Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психоанализ





Психоанализ – учение, которое возникло в начале XX века в исследованиях Зигмунда Фрейда как психотерапевтическое направление.

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939), австрийский врач, в своей первоначальной практике занимался невропатологией. Его интересовали, прежде всего, те больные, которые страдали истерическим параличом, заиканием, фобией. Эти и другие психические отклонения от нормы он не мог объяснить только физиологическими причинами. Фрейд пришел к выводу о том, что психические болезни вызываются психическими образованиями, которые люди не осознают. Это те прежние страхи, обиды, потрясения, которых больные стыдятся и потому не желают вспоминать. Но именно они, пусть и забытые, проходящие мимо сознания, бесследно не исчезают и вызывают болезненные симптомы.

Сделав это открытие, Фрейд вместе со своим коллегой в 90-е годы XIX века создает новый метод лечения истерии – катартический метод. Катарсис[70] – это процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, который ведет к уменьшению и снятию тревоги, конфликта и, тем самым, к обновлению внутреннего мира. Врач заставляет пациента вспомнить о давно забытом событии, и эти трудные воспоминания становятся освобождением от постыдного, гнетущего изнутри, и приносят исцеление. Симптомы болезни: истерический паралич, заикание, фобии, ‒ проходят, и пациент выздоравливает, заплатив за это осознанием собственного несовершенства.

В последующие два десятилетия своей творческой деятельности Фрейд делает величайшее философское и научное открытие – создает учение о бессознательном.

Сознание ‒ часть психики, которая может произвольно направляться на определенный реальный или идеальный объект и возбуждаться или тормозиться самим субъектом.

Бессознательное ‒ совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, неосознаваемых и неподдающихся сознательному волевому контролю.

Формирование бессознательного начинается с младенчества. Психика младенца подчиняется «принципу удовольствия». Для него «все дозволено». Однако, взрослея, ребенок все в бóльшей степени вынужден следовать «принципу реальности». То, что соответствует реальности, он принимает, что не соответствует – вытесняется в бессознательное. Однако и вне сознания страхи и запретные желания сохраняют свою мощь.

Сознательное выражается в словах, бессознательное в словах невыразимо. Лишь в своей совокупности сознание и бессознательное дарят человеку возможность адекватно воспринимать и понимать действительность.

Бессознательное – мощное энергетическое начало. Фрейд приводит сравнение: сознание – всадник, бессознательное – лошадь. В обычных условиях лошадь добровольно покоряется своему господину. Но если она понесет, тот не в силах с нею справиться.

Загнанные в бессознательное, страхи и запретные желания, обладающие огромной мощью, ищут пути вернуться в сознание, используя для этого:

1) невротические симптомы;

2) различные символы, которые являются человеку, прежде всего, в снах и грезах;

3) описки и оговорки.

Лечение методом психоанализа проходит по следующей схеме. Врач-психоаналитик скрупулезно анализирует сны, описки, оговорки. Он ведет беседу так, чтобы больной проговаривал все, что ему приходит в голову. Из этого потока слов врач извлекает символы бессознательного, скрытые под маской случайности и незначительности, и затем их истолковывает.

Одним из ключевых понятий учения Фрейда является Эдипов комплекс. Этот феномен поясняет следующее рассуждение. Рождение ребенка означает прекращение единства его организма с материнским и начало самостоятельного существования. По Фрейду, такая метаморфоза представляет собой психическую травму, и явившийся на свет человечек желает вернуться к потерянной гармонии. Но именно мать любовью и лаской приучает свое чадо жить по «принципу удовольствия». Отец своим суровым желанием приучать дитя к самостоятельности встает стеной между матерью и ребенком. Поэтому у несмышленого малыша на бессознательном уровне возникает желание убить отца. По Фрейду, в глубокой древности именно такое преступление и совершили сыновья. Они убили отца, ужаснулись от содеянного, и в их души проникли смешанные чувства к отцу: восхищение и желание его смерти, стыд и страх, любовь и ненависть. Это причудливое сочетание добродетельных и порочных чувств составляет, согласно Фрейду, Эдипов комплекс, который таится в каждом человеке. Он спрятан глубоко в бессознательном, но побуждает людей на многие поступки.

В последние два десятилетия жизни Фрейд пересматривает свое понимание фундаментальных устремлений человека. Таковыми он считает влечения: к жизни ‒ вожделенный Эрос, к смерти – мрачный Танатос. Эрос преисполнен любви ко всякой жизни. Танатос тяготеет к распаду, к возращению живого в лоно неживого состояния. И то, и другое влечение: и созидание, и разрушение, ‒ пронизывает каждую клеточку человека.

В этот же период жизни Фрейд пересматривает и свои представления о внутреннем мире человека. Он представляет собой триаду:

1. Оно – сфера бессознательного. В его заточении бушуют вытесненные из сознания влечения и страхи. Оно подчиняется принципу удовольствия.

2. Я (Эго) – часть внутреннего мира, подвластная разуму и рассудку. Эго подчиняется принципу реальности.

3. Сверх-Я (Супер-Эго) ‒ бессознательная инстанция морального контроля, внутренний цензор. Агрессивные побуждения человека, которые сумели вырваться из оков бессознательного, Сверх-Я трансформирует в совесть. Но та терзает измученного человека за то, что он столь далек от совершенства.

«Несчастное Я» находится «между молотом и наковальней»: с одной стороны, его теснят запретные влечения, с другой стороны, его жжет жало совести.

Фрейд полагал, что, открыв «несчастное Я», он нанес мощнейший удар по самовлюбленности человека. Но первое сокрушительное потрясение принадлежит Копернику, который явил миру мысль о том, что человек живет не в центре Вселенной. Вторым оказался Дарвин, доказав, что человек – не венец Творения, а всего лишь – потомок высших приматов. Он же, Зигмунд Фрейд, развеял иллюзии рационализма и открыл, что сознательное Я – не хозяин даже в собственном доме.

По Фрейду, культура ‒ репрессивный механизм. Людей делает невротиками давление культуры и морали. Однако та же культура порождает и возможности преображать запретные влечения, которые Фрейд именует сублимацией[71].

Сублимация – возвышение, облекание отвергнутых культурой желаний в приемлемую, социально-одобряемую форму.

По Фрейду, видами сублимации являются искусство и религия. Художественные произведения, начало которым положили древние мифы, – сублимация Эдипова комплекса. Искусство – вид терапии. Религия – «общечеловеческий невроз навязчивости». Древние сыновья убили отца. Но убоявшись своего поступка, из убиенного они сотворили предмет культа и стали ему поклоняться. Так родилась идея Бога, в Котором человек ищет защиту, как ребенок в отце. Он и поклоняется Богу, и страшится Его.

В теории познания Фрейд был рационалистом, иными словами, надеялся, что все тайны бессознательного могут быть исследованы с помощью психоанализа, а все невротики излечены. Он не верил в Бога. Лозунг Фрейда: «Там, где было Оно, должно стать Я!».

Date: 2015-07-24; view: 493; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию