Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общеправовые и отраслевые принципы оперативно-розыскной деятельности





Статья 4. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется на принципах законности, соблюдения прав и свобод личности, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

 

Под принципами оперативно-розыскной деятельности понимаются руководящие идеи (исходные положения, основополагающие начала), обусловленные требованиями законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих эту деятельность, а также современной оперативно-ро­зыс­к­­ной практики, определяющей сущность организации и тактики применения сил, средств и методов ОРД для решения установленных настоящим Законом задач.

Традиционно в теории оперативно-розыскной деятельности принято выделять общие и специальные принципы. Первые из них характеризуют сущность ОРД как государственно-правовой функции без учета специфики оперативной работы. Это своего рода фундаментальные начала любого направления деятельности государственных органов. Специальные принципы отражают присущие только оперативно-розыскной деятельности черты и особенности.

Комментируемая норма по своему содержанию включает в себя два общих и два специальных принципа оперативно-розыскной деятельности. Это не означает, что ряд принципов, не нашедших своего непосредственного отражения в Законе, перестает действовать. Они органично вытекают из совокупности правовых предписаний, регулирующих оперативно-ро­зыскную деятельность. Наряду с указанными в настоящей статье, к числу общих принципов ОРД относятся: плановость, научность, повседневная связь с населением, подконтрольность и подотчетность органам государственной власти и т.д. К специальным принципам относятся: конспирация, сочетание гласных и негласных мероприятий, наступательность.

Принцип законности является основополагающим (для любого вида государственно-правовой деятельности) и состоит в том, что все субъекты и участники оперативно-розыскной деятельности обязаны точно и неуклонно следовать духу и букве закона, безусловно выполнять его предписания разрешительного и запретительного характера.

Специфической чертой оперативно-розыскной деятельности является необходимость обеспечения тайны в организации и тактике применения ее сил, средств и методов. Данное обстоятельство делает невозможным ее детальную правовую регламентацию. Большинство оперативно-розыск­ных правил и процедур регулируется закрытыми подзаконными нормативными актами. В этой связи реализация принципа законности в оперативно-розыскной деятельности предполагает наличие высокой правовой культуры оперативных работников (знания не только буквы, но духа закона), а также четких морально-нравственных ориентиров.

Принцип соблюдения прав и свобод личности выражается в том, что организация и осуществление оперативно-розыскных мероприятий имеет главной целью защиту прав и законных интересов граждан, общества, государства от преступных посягательств, т.е. служит соответствующей гарантией их полноценной реализации.

Принцип соблюдения прав и свобод личности означает также, что при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступлений, они могут и должны подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законодательством исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других граждан и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и согласия в демократическом обществе.

Принцип конспирации подчеркивает направленность оперативно-розыскной деятельности на борьбу с тайно замышляемыми, подготавливаемыми, совершаемыми и совершенными преступлениями. Эффективность осуществления соответствующих мер во многом зависит от того, насколько осведомлены о их конкретном содержании, организации и тактике проведения представители криминогенной среды. Пренебрежение правилами конспирации препятствует эффективному изобличению преступников, позволяет им уйти от ответственности, совершить новые противоправные деяния.

Принцип конспирации в оперативно-розыскной деятельности означает сохранение в тайне конкретных направлений и объектов разведывательно-поисковой работы, негласных сил, специальных средств и методов, используемых при проведении мероприятий в отношении лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступлений.

Особенно велика роль принципа конспирации в организации и осуществлении конфиденциальной помощи (содействия) граждан проведению оперативно-розыскных мероприятий.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств отражает комплексный подход к решению задач оперативно-розыскной деятельности. Как государственно-правовое средство ОРД не может строиться и осуществляться лишь на конспиративной основе, в тайне от общества. В противном случае ОРД вряд ли можно было бы отнести к конституционной, законной деятельности.

Необходимость оптимального сочетания гласных и конспиративных мер обусловлена и чисто тактическими соображениями, когда широкое информирование общественности позволяет максимально эффективно ре­шить стоящую практическую задачу. Например, целесообразны привлечение граждан к проведению поисковых мероприятий в районе места происшествия, информирование населения о совершенных (готовящихся) преступлениях и причастных к ним лицах и т.д.

 

№ 19

Соотношение приговора, постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд и постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Проблемы изменения обвинения судом первой инстанции.

В правоприменительной деятельности суда, прокуратуры, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание, реализуются, предписания закона, направленные на борьбу с преступностью, на укрепление законности. Тем самым, обеспечивается жизнь закона, его действие. Всякое правовое решение имеет, как отмечает С.С Алексеев, управленческий характер.

"Применение права, пишет он, -своеобразная управленческая, деятель­ность, имеющая строго специализированные задачи, Она направлена на обеспечение реализации юридических норм, а также в случае необходимости• на индивидуальное регулирование общественных отношений.

По своей социальной природе решения юридического дела может быть охарактеризовано как "управленческое решение". Так же как и в любом управленческом процессе, и в данном случае решение представляют собой главное, определяющее звено правоприменительной деятельности". /С.С. Алексеев Проблемы: теории права/.

В уголовно-процессуальном законе понятие "Решение" употреблено при разъяснении наименований таких процессуальных документов, как "Приговор" "Определение", "Постановление". Общим для них является то что "они содержат ответы на правовые вопросы, что позволяет отличать решения от таких процессуальных актов /документов/ как протоколы следст­венных, и судебных действий, в которых удостоверяется факт производства и результаты следственных действий.

В этом смысле решение это родовое понятие, отражающее существо акта, видами решений являются: -постановление; - определение; - приговор.

Согласно УПК РБ законодатель только в отношении приговора указал, какие именно правовые вопросы разрешаются в нем: "Приговор - решение, вынесенное судом в судебном заседании по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и о применение или "неприменении к нему на­казания". В отношении иных решений сказано только о том, на какой стадии производства и кем они могут быть вынесе­ны, а также вопросы, которые решаются в названных актах.

Постановление о привлечении в качестве обвиняемого. При наличии достаточных доказательств, дающих основания для предъявления лицу обвинения в совершении преступления, следователь, дознаватель выносят мотивированное постановление о привлечении его в качестве обвиняемого. В постановлении должно быть указано: 1. время, место…, 2. описание инкриминируемого преступления а также иных обстоятельств подлежащих доказыванию в соответствии ос ст. 89 УПК.,3. уголовный закон (пункт, статья, часть) предусматривающий ответственность за данное преступление. Пост-е должно содержать решение о привлечении лица в качестве обвиняемого по расследуемому делу.

Привлечение лица в качестве обвиняемого является центральным актом стадии предварительного расследования. Во-первых, на этапе предъявления обвинения формируется и появляется первоначальное обвинение. В дальнейшем сформулированный на данном этапе производства по делу обвинительный тезис, пока он не обретет свою окончательную форму может изменяться, совершенствоваться. Во-вторых, с появлением официального обвинения в уголовном процессе появляется конкретное лицо к которому оно относится и новый участник процесса – обвиняемый. В-третьих, привлечение в качестве обвиняемого является юридическим фактом, порождающим систему уголовно-процессуальных правоотношений: между органом расследования и обвиняемым, между обвиняемым, прокурором и рядом других участвующих в деле лиц.

Постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд.

Предварительное расследование может заканчиваться вынесением постановления о: 1. прекращении производства по делу; 2. о передаче дела прокурору для направления в суд. 3. о передаче прокурору для направления в суд для решения вопроса о применении принудительных мер безопасности и лечения.

Учебник Кукреш Л.И. Определение окончания расследования с передачей уголовного дела прокурору для направления в суд. Это основной вид окончания расследования, заключающийся в обосновании следователем, дознавателем вывода о необходимости рассмотрения дела в судебном заседании и реализации в связи с этим прав заинтересованных участников процесса на ознакомление с делом, заявление и разрешение ходатайств и составление итоговых документов по делу. Решение о передаче дела прокурору для направления в суд может быть принято при следующих основаниях.

1. установлены все входящие в предмет доказывания обстоятельства.

2. в деле имеется достаточно доказательств подтверждающих факт совершения преступления и других, подлежащих доказыванию обстоятельств.

3. отсутствуют обстоятельства исключающие производство по делу.

4. отсутствуют основания для освобождения лица от уголовной ответственности.

Приговор. Приговор – решение, вынесенное судом первой инстанции по вопросу виновности или невиновности обвиняемого, о применении или неприменении к нему наказан и по др вопросах, подлежащих разрешению (издержки, вещдоки, гр. иск, мера пресечения, смягчающие и отягчающие ответственность обстоят и т.д.). Приговор является актом отправлен правосудия, актом государственной власти (судья дает оценку деянию, выражает отношение государства к обвинению, определяет применение мер государственного принуждения). Важность – Конституция: лицо может быть признано виновным только вступившим в законную силу приговором суда. Выносится именем РБ. Виды: обвинительный (виновность подтверждается совокупностью доказательств по каждому эпизоду, доказательства исследованы в ходе судебного разбирательства, приговор не основ на предположениях); оправдательный (отсутствует ООД, состав преступления, не доказано участие в совершении преступления, в случае вступления в силу нового закона, устраняющего наказуемость деяния). Виды обвинительных приговоров: с назначением уголовного наказания, подлежащего отбытию, с назначением уголовного наказания и освобождением от отбывания, без назначения уголовного наказания, с частичным оправданием (по отдельным эпизодам или в отношении отдельных обвиняемых – мнение Кукреш).

Требования: законный (на основе и соответствии закону), обоснованный (на основе доказ-в, исследованных в суд заседании), мотивированный (приведены доказательства, на которых основываются выводы суда и мотивы принятых решений), справедливый (наказание соответствует УК и личности обвиняемого). Приговор постановляется только в совещательной комнате. Вопросы, разрешаемые в приговоре: 1.касающиеся преступления и виновности или невиновности лица (доказано ли деяние и то, что его совершил обвиняемый, является ли деяние преступлением, квалификация УК, виновен ли обвиняемый), 2.относящиеся к наказанию и его отбыванию (смягчающие и отягчающие обстоят, подлежит ли обвиняемый наказанию, какому именно, есть ли основан для освобождения от наказания или для приговора без наказания), 3.связанные с разрешением гражданско-правовых последствий преступления и некоторых др. вопр (гр-й иск, пошлина, издержки, вещдоки, принудительные меры безопасности и лечения, мера пресечения). Порядок решения вопр:1-2-3, путем голосования (председатель последний). Смертная казнь – только единогласно. Если один из судей голос за оправдание и остался в меньшинстве – особое мнение, приобщается к приговору, затем (если нет касс жалобы), дело направляется в вышестоящий суд для принес протеста в пор надзора. Содержание приговора: 1.вводн часть (именем РБ, время, место, наименование и состав суда, гос. и частн. обвинит, анкетные данные обвинение, ст УК), 2.Описат-мотивировочн часть (описан преступления или сущности обвинения (при оправдательном приговоре), анализ подтверждается или опровергается (оправдательный приговор) доказательства, 3.резолютивная часть (вывод о виновности, вид срок, размер по каждому эпизоду, окончательное наказан, вид и режим ИТУ, зачет времени предварит заключен, мера пресечен,

гр-й иск, вещдоки, издержки, разъяснен пор и сроков касс обжалования и опротестования). Приговор считается постановленным (приобретает силу процессуального акта) после его провозглашен в суд заседании.

 

Проблемы изменения обвинения судом первой инстанции.

Журнал «Юстиция Беларуси», 2000 год, №4

Ивановский – зам. прокурора прокуратуры РБ.

Распространенными являются случаи неправильной квалификации следователем действий обвиняемых, когда возникает необходимость в изменении обвинения на более тяжкое. Ранее суд поправлял следствие путем направления дела на дополнительное расследование, теперь предусмотренная процедура составления и перепредъявления обвинения возможна только по ходатайству государственного обвинителя (прокурора) (ч.2 ст.301).

Т.Е. если государственный обвинитель по причинам ненадлежащего значения дела или незнания закона не заявил соответ-го ходатайства, суд обязан вынести приговор по предъявленному обвинению, даже будучи убежденным в его ошибочности.

Вывод: ненадлежащая подготовленность прокурора к поддержанию гос. обвинения может явиться прямой причиной постановления судом юридически неверного приговора.

 

Date: 2015-07-25; view: 1575; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию