Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л) Отпуск средств на агентуру и вознаграждение агентам





Значение денег в агентуре

Одним из главнейших двигателей работы тайной агентуры являются деньги.

Какие бы отличные проекты организаций агентурных сетей не составля­лись, проведение их в жизнь немыслимо без отпуска необходимых средств.

Расход на разведку, конечно, организованно и умело ведомую, — не на­прасная потеря денег, а, по меткому выражению известного Штибера, «луч­шее для них помещение»; Штибер высказался так: «Обеспечивать своей стра­не полезную службу шпионства — не значит зря тратить деньги, а наобо­рот — это лучшее для них помещение»[242].

Фридрих Великий, уделявший серьезное внимание тайной агентуре, го­ворит в своей инструкции генералам: «Человек, который ради вас рискует быть повешенным, заслуживает хорошей награды»[243].

Весьма меткое выражение об агентурных сведениях фон дер Гольца, го­ворящего, что «в куче мусора может оказаться крупинка золота», также ука­зывает на то, что расходы по агентуре не могут быть невелики, так как для получения «золотых крупинок» неизбежно приходится оплачивать и весь «мусор».

Целый ряд примеров из истории подтверждает непреложное значение де­нег в тайной разведке и невозможность ее ведения без должных отпусков; так, например, весьма характерно донесение в 1806 г. начальника штаба Мюрата Бельяра Бертье[244]: «Я бы выслал вперед офицеров и шпионов, но вам известно более, чем кому-либо, что у меня нет денег, а без них трудно достиг­нуть каких-нибудь результатов, в особенности по части шпионства».

Техника ассигнований на ведение агентуры

Техника ассигнований на ведение разведки должна быть возможно про­ста, проводиться быстро и при соблюдении тайны — без раскрытия подроб­ностей организации агентуры и сетей разведки различным лицам, причаст­ным к проведению кредитов.

Проведение кредитов, казалось бы, могло совершаться так: централь­ный разведывательный орган в государстве составляет ежегодно проект рас­ходов на разведку, как непосредственно своих, так и всех подчиненных раз­ведывательных инстанций[245]; проект сметы докладывается начальнику Гене­рального штаба, причем, по его приказанию точно поясняются все подробности расходов по всем статьям сметы[246], а также мотивируются и рас­ходы, предположенные для намеченного развития сетей.

По окончательном утверждении сметы начальником Генерального шта­ба она вносится секретным порядком через соответственные учреждения на утверждение правительства, причем секретные подробности сметных сооб­ражений и ее подразделения не открываются ни Министерству финансов, ни Контролю; соответствие или несоответствие намечаемых расходов по су­ществу определяется единственно начальником Генерального штаба, докла­дывающим необходимые соображения правительству, которое и разрешает ассигнование, конечно, в зависимости от общего состояния финансов в го­сударстве и сметных требований по другим отраслям.

Отчетность по агентурным (секретным) расходам

Отчетность по расходованию сумм «на секретные расходы» должна вес­тись самая аккуратная и точная; каждая копейка должна быть на учете, но канцелярское выполнение всех тонкостей бухгалтерии и контроля в этом живом деле, основанном на доверии к руководителям работы, невозможно.

Поверка должна производиться ежемесячно самим начальником Гене­рального штаба или кем-либо по его приказанию, или же особо доверенны­ми комиссиями из старших чинов Генерального штаба, что все же менее же­лательно, так как при такого рода поверке излишне расширяется круг лиц, посвящаемых в тайны организации агентуры.

Отчетность по «секретным суммам» представлению в Государственный контроль не подлежит.

Разрешение на право расходования сумм дается в центральном органе начальником Генерального штаба, а в местных органах — начальниками соответственных штабов; для снятия с высших начальников мелочной обя­занности по разрешению на расход каждой суммы казалось бы целесообраз­ным разрешать расходы не свыше известной нормы и не выходя из сметных подразделений самим начальникам разведывательных отделений.

Для специального заведывания отчетностью и приходо-расходом «сек­ретных сумм» как в центральном органе, так и в местных, должны назна­чаться особые вполне доверенные и надежные лица.

От правильного функционирования «денежной части» разведыватель­ных отделений во многом зависит успех агентурной работы; только при сво­евременном (доведенном до пунктуальности) выполнении всех денежных обя­зательств, при своевременном ассигновании необходимых сумм сетям и от­дельным сотрудникам, при возможности быстрой оплаты предлагаемых срочных услуг или документов возможно ожидать от агентуры крупных ре­зультатов.

Введение в «денежные части» сухого, чисто канцелярского формализма, стремящегося лишь обеспечить законность форм работы, а не существо ее, совершенно недопустимо; от заведывающих «денежными частями» в разве­дывательных отделениях требуется, кроме отличного знания ведения денеж­ных дел и отчетности (а в центральном органе и техники международного финансового дела), и большая энергия, жизненность, увлечение работой, инициатива и находчивость в различного рода денежных комбинациях; не­достаточно, например, выписав известную сумму в расход, перевести ее по назначению — надо учесть, когда сделать перевод, чтобы сумма дошла вовре­мя, как перевести, чтобы меньше терять на переводе, в какой валюте выгод­нее совершить перевод и т. д.; отдав распоряжение о переводе, надлежит убе­диться, что он фактически сделан, а затем проследить, что он вовремя полу­чен на месте.

Переводы денег сотрудникам агентуры надо производить не в определен­ные сроки а рассчитывая на получение денег на местах к известным срокам.

Начальники разведывательных отделений должны иметь весьма секрет­ные таблицы с указанием, каким подчиненным штабам, организациям и от­дельным сотрудникам, по какому назначению, какие суммы и к каким срокам должны переводиться; строго следя за таблицей, начальник разведыватель­ного отделения дает своевременные наряды заведующему денежной частью; неизбежность знакомства заведующих денежными частями с многими тай­нами организации агентуры вызывает необходимость, повторяю, особенно внимательного назначения на эти должности вполне надежных лиц, умею­щих хранить проходящие через них тайны.

Оплата работы агентов

Что касается до оплаты работы агентов, то можно рекомендовать не уста­новление определенного жалованья агентам, а, при наличии известного воз­награждения, обеспечивающего возможность существования, широкую оп­лату наградными сведений, оправдывающихся ходом событий. Оплата аген­турной работы определенным месячным жалованьем сводит работу агентов на чиновничий шаблонный труд, не давая им импульса к работе; системаже наградных вызывает больший интерес к работе и стремление добиваться дей­ствительно ценных и важных сведений и документов, которые будут оплаче­ны особо. Как-либо шаблонировать агентский прожиточный минимум не представляется возможным, так как содержание агента всецело зависит от личности агента, положения, которое он должен занимать, от условий жизни в данной стране и, наконец, от курса наших денег: для того чтобы агент мог спокойно работать, он должен жить безбедно согласно занимаемого им по­ложения, — агент должен видеть заботу о нем, а при надобности, и о его се­мье; затягивание выплаты жалованья и несоразмерно низкие оклады ведут лишь к потере хороших агентов, бросающих службу, а часто и начинающих за лучшую оплату служить противнику.

У более крупных и ответственных агентов должен быть всегда известный фонд на предвиденные расходы, как то: на покупку важных сведений и до­кументов, на завербование подходящих сотрудников, на необходимую взят­ку, экстренную поездку и пр. Ставить агентов в необходимость для каждого срочного и выгодного для существа работы дела запрашивать разрешение на расход — это заведомо губить дело, так как упущенное время сплошь и ря­дом ведет к потере сотрудников, сведений или документов.

Дабы не поощрять агентов к излишне широким побочным тратам, мож­но устанавливать каждому агенту определенную сумму, которую он может тратить на непредвиденные расходы без запроса начальства', о всех расходах выше названной суммы надлежит запрашивать.

Относительно размера наградных за доставляемые сведения можно лишь указать, что сумма наградных зависит в полной мере от ценности сведений и от той непосредственной пользы, которую принесло доставление их нашему командованию; особенно следует вознаграждать за своевременные сведения предупредительного характера, а не за сведения, хотя и верные, но запозда­лые, носящие лишь исторический характер.

Приходится отметить, что бывают случаи, когда получаемым сведениям (на самом деле верным) руководители разведки не верят, считают их иногда даже вздорными, а развертывающиеся события через некоторое время эти сведения вполне подтверждают; в таких случаях руководители агентуры дол­жны, хотя и запоздало, но вознаградить агента; такое отношение к агентам весьма полезно для дела, так как, видя к себе серьезное и внимательное отно­шение, агенты удваивают старание; небрежное, легкомысленное и невнима­тельное отношение к работе агентов имеет всегда следствием таковую же работу агентов.

Есть данные предполагать, что в Германии практикуется правило: при выдаче агентам премии за удачно выполненные задачи и порученья, извест­ный процент удерживать и класть на хранение — в целях, с одной стороны, держать агентов в руках, а с другой стороны — суммой, которая таким обра­зом накапливается, вознаграждать семью агента в случае какого-либо не­счастья с агентом, прекращающего его работу1.

При оплате предлагаемых секретных документов, для того чтобы опреде­лить, какую сумму следует заплатить, необходимо определить ценность до­кумента и его полезность вполне компетентными лицами, привлекая для эк­спертизы вполне надежных и доверенных специалистов; при предложении секретных документов приходится всегда опасаться обмана, умышленного представления заведомо ложных документов, специально сфабрикованных противной стороной для введения в заблуждение иностранной разведки; на таких «документах» встречаются иногда подлинные подписи не только выс­ших официальных лиц, но даже и высоких особ.

Что касается до способа оплаты агентов, то нужно отметить, что главное требование от этих способов — своевременность доставки сведений и сохра­нение при передаче тайны.

Всем заведующим крупными разведывательными организациями или известными агентурными районами деньги могут переводиться через дипло­матические и консульские учреждения или через военных агентов, которые и передают деньги конспиративными путями особо указанным доверенным лицам; при существовании агентур в виде банковых, торговых или промыш-

' Гревс К. Тайны германского Главного штаба. С. 16 и 17.

ленных предприятий деньги могут переводиться и непосредственно на эти учреждения, но, конечно, не от Главного управления и прочих штабов, но от «частных лиц» — различных «клиентов» предприятий, под псевдонимом ко­торых скрываются штабы; отдельным агентам переводятся иногда деньги под видом переводов от родственников, должников и пр.

Способы уплаты денег руководителями организаций за границей более мел­ким агентам вполне зависят от особенностей страны, положения агентов и пр.

При разработке способов оплаты агентов совершенно необходимо учи­тывать возможность непрерывности оплаты, почему лучше снабжать аген­тов авансами на более продолжительные сроки, чем рисковать невозможно­стью их обеспечения.

Интересно ознакомиться со способами оплаты агентов, практиковав­шимся в Германии[247]. До 1868 г. Штибер оплачивал заграничных агентов чека­ми на крупные банки; как оказалось, способ этот не обеспечивал тайны, и французский префект полиции раскрыл таким образом всех шпионов, пре­бывавших в Париже и в Сенском департаменте.

Пришлось способы изменить, и с 1875 г., по словам Поля Лянуара, в Германии принята новая система, действующая будто бы и теперь: агентам, работающим в известных районах, жалованье развозится так называемыми разъездными контролерами, которые, кроме уплаты денег, контролируют наличие агента на месте и его работу; бездеятельность агентов или ошибки и промахи в донесениях влекут за собой понижение, а иногда и прекращение окладов.

Разъездные контролеры являются под видами, оправдывающими посе­щение агентов тех или иных профессий: так, к агенту-лавочнику контролер является поставщиком или покупателем, к комиссионеру — в качестве кли­ента и пр.

Агентам, не входящим в определенные сети (районы), подчиненные осо­бым руководителям, а находящимся в непосредственном ведении централь­ного органа, деньги пересылались из нейтральных стран — из Брюсселя, Лозанны, Женевы... Деньги посылались особыми доверенными лицами за­казными письмами под различными, в зависимости от положения агента, формами («формулами»).

Например, практиковалась посылка от родственников процентов с одол­женной суммы, возвращение долга и пр.

Пересылки денег сопровождались письмами условного характера, вклю­чающими одобрение или неодобрение работы, указания дальнейших задач и пр. Внешняя форма писем не должна вызывать никаких подозрений; конеч­но, если такое письмо попадется в руки внимательной контрразведки, то агент может быть поставлен в весьма тяжелое положение, так как едва ли докажет наличие различных богатых родственников, действительное суще­ствование всяких Шарлей, Шарлотт и Фредерик...


Примеры отпуска кредитов на секретные расходы

Обращаясь к примерам отпуска денег на агентуру, можно прийти к вы­воду, что сумма расходов на разведку, постепенно все увеличивающаяся, в большой мере зависит от общих условий, от постепенного вздорожания жиз­ни, цены денег и, наконец, все разрастающейся работы тайной агентуры.

В Пруссии в сентябре 1866 г. бюджет, назначенный правительством на «обеспечение государству полезных сведений», заключался в сумме 160 ООО талеров, а в октябре того же года был повышен до 350 ООО талеров[248].

Громадное развитие тайной агентуры перед войной 1870—1871 гг. и во время этой войны повело к увеличение бюджета «тайной полиции» сразу после Франко-прусской войны до 19 500 000 франков[249].

После войны 1870—1871 гг. бюджет на разведку в Германии сильно воз­рос из-за широкого развития немцами политической пропаганды во Фран­ции; так, один из видных представителей германской администрации как- то сказал: «если бы знали, во что обходится нам каждые четыре года ихняя (т. е. французская) избирательная кампания»[250].

О сумме расходов на подготовку японской тайной агентуры перед Рус­ско-японской войной указывает Ф. Чернозубов в своей статье «Японские тайные разведчики до войны»4, называя эту сумму в 12 млн. рублей; величи­на этой суммы особенно бросается в глаза, так как у японцев было громадное число почти даровых деятелей агентуры, исполнявших различные задачи из побуждений любви к Родине и патриотизма.

Следует, однако, оговориться, что сведения о цифрах отпусков иност­ранных государств на «секретные расходы» вообще весьма гадательны, так как они всегда проводятся в бюджетах государств в замаскированном виде и составляют тайну.

Кредиты на агентуру в военное время

При объявлении мобилизации все полевые штабы, начиная от Ставки и кончая корпусными, должны сразу же получить кредиты на агентуру, при­чем суммы первоначальных отпусков выводятся из соображений плана мо­билизации разведки, разрабатываемого еще в мирное время и предусматри­вающего, в какой мере предстоит развитие прифронтовой агентуры в соот­ветствии с уже имеющимися сетями мирного времени.

Принципы отчетности, оплаты агентов и документов совершенно те же, что и в мирное время. Агенты-ходоки, получая подъемные, суточные, — во­обще средства для существования во время исполнения поручения, — полу­чают наградные в прямой зависимости от результатов их работы.

Выводы

1) Отпуск денег на тайную агентуру должен вполне обеспечивать проведе­ние в жизнь того общего плана разведки, который утвержден начальником Генерального штаба.

2) Смета расходов на разведку является тайной государственного поряд­ка и, будучи утверждена начальником Генерального штаба, вносится на ус­мотрение соответственной высшей власти в государстве, никоим образом не подвергаясь рассмотрению по существу ни представителями Министерства финансов, ни Государственного контроля.

3) Излишняя скупость на расходы по агентуре в мирное время ведет к совершенно непроизводительным расходам в военное время, когда крупны­ми затратами стремятся заменить прочную, заранее заложенную организа­ции и систему.

Если для агентуры крайне вредна скаредность в расходах, то и бессис­темное бросание денег на создание агентуры наспех, в нужный момент, пло­дотворных результатов не дает.

4) При распределении сумм на разведку между центральным и местными органами, а также на оплату тех или иных организаций, за выполнение раз­личных задач, на секретные командировки и пр., надо, основываясь на об­щем плане разведки, тонко учитывать значение для разведки тех или иных иностранных государств, театров и направлений, а также те оперативные планы, достижения коих преследует наша стратегия.

5) Возможность выявления задач агентуры, не предусмотренных сметой, принуждает к необходимости наличия особого фонда на непредвиденные сек­ретные расходы.

6) Какая-либо нормировка оплаты сотрудников и получаемых докумен­тов никакому шаблону не поддается, а зависит от весьма многих данных, которые надо учитывать в каждом частном случае.

Оценка стоимости предлагаемых документов требует весьма тщатель­ной экспертизы их вполне надежными и доверенным и специалистами.

7) При оплате работы агентов — система широкого применения наград­ных гораздо целесообразнее определенного месячного содержания, превра­щающего агентов в ремесленников дела, мало заинтересованных в результа­те работы.

8) Кредиты на развитие агентуры после объявления войны должны быть предусмотрены «планами мобилизации разведки» еще в мирное время.

9) Отчетность по денежной части агентуры должна быть самая строжай­шая, допускающая возможность проверки в любой момент состояния сумм агентуры.

Совершенно особый характер агентурной работы не допускает мелочно­го контроля, оправдывающего документами каждую сумму расхода.

Работа агентуры только тогда будет идти нормально и давать продуктив­ные результаты, когда руководителям агентуры оказывается полное доверие;

при отсутствии доверия нормальная работа немыслима, так как условия аген­туры все равно не дают возможности начальству иметь точный контроль за всеми отраслями работы и денежными расходами[251]; исходя из изложенного, выбор лиц на должности руководителей агентуры должен делаться в высшей степени осторожно, причем могут назначаться лишь люди с должной спе­циальной подготовкой, вполне по своим качествам подходящие к этого рода службе и известные как люди безупречной нравственности, обладающие безукоризненной честностью, ставящей их вне подозрений во всех денежных делах.

10) Успех тайной агентуры мирного и военного времени в значительной мере зависит от безотказного функционирования денежной части в руково­дящих инстанциях.

Date: 2015-07-10; view: 906; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию