Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятия 9-10. Тема: Комбинированные задачи
Эти занятия посвящены более сложным задачам, которые встречаются на олимпиадах разных уровней. Так как большая часть олимпиадных задач затрагивает небольшое число разделов математики, то школьникам, стремящимся к успеху, полезно знать темы этих разделов и видеть, что многие новые задачи часто не более чем малоузнаваемые вариации прежних.
Задача 1. На стороне NP квадрата MNPQ взята точка A, а на стороне PQ – точка B так, что NA:AP = PB:BQ = 2:3. Точка L является точкой пересечения отрезков MA и NB. В каком отношении точка L делит отрезок MA? Решение: проведем прямую AB, пусть она пересекает прямую MQ в точке F и пусть прямая NB пересекает прямую MQ в точке D (рис.41). APB ~ FQB, тогда , откуда QF= .
NPB ~ DQB, тогда , откуда QD = .
FD = QD – QF= . Из треугольника APB (прямоугольного) по теореме Пифагора AB = k. Из треугольника QBF (прямоугольного) по теореме Пифагора BF = . Из треугольника AFM по теореме Менелая
, , , . Ответ: 25: 4.
Задача 2. Дан параллелограмм ABCD. Точка M делит отрезок AD в отношении p, а точка N делит отрезок DC в отношении q. Прямые BM и AN пересекаются в точке S. Вычислите отношение AS:SN. Решение: если MD= b, то AM= pb; если NC = a, то DN = aq. Пусть B - точка пересечения прямых BM и CD. MB D ~ BB C, тогда ; ; 1+p = ; x = . Прямая BB пересекает две стороны и продолжение третьей треугольника AND. По теореме Менелая , , откуда . Ответ: . Задача 3. На сторонах AС и BC взяты точки М и L так, что AM:MC=4:1, CL:LB=3:1. Отрезки AL и BM пересекаются в точке Q. . 1) Найти ; 2) На АВ взяли точку N так, что CN – медиана; , . Найти . Решение: 1) а) Рассмотрим , BM – секущая (рис.43), по теореме Менелая , б) и имеют равные высоты . Так как , в) и имеют равные высоты 2) CN-медиана AN=NB. Найдем (рис. 44). а) , ; б) (имеют равные высоты), ; . в) Рассмотрим ABM и секущую NC. По теореме Менелая , , , , . Ответ: 11 кв.ед. Задача 4. На стороне AB ABC взята точка D, а на стороне AC – точка Е так, что длина AE=BD=2. Прямые . Найти , если AB=BC=5, AC=6. Решение: 1) , , 2) Рассмотрим ABE, DC – секущая; D AB, O BE, C AE(рис.45). По теореме Менелая , ; . Значит, CO – медиана BCE, . Из ABC по теореме косинусов , ; . Ответ: 4.
Примечание 9: если на момент решения задачи теорема косинусов учащимся еще не известна, задачу 4 следует отложить до изучения теоремы.
Задача 5. На сторонахАВ, ВС и САтреугольника АВС отмечены точки и соответственно так, что отрезки и пересекаются в одной точке Q, расположенной внутри треугольника АВС. Пусть Р – точка пересечения отрезков и . Доказать, что . Доказательство. Эта задача может быть решена многими способами, мы разберем решение, использующее теоремы Менелая и Чевы, чрезвычайно полезные для решения задач такого типа. Если , то утверждение задачи может быть доказано достаточно легко. Рассмотрим случай, когда прямые и пересекаются в точке М (рис.46). По теореме Менелая для треугольников и имеем: , , откуда , . Складывая эти равенства, получаем (1) По теореме Менелая для треугольников и имеем: , Учитывая, что , , и складывая уравнения, получаем: . Из теоремы Чевы для треугольника АВС следует, что . Поэтому (2) Сравнивая (1) и (2), получаем требуемое. Задача 6. В трапеции ABCD с основаниями AD и BC через точку A проведена прямая, которая пересекает диагональ BD в точке E и боковую сторону CD в точке K, причем BE:ED=1:2, CK:KD=1:4. Найдите отношение длин оснований трапеции. Решение. Пусть BC= a, AD= b. Необходимо найти . Пусть BC AK=Q (рис.47). 1) По теореме Менелая для BCD и секущей AQ имеем CQ= a, BC=CQ=a. 2) CKQ ~ DKA по двум углам, тогда Так как а = BC, b =AD, то Ответ:
|