Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проективные методики в психологии, адаптированные для использования в экральном анализе





 

Прежде, чем раскрыть алгоритм техники составления психологического портрета в экральном анализе, уместно в начале остановиться на некоторых проективных методиках, ставших основой современных психологических тестов.

Отличие этой методологии от других подходов в психологии заключается в возможности раскрыть причины поведения человека, связанные с эмоциональными особенностями его личности. В этом просматривается явная аналогия между проективными методиками и экральным анализом.

Часто причины своего поведения сам субъект не понимает. Однако даже в этом случае он будет противостоять любым попыткам психологов «заглянуть в его душу». Люди не сильно доверяют советам других и редко консультируются у специалистов. Даже когда они это делают то, тем не менее, подсознательно сопротивляются постороннему вмешательству и полностью не раскрывают своих внутренних устремлений на сеансе.

Проективные методики позволяют «обмануть» сознание человека и обойти выстроенную им «психологическую защиту». Это дает возможность выяснить егореальное отношение к тому или иному явлению жизни, проникнуть в чувственную сферу клиента.

Опыт современных исследователей говорит, что эмоциональная самозащита возникает у людей в тех ситуациях, к которым косвенно имеется их личная причастность.

Так, например, отдельные индивидуумы стесняются отрицательно высказываться о чем-то, поскольку подсознательно не хотят никого обижать. Подобная реакция больше свойственна мнительным людям. К ним в основном относятся субъекты с центральной эмоцией «Сомневающихся».

Часто бедность, отсутствие должного образования, эмоциональная неустойчивость или другие причины, провоцирующие в человеке «комплекс неполноценности» лежат в основе проявления ложного отношения к какому-нибудь высказыванию. Поэтому при обсуждении спорных проблем с помощью прямых вопросов психолог не всегда может выяснить реальное мнение людей. Особенно сильно, в этом случае, сопротивляются активныеэмоциональные типы: «Спортсмены» и «Правдоборецы». Они очень чувствительны к любым манипуляциям над собой и на откровенные разговоры просто не идут.

Когда речь заходит об интимных явлениях жизни, а также о проблемах, связанных со здоровьем, сексуальной потенцией и т.д., многие люди не хотят или, в силу своей стеснительности, не могут говорить правду. К этой категории в основном относятся настороженные типы: «Консерваторы» и «Недоверчивые».

Бывает так, что человек просто не понимает до конца мотивы своего поведения. Ему становится сложно взвешенно подойти к той или иной точке зрения. Это обычно происходит под влиянием стрессовых факторов, когда эмоции вдруг обретают высокую изменчивость. Контроль сознания в этом случае снижается.

Иногда отрицательное отношение к сложившемуся в обществе стереотипу мешает психологу выяснить истинные тенденции восприятия отдельного человека. Так, при обсуждении «горячих» тем, людям, которым не свойственно спорить, легче согласиться с общепринятым мнением. Это касается, например политики. Собственное представление субъекта остается неизвестным.

Именно тогда и приходят на помощь к психологу отдельные проективные методики, которые позволяют подспудно выяснить интересующую его информацию.

Не менее эффективны такие методики и в исследованиях с детьми. Чем младше ребенок, тем меньше вероятность в получении от него осмысленных ответов на прямые вопросы. Что касается проективного подхода, то, в привычной для детей игровой форме он позволяет выяснить необходимые моменты.

Существуют и некоторые недостатки в данных методах. Одно из слабых мест – невозможность абсолютно скрытого их применения. Люди если не полностью, то частично все же догадываются о значении тестов. За счет этого происходит подтасовка отдельных результатов.

Кроме того, предвзятое отношение испытуемого нельзя исключить, даже при самом высоком профессионализме психолога. Несерьезность к поставленной задаче, внутреннее нежелание сотрудничать с исследователем – эти и другие факторы, несомненно, снижают валидность (достоверность) результатов, полученных путем проективных методов.

Однако поэтапная интерпретация неосознанного отношения человека к объекту, его символических ассоциаций, имеет огромное значение при создании психологического портрета испытуемого и изучения его скрытых мотивов поведения. Это важно как в проективных методиках психологии, так и в экральном анализе.

Техника экрального анализа, о которой пойдет речь ниже, в отличие от описанных нами проективных подходов, тем не менее, позволяет в большей мере скрыть от клиента процесс его тестирования. В ней используется тот же механизм поэтапной интерпретации символических ассоциаций, но, как уже упоминалось, на основе идентификации и последующего анализа центральной эмоции клиента. Сам субъект, при этом, может не знать, что его анализируют. Психолог как бы ставит себя на его место, вызывая в себе аналогичные эмоции и тестируя их без привлечения внимания клиента.

Для выполнения данной техники после идентификации центральной эмоции человека происходит подбор образов-символов в сознании психолога, а не клиента. Эти образы представляют собой ассоциативные тесты, проективного характера. Но, как упоминалось выше, вызывает их в себе и логически интерпретирует сам психолог.

Использовать для этой цели можно многие тесты, относящиеся к проективным методикам. Однако в экральном анализе их специально адаптируют и применяют в рамках той или иной техники.

Подобный подход имеет ряд преимуществ, и некоторые недостатки. С одной стороны он позволяет практически полностью скрыть от субъекта процесс его тестирования, с дугой стороны требует довольно трудоемкой и длительной подготовки специалиста в области экрального анализа. Более того, психолог, использующий эти техники должен обладать высоко профессиональными навыками и многолетним опытом в интерпретации результатов. Подготовить таких специалистов в большом количестве непросто.

Эту проблему, на данном этапе, мы пытаемся решить с помощью создания специального оборудования, которое, в дальнейшем, заменит опытного профессионала. Такие приборы смогут применять пользователи, имеющие различную квалификацию. Компьютерная программа способна выполнить те задачи, которые не смогут выполнить психологи. Когда-нибудь, возможно, удастся полностью исключить влияние субъективного фактора в оценке психического процесса и мотивов поведения людей. Но на сегодняшний день эта задача полностью возлагается на психолога, и ее выполнение зависит от его подготовленности.

Если для того, чтобы заглянуть в мир звезд, человечеству понадобились телескопы, чтобы увидеть микробов, нужны были микроскопы, то, видимо, чтобы люди смогли проникнуть в собственную душу им тоже необходим для этого специальный прибор. В этой связи нам не хотелось бы быть превратно понятыми. Никакое оборудование или компьютерные программы не заменят полностью участия психолога в процессе составления психологического портрета, но смогут облегчить его задачу, будучи независимыми, от недостатка его опыта.

Что же касается проективных методик и их использования на современном этапе, то они не могут в достаточной мере гарантировать высокую валидность результатов исследования. Хотя, конечно, некоторые из них представляют явный интерес для составления психологического портрета клиента. В связи с этим мы хотели бы познакомить читателя с механизмами, на которых они построены.

 

Date: 2015-07-01; view: 391; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию