Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Некоторые социологические факторы, нарушающие процедуру оценки в современном обществе 7 page





Возьмем, к примеру, нации. По отношению к ним пер­вым правилом Гитлера является неприменение силы, пока не исчерпаны все возможности деморализации. Он знает, что группы, и в особенности целые нации, живущие здоровой групповой жизнью и обладающие здоровой моралью, реаги­руют на открытые угрозы и прямые атаки открытым неповино­вением и полным пренебрежением и еще теснее сплачивают­ся. Именно в здоровом моральном климате группы кроется секрет того, что фашизму не удалось сломить сопротивление Великобритании, этим объясняется также и тот факт, что Гит­лер не осмелился напасть на эту страну.

[499 ]


В том случае, когда удается найти квислингов внутри групп, Гитлер использует технологию проникновения в группу. Он посылает своих эмиссаров в качестве туристов или иным образом замаскированных с целью привлечения на свою сторону как противников существующего режима, так и людей, не приспособившихся к окружающим условиям и потерпевших крах в общественной жизни. Организовав подпольное движе­ние, Гитлер пытается изолировать нацию от внешнего мира. Основные этапы этого процесса - выход во фланг противника, его окружение и полная изоляция. Тогда жертва полностью попадает в его власть. И все же Гитлер избегает прямых атак и предпочитает метод полной деморализации извне. Создает­ся напряженность, распространяются слухи, страхи, соперни­чающие группировки натравливаются друг на друга и, нако­нец, устанавливается хорошо известная нацистская политика, состоящая из смеси угроз и обещаний. Такие методы были применены Гитлером в Австрии, Чехословакии, Румынии, Бол­гарии и других странах. Секретные документы, перехваченные во время рейда на Лофотенские острова в Норвегии, свиде­тельствуют о систематическом применении этих методов. Ин­струкции нацистской армии учитывают любой возможный ис­точник сопротивления и указывают необходимые контрмеры.

II. Воздействие на индивида

На этом этапе деморализация и разрушение соци­альных групп начинают сказываться на индивиде. Более того, они дают о себе знать у большого числа индивидов одновременно.

Психологически этот факт объясняется тем, что человек, предоставленный сам себе, часто не может оказать сопротивле­ния. Групповые узы давали ему поддержку, безопасность и при­знание, не говоря уже о еще более ценных узах дружбы и дове­рия; разрушение этих связей делает его беспомощным. Он ведет себя как ребенок, который потерял дорогу или любимого челове­ка и, чувствуя себя неуверенно, готов пойти с первым встречным.

В добавление к этому современные методы тотальной войны и тотальной пропаганды не дают индивиду времени прийти в себя, возможности сплотиться вокруг лидера и ока­зать сопротивление. Особенно у малых наций буквально за одну ночь может наступить полный социальный хаос и безза­коние. Это оказывает значительное воздействие и на после­дующее поведение индивида. Дезинтеграция группы сопро­вождается деформацией и разрушением морали и совести индивида. Его ход мыслей оказывается примерно следующим:

«Все, во что я до сих пор верил, очевидно, неправильно. Воз­можно, что жизнь - это не что иное, как борьба за выживание

[500 ]


и превосходство. Мой выбор состоит в том, чтобы либо стать мучеником, либо присоединиться к новому порядку. Возмож­но, мне удастся занять в нем важное положение. И кроме то­го, если я не'присоединюсь сегодня, завтра может быть слиш­ком поздно». Именно на основе этих рассуждений люди по­зволяли себе примиряться с утверждениями такого типа, как например, высказыванием нацистского министра правосудия. Он сказал следующее: «Раньше мы имели обыкновение гово­рить так: «Правильно это или нет?» Сейчас мы задаем этот вопрос по-другому: «А что бы сказал наш фюрер?». Именно такому образу мыслей созвучен циничный оппортунизм Гитле­ра, его проповедь насилия и закон всемогущества.

Часто подчеркивается роль страха, ненависти, подо­зрений и опасений в возникновении нацистского режима. Я бы, со своей стороны, добавил к этому списку элемент отчая­ния. В основе всех нацистских реакций лежит отчаяние. В их мире каждый чувствует себя обманутым и изолированным, и никто больше не доверяет своему соседу.

III. «Новый порядок»

С успехом доведя общество до паники и отчаяния, Гитлер приступил к разработке второй части своей стратегии. Он пытается создать новый порядок по двум направлениям. Одно из них ведет к порабощению масс, другое - к укрепле­нию его руководства и терроризму его партии. Для достиже­ния первой цели Гитлер строит военную организацию по прус­ской модели. Эта же модель составляет основу и всей обще­ственной организации - промышленности, труда, обществен­ного мнения, молодежи. Здесь он опять использует страх, ненависть, терроризм. Ведь гораздо легче найти выход для враждебных чувств группы, нежели использовать ее созида­тельную энергию. Поэтому Гитлер использует «расовую тео­рию» и рассматривает отдельных индивидов как козлов отпу­щения. Объявив евреев низшей расой и дьявольским отродь­ем, можно плевать им в лицо, избивать их или хладнокровно убивать. Теория козлов отпущения не только помогает осво­бодить общество от чувства вины, она не позволяет также при возникновении недовольства направить враждебные чувства против лидера. Конечно, козел отпущения вовсе не обяза­тельно должен быть доморощенным. Враждебные чувства можно направлять и на лидера любой страны, выступающего против нацизма. Так, Гитлер обвиняет Черчилля во всех смертных грехах.

[501 ]


IV. Воспитание новых лидеров

Но одной военной организации и методов подавления оказывается недостаточно. Гитлер знает, что для выживания такому типу общества нужно больше динамизма, чем регла­ментации. Поэтому он создает центры эмоционального воз­буждения, например, отряды штурмовиков. Эти отряды напо­минают послевоенные банды, которые угрожали гражданскому обществу и пытались разрушить его. Организация эмоциональ­ных центров и их менталитет восходят в значительной степени к немецким молодежным группам периода Wandervogel46. Тай­ная цель этих групп состоит в том, чтобы оказывать психоло­гическое влияние на подростков. Все это проливает свет на многие вещи, кажущиеся нам странными в нацистском госу­дарстве. Так же, как влияние семьи может быть настолько сильным, что менталитет ее членов будет запаздывать в раз­витии и останется на подростковом уровне, так и групповые методы могут способствовать увеличению в обществе числа людей с незрелым и необузданным менталитетом. В школах фюреров, где происходит обучение руководящих кадров, де­лается все возможное, чтобы произвести странную смесь ин­фантильного эмоционализма и слепого подчинения. Нацисты знают, что тип их лидера способен процветать только в бан-доподобных группах. Именно на такую аудиторию с искусст­венно отсталым эмоциональным развитием рассчитаны исте­рические речи Гитлера. Когда же Черчилль говорит, обраща­ясь к своему народу: «Мне нечего предложить вам, кроме крови, слез, тяжелого труда и пота», -то его слова обращены к нации взрослых людей.

Главная цель настоящего анализа состоит в том, что­бы обратить внимание на необходимость развития контрстра­тегии. В особенности демократические государства должны сделать все от них зависящее, чтобы нейтрализовать разру­шающее воздействие промышленной цивилизации на семью и общественную жизнь. Но они должны сделать и нечто большее, нежели просто защитить себя от вредного влияния. Обнаде­живающим фактором нового группового метода является то, что ом может быть использован в конструктивных целях. Гит­лер злоупотребил и извратил созидательные силы группы. Время наилучшего использования групповых методов настанет, когда мы столкнемся с проблемой реорганизации мира на новых принципах и с задачей изменения нацистского сознания.

[502 ]


Глава VII. К новой социальной философии:

вызов социолога христианским мыслителям47

Часть I. Христианство в век планирования

Date: 2015-07-24; view: 333; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию