Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды подведомственности гражданских дел. Подведомственность гражданских дел судам бщей юрисдикции





Подведомственность.

Статья 46 Конституции РФ каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Однако конституционную норму нельзя понимать буквально, в том смысле, что только судебная власть и более никто не может защищать нарушенные права. Россия, как государство с динамично развивающимися институтами гражданского общества, предлагает заинтересованному лицу множество форм защиты его прав, свобод и охраняемых законом интересов.
Так, статья 11 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК), детализируя конституционное положение о гарантиях судебной защиты, закрепляет, что защиту и восстановление нарушенного права могут осуществлять и негосударственные органы, например, третейский суд.
Часть 2 статьи 11 ГК устанавливает, что защита нарушенных прав может производиться в административном порядке. Статья 8 Семейного кодекса РФ (далее - СК) определяет, что защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях, предусмотренных Кодексом, государственными органами или органами опеки и попечительства.
Согласно положениям главы 60 Трудового кодекса РФ (далее - ТК) защита индивидуальных трудовых прав может быть осуществлена комиссиями по трудовым спорам (КТС) и судами.
Даже краткий обзор действующего законодательства показывает, что в нашей стране создано и функционирует множество различных по своей природе и организации структур, компетентных разрешать юридические споры. К ним можно отнести государственные суды, третейские суды, КТС, иные как государственные, так и общественные образования.
Таким образом, первая проблема, которую нужно решить лицу, заинтересованному в защите своих прав и свобод, - должен ли рассмотреть дело судебный или несудебный орган? Разрешению ее служит институт подведомственности, его значение и состоит в том, что он упорядочивает компетенцию различных органов по разрешению юридических споров.
Подведомственность - сравнительно новый институт, в процессуальной науке нет единого подхода к определению его понятия. Так, одни ученые определяют подведомственность как относимость гражданских дел к ведению определенного органа, другие - как круг дел, отнесенных законом к ведению того или иного органа, третьи - как свойство самого дела, в силу которого оно подлежит рассмотрению в определенном органе.
Не вдаваясь в подробности научных дискуссий, можно следующим образом определить понятие подведомственности. Буквально трактуя термин, отметим, что подведомственность законодательно определяет - п о д компетенцию какого в е д о м с т в а подпадает разрешение конкретного юридического спора. Другими словами, институт подведомственности - это совокупность установленных законом правил, определяющих, в компетенцию какого органа входит рассмотрение и разрешение конкретного спора.
Исходя из содержания статьи 46 Конституции РФ и иных нормативных актов, можно сделать вывод, что разрешение основной массы юридических споров отнесено к подведомственности судебных органов. Тем не менее, надо учитывать, что существует сравнительно небольшая группа споров, разрешение которых не отнесено к подведомственности суда.
Встает вопрос, как в таком случае точно определить компетентный орган? До недавних пор в сфере применения отраслей материального права "подведомственность судебной власти (даже в сфере индивидуально-правового регулирования) была сильно ограничена". Однако в связи с принятием Конституции ситуация в корне изменилась. В настоящее время к компетенции судебных органов отнесены все дела, кроме тех, в отношении которых не указано иное. Следовательно, чтобы определить компетенцию суда надо определить, какие дела суд не рассматривает. Среди дел, которые суд не рассматривает, можно выделить несколько подгрупп.
1. Споры по делам, которые не носят правового характера. Например, отношения не регулируются правом: требование о признании несостоятельной научной позиции (теории), мнения.
2. Разрешение проблемы выходит за рамки судебной компетенции: требование суду об изменении внешней или внутренней политики национальных или иностранных органов государственного управления и т.п.
Так, Х. обратился в Верховный Суд РФ с требованием об обязании Президента РФ назначить его судьей федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа. Президиум ВС РФ, рассматривая данное дело в порядке надзора, указал, что действующим законодательством правомочие гражданина требовать своего назначения на государственную должность посредством судебной власти не предусмотрено. Равным образом, не предусмотрена законом и обязанность Президента РФ назначить гражданина на должность судьи.
3. Споры по делам, по которым судебная защита не оказывается. Например, согласно статье 1062 ГК требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, за отдельным исключением, не подлежат судебной защите.
Так, Арбитражный суд Москвы, рассмотрев дело по иску КАБ "Банк Сосьете Женераль Восток" к ОАО АКБ "Автобанк" о понуждении исполнить обязанность по купле-продаже валюты на условиях расчетного форварда, пришел к выводу, что, как следует из материалов дела, сторонами были заключены не договоры купли-продажи, а сделки на условиях расчетного форварда на получение разницы в стоимости валюты в зависимости от колебания курса валюты с указанием начальной цены продажи. Отказ в удовлетворении исковых требований арбитражный суд мотивировал тем, что заключенные сторонами сделки являются игровыми сделками, подпадающими под действие статьи 1062 ГК, в соответствии с которой требования, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите. Апелляционная инстанция Арбитражного суда города Москвы, подтвердив вывод суда первой инстанции, оставила данное решение без изменения.
В данной ситуации надо обратить внимание на то, что определения того, является ли форвардная сделка разновидностью игр или пари, не подлежащих судебной защите, либо она подпадает под действие других норм гражданского законодательства, по которым судебная защита оказывается, должно устанавливаться арбитражным судом на основании исследования материалов дела.
4. Споры, разрешение которых отнесено законом или иным нормативным актом к компетенции несудебных органов. Выделение дел этой подгруппы означает, что суд не может рассмотреть возникшее дело по существу. Однако если компетентный орган откажет в удовлетворении законных требований заинтересованного лица либо при осуществлении своих полномочий нарушит его права, то действия органа можно обжаловать в суд. При этом суд не подменяет собой данный орган, а лишь проверяет законность его действий.
Например, гражданин Р. обратился в орган ЗАГС (а) с требованием об исправлении орфографической ошибки, допущенной при написании его фамилии, в свидетельстве о браке. Орган ЗАГС (а) отказался исправлять ошибку. Р. обратился в суд с требованием об устранении неправильности в акте гражданского состояния. Суд, исследовав материалы дела, установил, что орган ЗАГС (а) незаконно отказал в изменении соответствующей записи, и обязал ЗАГС исправить выявленное нарушение. Тут надо обратить внимание, что суд, установив нарушение в деятельности компетентного органа, сам не внес исправление в запись, согласно статье 70 ФЗ "Об актах гражданского состояния" от 15. 11. 97 г. это выходит за рамки его компетенции. Однако судебное решение, согласно статье 309 ГПК, основание для исправления записи самим органом ЗАГС (а).
Основная проблема в отнесении споров к четвертой подгруппе заключается в том, что нет единого нормативного акта, где эти органы и подведомственные им дела были бы указаны. За разрешением проблемы необходимо обращаться к положениям соответствующих нормативных актов, на базе которых возник юридический спор.
Так, например:
1. опротестование векселей в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта и пр. осуществляется нотариусами. (Постановление ЦИК и СНК СССР от 07. 08. 37 г. "О введении в действие положения о переводном и простом векселе", Статьи 94-95 Основ законодательства о нотариате от 11.02. 93 г.).
2. Взыскание задолженности с родителей за содержание детей в детских учреждениях; взыскание задолженности по абонентской плате за пользование радиотрансляционными точками; взыскание задолженности по основаниям, вытекающим из трудовых правоотношений… производится нотариусом. (Постановление СМ РСФСР от 11. 03. 76 г. "Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия" (с изменениями от 19. 06. 96 г., 05.11. 99 г., 30. 12. 2000 г.)).
3. Дела об эмансипации несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, работающего по трудовому договору (контракту)…, если получено согласие родителей на эмансипацию, рассматриваются органами исполнительной власти. (Статья 27 ГК)
4. Правом на дачу санкции о выселении из самоуправно занятых помещений обладает прокурор. (Часть 2 статьи 90 Жилищного кодекса).
5. Споры, связанные с определением размера компенсации, когда в интересах национальной безопасности Правительство РФ разрешило использование объекта промышленной собственности без согласия патентообладателя, разрешаются Высшей патентной палатой. (Пункт 4 статьи 13, статья 31 Патентного закона РФ от 23. 09. 92 г.).
6. Согласно статье 19 СК расторжение брака в органах ЗАГС (а) осуществляется:
1. при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
2. по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
Таким образом, если в отношении конкретного дела не указано, что оно должно быть рассмотрено в несудебном органе, значит оно подведомственно суду.
Если заинтересованное лицо установило, что его дело отнесено к подведомственности суда, то этим проблема определения конкретного юрисдикционного органа не исчерпывается, т.к. полномочия по осуществлению правосудия распределены между тремя "ветвями" судебной власти.
Статья 118 (ч. 2) Конституции России устанавливает, что судебная власть на территории Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. На этом основании созданы и действуют Конституционный Суд РФ (далее - КС); Верховный Суд РФ (далее - ВС) и Высший Арбитражный Суд РФ с соответствующими нижестоящими системами. Эти судебные образования независимы и самостоятельны, они сами окончательно разрешают дела, находящиеся в их ведении, и не имеют права пересматривать решения друг друга. Иными словами, если дело подведомственно суду, то следующим шагом необходимо определить, какой конкретно "ветви" судебной власти оно подведомственно.
Для определения компетенции "ветвей" судебной власти эффективным видится деление судебной системы на две составные части: систему "специальных" судов, к ним относятся КС РФ и арбитражные суды, и систему судов общей юрисдикции. Для определения компетенции каждой из "ветвей" необходимо определить исключительную компетенцию специальных судов, компетенция же судов общей юрисдикции будет устанавливаться "остаточным" методом.
1. Конституция предусматривает, что КС РФ осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства, он не вершит правосудия по конкретным делам, не разрешает вопросов защиты субъективных прав. В литературе отмечается, что юридическая природа КС обусловлена стоящими перед ним задачами защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ.
КС единственный орган, который вправе давать официальное толкование Конституции РФ.
КС также разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ. Суд также вправе разрешать дела о соответствии федеральной Конституции конституций (уставов) субъектов РФ, законов и иных нормативных актов субъектов, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов власти субъектов Федерации. КС РФ вправе осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами, если это не противоречит его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Так, в КС обратились Б., З., К. и Т. с требованием признать противоречащим Конституции РФ положение п. 2 ст. 1070 ГК (федеральный закон). КС, рассмотрев жалобу, пришел к выводу, что оспариваемое положение федерального законодательства Конституции РФ не противоречит. В приведенном примере КС подтвердил конституционность оспариваемого положения закона. В тех же случаях, когда Суд признает закон противоречащим Конституции РФ, этот закон теряет юридическую силу. Например, в Конституционный Суд с жалобой обратился гражданин М., который оспаривал конституционность положений статьи 9 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", согласно которым федеральный или территориальный орган миграционной службы лишает лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно осуждено по вступившему в законную силу приговору суда за совершение преступления (подпункт 1 пункта 3). Рассмотрев жалобу КС пришел к выводу, что положение подпункта 1 пункта 3 статьи 9 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", не соответствует Конституции РФ, ее статьям 2, 19 (частям 1 и 2), 45 (части 1) и 55 (часть 3).
2. Арбитражные суды рассматривают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений, сторонами которых являются юридические лица и граждане - индивидуальные предприниматели. Принято выделять два основных критерия, помогающих определить подведомственность дела арбитражному суду.
Первый критерий - характер спора. Согласно ч. 1 статьи 27 АПК арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Второй, - характер субъекта. В соответствии с ч. 2 этой статьи арбитражные суды рассматривают споры и иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ).
В случаях, предусмотренных законом, участниками арбитражного судопроизводства могут быть РФ, ее субъекты, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.
К компетенции арбитражного суда относится и разрешение экономических споров, вытекающих из административных правоотношений. Так, в статье 29 указано, что арбитражные суды рассматривают возникающие из публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. К ним относятся дела: 1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Особо нужно обратить внимание на то, что действующий АПК установил новый вид подведомственности - специальную. Согласно статье 33 арбитражные суды рассматривают дела:
1) о несостоятельности (банкротстве);
2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных законом.
Эти дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, не являющиеся предпринимателями. В этой связи необходимо обратить внимание на п. 4 рассмотренной статьи, и разобраться, что относится к трудовым спорам, и какие субъекты являются хозяйствующими товариществами и обществами, т.к. неправильное понимание содержания терминов может привести к смешению компетенции арбитражных и общих судов.
Как разъяснил Пленум ВС РФ в постановлении от 20.02.2003 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ" вопрос о том, является ли возникший между указанными субъектами спор трудовым, необходимо решать на основании статьи 381 ТК. Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению трудовых споров.
Учитывая, что отношения между единоличными исполнительными органами обществ (директорами, генеральными директорами), членами коллегиальных исполнительных органов обществ (правлений, дирекций), с одной стороны, и обществами - с другой, основаны на трудовых договорах (глава 43 ТК), дела по искам указанных лиц о признании недействительными решений коллегиальных органов акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ о досрочном прекращении их полномочий, о восстановлении в занимаемых должностях и оплате времени вынужденного прогула подведомственны судам общей юрисдикции.
ВС разъяснил, что к хозяйственным товариществам и обществам, дела по спорам между которыми и их участниками (кроме трудовых споров) неподведомственны судам общей юрисдикции, относятся: полные товарищества; товарищества на вере; общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью; акционерные общества. Производственные и потребительские кооперативы не являются хозяйственными товариществами или обществами, поэтому дела по спорам между этими кооперативами и их членами подведомственны судам общей юрисдикции. Следовательно, если интересующая категория дел не подпадает ни под один признак, указанный в главе 4 АПК, то спор по такому делу не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Если возникает ситуация, когда предъявлено несколько связанных между собой требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, то дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции, если разделение этих требований невозможно. Если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
Окончательный вывод из вышесказанного состоит в следующем: если конкретное дело не подпадает под компетенцию КС или арбитражного суда, значит, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Таким образом, компетентный орган определяется по следующей схеме:

"Нормы о подведомственности юридических дел призваны не только разграничить юрисдикционные полномочия различных органов и должностных лиц, но и определить сам порядок реализации указанных полномочий (курсив мой - О.К.)". Знание этого порядка "позволяет правильно решать вопрос о применении той или иной формы защиты права или о последовательности обращения граждан и организаций за защитой права в различные органы государства или компетентные организации". В этой связи, применительно к судам общей юрисдикции, необходимо различать следующие виды подведомственности: исключительную, альтернативную, договорную, условную. Виды подведомственности могут использоваться и в отношении арбитражных судов. В отношении деятельности КС выделять их нет необходимости, т.к. он не осуществляет правосудие по конкретным делам.
Исключительная подведомственность.

Этот вид подведомственности устанавливает, что конкретное дело может быть рассмотрено только судом, компетенция иных органов в отношении такого дела исключается. К данному виду подведомственности отнесено большинство дел, подведомственных суду.
Так, согласно ч. 2 статьи 391 ТК непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:
1. работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
2. работодателя - о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено законами;
3. об отказе в приеме на работу, лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц;
4. лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Согласно статье 21 СК расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. Расторжение брака производится в судебном порядке также в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния
. Альтернативная подведомственность.

Как следует из названия, альтернативная подведомственность предоставляет заинтересованному лицу возможность выбора - обратиться в суд или иную организацию. В данной ситуации и суд, и иной альтернативный орган занимаются решением одного и того же вопроса. Выбор формы защиты зависит от желания заинтересованного лица. При этом приоритет всегда будет оставаться за судебным органом. Как следует из ч. 2 статьи 11 ГК, административные органы компетентны защищать нарушенные права, но их решение может быть пересмотрено судом. В свою очередь, решение суда не может быть пересмотрено никем кроме вышестоящего судебного органа.
На альтернативность формы защиты указывает нормативный акт, на базе которого возник юридический спор. Например, действия (бездействия) избирательных комиссий могут быть обжалованы по выбору лица либо в вышестоящую избирательную комиссию, либо в суд. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
Так, В., считая, что он незаконно был исключен избирательной комиссией из числа кандидатов в депутаты, обратился с жалобой в ЦИК РФ. ЦИК, рассмотрев жалобу В., оставила решение нижестоящей комиссии в силе. В., неудовлетворенный подобным решением ЦИК РФ, обратился в суд с требованием признать решение избирательной комиссии, исключившей его из числа кандидатов в депутаты, противоречащим закону.

Договорная подведомственность.

Этот вид схож с альтернативной подведомственностью (см. схему). Заинтересованному лицу также предоставляется право выбрать компетентный орган. Различия состоят в следующем: альтернативная подведомственность устанавливается только законом; договорная - договором между сторонами (третейский договор или оговорка). После рассмотрения дела несудебным органом (в рамках альтернативной подведомственности) заинтересованное лицо вправе обратиться в тождественным требованием в суд. В рамках договорной подведомственности (после рассмотрения дела третейским судом) тождественный иск государственным судом не может быть принят.
Так, ОАО "Алмаз" и ОАО "Родонит" заключили договор поставки. Стороны договора пришли к соглашению о том, что рассмотрение всех споров, вытекающих из договора поставки, будут происходить в Калужском третейском суде.
ОАО "Алмаз", считая, что контрагент нарушил сроки поставки, обратилось в третейский суд с иском. Рассмотрев дело, третейский суд в иске отказал. ОАО "Алмаз" обратилось с тождественным требованием в арбитражный суд Московской области. Арбитражный суд, выяснив в ходе разбирательства, что между сторонами по тождественному иску было вынесено решение третейского суда, прекратил производство по делу со ссылкой п. 3 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Условная (императивная) подведомственность.

Из названия этого вида подведомственности следует, что дело может быть рассмотрено судом при у с л о в и и, что был соблюден определенный досудебный порядок урегулирования спора. Как правило, положение об условной подведомственности устанавливается сторонами в договоре. Например, стороны условились, что при возникновении разногласий по поводу исполнения договора они будут пытаться разрешить спор самостоятельно. Если стороны не смогут решить спор самостоятельно, то дело может быть рассмотрено в суде. Условная подведомственность может быть установлена и соответствующим нормативным актом. Например, ч. 7 статьи 37 ФЗ "О почтовой связи" устанавливает, что в случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично… пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд.
Необходимо обратить внимание на то, что правила условной подведомственности не нарушают конституционного права на судебную защиту, т.к. заинтересованное лицо не лишается возможности обратиться в суд, просто эта возможность ставится в зависимость от соблюдения предварительного досудебного порядка. Этим достигается цель разгрузить суды от излишней работы. Все виды подведомственности дел судам общей юрисдикции можно представить следующим образом:

Date: 2015-08-15; view: 1495; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию