Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции





Рыночная структура - это форма организации рынка, характеризующаяся определённым способом взаимодействия между рыночными агентами.

Рынок совершенной конкуренции представляет собой рыночную структуру, обладающую следующими существенными признаками:

1) “Совершенная” конкуренция - такое положение фирм на рынке, при котором влияние каждой на общую конъюнктуру ничтожно мало. Число фирм и покупателей очень велико, фирмы и покупатели в отдельности не могут влиять на цены и вступать в сговор относительно совместной стратегии;

2) Производимый фирмами продукт однороден (недифференцирован) по качеству, обслуживанию, рекламе и т.п.

3) Свобода предпринимательства - отсутствуют “барьеры вхождения” в отрасль, выход из отрасли также не затруднён;

4) Минимальное государственное вмешательство в экономику;

5) Мобильность, однородность и доступность производственных ресурсов, в том числе - информации.

Конкурентная фирма (price-taker) не влияет на цены, но “принимает” их как данные. Следовательно, на уровне фирмы Р=P*=const; выручка от реализации R = P*q, где q - объём производства фирмы. Спрос на продукцию фирмы абсолютно эластичен на уровне равновесной рыночной цены P* (Рис.5.1. S,D - отраслевые спрос и предложение, d - спрос фирмы).

Р Р

S

 

Р* P* d

 

 

D

Q q

 

 

Рис. 5.1. Рыночная цена, цена и спрос на продукцию конкурентной фирмы

 

По рыночной цене фирма может реализовывать продукцию без ограничений. Цель фирмы - максимизация экономической (не бухгалтерской) прибыли (p): p =p(q) = R - TC(q) ® max = p*

 

 

Р R

 

p*

А

TC

 

 

 
 


tga=P* p*

0 q

 

q1 q* q2

 

Рис.5.2. Максимизация прибыли конкурентной фирмы

 

 

Средняя выручка AR = R/q = (P*q)/q = P*; предельная выручка MR = = DR/Dq» R’q = (P*q)’q = P*.

На рис.5.2. графически показано основное условие максимизации прибыли конкурентной фирмы. Фирма, не влияющая на цены, максимизирует прибыль путём выбора наилучшего объёма производства q*. Объём выпуска, меньший, чем q1 и больший, чем q2, приносит фирме убытки, т.к. TC>R. Положительная прибыль достигает максимума, когда линии ТС и R находятся друг от друга на наибольшем расстоянии, т.е. когда их наклоны равны. Наклон линии R задан предельной выручкой MR = P*, наклон линии ТС - предельными издержками МС. Следовательно, получаем условие максимизации прибыли конкурентной фирмы: MR = МС = P*.

 

Эту же зависимость получаем математически. Необходимое условие максимума функции p =p(q): p‘(q) = 0. Значит, (R - TC(q))’q = R’q - TC’q =0, т.е. R’q = TC’q или MR = МС.

 

Р Р

       
 
   
 


SRMC SRMC=S

P1

 

ATC d=MR

 

P* P*

p*

AVC AFC

 
 


min ATC (точка P2

min AVC безубыточности) точка выхода

q1 q3 q* q2 q q

а) б)

Рис. 5.3. Равновесие фирмы в коротком периоде (а), предложение фирмы и проблемы “входа-выхода” (б).

 

На Рис.5.3.а) изображено равновесие конкурентной фирмы в коротком периоде. Затемнённая область - это максимально возможная экономическая прибыль: p*= (P*-АТС) q*, полученная для оптимального объёма производства q*, который был определён из условия Р*=SRМС, где SRMC - линия краткосрочных предельных издержек.

Заметим, что оптимальный объём производства q* несколько больше эффективного объёма, т.е., если фирма получает экономическую прибыль, то она работает с повышенной интенсивностью, что ведёт к потерям эффективности.

Если рыночная цена Р*<АТС, то фирма несёт краткосрочные экономические убытки. Выгодно ли фирме продолжать производство или ей следует уйти из отрасли? Фирма останется в отрасли, пока за счёт выручки от реализации она покрывает хотя бы часть постоянных издержек (в расчёте на единицу выпуска): AFC = АТС - AVC. Если же рыночная цена Р* упадёт ниже уровня Р2, т.е. не будет покрывать даже переменные издержки, то фирма прекратит производство в данной отрасли (См. Рис.5.3.б)).

Из Рис.5.3. б) видно, что точки пересечения линий спроса, соответствующих уровням цен Р2, Р* и Р1 с кривой SRMC указывают на оптимальный объём производства. Значит, кривая SRMC устанавливает зависимость между ценой и объёмом производства и является кривой предложения конкурентной фирмы, на том своём участке, где она лежит выше точки выхода. Если цена упадёт ниже точки выхода, предложение будет равно нулю.

Отраслевое предложение можно получить путём горизонтального суммирования кривых индивидуального предложения.

В долгосрочном периоде равновесие наступает, когда цена равняется минимуму средних затрат LRAC. (Рис. 5.4.).

Р Р

D S0

SL

LRMC

SRAC1

P0 LRAC

       
   
 


PL* PL* dL

SRMC1

 

QL Q qL* qL

а) б)

 

Рис. 5.4. Равновесие конкурентной отрасли а) и фирмы б) в долгосрочном периоде

 

Если минимум индивидуальных средних затрат больше рыночной цены, то фирма получает экономическую прибыль. Если отрасль приносит прибыль, то в неё без всяких входных барьеров устремляются конкуренты и кривая отраслевого предложения сдвигается влево, снижая рыночную цену, как показано на рисунке. Обратное происходит в случае экономических убытков - фирмы с высокими индивидуальными средними издержками уходят из отрасли, общее предложение сокращается, рыночные цены повышаются. В итоге, долгосрочное равновесие фирмы достигается при условии

LRMC = LRAC = PL.

 

Это тройное равенство означает:

Фирмы работают эффективно при оптимальном использовании мощностей (LRMC = LRAC);

Объём выпуска оптимален (LRMC= PL);

Общественные ресурсы распределены оптимально, т.к. предельные издержки на производство данного товара равны спросу на него (LRMC= PL= d);

Отрасль не привлекает ресурсы из других отраслей, т.к. экономическая прибыль равна нулю (LRAC = PL).

Получился т.н. “парадокс прибыли” - каждая фирма стремится к максимизации экономической прибыли, а эффективное отраслевое равновесие наступает, когда искомая прибыль равна нулю. При этом фирма возместила стоимость всех факторов и оплатила их производительное использование в форме заработной платы, ссудного процента, арендной платы и ренты, предпринимательского дохода и дивидендов и т.п.

 


Тема 6. Рыночные структуры и несовершенная конкуренция

“Несовершенство” конкуренции проявляется:

- в ограничении числа рыночных агентов и наличии у них “рыночной власти”;

- в ограниченности доступа конкурентов в отрасль (барьеры входа-выхода);

- в неоднородности производимого продукта;

- в “стратегическом” поведении фирм на рынке;

- в ограниченности и неоднородности ресурсов.

К рыночным структурам несовершенной конкуренции относятся “чистая” монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. В этих структурах спрос на продукцию фирмы уже не абсолютно эластичен, как при чистой конкуренции, а убывающий по мере роста объёма продаж; фирма может устанавливать (влиять на) цены, цена - не постоянная величина, а убывающая функция объёма: Р=Р(q), dP/dq < 0. По прежнему будем предполагать, что фирмы ведут себя “рационально” - стремятся к максимизации прибыли, причём условие максимума прибыли остаётся прежним - фирмы выбирают такую производственную программу, чтобы соблюдалось равенство предельной выручки и предельных издержек (MR=MC).

 

Чистая монополия -представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке существует только один продавец, производимый товар не имеет близких заменителей, а доступ на рынок закрыт серьёзными входными барьерами. Таким образом, понятия “фирма” и “отрасль” для чистой монополии совпадают.

Рассмотрим процесс ценообразования и выбора оптимального объёма производства при чистой монополии.

Общая выручка монополиста R = R(Q) = Р(Q)Q. Средняя выручка равна цене, также является убывающей функцией и соответствует спросу на продукт монополиста: AR = AR(Q) = R(Q)/Q = Р(Q)Q/Q = Р(Q) = D.

Предельная выручка определяется следующим образом:

 

MR = R’Q = (Р(Q)Q)’Q = Р’(Q) Q + Р(Q) (1)

 

 

Поскольку Q ³ 0, Р’(Q) < 0 (как производная убывающей функции), а Р(Q) = AR, то получается, что при монополии всегда MR < AR, т.е функция предельной выручки убывает быстрее функции средней выручки и спроса. Выручка достигает максимума, когда MR = 0 (рис 6.1).

 

 

Р,R

|e|>1 |e|= 1

 

|e|<1 R

 
 
Q1


0 Q

Qmax

AR=D

MR

 

 

Рис 6.1. Общая, средняя и предельная выручка монополиста.

 

На эластичном участке линии спроса |e|>1 снижение цены приводит к росту выручки, на неэластичном - наоборот, при |e|=1 MR=0, R=max. В точке Qmax отрезок 0Q1 делится пополам. Поскольку при малых Q dР/dQ» Р/Q, линии MR и AR=D выходят из одной точки.

Перепишем выражение (1) в следующем виде (первое слагаемое умножили и разделили на цену):

Р(Q)
Р(Q)

|e|
Р(Q),
MR = Р’(Q) Q + Р(Q) = Р’(Q) Q ¾¾ + Р(Q) = ¾¾ + Р(Q), (2)

 

где 1/|e|=Р’(Q) (Q/Р), |e|- абсолютное значение ценовой эластичности спроса.

Фирма-монополист не может до продажи товара знать значение своей предельной выручки, однако оптимальную цену она должна установить заранее. Учитывая, что в точке оптимального (максимизирующего прибыль) выпуска Q* выполняется условие МR = МС, подставим МС в уравнение (2):

 

МС = Р*(Q*) (1 + 1/|e|), следовательно,

МС

1+1/|e|
Р*(Q*) = ¾¾¾¾. (3)

 

Это и есть формула для определения оптимальной монопольной цены для случая, когда фирма устанавливает единственную цену на свой продукт. Установление цены монопольной фирмой изображено графически на Рис. 6.2.

 

Из рисунка видно, что при убывающем спросе Р*(Q*)>МС (при конкуренции было Р=МС). При этом эффективный выпуск, соответствующий минимуму средних издержек, как правило, не совпадает с оптимальным.

 

 

Р R,ТС,

p ТС

 
 


R

МС АТС

Р* p*

 

p*

 
 


min АТС p

MR D=AR

Q* Q Q* Q

Рис. 6.2. Установление монопольной цены и максимизация прибыли

 

Способность фирмы-монополиста назначать цену выше предельных издержек называется рыночной властью. Для оценки рыночной власти запишем формулу (3) в несколько ином виде:

 
 
Р* - МС


¾¾¾¾ = -1/|e|.

Р*

Выражение в левой части называется индексом рыночной (монопольной) власти, или индексом Лернера, который показывает долю экономической прибыли в цене. Рыночная власть зависит от ценовой эластичности спроса - чем более эластичен спрос, тем меньше монопольная власть и тем ближе рынок к конкурентному.

Р

 
 

 


MC=S

Р*

C
B

Рс Е

A

 

AR=D

 
 


Q* Qc
Q

 

Рис. 6.3. Безвозвратные потери от монополии

 

Стремление к извлечению экономической прибыли и назначение цены выше предельных издержек приводит к сокращению объёма производства относительно конкурентного уровня и возникновению т.н. “потерь мёртвого груза” - безвозвратных потерь от монополии (Рис. 6-3). Конкурентное равновесие представлено точкой Е. Площадь прямоугольника С - это потери потребительского излишка, которой переходит к монополисту вследствие повышения цены. Площадь треугольников А+В - это и есть безвозвратные потери общественного излишка, причём А - потери от недопотребления, В - потери от недопроизводства.

Стремясь минимизировать безвозвратные потери и захватить большую часть потребительского излишка, монополист прибегает к ценовой дискриминации - назначению разных цен на один и тот же товар разным покупателям в зависимости от спроса.

Естественной монополией называется такая ситуация, когда весь объём общественного спроса на данный продукт может быть удовлетворён только одним предприятием.

Монопсонией называется экономическая структура, на которой рыночной властью обладают не продавцы, а покупатели. Монопсония характерна для рынка факторов производства, например, для рынка труда, когда фирмы могут воздействовать на ставку заработной платы. Фирма-монопсонист сталкивается с возрастающей кривой предельных затрат на данный фактор, лежащей выше кривой средних затрат. В результате, фирма устанавливает цену из условия равенства предельных затрат на фактор и предельного дохода, полученного от производительной реализации данного фактора. Соизмерив данное условие со спросом на фактор, получим равновесие, соответствующее меньшей цене и меньшему объёму использования фактора, чем это было бы при чистой конкуренции.

 

Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, приближающаяся по своим характеристикам к конкурентному рынку, но содержащая элементы монополии. Она отличается большим числом продавцов и покупателей, незначительными барьерами входа-выхода, неоднородностью производимого продукта и наличием большого числа несовершенных товаров-заменителей. Спрос на продукцию фирм достаточно эластичен, но всё-таки убывает, рыночная власть невелика.

Дифференциация (неоднородность) продукта проявляется в различном качестве товаров и способах их предпродажного и послепродажного обслуживания, в различных условиях продажи, в рекламе, торговых марках и знаках и т.п.

 

 

Монополистическая конкуренция напоминает совершенную конкуренцию тем, что вследствие низких барьеров вхождения и колебаний спроса долгосрочное равновесие отрасли достигается при нулевой экономической прибыли (LRAC=P). Монополистическая конкуренция напоминает монополию тем, что цена превышает предельные издержки (Р>МС), а оптимальный выпуск не соответствует эффективному (минимуму LRAC - Рис. 6.4.).

Р Р

 

 

 
 


AR=D LRAC

АТС

Р* Р*

p D1

МС MR

D2

D3

Q* Q Q* Q

 

а) б)

 

Рис. 6.4. Краткосрочное а) и долгосрочное б) равновесие при монополистической конкуренции

 

К преимуществам монополистической конкуренции относится то обстоятельство, что она стимулирует производство очень широкого ассортимента разнообразных потребительских благ и услуг.

 

Олигополия - это рыночная структура, которая характеризуется небольшим числом фирм на рынке и их значительным влиянием на конъюнктуру, серьёзными барьерами вхождения и однородным или дифференцированным продуктом.

Фирмы в условиях олигополии, стремясь к максимизации экономической прибыли и обладая рыночной властью, ведут себя стратегически. Это означает, что выбирая ту или иную ценовую или производственную политику, фирмы должны учитывать возможную реакцию конкурентов и стремиться к своей конечной цели с учётом этой реакции.

 

Различают три вида организации олигопольного рынка - “некоординированная” олигополия, картель (сговор) олигополистов, “игра по правилам”.

 

 

“Некоординированная” олигополия исключает контакты между фирмами для установления общей цены и квот производства. Этот вид олигополии описывается моделью ломаной кривой спроса (Рис. 6.5.).

 

 

Р

 
 

 


МС’

Е

Р* МС

       
   
 
 

 


D

MR

 
 


Q* Q

 

Рис. 6.5. Ломаная кривая спроса

 

Каждая фирма-олигополист сталкивается с ломаной кривой спроса. Выше точки первоначально назначенной цены Р* спрос эластичен. Если фирма решит увеличить цену, то конкуренты могут не последовать её примеру, и фирма резко снизит свою итоговую выручку. Ниже точки первоначально назначенной цены Р* спрос неэластичен. Если фирма решит снизить цену, то конкуренты, не желая терять рынок, последуют её примеру, объём продаж резко сократится и фирма не получит желаемый прирост выручки. Следовательно, цена Р* достаточно устойчива.

Кроме того, относительно точки излома кривой спроса на уровне объёма производства Q* линия предельной выручки MR имеет разрыв, и условие максимума прибыли MR=МС соблюдается даже при изменении предельных издержек до уровня МС’.

Картель предполагает сговор олигополистов с целью установления такого согласованного уровня цен и объёмов продаж, чтобы максимизировалась прибыль всей отрасли в целом. Таким образом отрасль превращается в чистую монополию. Картельный сговор, как правило, не бывает долговечным из-за тенденции к извлечению индивидуальных выгод от нарушения условий соглашения.

“Игра по правилам” - это компромисс между “некоординированной” олигополией и картелем. Правила эти могут быть негласными, например - ценовое лидерство или негласно принятая единая рыночная цена.

Date: 2015-06-11; view: 464; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию