Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод эксперимента





Эксперимент (в переводе с латинского означает «опыт», «проба», «испытание») – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от побочных влияний, затемняющих его сущность, и представляется в «чистом виде». Цель любого эксперимента состоит в достижении максимально возможного уровня управления исследуемым процессом [6, с. 124–125].

Эксперимент становится основным методом исследования при утверждении науки – нового естествознания – примерно в XVII веке. Европейская наука и зародилась как наука экспериментальная. Именно благодаря эксперименту познавательная деятельность перестает быть созерцательной и становится практической, что отражает знаменитое высказывание Ф. Бэкона: «Знание – сила». Особой заслугой Галилео Галилея (1564–1742) стала успешная попытка соединения экспериментального метода с математическим мышлением: он показал, что экспериментальная деятельность может быть осмыслена на языке математики. Таким образом, эксперимент взял на себя функцию связующего звена между теоретическими изысканиями и практической деятельностью по преобразованию среды. Экспериментальный подход и сегодня занимает ведущую позицию в эмпирических науках.

Простейшая структура эксперимента, как показывает Е. Ушаков [6, с. 126–127], состоит из независимой и зависимой переменных, а также побочных факторов, оказывающих влияние на экспериментальную ситуацию. Тогда переменными называют все явления, факторы, воздействия, состояния, которые могут изменяться в данной исследовательской ситуации и принимать различные значения. Это могут быть как количественные величины, подлежащие измерению, так и не измеряемые качественные состояния. Среди переменных, включенных в экспериментальную ситуацию, есть те, которыми исследователь может управлять, меняя их значение. Эти переменные (как правило, это определенные виды воздействий, используемых исследователем) называются независимой переменной. Те переменные, которые изменяются при изменениях независимых переменных, называются зависимыми переменными. Помимо этого, существует еще некоторая совокупность факторов, которые не являются предметом прямого исследовательского интереса, но оказывают дополнительное воздействие на зависимую переменную, затрудняя изучение связей зависимой и независимой переменных и внося неопределенность в результаты эксперимента. Они называются побочными факторами.

 

Пример: В декабре 2006 года бельгийское государственное телевидение провело эксперимент для изучения эффектов влияния информации на поведение аудитории. По основному государственному телеканалу было объявлено, что Бельгия утратила статус суверенного государства, распавшись на независимые Фландрию и Валлонию. При этом передача, подготовленная как цепь новостных выпусков с многочисленными «прямыми» включениями, сопровождалась непрерывной бегущей строкой, в которой мелким шрифтом сообщалось, что все происходящее – лишь журналистская выдумка. Однако большинство телезрителей, включая политиков, иностранных дипломатов и журналистов, приняли «новость» всерьез. В этой ситуации информационное воздействие телеканала будет независимой переменной, изучаемая реакция населения – зависимой переменной, а побочными факторами могут выступать, к примеру, наличие у жителей Бельгии телевизоров и средств связи (для передачи новости в межличностном общении), охват вещанием телеканала территории страны, а также время выхода новостных выпусков в эфир.

 

Как отмечает И. Фомичева [8, с. 221], метод эксперимента практически не используется в социологии массмедиа. Если говорить об исследовании журналистики, то экспериментирование, скорее всего, используется именно в журналистском творчестве, где идет поиск новых тем, форм, стилей письма, а также дизайна изданий. В самой же исследовательской деятельности этот метод применим мало: как утверждают социологи, с человеком и обществом экспериментировать не принято. При исследовании рекламы и связей с общественностью элементы экспериментирования используются в фокус-группах, когда апробируется тот или иной вариант рекламы, имиджа, публичного вступления.

 

Date: 2015-07-02; view: 804; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию