Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пекция XIV. Ритуально-религиозные семиотические системы 285





ник, посланник, пророк, Священное Знание (Писание, Предание), Символ веры, истолкование священного Слова, проповедь, молитва... История религий состоит в движении и изменении некоторой спе­циальной информации — в ее территориальном распространении или сокращении, той или иной трансляции — передаче, переска­зе, переводе, перетолковании, разъяснении. По сути, это вопро­сы филологические и, с учетом разнообразия информационных каналов, семиотические.

 

Логика и антиномии религиозной коммуника- ции1. В религиозной практике значимы два основ­ных направления коммуникации: 1) от Бога — через пророка (на­ставника, священника) — к людям; 2) от людей — через пророка (наставника, священника) — к Богу. Первое направление обус­ловливает такие жанры религиозной коммуникации, как слыши­мое пророком Откровение Бога, пророческая проповедь Откро­вения и Писания (если Откровение записано). Со вторым направ­лением связаны богослужение и молитва, при этом культ (покло­нение, служба Богу) и молитва проникают друг в друга: молитвы включаются в ритуал поклонения, а элементы службы присут­ствуют в молитве (определенные жесты, телодвижения, культо­вые словесные формулы и т.п.). Таким образом, Откровение, про­поведь и молитва выступают как фундаментальные (исходные) жанры религиозной коммуникации, а разнообразные другие жан­ры — как вторичные, последующие, производные.

В развитии религиозной коммуникации существует внутренняя логика, обусловленная асимметрией в направлении коммуника­ции: Откровение ниспосылается от Одного многим, оно рассеи­вается как доброе семя или живительная влага, и этот процесс чреват опасностью недопонимания, искажения, неполного вос­приятия, т.е. вообще утраты важных смыслов. Что касается обра­щения людей к Богу (прямо или через посредство священников, наставников), то здесь основная коммуникативная коллизия свя­зана с неопределенностью обратной связи. Люди не знают, услы­шал ли Бог молитву, угодно ли Ему то пение, которое отзвучало в храме, «правильны» ли книги, по которым они спасаются. Дей­ствительную обратную связь заменяют косвенные свидетельства: например, после молебна прошел прошенный у Бога дождь... Од­нако таких подтверждений не хватает, и люди видят залог успеш­ного обращения к Богу, с одной стороны, в искренности и пол­ноте веры, а с другой, — в строгом следовании определенным

• В основу параграфа положена глава «Религиозные книги», «^*""0 ^ заключительный раздел «Конфессиональная л^^™ ^Т^™108 пространство» из книги автора «Язык и религия» (см.. Мечковская 15MJ).

286 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ _________________

правилам обращения к Богу. Поэтому обращение людей к Богу -^ это в известном смысле автокоммуникация.

В развитии содержания, каналов и способов религиозной ком­муникации прослеживается внутренняя логика, направленная на решение двух антиномических задач: и сохранить смысловую пол­ноту Откровения, и передавать Откровение все расширяющемуся кругу людей — новым поколениям, в новые земли, в новые вре­мена. Логика саморазвития религиозной коммуникации реализу­ется в ряде обязательных процессов. В истории разных религиоз­ных традиций, и в первую очередь в религиях Писания1, заботы об успешности и действенности учения выработали ряд специ­альных психолого-семиотических механизмов защиты и позицио­нирования самой важной информации. Охарактеризуем важней­шие из них.

А. Сакрализация произведения, содержащего главные религи­озные истины. Основа информационной защиты Откровения со­стоит в том, что религиозное сознание наделяет Откровение свой­ством святости (сакральное™): слова, заповеди, главные истины вероучения мыслятся как дарованное Богом священное знание — полное и совершенное. Степень сакрализация Писания в разных религиях различна. Так, в христианстве священно Писание, одна­ко не его язык (языки). Святыми признаются также люди, кото­рым атрибутируется создание отдельных книг Ветхого и Нового Заветов: Писание признается «написанным Духом Божиим чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостола­ми»2. В исламе священным считается не только вероучение, но и язык Откровения и даже сама книга Коран (как физическое тело), содержащее Откровение. Коран (прототип земных книг, мать кни­ги, как сказано в его 13-й суре) не был создан: он, а также араб­ские буквы, с помощью которых он был записан, каждое слово Аллаха, сама книга Коран существовали всегда, извечно и храни­лись на седьмом небе в ожидании прихода того, кто в наиболь-

1 Откровение высших сил могло мыслиться в двух основных формах: 1) в
виде устной информации, которая «выпадала» в результате гаданий, про­
рицаний оракулов и жрецов, шаманских камланий, вещих снов и т.п., и 2) в
виде записей (на скрижалях, глиняных табличках, в книгах), внушенных или
продиктованных свыше. Религии, в которых Откровение мыслится записанным,
религиоведение относит к религиям Писания (в отличие от религий Культа, в
которых первенствует почитание божества, а не уразумение его заповедей; ср.
культ Диониса в Древней Греции или культ Перуна у древних славян). К религи­
ям Писания относятся индуизм, иудаизм, христианство, ислам, в меньшей мере
буддизм, некоторые новые религии Ближнего и Среднего Востока. В исламе чер­
ты, присущие религиям Писания, проявляются в значительно большей мере,
чем в иудаизме и христианстве.

2 Библейская энциклопедия. Труд и издание архимандрита Никифора. — М.»
[1891] 1991.-С. 567.


Date: 2015-07-25; view: 817; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию