Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компаративистский (сравнительный) подход





Сравнениепознавательная операция, выявляющая сходство (тождество) или различие объектов [3, с. 344]. Процедура сравнения имеет смысл только в отношении однородных предметов, принадлежащих к одному классу. При этом предметы сравниваются только по тем признакам, которые существенны для рассмотрения.

 

Пример: Если сравнивать между собой две газеты, то существенными признаками для них будут тип учредительства, форма собственности, тематическая направленность и т.д., в то время как величина шрифта текста или количество слов на полосе будут совсем не важными признаками.

 

Предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по-другому.

 

Пример: Газету и журнал можно сравнить по типу учредителя, объему полос, аудитории, жанровому разнообразию, и даже по тематике. При этом они мало сравнимы по таким признакам, как качество полиграфии, тематика иллюстраций.

 

Метод сравнения был открыт человечеством давно – уже в древности. Тогда сравнение носило не столько рациональный, сколько эмоционально-чувственный характер: миф соотносил (сравнивал) все явления с человеком – поэтому исследователи говорят об антропоморфизме мифологического сознания. Деревья, по мнению людей, могли ходить и разговаривать, лес гневался в грозе – явления действительности понимались антропоморфно (подобно человеку): сравнивались и трактовались по аналогии с действиями, поступками и мыслями людей. В античности процедура сравнения обогатилась идеями соразмерности и идеала. Древнегреческое понимание Космоса как миропорядка, целесообразности, гармонии встраивало ту или иную вещь, явление в общий строй мироздания, поэтому от любого рассматриваемого предмета требовалась соразмерность бытию. О том, что каждая земная вещь есть лишь тень вещи идеальной, сказал Платон, начиная с которого люди начали рассуждать о степени «лошадности» лошади, то есть не просто сравнивать вещи между собой, но и соотносить их с неким идеалом. Средневековье актуализировало проблему сравнимого и несравнимого, как противопоставление мира и Бога. Средневековые философы пытаются описать Бога, наделяя Его всевозможными качествами, и убеждаясь в недостаточности слов. Некоторые из них в итоге приходят к выводу, что о Боге лучше молчать, полагая, что таким образом, по крайней мере, они не умаляют Его сравнениями. Сравнивать можно вещи мира тварного – того, который затронут грехом, в котором вещи и явления утратили свою первоначальную уникальность, самостийность, а потому стали подвластны единообразию сравнения.

Еще один вопрос, касающийся сравнения и волновавший ученых мужей Средневековья, заключался в следующем: в чем основа сходства явлений действительности – «в вещах или в головах»? Есть ли в вещах нечто, что их объединяет – например, замысел божий или «божественное понятие», или же Бог творил без всякого плана, а разум человеческий сам отыскивает в вещах определенное сходство, которого там и нет вовсе? В Новое время идея сравнения утвердилась европейской наукой: сравнивать можно всё и вся – по площади, весу, объему, количеству, длине. Идея сравнимости заложена, к примеру, в товарно-денежных отношениях, которые появились в их современном виде именно в Новое время, и которые основаны на идее того, что деньги есть универсальный эквивалент всего: каждая вещь может быть сравнима с деньгами и оценена в них.

Как отмечает Е. В. Ушаков [6, с. 105], метод сравнения занял прочное место в науке потому, что благодаря ему повышается точность суждений в тех областях, которые не могут быть непосредственно измерены. Операция сравнения осуществима и тогда, когда нет точных эталонов для сравнительных процедур. Например, мы можем не знать, как выглядит идеальный красный цвет, мы не дадим ему определения, но при этом мы вполне можем сравнивать различные оттенки красного на предмет их «удаленности» от эталона: в этом оттенке есть какая-то примесь коричневого, отчего цвет тяготеет к кирпичному, а в том – чересчур синего, придающего красному лиловый оттенок.

Сравнительное суждение (или суждение отношения) позволяет упорядочить предметную область без введения четкой единицы измерения, что удобно, в первую очередь, для гуманитарных, то есть не точных, наук.

Есть несколько простых правил, которые помогут провести сравнительный анализ более грамотно:

1. Сравнивать можно только сопоставимые (однородные) объекты.

 

Пример: Нет смысла сравнивать рекламные сообщения с художественными текстами или журналистскими материалами. Различные рекламные сообщения тоже могут быть несопоставимы в каком-то отношении: так, если при изучении эффективности рекламных сообщений целесообразно сравнивать между собой действенность рекламных аудио- и видеороликов, то большого смысла в сравнении визуально-графических приемов оформления аудио- и видеороликов нет.

 

2. Объекты могут быть сравнимы по одним и несравнимы по другим признакам.

 

Пример: Рекламные модули в газетных и журнальных изданиях могут быть сравнимы по целевой аудитории, типу рекламных сообщений, функциям рекламирования и несравнимы по глубине цветового решения, качеству графики и приемам художественного оформления.

3. Целесообразно сравнивать исследуемые объекты именно по существенным признакам.

 

Пример: Исследуя мастерство журналиста в репортажном жанре, необходимо проанализировать, какова тематика его репортажей, формы и методы, специфические приемы подачи материала, опыт работы в данном жанре, качество подготавливаемых публикаций и прочее. Между тем совершенно не важно, является ли автор блондином или брюнетом, воспитывался он в полной или неполной семье, каковы его национальность и вероисповедание.

4. Существенность признаков проистекает как из сущности изучаемого объекта (существенными являются те признаки, в которых проявляется сущность исследуемого объекта), так и задается целями и задачами исследования.

 

Пример: Предположим, что в курсовой работе мы исследуем специфику освещения политического кризиса на Украине российскими и украинскими СМИ. Таким образом, мы должны сравнить деятельность российских и украинских СМИ по освещению политического кризиса на Украине. Объектом исследования у нас является журналистское освещение политического кризиса на Украине. Данный объект указывает на существенность таких своих признаков, как противоречивость и конфликтность освещаемой ситуации; неоднозначность социального назначения, идеологического характера и коммерческой составляющей журналистской деятельности.

Пусть целью нашего исследования будет выявление основных смыслов и интерпретативных контекстов, генерируемых российскими и украинскими СМИ при освещении политического кризиса на Украине. Исходя из этой цели, существенными признаками для сравнения деятельности российских и украинских СМИ, помимо обозначенных ранее становятся: принципы конструирования «повестки дня» в освещении политического конфликта российскими и украинскими СМИ; ключевые смыслы, используемые российскими и украинскими СМИ при интерпретации событий кризиса; цели, преследуемые СМИ при освещении политического кризиса на Украине и прочее.

 

5. Исследователь должен определиться с целью и задачами, которые он должен достичь при проведении сравнения.

 

Пример: Если мы, пользуясь методом сравнения, не ставим перед собой конкретных целей и задач, наша исследовательская деятельность носит неосознанный характер и является малоэффективной. Для того чтобы знать, что нам следует сравнивать, каковы должны быть критерии сравнения, какую информацию нам необходимо получить в результате сравнения, мы должны сформулировать для себя цель (цели) и задачи сравнения. На основе сравнения деятельности российских и украинских государственных телевизионных СМИ выяснить ключевые смыслы и интерпретативные схемы освещения политического кризиса на Украине, которых придерживаются правительства России и Украины.

Для реализации данной цели необходимо выполнить ряд задач:

- отобрать российские и украинские государственные телевизионные СМИ для проведения сравнительного анализа;

- разработать критерии сравнительного анализа для определения ключевых смыслов, используемых государственными СМИ России и Украины при освещении политического кризиса га Украине;

- разработать критерии сравнительного анализа для выявления основных интерпретативных схем, используемых государственными СМИ России и Украины при освещении политического кризиса на Украине;

- проанализировать деятельность отобранных государственных каналов по данным критериям;

- представить сравнительную характеристику деятельности этих каналов.

6. На основе целей и задач исследования определяются критерии, по которым сравнивают объекты.

 

Пример: Составим критерии сравнительного анализа для определения ключевых смыслов, используемых государственными СМИ России и Украины при освещении политического кризиса на Украине:

- «повестка дня» российских и украинских СМИ при освещении событий на Украине;

- наиболее часто встречающиеся слова, понятия, термины, употребляемые для характеристики украинских событий;

- герои и антигерои украинских событий в российских и украинских СМИ;

- основные ценности, пропагандируемые СМИ при освещении украинских событий.

 

7. Желательно, чтобы сравнение объектов осуществлялось на основе измерения характеристик объектов по существенным для исследователя признакам.

 

Пример: Выявляя «повестку дня» российских и украинских СМИ при освещении событий на Украине, можно не просто перечислить основные темы и проблемы, которые поднимались каналами за определенный период времени, но количественно подсчитать и выразить в процентном соотношении их долю в новостном эфирном времени.

8. На основе полученных данных проводится сравнительный анализ изучаемых объектов, дается их сравнительная характеристика.

9. Реализуется цель и задачи, которые ставил перед собой исследователь при проведении сравнения объектов.

Для повышения точности и увеличения эвристического потенциала сравнительного метода можно использовать такой исследовательский прием, как шкалирование – построение шкал, фиксирующих в явлениях степень наличия того или иного признака.

Шкала (происходит от латинского scala – лестница) – знаковая система, используемая для сравнения свойств объектов путем соотнесения данных объектов с тем или иным элементом шкалы.

Свойства объектов могут проявляться в количественных показателях – таких как объем, длина или вес; либо в качественных показателях – форма, цвет, запах и прочее. Благодаря соотнесению объектов по исследуемым качествам в процессе шкалирования, объекты ранжируются, в зависимости от типа шкалы: по эквивалентности (равенству/неравенству), сходству (или порядку), количественному различию (степени выраженности признака), отношению к условному или абсолютному нулю измеряемого качества. Перечислим и охарактеризуем основные типы шкал, которые могут быть использованы при исследовании журналистики, рекламы и связей с общественностью.

Номинальная шкала (или шкала наименований) отражает качественные свойства исследуемых объектов. Элементы шкалы находятся в логическом отношении эквивалентности (равенства), также могут выражать отношения сходства. В данной шкале нет нуля и единиц измерения. Шкала наименований – это качественная шкала, которая позволяет классифицировать исследуемые объекты по определенным свойствам.

 

Пример: Номинальной шкалой является шкала цветов. Предположим, что у нас есть цветовая линейка (она же шкала), на которой расположены различные цвета спектра. Соотнося данную линейку с вещами различного цвета, мы можем определить их эквивалентность (равенство) определенному цвету и классифицировать их по свойству цвета: «красные вещи», «желтые вещи» и пр. При этом благодаря шкале мы можем не только определить принадлежность вещи к тому или иному цвету, но и выяснить сходство между цветами. Так, красный цвет на линейке находится рядом с оранжевым, а желтый – рядом с зеленым. Таким образом мы устанавливаем, что между желтыми и зелеными вещами больше сходства, чем, скажем, между зелеными и красными. Делаем мы это благодаря тому, что номинальная шкала позволяет нам выявить не только отношения эквивалентности (равенства), но и отношения сходства.

Если говорить об исследовании журналистики, то номинальная шкала здесь могла бы использоваться для классификации изданий по типам: общественно-политические издания, деловые издания, научно-популярные издания и прочее.

 

Порядковая шкала описывает как отношения эквивалентности, так и упорядочивает объекты по возрастанию/убыванию в них определенного признака. Несмотря на то, что данная шкала не имеет единиц измерения, в ней может быть условный ноль.

 

Пример: У нас есть шары различного размера. При этом мы не знаем диаметра этих шаров, но можем определить «на глаз», как они по размеру соотносятся друг с другом. Порядковая шкала позволяет нам упорядочить данные шары в порядке возрастания/убывания их размера. При этом, пользуясь этой шкалой, мы не можем сказать, насколько один шар больше другого (шкала не имеет единиц измерения), мы просто можем определить, что один шар больше другого. Воспользовавшись порядковой шкалой, можно упорядочить журналистские материалы по степени профессионального мастерства или проранжировать газетные издания по степени принадлежности их к качественной прессе.

 

Для составления порядковой шкалы необходимо, обращаясь к цели и задачам исследования, определить, по каким признакам будут сравниваться изучаемые явления. После этого необходимо понять, какая совокупность признаков и с какой степенью выраженности соответствует тому или иному качественному свойству объекта. Теоретически проработав данный вопрос, мы переходим к непосредственному анализу объектов по выработанным критериям и соотносим их между собой в соответствии с полученной шкалой признаков.

Пример: Среди теоретиков журналистики существует мнение о делении прессы на «качественную» и «массовую». Посмотрим, по какой шкале могли бы быть оценены газеты с точки зрения их качественности. Судя по всему, наша шкала будет иметь два основных полюса – «качественная» и «массовая» пресса, издания же будут располагаться между двумя этими позициями, в зависимости от выраженности в них того или иного формата. Таким образом, наша шкала позволит соотнести исследуемые издания по степени выраженности в них типа качественной или массовой прессы.

 

Определимся с критериями, по которым можно оценить принадлежность издания к тому или иному типу. Для этого нам надо проштудировать теоретическую литературу, ознакомиться с мнением исследователей по интересующему нас поводу. Предположим, что на основе полученных нами знаний, мы остановились на следующих критериях:

- величина тиража издания;

- на какую аудиторию ориентировано издание;

- жанрово-тематическая структура издания;

- характер подачи информации (наличие сенсационных заголовков, обилие фотографий, крупные заголовки, стиль подачи информации);

- основные функции в отношении аудитории.

Для массовых изданий будут характерны более высокие тиражи, ориентация на массовую аудиторию, преобладание информационных жанров и развлекательной тематики, наличие сенсационных заголовков, обилие фотографий, повествовательный стиль изложения, рекреативная функция в отношении аудитории.

Для качественных изданий будут характерны ориентация на определенную аудиторию, жанровое разнообразие, преобладание политической и социально-экономической тематики, сдержанный стиль в оформлении издания, аналитический стиль изложения информации. Качественные издания стремятся держать аудиторию в курсе важнейших событий, представлять взвешенный анализ происходящих событий, отражать мнения экспертов по актуальным вопросам и пр.

На основе проведенного нами анализа мы выясняем, как в том или ином издании проявляет себя каждый из исследуемых признаков, к какому типу тяготеет СМИ в целом, а затем соотносим издания между собой по степени выраженности в них формата качественной или массовой прессы.

Шкала разностей выражает не только отношения эквивалентности и порядка, но и показывает насколько разнятся между собой показатели исследуемых объектов по изучаемым признакам. Таким образом, шкала разностей оперирует измеряемыми величинами, то есть имеет условные единицы измерения и нули.

 

Пример: Используя шкалу разностей, мы можем отразить информацию о тиражах городских газетных изданий. Изучив тиражи всех городских газет, можем вычислить средний тираж: найдя совокупный тираж городских газет и поделив его на количество изданий в городе. Исходя из максимального, минимального и среднего тиражей, можем определить параметры для оценки тиража городских газетных изданий, отразив на шкале такие показатели, как высокий тираж, выше среднего, средний тираж, ниже среднего, низкий тираж.

 

Сравнение служит исходным пунктом сравнительно-исторического и сравнительно-сопоставительного методов. Суть сравнительно-исторического метода заключается в выявлении общего и особенного в познании различных ступеней (периодов) развития одного и того же явления; сравнительно-сопоставительного – в выявлении общего и особенного в различных сосуществующих явлениях [3, с. 345]. При этом важно определить критерии, по которым будут сравниваться явления в рамках данных методов.

 

Пример: Если тема научной работы касается изучения деятельности определенного издания или журналиста, то сравнительно-исторический метод будет здесь кстати. Деятельность СМИ или журналиста можно изучать, исходя из различных оснований. Можно проанализировать, как изменялась проблематика материалов издания, его жанрово-тематическая структура, формы взаимодействия с аудиторией, информационная политика и пр.

Направление исследования, а значит и его критерии, задаются целью и задачами работы. Определившись с наиболее значимыми критериями анализа, рассматривают по ним выпуски издания за определенный период (за год, пять лет, или десятилетия – в зависимости от изучаемого периода и логики проведения исследования) и сравнивают между собой результаты различных периодов.

Наиболее информативным будет сравнительно-исторический (или сравнительно-сопоставительный) анализ, реализованный на основе контент-анализа, который позволяет охарактеризовать исследуемые признаки в количественном выражении, что весьма удобно и показательно для сравнения.

 

Метод сравнения широко используется в исследовании массовой информации, как сам по себе, так и в рамках сравнительно-исторического и сравнительно-сопоставительного методов. В ряде случаев эффективен метод шкалирования – особенно при оценке качества журналистских, рекламных и PR-текстов, а также при анализе деятельности редакций, рекламных и PR-агентств.

 

Date: 2015-07-02; view: 1353; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию