Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типологія особистості за Майєрс-Бріггс





Однако необходимо помнить, что роль – это модель поведения, воспроизведение которой ожидают от человека другие члены команды. Роль – это не характер человека, человека здесь нет. Роль это требования, которые к нему предъявляются.

А где же человек и какими качествами он должен обладать, для того чтобы в наилучшей степени реализовать те требования, которые к нему предъявляются или другими словами те роли которые ему поручены?

Существует немало попыток объяснить и типологизировать индивидуальные особенности людей. Каждая типология отталкивается от своей "ключевой посылки", лежащей в основе объяснения человеческих сходств и различий.

Опросник Майерс-Бриггс (MBTI) разработан в США в конце 50-х годов Катариной Бриггс и Изабель Майерс (матерью и дочерью) на основе идей известного швейцарского психолога Карла Юнга.

В начале 20-х годов Юнг высказал мысль, что поведение человека не является случайным, а поддается предсказанию, и, следовательно, классификации. По его мнению, различия в поведении определяются базовыми психическими функциями, свойственными человеку на протяжении всей жизни. Эти качества проявляются уже в первые мгновения жизни и со временем из них формируется характер. Юнг утверждал, что все склонности человека, его симпатии и антипатии по отношению к другим людям, событиям и жизненным проблемам коренятся в изначальном различии предрасположенностей.

В своей работе "Психологические типы" Юнг выделил различные психологические типы людей в соответствии с разными индивидуальными способами восприятия и оценки информации. Он выдвигает три пары оппозиций, описывающих психические процессы восприятия и переработки информации (экстраверсия - интроверсия, сенсорика - интуиция, мышление - эмоции), к которым И.Майерс и К.Бриггс добавили еще одну шкалу – восприятие - оценка.

Опросник MBTI основан на выявлении двух различных способов пополнения запаса энергии (шкала экстраверсия-интроверсия), двух противоположных способов сбора информации (шкала сенсорность-интуиция), двух различных способов принятия решений (шкала мышление-чувствование) и двух различных способов организации своего взаимодействия с внешним миром (решение-восприятие). Таким образом, существуют четыре основных шкалы предрасположенностей. Каждый человек в силу своей индивидуальности занимает определенное место на этих шкалах, выбирает тот или иной полюс в каждой паре оппозиций. Комбинация предпочтений по каждой паре оппозиций дает один из шестнадцати типов поведения, составляя индивидуальный профиль человека.

Авторов опросника интересовало создание психологического инструментария, в точных научных терминах объясняющего и характеризующего индивидуальные различия и полностью согласующегося с теорией Юнга об индивидуальных предрасположенностях. Это рабочий инструмент, позволяющий достоверно выявить индивидуальные сходства и различия и использовать полученные результаты на практике.

Типология Майерс-Бриггс имеет ряд преимуществ по сравнению с другими имеющимися типологиями. Она не содержит удручающего для многих людей сопоставления "нормы" и "патологии" и не умаляет достоинств ни одного из шестнадцати типов. Это социально-психологическая типология, позволяющая, в отличие от психологических типологий, рассматривать социальные проявления психологических качеств. Она дает описание различных типов поведения, т. е. поведенческие характеристики людей (как человек будет себя вести в той или иной жизненной ситуации). Для практического применения это более важно, чем просто выявление личностных качеств.

Основные положения типологии, отраженные в опроснике MBTI:

- с помощью опросника определяются индивидуальные различия в восприятии информации и принятии решений;

- с помощью опросника выявляются интересные и важные поведенческие стереотипы, знание которых полезно для понимания людей и их взаимодействия;

- это не тест, а индикатор, здесь нет "правильных" или "неправильных" ответов;

- теория постулирует дихотомию, поэтому в MBTI используются психометрические показатели;

- шкалы MBTI не являются независимыми, между ними существуют специфические динамические отношения;

- как теория, так и описания типов основаны на модели, которая рассматривает развитие личности как процесс, продолжающийся всю жизнь;

- тип – это удобный способ описания различных психических процессов (восприятия и оценки информации);

- нет "хороших" или "плохих" типов – у каждого из них есть свои достоинства и свои слабости;

- существуют четыре процесса (S, N, T, F) и четыре установки (E, I, J, P), они составляют четыре пары оппозиций: S-N, T-F, E-I, J-P;

- каждый респондент использует все процессы и установки, но больше любит или предпочитает один из полюсов в каждой паре;

- в интерпретации результатов приводятся конкретные примеры проявления каждого из элементов;

- шкалы MBTI относятся к базовым психическим функциям – восприятию и оценке информации, которые реализуются в любом поведении, – поэтому сфера практического применения опросника очень широка.

Области применения опросника MBTI:

В консультировании по проблемам карьеры и профориентации:

- MBTI помогает направлять личность в выборе той или иной ориентации школьного образования, профессии, рабочего места;

- MBTI позволяет принимать во внимание и сопоставлять возможности, которые дает работа для использования предпочитаемых способов восприятия и оценки информации, с одной стороны, и те требования, которые предъявляет трудовая деятельность – с другой;

- MBTI помогает при ведении деловых переговоров (как рабочий инструмент отслеживания особенностей разных людей и подбора "ключа" к ним);

- MBTI помогает более эффективно распределять задания между сотрудниками;

- MBTI помогает устанавливать оптимальные отношения с коллегами по работе.

В индивидуальном и семейном консультировании:

* MBTI помогает клиенту понять преимущества и сильные стороны различных предпочтений;

* MBTI помогает подобрать практический ключ к развитию собственной индивидуальности и совершенствованию своего общения с окружающими;

* консультант может показать клиенту, как превратить его "проблему" в "лабораторию” по развитию способов восприятия и оценки и на этой основе научиться оптимальным образом направлять свою жизнь;

* MBTI помогает супружеским парам и семьям увидеть и понять ценность сходства и различий людей; родителям – научиться принимать детей такими, какие они есть (это особенно важно, когда родители и дети относятся к разным типам); детям – следовать избранному пути, невзирая на внешнее неодобрение и не испытывая чувства вины.

Знакомство с методикой Майерс-Бриггс позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, приоткрывает "скрытые механизмы" человеческих поступков и решений и помогает подобрать "ключ" к людям, с которыми мы взаимодействуем.

 

Date: 2015-07-24; view: 675; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию