Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Утрата во второй половине первого года жизни и далееПо мере дальнейшего развития объект начинает оцениваться вне связи с его функциями удовлетворения потребностей. К концу первого или началу второго года жизни ребенок достигает стадии постоянства объекта (Anna Freud, 1952). Если в этот момент объект неожиданно исчезает, дистресс у ребенка обусловлен новым типом катексиса, который обладает особым качеством, большим постоянством и более не привязывается автоматически к замещающим объектам, даже если ребенок принимает их заботу. Пример, цитированный Боулби (1960) из книги Анны Фрейд и Дороти Берлингейм "Младенцы, лишенные семьи" иллюстрирует эту мысль. В нем говорится о семнадцатимесячной девочке, которая после сепарации с матерью три дня говорила только "Мама, мама, мама" и которая, хотя и любила сидеть на коленях у няни, когда та обнимала ее рукой, все это время настойчиво поворачивалась к ней спиной, чтобы ее не видеть. Строго говоря, только в тот момент, когда установилась константность объекта, природа и качество катексиса, направленного на объект, могут быть, по крайней мере элементарным образом, сравнены с уровнем, природой и качеством объектного катексиса нормального взрослого. Именно этот особый способ катектирования обусловливает сильное страдание, наблюдаемое при утрате объекта. Именно этот катексис должен быть изъят из бесчисленных воспоминаний об утраченном объекте и стать доступным для катектирования новых объектов. То, что качество катексиса и уровень объектных отношений в этот период являются особыми, сильно отличающимися от катексиса и объектных отношений на ранней стадии удовлетворения потребностей, частично объясняется дальнейшим развитием эго, которое позволяет лучше различать качества объекта и более четко отделять Я и объект. Поэтому, на мой взгляд, только со стадии постоянства объекта и далее существуют условия в плане объектных отношений, которые позволяют наблюдать у детей некоторые аспекты горевания как реакции на утрату объекта, имеющей психологическое значение. В этом отношении здесь много сходства со взрослой реакцией горя с явными признаками трех фаз, описанных Боулби (1961а), т.е. протеста, отчаяния и отрицания. Внешне похожая реакция у гораздо более маленьких детей имеет в основании совершенно другие причины и механизмы, как я попытался показать. Таким образом, когда установилась фаза постоянства объекта, появляется общий знаменатель, который сохраняется на протяжении всей жизни. Тем не менее, ошибкой было бы ожидать, что с этого момента реакции детей на смерть будут такими же как реакции взрослых. Целый ряд факторов, которые будут рассмотрены ниже, определяют множество вариантов реакций, наблюдаемых в разных возрастных этапах.
|