. Но в приведенном выше психологическом определении воли, воля связывается только с приложением усилий при принятии решений и их реализации, а ситуации, когда решение не принимается, но должно быть принято, или принимается, но не реализуется, совершенно не учитываются.

Итак, первая составляющая воления – воля, вторая – безволие. Воление же в целом, как относительно самостоятельная составляющая внутреннего мира человека, представляет собой процесс, развертывающийся то в направлении от безволия к воле, то в направлении от воли к безволию. Но воля и безволие могут выступать элементами и духа и души человека и, так или иначе, детерминировать его действия, поступки. Так, если, например, я в определенной ситуации промолчал, проявив малодушие, но в силу требований нравственности я должен был выступить, то я все равно совершил поступок, в котором выразилось определенное содержание моей души или моего духа.

Воля как элемент духа связана с сознательным регулированием жизнедеятельности человека, опирающимся на концептуальное сознание. Поэтому воля, как отмечалось, является составляющей нашего Я-управляющего («ока духа»). А Я-управляющее предполагает предметное, оценочное и проектное самопознание. «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может, так или иначе, относиться к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта, который, возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними» (С.Л. Рубинштейн). Воля как сила духа проявляется на всех этапах той или иной сознательной деятельности. Воля реализуется при выборе мотивов деятельности, ее целей, средств, условий и ее вариантов в целом, она проявляется также в процессе реализации принятого проекта в ходе самой практической деятельности в виде ее определенной организации (последовательности совершаемых действий), подавления возникающих в этой деятельности разного рода не относящихся к ней влечений, желаний, импульсов, а также в преодолении других внутренних препятствий и препятствий внешних. Воля проявляется и в процессе мобилизации индивидом своих физических, психологических и духовных ресурсов в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей. Воля проявляется, наконец, при недостаточной мотивации (нежелание что-либо делать) или при мотивации избыточной, которую нужно держать в определенной узде.

Если говорить обобщенно, то воля необходима человеку прежде всего для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле зрения духа объект, на который направлена его деятельность, концентрировать на нем свое внимание. Принципиальная особенность воли как силы духа состоит в том, что решение о волевом самоуправлении, волевой регуляции всегда исходит из самого человека и для этой регуляции он использует собственные психологические и духовные средства.

Но воля может быть не только сознательной, рациональной, но и иррациональной, слепой, ибо человек может прилагать значительные усилия для удовлетворения какой-либо потребности, совсем не осознавая смысла своих действий, или проявлять крайнюю неуступчивость при достижении своей цели, чаще всего вопреки необходимости, здравому смыслу («Упрям как осел»). «Насколько необходимо, чтобы силой воли обладал тот, кто упорен в достижении разумной цели, настолько же отвратительно упрямство» (Гегель).

Воля как сила духа проявляется в таких чертах характера как сила воли, настойчивость, выдержка, решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе, ответственность, дисциплинированность, обязательность.

Противоположностью воли, антиподом ее является безволие или слабоволие. Безволие – это или отсутствие способности проявлять в каких-либо жизненных ситуациях требуемое ими усилие, или, при наличии таких способностей, нежелание их проявлять. В последнем случае безволие проявляется в виде лени. А «лень подобна ржавчине: она разъедает быстрее, чем частое употребление изнашивает» (Б. Франклин, американский философ. 1706 – 1790).

Безволие и слабоволие могут проявляться в сознательной, рациональной и в иррациональной формах. Реализуются они в тех же чертах характера, что и воля, но только со знаком минус: отсутствие выдержки, нерешительность, трусость, неуверенность в себе, необязательность и др. Поэтому нередко «слабовольные люди – это легкая кавалерия армии дурных людей: они приносят больше вреда, чем сама армия, потому что все разоряют и опустошают» (Никола Шашфор, французский писатель. 1741 – 1794).

Как происходит развитие воли?

1. Прежде всего путем преобразования непроизвольных, иррациональных форм своей жизнедеятельности и явлений сознания (например, настроений) в контролируемые, управляемые. Осуществляется это через формирование Я-управляющего на основе самопознания.

2. Через преобразование своего осознаваемого безволия путем борьбы с ним и всеми формами его проявления (с нерешительностью, малодушием, необязательностью и т.д.). Осуществляется это только посредством замены в тех или иных условиях проявлений безволия сознательными волевыми актами. Но при этом нельзя допускать того, чтобы формирование сильной воли превращалось в самоистязание (спать на гвоздях как это делал известный герой Н.Г. Чернышевского и т.д.) или в подавлении окружающих нас людей.

3. В виде преодоления безволия путем гносеологического преобразования образов своего прошлого, связанных с проявлением безволия, на образы волевые и тем самым вытеснение тех первых из памяти. Здесь может быть использован и метод самовнушения. Происходит это так, мы воспроизводим в своем сознании какой-то эпизод, связанный с проявлениями безволия, и сразу же мысленно говорим в отношении него: «Я очень сильный, волевой человек», «У меня могучая, стальная воля» и т.д. Если же нам надо совершить волевое действие, то мы снова произносим эти же слова. А если волевое действие совершено, то после него целесообразно мысленно произнести: «Я действительно очень сильный, волевой человек». Если такая работа осуществляется регулярно, то со временем безволие становится невозможным, поскольку человек исходит из того, что он человек волевой. Так как сколько-нибудь продуктивная жизнедеятельность человека без воли невозможна, то очевидно, что работа над собой по формированию воли должна вестись постоянно. Главный результат этой работы – достижение в жизни единства слов и дела, целостности своего духа, а также экономия жизненной энергии.

4. Важным направлением развития воли является постановка общественно значимых целей и стремление, готовность к их достижению в течение достаточно длительного времени. Никто еще на земле не достигал ничего значительного без сильной воли. Более того, нередко люди не очень способные, но имеющие сильную волю и выработавшие у себя способность регулярно работать, достигают в жизни большего, чем люди, даже талантливые, но имеющие слабую волю, и неорганизованные.

Выделение в духе чувств, интеллекта и воли и их познание – это только аналитическая стадия самопознания духа. На ней главным образом работает рассудок. За ней следует стадия синтетическая, связанная с постижением духа как единого целого, как процесса взаимодействия чувств, интеллекта и воли. На этой стадии работает главным образом разум.

Жизнь духа начинается с чувств и эмоций, так как они выступают первичным источником информации о потребном и непотребном для индивида, являются выражением его желаний. А желания – это всегда либо переживания неудовлетворенной потребности или потребности в том, чтобы что-либо в жизни не произошло, либо стремление продолжать удовлетворять уже удовлетворяемую потребность. Проявление чувств в качестве духовной силы выражается в том, что они полностью или частично предопределяют наш целевой поиск и само содержание цели. А так как цель – образование рациональное, то мы можем говорить о том, что чувства через цель детерминируют наш интеллект. Ведь цель – это не просто идеально полагаемый результат (например, образ дома, который мы хотим построить), но и результат желаемый.

Далее, так как чувства и эмоции являются аккумуляторами нашей энергии, то они играют огромную роль не только в постановке целей, но и в осуществлении самой деятельности по их достижению и в преодолении встречающихся на ее пути препятствий. Поэтому эмоции и чувства – это также генераторы вдохновения.

Но чувства на всех этапах деятельности могут играть и отрицательную роль. Здесь имеются в виду отрицательные чувства (страх, неуверенность или, наоборот, самоуверенность и т.д.). Тем самым чувства выступают первичным источником формирования целей и силой, способствующей или препятствующей, тормозящей их достижение.

С другой же стороны, содержание целей, успех или неуспех в их достижении в огромной мере определяют характер и силу чувств. И чем более социально и индивидуально значимы цели, тем более содержательны чувства, тем большую радость испытывает человек при достижении целей. Поэтому справедливо говорят, что «великие люди рождают великую энергию». Но в силу множества причин, обстоятельств цели далеко не всегда совпадают с результатами. «Тысячи путей уводят от цели, лишь один единственный ведет к ней» (М. Монтень, французский философ. 1533 – 1592). Но и тем большее огорчение, страдание испытывает человек при провале замысла, при неуспехе.

Однако соотношение чувств и целей и определяемой целями интеллектуальной и практической деятельности только к сказанному не сводится. Во-первых, всякое целеполагание и целеосуществление предполагает оценочную деятельность нашего интеллекта: оценку целей и мотивов деятельности, средств и условий, самого себя в целом и всего окружающего. А всякое рациональное оценивание автоматически сопровождается переживанием определенных чувств: в зависимости от содержания оценки они могут быть или положительными (стеническими), или отрицательными (астеническими). А из этого следует, что источником, продуцентом чувств является и наш интеллект.

Date: 2015-08-24; view: 533; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию