Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Л) Отпуск средств на агентуру и вознаграждение агентамЗначение денег в агентуре Одним из главнейших двигателей работы тайной агентуры являются деньги. Какие бы отличные проекты организаций агентурных сетей не составлялись, проведение их в жизнь немыслимо без отпуска необходимых средств. Расход на разведку, конечно, организованно и умело ведомую, — не напрасная потеря денег, а, по меткому выражению известного Штибера, «лучшее для них помещение»; Штибер высказался так: «Обеспечивать своей стране полезную службу шпионства — не значит зря тратить деньги, а наоборот — это лучшее для них помещение»[242]. Фридрих Великий, уделявший серьезное внимание тайной агентуре, говорит в своей инструкции генералам: «Человек, который ради вас рискует быть повешенным, заслуживает хорошей награды»[243]. Весьма меткое выражение об агентурных сведениях фон дер Гольца, говорящего, что «в куче мусора может оказаться крупинка золота», также указывает на то, что расходы по агентуре не могут быть невелики, так как для получения «золотых крупинок» неизбежно приходится оплачивать и весь «мусор». Целый ряд примеров из истории подтверждает непреложное значение денег в тайной разведке и невозможность ее ведения без должных отпусков; так, например, весьма характерно донесение в 1806 г. начальника штаба Мюрата Бельяра Бертье[244]: «Я бы выслал вперед офицеров и шпионов, но вам известно более, чем кому-либо, что у меня нет денег, а без них трудно достигнуть каких-нибудь результатов, в особенности по части шпионства». Техника ассигнований на ведение агентуры Техника ассигнований на ведение разведки должна быть возможно проста, проводиться быстро и при соблюдении тайны — без раскрытия подробностей организации агентуры и сетей разведки различным лицам, причастным к проведению кредитов. Проведение кредитов, казалось бы, могло совершаться так: центральный разведывательный орган в государстве составляет ежегодно проект расходов на разведку, как непосредственно своих, так и всех подчиненных разведывательных инстанций[245]; проект сметы докладывается начальнику Генерального штаба, причем, по его приказанию точно поясняются все подробности расходов по всем статьям сметы[246], а также мотивируются и расходы, предположенные для намеченного развития сетей. По окончательном утверждении сметы начальником Генерального штаба она вносится секретным порядком через соответственные учреждения на утверждение правительства, причем секретные подробности сметных соображений и ее подразделения не открываются ни Министерству финансов, ни Контролю; соответствие или несоответствие намечаемых расходов по существу определяется единственно начальником Генерального штаба, докладывающим необходимые соображения правительству, которое и разрешает ассигнование, конечно, в зависимости от общего состояния финансов в государстве и сметных требований по другим отраслям. Отчетность по агентурным (секретным) расходам Отчетность по расходованию сумм «на секретные расходы» должна вестись самая аккуратная и точная; каждая копейка должна быть на учете, но канцелярское выполнение всех тонкостей бухгалтерии и контроля в этом живом деле, основанном на доверии к руководителям работы, невозможно. Поверка должна производиться ежемесячно самим начальником Генерального штаба или кем-либо по его приказанию, или же особо доверенными комиссиями из старших чинов Генерального штаба, что все же менее желательно, так как при такого рода поверке излишне расширяется круг лиц, посвящаемых в тайны организации агентуры. Отчетность по «секретным суммам» представлению в Государственный контроль не подлежит. Разрешение на право расходования сумм дается в центральном органе начальником Генерального штаба, а в местных органах — начальниками соответственных штабов; для снятия с высших начальников мелочной обязанности по разрешению на расход каждой суммы казалось бы целесообразным разрешать расходы не свыше известной нормы и не выходя из сметных подразделений самим начальникам разведывательных отделений. Для специального заведывания отчетностью и приходо-расходом «секретных сумм» как в центральном органе, так и в местных, должны назначаться особые вполне доверенные и надежные лица. От правильного функционирования «денежной части» разведывательных отделений во многом зависит успех агентурной работы; только при своевременном (доведенном до пунктуальности) выполнении всех денежных обязательств, при своевременном ассигновании необходимых сумм сетям и отдельным сотрудникам, при возможности быстрой оплаты предлагаемых срочных услуг или документов возможно ожидать от агентуры крупных результатов. Введение в «денежные части» сухого, чисто канцелярского формализма, стремящегося лишь обеспечить законность форм работы, а не существо ее, совершенно недопустимо; от заведывающих «денежными частями» в разведывательных отделениях требуется, кроме отличного знания ведения денежных дел и отчетности (а в центральном органе и техники международного финансового дела), и большая энергия, жизненность, увлечение работой, инициатива и находчивость в различного рода денежных комбинациях; недостаточно, например, выписав известную сумму в расход, перевести ее по назначению — надо учесть, когда сделать перевод, чтобы сумма дошла вовремя, как перевести, чтобы меньше терять на переводе, в какой валюте выгоднее совершить перевод и т. д.; отдав распоряжение о переводе, надлежит убедиться, что он фактически сделан, а затем проследить, что он вовремя получен на месте. Переводы денег сотрудникам агентуры надо производить не в определенные сроки а рассчитывая на получение денег на местах к известным срокам. Начальники разведывательных отделений должны иметь весьма секретные таблицы с указанием, каким подчиненным штабам, организациям и отдельным сотрудникам, по какому назначению, какие суммы и к каким срокам должны переводиться; строго следя за таблицей, начальник разведывательного отделения дает своевременные наряды заведующему денежной частью; неизбежность знакомства заведующих денежными частями с многими тайнами организации агентуры вызывает необходимость, повторяю, особенно внимательного назначения на эти должности вполне надежных лиц, умеющих хранить проходящие через них тайны. Оплата работы агентов Что касается до оплаты работы агентов, то можно рекомендовать не установление определенного жалованья агентам, а, при наличии известного вознаграждения, обеспечивающего возможность существования, широкую оплату наградными сведений, оправдывающихся ходом событий. Оплата агентурной работы определенным месячным жалованьем сводит работу агентов на чиновничий шаблонный труд, не давая им импульса к работе; системаже наградных вызывает больший интерес к работе и стремление добиваться действительно ценных и важных сведений и документов, которые будут оплачены особо. Как-либо шаблонировать агентский прожиточный минимум не представляется возможным, так как содержание агента всецело зависит от личности агента, положения, которое он должен занимать, от условий жизни в данной стране и, наконец, от курса наших денег: для того чтобы агент мог спокойно работать, он должен жить безбедно согласно занимаемого им положения, — агент должен видеть заботу о нем, а при надобности, и о его семье; затягивание выплаты жалованья и несоразмерно низкие оклады ведут лишь к потере хороших агентов, бросающих службу, а часто и начинающих за лучшую оплату служить противнику. У более крупных и ответственных агентов должен быть всегда известный фонд на предвиденные расходы, как то: на покупку важных сведений и документов, на завербование подходящих сотрудников, на необходимую взятку, экстренную поездку и пр. Ставить агентов в необходимость для каждого срочного и выгодного для существа работы дела запрашивать разрешение на расход — это заведомо губить дело, так как упущенное время сплошь и рядом ведет к потере сотрудников, сведений или документов. Дабы не поощрять агентов к излишне широким побочным тратам, можно устанавливать каждому агенту определенную сумму, которую он может тратить на непредвиденные расходы без запроса начальства', о всех расходах выше названной суммы надлежит запрашивать. Относительно размера наградных за доставляемые сведения можно лишь указать, что сумма наградных зависит в полной мере от ценности сведений и от той непосредственной пользы, которую принесло доставление их нашему командованию; особенно следует вознаграждать за своевременные сведения предупредительного характера, а не за сведения, хотя и верные, но запоздалые, носящие лишь исторический характер. Приходится отметить, что бывают случаи, когда получаемым сведениям (на самом деле верным) руководители разведки не верят, считают их иногда даже вздорными, а развертывающиеся события через некоторое время эти сведения вполне подтверждают; в таких случаях руководители агентуры должны, хотя и запоздало, но вознаградить агента; такое отношение к агентам весьма полезно для дела, так как, видя к себе серьезное и внимательное отношение, агенты удваивают старание; небрежное, легкомысленное и невнимательное отношение к работе агентов имеет всегда следствием таковую же работу агентов. Есть данные предполагать, что в Германии практикуется правило: при выдаче агентам премии за удачно выполненные задачи и порученья, известный процент удерживать и класть на хранение — в целях, с одной стороны, держать агентов в руках, а с другой стороны — суммой, которая таким образом накапливается, вознаграждать семью агента в случае какого-либо несчастья с агентом, прекращающего его работу1. При оплате предлагаемых секретных документов, для того чтобы определить, какую сумму следует заплатить, необходимо определить ценность документа и его полезность вполне компетентными лицами, привлекая для экспертизы вполне надежных и доверенных специалистов; при предложении секретных документов приходится всегда опасаться обмана, умышленного представления заведомо ложных документов, специально сфабрикованных противной стороной для введения в заблуждение иностранной разведки; на таких «документах» встречаются иногда подлинные подписи не только высших официальных лиц, но даже и высоких особ. Что касается до способа оплаты агентов, то нужно отметить, что главное требование от этих способов — своевременность доставки сведений и сохранение при передаче тайны. Всем заведующим крупными разведывательными организациями или известными агентурными районами деньги могут переводиться через дипломатические и консульские учреждения или через военных агентов, которые и передают деньги конспиративными путями особо указанным доверенным лицам; при существовании агентур в виде банковых, торговых или промыш- ' Гревс К. Тайны германского Главного штаба. С. 16 и 17. ленных предприятий деньги могут переводиться и непосредственно на эти учреждения, но, конечно, не от Главного управления и прочих штабов, но от «частных лиц» — различных «клиентов» предприятий, под псевдонимом которых скрываются штабы; отдельным агентам переводятся иногда деньги под видом переводов от родственников, должников и пр. Способы уплаты денег руководителями организаций за границей более мелким агентам вполне зависят от особенностей страны, положения агентов и пр. При разработке способов оплаты агентов совершенно необходимо учитывать возможность непрерывности оплаты, почему лучше снабжать агентов авансами на более продолжительные сроки, чем рисковать невозможностью их обеспечения. Интересно ознакомиться со способами оплаты агентов, практиковавшимся в Германии[247]. До 1868 г. Штибер оплачивал заграничных агентов чеками на крупные банки; как оказалось, способ этот не обеспечивал тайны, и французский префект полиции раскрыл таким образом всех шпионов, пребывавших в Париже и в Сенском департаменте. Пришлось способы изменить, и с 1875 г., по словам Поля Лянуара, в Германии принята новая система, действующая будто бы и теперь: агентам, работающим в известных районах, жалованье развозится так называемыми разъездными контролерами, которые, кроме уплаты денег, контролируют наличие агента на месте и его работу; бездеятельность агентов или ошибки и промахи в донесениях влекут за собой понижение, а иногда и прекращение окладов. Разъездные контролеры являются под видами, оправдывающими посещение агентов тех или иных профессий: так, к агенту-лавочнику контролер является поставщиком или покупателем, к комиссионеру — в качестве клиента и пр. Агентам, не входящим в определенные сети (районы), подчиненные особым руководителям, а находящимся в непосредственном ведении центрального органа, деньги пересылались из нейтральных стран — из Брюсселя, Лозанны, Женевы... Деньги посылались особыми доверенными лицами заказными письмами под различными, в зависимости от положения агента, формами («формулами»). Например, практиковалась посылка от родственников процентов с одолженной суммы, возвращение долга и пр. Пересылки денег сопровождались письмами условного характера, включающими одобрение или неодобрение работы, указания дальнейших задач и пр. Внешняя форма писем не должна вызывать никаких подозрений; конечно, если такое письмо попадется в руки внимательной контрразведки, то агент может быть поставлен в весьма тяжелое положение, так как едва ли докажет наличие различных богатых родственников, действительное существование всяких Шарлей, Шарлотт и Фредерик... Примеры отпуска кредитов на секретные расходы Обращаясь к примерам отпуска денег на агентуру, можно прийти к выводу, что сумма расходов на разведку, постепенно все увеличивающаяся, в большой мере зависит от общих условий, от постепенного вздорожания жизни, цены денег и, наконец, все разрастающейся работы тайной агентуры. В Пруссии в сентябре 1866 г. бюджет, назначенный правительством на «обеспечение государству полезных сведений», заключался в сумме 160 ООО талеров, а в октябре того же года был повышен до 350 ООО талеров[248]. Громадное развитие тайной агентуры перед войной 1870—1871 гг. и во время этой войны повело к увеличение бюджета «тайной полиции» сразу после Франко-прусской войны до 19 500 000 франков[249]. После войны 1870—1871 гг. бюджет на разведку в Германии сильно возрос из-за широкого развития немцами политической пропаганды во Франции; так, один из видных представителей германской администрации как- то сказал: «если бы знали, во что обходится нам каждые четыре года ихняя (т. е. французская) избирательная кампания»[250]. О сумме расходов на подготовку японской тайной агентуры перед Русско-японской войной указывает Ф. Чернозубов в своей статье «Японские тайные разведчики до войны»4, называя эту сумму в 12 млн. рублей; величина этой суммы особенно бросается в глаза, так как у японцев было громадное число почти даровых деятелей агентуры, исполнявших различные задачи из побуждений любви к Родине и патриотизма. Следует, однако, оговориться, что сведения о цифрах отпусков иностранных государств на «секретные расходы» вообще весьма гадательны, так как они всегда проводятся в бюджетах государств в замаскированном виде и составляют тайну. Кредиты на агентуру в военное время При объявлении мобилизации все полевые штабы, начиная от Ставки и кончая корпусными, должны сразу же получить кредиты на агентуру, причем суммы первоначальных отпусков выводятся из соображений плана мобилизации разведки, разрабатываемого еще в мирное время и предусматривающего, в какой мере предстоит развитие прифронтовой агентуры в соответствии с уже имеющимися сетями мирного времени. Принципы отчетности, оплаты агентов и документов совершенно те же, что и в мирное время. Агенты-ходоки, получая подъемные, суточные, — вообще средства для существования во время исполнения поручения, — получают наградные в прямой зависимости от результатов их работы. Выводы 1) Отпуск денег на тайную агентуру должен вполне обеспечивать проведение в жизнь того общего плана разведки, который утвержден начальником Генерального штаба. 2) Смета расходов на разведку является тайной государственного порядка и, будучи утверждена начальником Генерального штаба, вносится на усмотрение соответственной высшей власти в государстве, никоим образом не подвергаясь рассмотрению по существу ни представителями Министерства финансов, ни Государственного контроля. 3) Излишняя скупость на расходы по агентуре в мирное время ведет к совершенно непроизводительным расходам в военное время, когда крупными затратами стремятся заменить прочную, заранее заложенную организации и систему. Если для агентуры крайне вредна скаредность в расходах, то и бессистемное бросание денег на создание агентуры наспех, в нужный момент, плодотворных результатов не дает. 4) При распределении сумм на разведку между центральным и местными органами, а также на оплату тех или иных организаций, за выполнение различных задач, на секретные командировки и пр., надо, основываясь на общем плане разведки, тонко учитывать значение для разведки тех или иных иностранных государств, театров и направлений, а также те оперативные планы, достижения коих преследует наша стратегия. 5) Возможность выявления задач агентуры, не предусмотренных сметой, принуждает к необходимости наличия особого фонда на непредвиденные секретные расходы. 6) Какая-либо нормировка оплаты сотрудников и получаемых документов никакому шаблону не поддается, а зависит от весьма многих данных, которые надо учитывать в каждом частном случае. Оценка стоимости предлагаемых документов требует весьма тщательной экспертизы их вполне надежными и доверенным и специалистами. 7) При оплате работы агентов — система широкого применения наградных гораздо целесообразнее определенного месячного содержания, превращающего агентов в ремесленников дела, мало заинтересованных в результате работы. 8) Кредиты на развитие агентуры после объявления войны должны быть предусмотрены «планами мобилизации разведки» еще в мирное время. 9) Отчетность по денежной части агентуры должна быть самая строжайшая, допускающая возможность проверки в любой момент состояния сумм агентуры. Совершенно особый характер агентурной работы не допускает мелочного контроля, оправдывающего документами каждую сумму расхода. Работа агентуры только тогда будет идти нормально и давать продуктивные результаты, когда руководителям агентуры оказывается полное доверие; при отсутствии доверия нормальная работа немыслима, так как условия агентуры все равно не дают возможности начальству иметь точный контроль за всеми отраслями работы и денежными расходами[251]; исходя из изложенного, выбор лиц на должности руководителей агентуры должен делаться в высшей степени осторожно, причем могут назначаться лишь люди с должной специальной подготовкой, вполне по своим качествам подходящие к этого рода службе и известные как люди безупречной нравственности, обладающие безукоризненной честностью, ставящей их вне подозрений во всех денежных делах. 10) Успех тайной агентуры мирного и военного времени в значительной мере зависит от безотказного функционирования денежной части в руководящих инстанциях.
|