Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самосознанием





Попытаемся теперь выявить природу Я-концепции и ее соотношение с самосознанием и самопознанием.

В существующей литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-концепции. Так, например, в «Большом психологическом словаре» (М., 2003) Я-концепция определяется как развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и прочих свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов (С. 636). Так как в этом определении Я-концепция сводится к системе представлений, то оно по своей природе является гносеологическим. Очевидно, что в него включено предметное и оценочное знание и отсутствует проектное знание. Что же касается субъективного восприятия влияющих на собственную личность внешних факторов в качестве особого компонента Я-концепции, то, на наш взгляд, выделять его не следует, так как оно включается либо в предметное, либо в оценочное самопознание.

Я-концепцию иногда определяют как систему рефлексивных определений себя, полученных в итоге самосознающей деятельности индивида и выделяют в ней три структурных компонента: 1) когнитивный компонент – «образ Я», к которому относится содержание представлений о себе; 2) систему самооценок; 3) поведенческий компонент, который характеризует проявление когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в том числе в речи, в высказываниях о себе).

Очевидно, что эта модель Я-концепции является не только гносеологической, но и онтологической, бытийной, так как в ней учитывается регулирующая роль «образа Я» в реальной деятельности человека. Однако остается неясным: 1. Включается ли в когнитивный компонент проектное знание или не включается? Если оно не включается, то только предметное и оценочное знание сами по себе обеспечить регуляцию деятельности человека не могут. 2. Почему оценочный компонент противопоставляется когнитивному? Разве самооценивание не относится к самопознанию и его результат не включается в гносеологический «образ Я».

Р. Бернс представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: 1) реальное Я (каким Я, как мне кажется, являюсь на самом деле); 2) идеальное Я (каким Я хотел бы и/или должен стать); 3) зеркальное Я (каким меня видят другие). Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов – физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я. В подходе Р. Бернса заслуживает внимания подход к Я-концепции с точки зрения иерархической структуры, а также выделение в Я-концепции предметного и оценочного знания (Я-реальное) и знания проектного (Я-идеальное). Однако включение в Я-концепцию зеркального Я нам представляется спорным, так как последнее есть объект самопознания. (Правда порою человек стихийно может исходить из тех представлений о себе, авторами которых являются другие люди. Но это представление в Я-концепцию не входит, так как продуктом сознательного самопознания не является. В Я-концепцию может входить только то содержание Я-зеркального, которое прошло через рефлексию человека.) Что же касается физического Я, социального Я, умственного Я и эмоционального Я, то их выделение, по-нашему мнению, как уже отмечалось, является неправомерным.

В.Г. Маралов структуру Я-концепции изображает следующим образом:

Основу Я-концепции, ее содержание составляют знания о себе, то есть своеобразная картина собственной личности (например, человек говорит о себе: я умный, общительный и т.д.).

На эту картину тут же накладывается отношение (например, я удовлетворен своими способностями и неудовлетворен внешностью и т.д.).

Проявленная картина того или иного качества в структуре Я-концепции подвергается оценке путем сравнения себя с другими людьми или идеалом. В результате формируется самооценка.

Наконец, у человека возникают определенные мысли о себе, о своих качествах и свойствах, о своем отношении к себе, своих самооценках за счет функционирования особого механизма, который называется «рефлексия». В результате отыскиваются причины низких или высоких самооценок, формируется намерение совершенствоваться или все оставлять как есть.

Очевидно, что структура Я-концепции В.Г. Маралова является гносеологической. Онтологический аспект Я-концепции В.Г. Маралов рассматривает лишь на примере формирования конкретного уровня притязаний и в отрыве от структуры Я-концепции.

В предложенной структуре Я-концепции В.Г. Маралова, на наш взгляд, много неопределенного.

1. В таком ее элементе как «Что я знаю о себе» неясно, о каком знании о себе идет речь – о знании своего настоящего, своего прошлого или о знании того и другого.

2. Что касается отношения человека к себе, то оно, на наш взгляд, может существовать в двух формах: в форме реального отношения, которое реализуется в практической деятельности (меня, например, оскорбляют, а я в ответ защищаю свое достоинство) и в форме гносеологического отношения (я, например, оцениваю степень удовлетворенности достигнутым в своей деятельности результатом). Что же касается непосредственного переживания человеком своего удовлетворения или неудовлетворения собой, то оно, с одной стороны, есть реальная сторона экзистенции человека, а с другой – в нем выражается также непосредственная стихийная оценка самого себя. Оценочное знание всегда в определенной мере включается в Я-концепцию как гносеологическое образование. Если же человек начинает регулироваться этим знанием в своей практической деятельности, то в этом случае уже материализуется его реальное самоотношение к себе.

3. Ответ на вопрос: «Что я думаю о себе» – автор связывает с рефлексией, которая, на наш взгляд, в представленном автором содержании, ничем не отличается от деятельности самосознания, от сознательного предметного, оценочного и проектного самопознания. К тому же во всех этих видах самопознания мы думаем о себе, так как думать о себе – значит познавать себя с помощью мышления.

4. Позиция В.Г. Маралова противоречива. В структуру Я-концепции он включает Я-идеальное, а вот в структуре самосознания, продуктом которого является Я-концепция, Я-идеальное отсутствует.

Неправомерность включения в структуру Я-концепции Я-зеркального, мы уже отмечали.

Итак, какова же структура Я-концепции и что из результатов самопознания, деятельности самосознания в нее следует включать, а что не включать?

Мы согласны с рядом авторов, что Я-концепция – это не все результаты самопознания, не все результаты деятельности самосознания, а только те из них, которые отражают в человеке нечто сущностное, устойчивое, стратегическое. Именно из этих относительно устойчивых представлений о себе человек исходит при никогда не прекращающемся решении им множества своих конкретных, поведенческих проблем. Их решение тоже осуществляется в процессе сознательного самопознания, деятельности самосознания, однако их результаты в Я-концепцию, с нашей точки зрения, не входят, а выступают лишь проявлением ее методологической «работы». Я-концепция по определению (концепт в переводе с латинского означает общее) представляет собой определенное общее знание. Но в чем особенности этого общего знания? Эта особенность, по-нашему мнению, состоит в том, что данное знание отражает уникальное, индивидуальное в каждом человеке, которое одновременно для него является и общим. Так, например, присущая только данному конкретному человеку определенная способность выступает как его уникальное свойство лишь при сравнении его со способностями других людей и одновременно эта же способность выступает как общее в отношении процесса его жизни, так как в определенной мере проявляется на каждом ее этапе.

Структура Я-концепции как устойчивого гносеологического образа своей Я-самости, на наш взгляд, включает предметное сознание, оценочное сознание и проектное сознание. Взаимосвязь этих компонентов самосознания мы уже рассматривали. Но здесь возникает вопрос о том, в каких единицах следует, так сказать, измерять каждый компонент Я-концепции? Для ответа на этот вопрос весьма продуктивной является идея Р. Бернса, согласно которой вершиной в иерархической структуре Я-концепции является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Установка, как известно, - это состояние готовности личности к определенному восприятию и оценке самой себя и деятельности в соответствии с ней. В основе же установки лежит самоопределение личности, которое представляет собой процесс и результат сознательного выбора собственной позиции, целей, средств и условий самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Поэтому составляющими предметного, оценочного и проектного компонентов Я-концепции являются соответствующие им самоопределения и установки человека. Здесь принципиально важно отметить, что установки человека – это не только знания, но всегда сплав знаний, эмоций и воли, который и определяет готовность его определенным образом отражать (познавать) себя и строить свою деятельность. В системе установок человека, видимо, можно выделить установки, относящиеся к человеку как к целому, и установки, относящиеся к многообразным проявлениям Я-самости в виде деятельностных Я. Но структурными элементами тех и других являются предметное сознание, оценочное и проектное. Рассмотрим вначале проявление этих форм самосознания на уровне человека как целого. Предметные установки на этом уровне связаны со знанием своих инвариантов (способностей, темперамента, лево- и правополушарности, интро- и экстравертности, особенностей своего организма и др.). Оценочные установки связаны с различными модальностями самооценки человеком себя в целом: завышенной самооценкой, заниженной или адекватной (реалистической), находящей свое выражение в соответствующем самоуважении (гипертрофированном самоуважении, заниженном самоуважении и адекватном самоуважении). Под самоуважением мы понимаем всеобъемлющую оценку человеком самого себя или чувство собственного достоинства. Как отмечает И.С. Кон, «экспериментальная психология выявила, что самоуважение оказалось одной из самых важных интегральных характеристик личности, влияющей практически на все аспекты ее поведения и деятельности. В частности, изучение девиантного (отклоняющегося) поведения, включая преступность, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суицидное поведение, показало, что пониженное самоуважение часто бывает не только спутником деликвентности (преступности), но одной из ее причин» (Кон И.С. Категория «Я» в психологии / И.С. Кон // Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2006. С. 24). Проектные установки находят свое выражение в конечных целях личности в виде идеалов, смысла жизни. Позитивным идеалом молодых людей в современном российском обществе, на наш взгляд, является идеал всесторонней и гармоничной самореализации личности, понимаемой как творение блага другим людям и себе самим. В свете этого и идеал индивидуализма (эгоизма) и идеал коллективизма (чистого альтруизма) следует рассматривать как ущербные.

Конструирование высшего уровня Я-концепции предполагает также формирование целой группы общих инструментальных установок или общих качеств личности. К ним, на наш взгляд, относятся: готовность человека к самоуправлению, реализующуюся через самопознание, самоорганизацию, самоконтроль и объективную самооценку результатов деятельности; целеустремленность или единство слова и дела; уверенность в себе; духовность, выражающуюся в стремлении к истине, добру и красоте; гражданственность, позволяющая человеку ощущать себя нравственно, юридически, политически профессионально дееспособным; креативность, выражающуюся в стремлении порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления; постоянное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; ответственность за свою целостную самореализацию перед обществом и самим собой.

Представленное выше содержание Я-концепции человека как целого образует ее своеобразную вершину, которая реализуется через ее основание, выступающее в виде самоопределений и установок отдельных деятельностных Я. На их основе образуются относительно самостоятельные Я-концепции, которые можно назвать деятельностными. К ним относятся: когнитивная Я-концепция, нравственная, эстетическая, оздоровительная, профессиональная, общественно-политическая, семейно-половая, коммуникативная, экономическая, бытовая и досуговая. В реализации своих деятельностных Я-концепций человек опирается на соответствующие им предметные, оценочные и проектные самоопределения и установки. Из них человек исходит при познании конкретных обстоятельств, условий, относящихся к соответствующим деятельностным Я, при принятии определенных решений, которыми затем детерминируются соответствующие действия.

Второй составляющей деятельностной Я-концепции являются инструментальные установки в виде определенных качеств личности, которые обеспечивают достижение целей соответствующих деятельностных Я. Пример. Человек, познав свое нравственное Я на определенном этапе своей жизни, приходит к выводу, что в жизни в целом он поступает нравственно, хотя делать это не всегда легко и порой даже не выгодно. Но он свое поведение оценивает положительно, проникается чувством самоуважения и принимает решение и в дальнейшем в своей жизнедеятельности следовать нравственным нормам. Общее предметное знание человека о своем нравственном Я, общая самооценка и стратегическая цель своего нравственного поведения - это первая составляющая нравственной Я-концепции человека. Вторая составляющая этой концепции связана с инструментальными установками в виде нравственных качеств личности: чувства долга; гуманного отношения к другим людям, уважения их прав, свобод и достоинства; порядочности, честности, совестливости; эгоальтруизма (сочетание заботы о других с заботой о себе самом); доброжелательности; соблюдения правил этикета; активная позиция в отношении противостояния злу. Итак, каждому деятельностному Я человека соответствует своя Я-концепция, которая включает общее предметное, оценочное и проектное знание (сознание) – установки или инструментальные качества (совокупности инструментальных качеств по каждому из выделенных нами деятельностных Я см.: Байлук В.В. Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов / В.В. Байлук. Екатеринбург, 2007. С. 475 – 487).

Как Я-концепция участвует в реальной жизнедеятельности человека? На наш взгляд, вершина Я-концепции выполняет, прежде всего, методологическую функцию при разработке деятельностных Я-концепций и определении соотношения их между собой (регулятором здесь выступает идеал целостной и относительно гармоничной самореализации личности).

Далее. Общая Я-концепция и деятельностные Я-концепции осуществляют сознательную регуляцию (самоуправление) предметной, оценочной и проектной деятельности человека в данных условиях пространства и времени. Итогом этой деятельности являются текущие проекты или проекты на ближайшую перспективу различных деятельностных Я и соответствующие им конкретные цели, планы. Являясь продуктами деятельности самопознания и самосознания, они в Я-концепцию не входят и непосредственно управляют практической деятельностью человека. Что же касается Я-концепции, то она, с одной стороны, принимает участие в управлении практической деятельностью лишь опосредованно, через конечные цели, идеалы деятельности человека, а с другой – принимает в нем участие и непосредственно. Это, на наш взгляд, управление осуществляется через инструментальные общие и специфические установки (качества) личности. Так, например, такое общее качество личности, как ответственность выступает инструментом управления при реализации любого деятельностного Я (профессионального Я, оздоровительного, бытового и т.д.). Это же можно сказать и о любом инструментальном качестве каждого из деятельностных Я человека. Такими инструментальными качествами, например, в профессиональной деятельности являются: установка на трудолюбие, работу в коллективе, добросовестность и др.

Из сказанного выше очевидно, что Я-концепция включает гносеологическое и онтологическое измерение, структурный и функциональный аспекты.

Рассмотрим теперь генетический аспект Я-концепции. Все составляющие Я-концепции и Я-концепция в целом, имеющие место на данном этапе жизни человека когда-то возникают, проходят этап становления, затем превращаются в ставшие и совершенствуются. При этом в зависимости от внешних и внутренних факторов объем Я-концепции (набор установок) может расширяться или, наоборот, сужаться (например, при выходе человека на пенсию многие его профессиональные качества могут фактически утрачиваться). Кроме того, может происходить смена положительных установок отрицательными и наоборот, что может приводить к доминированию в Я-концепции то положительных, то отрицательных установок. Вследствие этого Я-концепция человека может быть противоречивой, в силу чего он становится разорванным, раздвоенным, лишенным цельности. Так, например, человек может демонстрировать свою воспитанность в отношении с коллегами на работе и быть грубым в семье, в отношениях с женой и детьми. Кроме того, со временем может снижаться уровень реализации тех или иных установок, или, наоборот, повышаться. Так, например, степень реализации человеком установок на добросовестное отношение к труду, на регулярное занятие оздоровительной активностью на различных этапах жизни может быть самой разной.

В силу указанных обстоятельств Я-концепция человека всегда представляет собой динамическое образование, единство устойчивого и изменчивого. В изменчивости Я-концепции выражается способность человека расширять, углублять, корректировать или коренным образом в определенных отношениях менять представления о себе под воздействием внешних и внутренних факторов детерминации своей жизнедеятельности.

Интенсивность изменений Я-концепции неразрывно связана с разной насыщенностью самопознания на различных этапах жизненного пути человека, обусловленной разного рода кризисами (например, кризисом 30 лет, кризисом, связанным с уходом на пенсию, с потерей любимого супруга или супруги, с осознанием ошибочности выбранной профессии и т.д.) и другими факторами.

Динамичный характер Я-концепции – одна из важнейших ее особенностей. К другим особенностям Я-концепции относятся:

§ наличие определенного алгоритма или цикла в становлении Я-концепции. За объективным предметным и критически оценочным самопознанием человека должно следовать самопринятие им себя таким, каков он есть в единстве своих достоинств и недостатков, успехов и неудач. Самопринятие выступает как отождествление себя с самим собой, как самоидентификация, что означает признание всех своих жизненных проявлений как проявлений собственной Я-самости.

После принятия себя, человеку необходимо выделить в себе все положительное, истинное, все то, что доставляет ему удовлетворение, и все отрицательное, ложное, что не удовлетворяет его.

На основе выделенного в себе и своей жизнедеятельности положительного, ценного строится самоуважение человека. Истинное, полноценное самоуважение связано с признанием в себе всего положительного, своих действительных достоинств, успехов и со стремлением постоянно преодолевать свои недостатки, исправлять ошибки, саморазвиваться, верить в возможность полноценной самореализации, несмотря на временные неудачи, жизненные трудности и порой даже тупики.

Искаженное, ущербное самоуважение – следствие неадекватного отношения к своим достоинствам и недостаткам, положительному и отрицательному в себе, к своим успехам и неудачам. Низкое самоуважение человека – следствие центрирования его на своих недостатках, неудачах и неверия в возможность постоянного самоизменения. В случае низкого самоуважения человек перестает себя любить, испытывает внутриличностный конфликт. В случае завышенного самоуважения человек центрируется только на положительном в себе, на своих достоинствах, достижениях и в тени оставляет свои недостатки, неудачи. Такой человек обычно любуется собой, пренебрежительно относится к другим, проявляет самоуверенность, самодовольство, эгоцентризм.

Затем на основе критической самооценки человек принимает решение продолжать следовать одним установкам, усилить следование другим и освободиться от всего отрицательного в себе, то есть того, что не удовлетворяет его. За постановкой целей следует их реализация. Затем цикл в развитии Я-концепции на изменившейся основе воспроизводится снова;

§ степень полноты отражения различных проявлений жизнедеятельности человека (например, деятельностных Я);

§ степень глубины познания себя (одни стороны личности могут отражаться только на уровне явления, а другие – и на уровне сущности);

§ различное соотношение предметного самосознания, оценочного и проектного (например, человек может объективно познавать свои недостатки, но не принимать никакого решения для освобождения от них);

§ уровень упорядоченности знаний в Я-концепции, или уровень системности. Вследствие этого мы, в отличие от некоторых авторов (например, Г.К. Чернявской), считаем, что к Я-концепции относится не только система установок, но и их совокупность, которая представляет собой низший уровень ее упорядоченности;

§ степень адекватности, или соответствия, различных элементов Я-концепции Я-самости. При этом наличие в Я-концепции ошибок – это неизбежность. Говорят, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но кто и ничего не делает, он тоже ошибается.

 


Date: 2015-08-24; view: 805; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию