Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественные блага





- это такие блага, которые потребляются членами общества независимо от того, платят они за них или нет (например, национальная оборона и охрана порядка, экологические мероприятия и др.). В отличие от частного блага, невозможно обеспечить потребление общественного блага отдельным индивидуальным потребителем.

Общественные блага обладают свойствами неизбирательности и неисключаемости - ими пользуются все и никто не может быть отлучён от потребления. Чистые общественные блага можно рассматривать как блага с положительными внешними эффектами, при их производстве должно выполняться условие MSC=MSB=SМВ, где SМВ - сумма предельных полезностей индивидуальных потребителей.

Спрос на чистое общественное благо убывает, однако он имеет ряд особенностей по сравнению со спросом на обычный товар. Так как потребление чистого общественного блага не является исключительным правом, то невозможно назначить цену за его единицу, а значит, цена не может выступать аргументом в функции спроса. Кривая суммарного спроса на чистое общественное благо получается получается из индивидуальных предельных выгод от его потребления путём не горизонтального, а вертикального сложения кривых индивидуального спроса (Рис 9-2). При этом QD=Sqi, где qi - объём потребления блага каждым из i=1...N индивидуальных потребителей.

 

В потреблении общественных благ часто возникает проблема “зайцев”, когда один экономический субъект может получить выгоду от другого субъекта без всякой оплаты. Именно поэтому расходы на производство общественных благ берёт на себя государство.

 

Р

PC

 

D =SMB

 
 


Р3 D3

Р2

Р1 D2

D1

 
 


QC Q

Рис. 9-2 Кривая спроса на общественное благо

 

Общественные блага бывают также перегружаемые и исключаемые. Перегружаемые блага - это те блага, которыми могут пользоваться все, но которых на всех может не хватить (например, дороги). Исключаемые блага это те блага, на которые можно назначить цену и ограничить доступ к потреблению всех без исключения желающих (например, школьное обучение или медицинское обслуживание).

Пол Самуэльсон выделил два критерия «чисто» общественных благ. Так, благо должно:

а) поступать к людям в одинаковых количествах (армия, например, не может защитить Иванова больше, чем Петрова);

б) обладать свойством неисключаемости из потребления (если оно произведено, никто не может препятствовать потреблению его кем-то ни было).

Последнее условие означает, что продавцу не гарантируется получение блага только тем, кто заплатил за него. Поскольку на чисто общественное благо нет частного платежеспособного спроса, так как его можно получить, не заплатив, то частный сектор не станет такое благо производить. А это значит, что функционирование рынка таких благ невозможно, поэтому они должны поставляться государством и оплачиваться за счет обязательного налогообложения.

Еще одной проблемой рыночного механизма является то, что он порождает «внешние эффекты» (экстерналии—externalities). Иногда эти эффекты называют «эффектами соседства», поскольку они связаны с взаимосвязью функции полезности и производствен­ной функции. Например, сброс в Байкал стоков Братского целлюлозно-бумажного комбината загрязняет уникальный водоем и уменьшает количество рыбы в озере, то есть создает внешний эффект для рыбаков. Ана­логичный эффект возникает от шума аэропорта, нарушающего по­кой жителей близлежащих поселков. Такого рода эффекты называ­ются отрицательными, поскольку они навязывают внешним субъ­ектам дополнительные издержки, которые те должны оплачивать, вследствие чего снижается производительность или полезность по­требляемых ими благ и ресурсов.

Приносящие пользу внешние эффекты называются положитель­ными или создающими экономию и характеризуются тем, что увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта. Например, пчеловод может принести пользу соседним фермерам, если его пчелы опыляют их растения.

Проблемы в экономике и обществе создают именно отрицательные внешние эффекты, поскольку они порождают конфликт «между соседями» на почве получения выгод одними за счет других.

Для компенсации потерь, порожденных внешними эффектами, требуется вмешательство государства. С этой целью еще, в начале ХХ века английский экономист А. Пигу предложил специальный 'инструмент, вошедший в экономическую науку как «налог Пигу». Это налог, которым облагается создатель внешнего эффекта.

Еще одной проблемой рыночного механизма является то, что он одновариантен с точки зрения распределения доходов. У него один критерий, одна этика распределения: любой доход, полученный в условиях конкурентной борьбы, считается справедливым. Но в странах даже с развитой рыночной экономикой есть немало людей, которые страдают от такой этики. Это малоимущие, инва­лиды, пенсионеры, студенты и т. п. Значит, чисто рыночное рас­пределение не может считаться справедливым, прежде всего в том смысле, что не обеспечивает человеку реализации его неотъемле­мого права—права на доход, гарантирующий достойное существо­вание. Поэтому вторжение государства в сферу социальных отно­шений, перераспределения доходов крайне необходимо и позитивно.

Другое «фиаско» рынка заключается в том, что он не ре­шает региональных проблем во всей их совокупности—экономи­ческих, демографических, социальных, экологических и др.

Региональные проблемы относятся к числу наиболее острых практически во всех странах. Они возникают вследствие:

а) обделенности отдельных регионов природными ресурсами. Примером мо­гут служить центральные районы России, так называемое Нечерно­земье. В условиях рыночных отношений подобным районам трудно обеспечить тот же уровень жизни, что и в других частях страны;

б) невозможности полного использования ресурсов региона из-за недостатка капитала. Обычно такое явление характерно для разви­вающихся стран; сегодня это относится также к большинству рай­онов России;

в) стагнации или упадка предприятий ключевой отрасли ре­гиона. Подобные регионы отличаются растущим уровнем безрабо­тицы, крайне низкими доходами, высокими показателями эмигра­ции, неразвитой инфраструктурой, социальной напряженностью. В России к ним можно отнести, например, Ивановскую об­ласть—край отечественных текстильщиков, десятки, а может быть, и сотни шахтерских городов и поселений, в которых прекратилась или приостанавливается добыча угля и некоторых других видов ископаемых (Урал, Сибирь, центр России).

Исправить эти дисбалансы при помощи рыночного механизма практически невозможно, более того, именно рыночный механизм их еще больше усугубляет. Система перемещения ресурсов, осно­ванная на ценовых сигналах, направляет миграционные потоки труда и капитала из неблагополучных мест в более привлекатель­ные без малейшего потока факторов в обратном направлении. Эмиграция и безработица приводят к снижению доходов населения этих мест, вследствие чего мультипликационный эффект сокраще­ния потребительских и инвестиционных расходов еще сильнее бьет по наиболее слабым звеньям региональной системы.

Если регион приходит в упадок, государство может оказать ему помощь, разместив там часть своих заказов и сместив в его пользу приоритеты в проведении таких общественных работ, как строительство школ, новых дорог, больниц, облагораживание территорий и т. д.

Еще одна проблема рынка свободной конкуренции состоит в том, что он не обеспечивает устойчивости макроэкономического равновесия, в особенности между инвестиционным спросом и предложением сбережений. Отсюда—необходимость вмешательства государства в структурную политику, связанную с поддержанием этого равновесия.

Проблемой рынка свободной конкуренции является и то, что механизм рынка не в состоянии реализовать национальные экономические интересы отдельных стран в сфере международных отношений. В этом случае регулирование экономической деятель­ности со стороны государства является объективной необходимо­стью. Ограничения внешней торговли, разумеется, приводят к по­терям для всего мирового сообщества, но правительства отдельных стран мыслят не в категориях национально-государственных инте­ресов. Поэтому от регулирования внешнеэкономических связей и введения тех или иных ограничительных мер отдельные страны могут получать определенный выигрыш.

Следующее «фиаско» заключается в том, что экономика рыноч­ного типа не в состоянии развиваться без инфляции. Отсюда сле­дует еще одна функция государства—проведение антиинфляцион­ной политики, что подробно рассматривается в курсе макроэко­номики.

Также рыночный механизм не способен сам по себе, без вмешательства государства, обеспе­чить полную занятость экономических ресурсов. Поэтому политика в области занятости также является важной функцией государства.

Еще одна проблема заключается в том, что рыночной системе, поскольку она ориентирована на прибыли, внутренне присуща склонность к монополизации, что препятствует эффективному рас­пределению ресурсов. Для поддержания рынка и сохранения меха­низма ценовых сигналов государство проводит антимонопольную политику.


Часть II. Варианты контрольных заданий

Контрольные задания представлены в основном в виде задач, составленных по материалам основных тем теоретического курса.

Задачи разбиты на десять вариантов (0…9), по 6 заданий в каждом варианте. Каждый слушатель в качестве контрольного задания должен выполнить один вариант. Выбор варианта производится по последней цифре номера студенческого билета.

Ниже приведены исходные данные для выбора варианта.

Последняя цифра номера студенческого билета Вариант
1 и 6 2 и 7 3 и 8 4 и 9 5 и 0 А Б В Г Д

Защита выполняемого задания осуществляется в форме собеседования с преподавателем.

Вариант А

1. Спрос на продукт Б в месяц характеризуется следующими данными:

Спрос, Цена за тыс. шт. штуку, тыс. руб.

85 3,4

80 3,7

75 4,0

70 4,3

65 4,6

60 4,9 Определите эластичность спроса на основе расчета Ed, проверьте ответы,

полученные по формуле Ed с помощью показателя общей выручки.

 

2. Назовите товары, для которых средне- и долгосрочная ценовая эластич­ность спроса предположительно больше, чем краткосрочная эластичность.

3. На рисунке представлены кривые спроса До, Д1, Д2.


Рис. 1

Ответьте на вопросы:

а) Чем вызвано движение из точки (а) (кривая ДО) в точку (в) (кривая Д2)?

б) Чем вызвано движение из точки (а) (кривая ДО) в точку (с) (кривая Д1)?

в) Чем вызвано движение из точки (а) в точку (d) (кривая ДО)?

 

4. Предприятие работает в условиях совершенной конкуренции. Зависи­мость общих издержек от объема производства представлена в таблице:

Объема выпуска продукции (шт)   Общие издержки (руб.)  
       
       
     
     
     
     

 

 

Если цена товара 5 руб., какой объем производства выберет предприятие? Ниже какого уровня должна снизиться цена, чтобы предприятие безусловно прекратило производство.

5. Пусть АТС - средние издержки фирмы на производство единицы продукции, МС - предельный издержки. Какой из приведенных ниже графиков зависимостей этих величин от объема производства Q может быть верным. /

6. На основе данных таблицы спроса определите валовые и предельные -доводы для каждого возможного уровня продаж и сделайте вывод о типе рын­ка и структуре отрасли, в которой эта фирма действует.

Цена продукта, долл.   Требуемое ко­личество   Вал.доход, долл.   Предельный доход,долл.  
           
           
           
           
           
           

 

Изобразите графически кривые спроса. Валового дохода и предельного дохода для данной фирмы.

 

Вариант Б

1. Можно ли судить об эластичности спроса по внешнему виду кривой спроса? Если оказывается затруднительным судить об эластичности спроса по

внешнему виду кривой спроса, то почему?

Методические указания'[см. 3, т.2, с.15, с. 18].

2. Определите эластичность спроса, используя данные, приведенные в таолице. Проверьте ответы, полученные по формуле Ed с помощью показателя обшей выручки.

Цена, ед. Продукции, руб. Количество спрашиваемой продукции (ед.)
     
     
     
     
     

 

3. По данным эмпирических исследований эластичность спроса (Ed) на тонары и услуги следующая:

а) 0,6 - спрос на медицинское обслуживание;

б) 4,0 - на зарубежные поездки;

в) 1.2 - на радиоприемники и телевизоры.

Объясните каждую из этих величин.

 

4. В таблице показана зависимость общих издержек предприятия от вы­писка продукции.

Рассчитать для каждого объема производства: общие постоянные из­держки, общие переменные издержки, предельные издержки, средние общие издержки, средние постоянные издержки, средние переменные издержки. По­следние четыре величины изобразите графически.

Выпуск продукции, шт.   Общие издержки, руб.  
   
   
   
   
   
   
   

 

5. Предельная полезность товара X для потребителя - 5 единиц, предель­ная полезность У - 3 единицы, цена каждого из товаров - 1 доллар. Находится ли потребность в равновесии?

Методические указания;[см. 3, т.2, с. 32-37].

6. В таблице приведены следующие данные об издержках на единицу продукции для действующего в условиях чистой конкуренции производителя:

Общее количество продук­ции   Средние посто­янные издерж­ки пр-ва, долл.   Средние пе­ременные издержки, долл.   Средние ва­ловые из­держки, долл.   Предельные издержки, долл.  
                 
  60,00   45,00   405,00    
  30,00   42,50   72.50    
  20,00   40,00   60.00    
  15,00   37,50   52,50    
  12.00   37,00   49,00    
  10,00   37,50   47,50    
  8,60   38,60   . 47,10    
  7,50   40,60   48,10    
  6,70   43,30   50,00    
  6,00   46,50   52,50    

 

При условии, что цена продукта 56 дол., будет ли данная фирма произво­дить в краткосрочном периоде? Почему да или почему нет. Если она произво­дит, каков будет объем производства, максимизирующий прибыль или миними­зирующий убыток. Определите величину экономической прибыли или убытка на единицу продукции.

 

 

Вариант В

1. Объясните (в том числе с помощью графиков), в чем состоит различие между изменением спроса и изменением объема спроса.

Методические указания [см. 3, т.1, с. 63-67]

2. На основе приведенных в таблице данных о спросе и предложении про­дукта А, нарисуйте кривые спроса и предложения, кратко опишите механизм рыночного равновесия, определите равновесную (рыночную) цену продукта.

цена за 1 лиip,руб   объем спроса в месяц,   объем предложения в мес,  
     
     
     
     
     

 

3. Какое воздействие окажут следующие изменения цен на величину общей выручки от продажи продукции:

а) цена падает, а спрос неэластичен;

б) цена растет, а спрос эластичен;

в) цена растет, а спрос неэластичен;

г) цена падает, а спрос эластичен;

д) цена падает, а спрос характеризуется единичной эластичностью.

 

4. На основе приведенных в таблице данных рассчитать предельный, средний продукты, построить кривые общего выпуска, среднего и предельного продукта, объяснить характер кривых.

Количество единиц труда   Капитал К   Общий объем выпуска, Q  
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

5. Ответьте, каким образом каждое из следующих событий повлияло на расположение:

а) кривой предельных издержек;

б) кривой средних переменных издержек;

в) кривой средних постоянных издержек;

г) кривой средних общих издержек, фирмы

(в каждом случае укажите направление перемещения на графике):

а) увеличение заработной платы производственных рабочих;

б) снижение тарифов на электроэнергию;

в) увеличение транспортных издержек;

г) снижение налогов на имущество.

 

6. Примем следующие данные об издержках на единицу продукции для действующего в условиях чистой конкуренции производителя:

Общее коли­чество про­дукта   Средние по­стоянные из­держки, долл.   Средние пе­ременные из­держки, долл.   Средние вало­вые издержки, долл.   Предельные издержки, долл.  
                 
  60,00   45,00   105,00   45,00  
  30,00   42,50   72,50   40,00  
  20,00   40,00   60,00   35,00  
  15.00   37,50   52,50   30,00  
  12,00   37,00   49,00   35,00  
  10,00   37,50   47,50   40,00  
  8,60   38,60   47,10   45,00  
  7,50   40,60   48,10   55,00  
  6,70   43,30   50,00   65,00  
  6,00   46,50   52,50   75,00  

 

Будет ли данная фирма производить в краткосрочном периоде при цене продукта в 32 дол. Если да, то каков будет объем производства, максимизирующий прибыль или минимизирующий убыток. Опреде­лите величину экономической прибыли или убытка на единицу продукции.

Вариант Г

1. Можно ли по внешнему виду кривой спроса на графике судить о цено­вой эластичности? Поясните ответ.

2. Определите эластичность спроса по цене на основе следующих данных:

Цена ед. продукции (руб.)   Количество спрашиваемой продукции (ед.)  
   
   
   
   
   

 

Проверьте правильность расчетов эластичности с помощью показателей общей выручки.

 

3. Объясните закон спроса, различие между изменением в спросе и изме­нением величины спроса. Определите, происходит ли «изменение в спросе» или «изменение величины спроса» в каждом из следующих примеров:

а) потребительские расходы возрастают, а в результате увеличивается сбыт ювелирных товаров;

б) парикмахер повышает цену за стрижку волос, а число клиентов сокра­щается;

в) цена на «Тойоту» растет, вследствие этого увеличивается объем продаж модели «Шевроле».

 

На основе данных о количестве произведенной продукции, общих из­держках, приведенных в таблице, определить показатели средних издержек производства, построить кривые средних издержек, объяснить характер этих кривых, зависимость предельных издержек от средних общих и средних пере­менных издержек.

Количество произведенной продукции, ед. (Q)   Общие издержки ржки  
постоянные   переменные   сумма общих  
       
       
       
       
       
       
       
       

 

5. Как соотносятся долгосрочные и краткосрочные кривые издержек фирмы?

 

6. На основе данных, приведенных в таблице, и цены продукта, равной 41 долл., определить будет ли данная фирма производить в краткосрочном периоде? Если да, каков будет объем производства, максимизирующий прибыль или минимизирующий убыток?

Общее ко­личество продукта   Средние по­стоянные из­держки, долл.   Средние пе­ременные из­держки, долл.   Средние вало­вые издержки, долл.   Предельные издержки, долл.  
                 
  60,00   45,00   105,00   45,00  
  30,00   42,50   72,50   40,00  
  20,00   40,00   60,00   35,00  
  15.00   37,50   52,50   30,00  
  12,00   37,00   49,00   35,00  
  10,00   37,50   47,50   40,00  
  8,60   38,60   47,10   45,00  
  7,50   40,60   48,10 -   55,00  
  6,70   43,30   50,00   65,00  
  6,00   46,50   52,50.   75,00  

 

Определите величину прибыли или убытка на единицу продукции.

 

 

ВариантД

 

1. Укажите, какая кривая на графике выражает спрос на товары: а) первой необходимости; б) предметы роскоши; в) товары низкого качества.

 

2. Кривую безразличия семьи Ивановых характеризуют данные приве­денной ниже таблицы. Постройте кривую безразличия. Определите точку рав­новесия исходя из того, что цены товаров А и В составляют соответственно 1,5 долл. и 1 долл. и Ивановы намерены потратить 24 долл. Докажите на графике, какое влияние на точку равновесия окажут изменения дохода семьи и цен.

Варианты   Товар А количество (ед.)   Товар В количество (ед.)  
     
     
     
     

 

3. На рисунке представлены кривые спроса на сливочное масло (Д1 и Д2 соответствующие различным периодам времени.

Какая из представленных кривых (Д1 и Д2) соответствует более длитель­ному периоду времени? Обоснуйте Ваш ответ.

4. Выпуск фирмой продукции в месяц

Количество единиц труда Капитал К Общий объем выпуска Q
     
     
     
     
     
     
     
     

Исходя из выше приведенных данных и учитывая, что единица капитала состоит 100 руб., а единица труда – 250 руб. в месяц, рассчитать средние общие, постоянные и переменные издержки. Построить кривые этих издержек.

 

4.

Объем выпуска, шт. Общие постоянные издержки, руб. Общие переменные издержки, руб. Суммарные издержки, руб. Валовый доход при цене Р=35 р.
         
         
         
         
         
         
         
         

Определить объем производства, максимизирующий прибыль или минимизирующий убыток, величину экономической прибыли. Прибыль или убыток изобразите графически.

5. АР

 

Средний 60

продукт

труда 30

 
 

 


4 8 12

Используя график, ответьте на следующие вопросы:

а) если средний продукт имеет максимальную величину при L=8, можно ли считать, что общий объем также имеет максимальную величину при L=8?

б) чему равен совокупный продукт, если средний продукт равен 30 р.?

в) для какого уровня затрат труда средний и предельный продукты равны?


 


ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература:

1. Бакалавр Экономики. Хрестоматия в 3-х т. /под ред. Видяпина В. И., М., 2008-2012

2. Видяпин В.И., Добрынин А.И. Экономическая теория. - М.: Инфра-М, 2008-2012.

3. Курс экономической теории /под ред. Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А.- Киров: АСА, 2009 -2012

4. Экономика. В 2-х кн. /под ред. Львова Д.С., Видяпина В.И. – М.: ГУУ, 2008-2012

5. Экономическая теория /под ред. Грязновой А. Г. – М., 2008-2012

6. Экономическая теория /под ред.Видяпина В. И. – М., 2009-2012

7. Экономическая теория: Микроэкономика т.1,2 /под ред. Журавлевой Г.П. – М., 2006, 2008, 2012

 

Дополнительная литература:

8. Амосова В.В. Экономическая теория. - СПб.: СПб. ГУ, 2011

9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л Экономикс. – М.: Республика, 2002 - 2012

10. Макроэкономика /под ред. Николаевой И.П. – М., 2012

11. Микроэкономика /под ред. Е.Б.Яковлевой. М. - СПб.: Поиск, 2008-2012

12. Микроэкономика: практический подход /под ред. Грязновой А.Г. –М., 2008-2012

13. Носова С. С. Экономическая теория. – М., 2008-2012

14. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. – М., 2008-2012

15. Нуреев Р. М. Сборник задач по микроэкономике. – М., 2008-2012

16. Океанова З. К. Экономическая теория. – М., 2008-2012

17. Основы микроэкономики /под ред. Николаевой И.П., М., 2010

18. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Экономика, Дело, 2006

19. Сажина М.А. Экономическая теория. – М., 2009

20. Экономика: Учебник. - М.: Юристъ, 2005, 2006, 2008,.2012

21. Экономическая теория /под ред. В.Д.Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2005, 2006, 2012.

22. Экономическая теория /под ред. Н.В.Сумцовой и Л.Г.Орловой.- М.: ЮНИТИ, 2011.

23. Экономическая теория /под ред. Николаевой И. П.– М., 2009,2011

24. Экономическая теория: Учебник для вузов /под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича.- СПб.: Питер, 2005-2012.

Date: 2015-06-11; view: 602; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию