Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения эмоциональных качеств на примере применения ассоциативного теста





 

В процессе проведенных исследований в Научном центре экрального анализа было замечено, что во время тестирования клиента, когда у него включаются зрительные ассоциации, его эмоции тоже обретают новые качественные характеристики. Те условия, в которые он мысленно себя помещает, с целью формирования отдельных образов-символов, несмотря на искусственное их происхождение, все же являются для него стрессовыми стимулами.

В момент такого тестирования человек выходит из привычного для него состояния «душевного равновесия». Изменяются его эмоциональные и волевые характеристики. Включаются отдельные связи между образами памяти и их значением. Направление, в котором возникают у испытуемого ассоциации, указывает психологу путь логической интерпретации символов.

Иначе говоря, сиюминутные эмоции, сопровождающие тестирование, являются следствием выхода субъекта из состояния его центральной эмоции. Факторный анализ стрессов подтверждает в этом случае логическую связь между возникающими символами и их чувственной подоплекой.

Если, например, увеличивается интенсивность, последовательность образов говорит о несостоятельности клиента принять быстрое решение. Незначительные изменения мышечного тонуса, указывают степень внутреннего сопротивления воображаемым событиям. Напряжение воли субъекта подчеркивает строгую направленность мысленно осуществляемых им действий.

Все эти показатели имеют свои параметры измерений, о которых говорилось в предыдущей главе. Но для составления психологического портрета они менее важны, чем для анализа сиюминутных реакций человека. В этом случае большее значение обретает сама центральная эмоция. Механизм, благодаря которому субъект выходит из стресса и возвращается к состоянию своего «душевного равновесия», отличается от обычной динамики эмоций, и у каждого индивидуума имеет специфические черты.

Наблюдения показали, что у разных людей, относящихся к одному и тому же психологическому типу, похожие ответы на задания тестов, сопровождаются однотипными реакциями нервной системы.

Напрашивается вывод: в состоянии «душевного равновесия», которое выражается определенной последовательностью оттенков эмоции, просматривается лишь стратегия поведения человека, его внутреннее стремление к самозащите и саморазвитию. Тактика его действий в различных ситуациях зависит от других характеристик эмоций и, связанных с ними схем мышления.

Эти тенденции можно выяснить как при помощи специальных ассоциативных тестов, так и в процессе интерпретации факторов, вызывающих изменения качеств эмоций. Но детально проследить схему мышления на основе эмоциональных перепадов сложно. В процессе факторного анализа стрессов происходит потеря части важной информации, на которой базируется сознательный выбор человека. Кинестетическая воля и эмоции не отражают в себе полностью мышления. Они лишь направляют его по определенному пути.

Рассмотрим этот механизм на примере одной ассоциативной методики, адаптированной для техники составления психологического портрета, в том числе, и в экральном анализе.

Вначале нужно приблизить испытуемого к состоянию душевного равновесия и вызвать в нем центральную эмоцию. Для этого человеку предлагают успокоиться. Теперь можно приступить к тестированию бессознательных процессов поведения с целью составления его психологического портрета.

Иначе говоря, отправной точкой любого анализа поведения является спокойное состояние. Выход из центральной эмоции под воздействием того или иного стимула, будет свидетельствовать о специфике определенной поведенческой реакции, присущей индивидууму.

Для выполнения первого теста, он должен представить себя в жаркой пустыне. Его просят отнестись к воображаемой ситуации серьезно. Чтобы усилить мнимое состояние, психолог внушает испытуемому образы жаркого солнца, ощущения жажды и др. Для выполнения данного ассоциативного тестирования клиент должен представлять себя ползущим по пустыне уже довольно долгое время.

Такая виртуальная ситуация в воображении человека, изменяет его физиологическое и эмоциональное состояние. Он, как бы, ассоциирует чувства, соответствующие пределу своих возможностей. В этот момент меняются не только его эмоции, но и чувствительность к внешнему воздействию, степень мышечного напряжения, пр.

В целом состояние нервной системы субъекта во время его тестирования отвечает характеру влияния стрессового фактора, как если бы ситуация имела место на самом деле. Возникшие, на этом фоне психические реакции способны направить ассоциативный процесс в интересующем психолога ракурсе.

Но анализ эмоционального перепада, в этот момент, отнюдь не отражает схему мышления. Можно лишь обнаружить направленность эмоционально-волевого процесса, который вычисляется с помощью факторного анализа стрессов. Образно-ассоциативный механизм решения проблемы в сознании клиента запаздывает. Он проявляет себя позже, когда новая эмоция будет сформирована и проанализирована этим человеком. И, хотя на практике все это происходит довольно быстро, на самом деле существует строгая последовательность в преобразовании эмоции в ассоциацию.

После того, как у испытуемого сформирован необходимый для тестирования эмоциональный фон, который теперь заметно отличается от его центральной эмоции, клиента просят проассоциировать первый образ, например, ключ, лежащий в песке и описать его (устно или письменно).

Ключ в данном случае представляет собой символ инструмента, позволяющий что-то открыть и получить новые возможности. Здесь имеет место своеобразный омоним, который кроме прямого значения (ключ от замка), содержит в себе скрытый смысл (предмет позволяющий перейти на другой уровень).

В любой современной речи, одни и те же слова употребляются для обозначения разных понятий. Поэтому символ ключа в сознании испытуемого имеет для него многозначительный смысл. На этом механизме и основывается данное тестирование.

В зависимости от возникшего эмоционального состояния в образ будет вкладываться то или иное содержание. При этом изображение его в представлениях клиента будет соответствующим. В то же время сам символ является строгим ограничителем схемы мышления. Идеи, возникающие в сознании клиента, не выходят за пределы содержания образа, при всем его многообразии смыслов.

Испытуемый, например, способен представить себе обычный ключ или ключ какой-нибудь замысловатой формы, цвет его также может быть различным. Все эти образы имеют несколько параллельных значений, но их число не бесконечно.

Однако в напряженном состоянии, находящемся на пределе возможностей, пусть даже мнимом, человек неосознанно для себя ищет комфорт. Поэтому воображаемый им ключ рассматривается с позиции той пользы, которую он мог бы иметь сообразно данной задаче. Его эмоционально-волевой процесс, в этом дискомфортном состоянии, укажет путь поиска подходящей ассоциации.

В подобных случаях, в обыденной жизни, инструментами, которые позволяют уйти от неприятностей, являются люди, способные принять участие в судьбе данного человека. Именно они избавляют нас от проблем и помогают достичь чего-то в жизни.

Следовательно, данный тест исследует тактику общения. От того, каким представится испытуемому ключ, зависит его отношение к людям, способным помочь разобраться в сложной ситуации.

Интерпретация символического значения этого образа дает возможность психологу выяснить тактику взаимоотношений тестируемого субъекта с новыми знакомыми (ключ ведь найден в пустыне).

Если ключ представляется клиенту обычным, ничем не отличающимся от многих других, то он не предъявляет к незнакомым людям высоких требований. Такой человек не руководствуется симпатиями или антипатиями. Он может легко идти на контакт и общаться с кем угодно.

Если ключ необычный, какой-то замысловатой формы, как, например, в «сказке о золотом ключике», то испытуемый руководствуется какими-то сложными критериями оценки окружающих. Его требования к каждому встречному очень высоки. Чтобы найти общий язык с незнакомым человеком, последний должен вызывать к себе симпатию у тестируемого субъекта.

Как правило, такой психологический тип, при этом, утверждает, что предъявляет высокие требования не только к другим, но и к себе. Однако как показывает опыт это не так. Чаще всего подобные люди несамокритичны, но к чужим слабостям нетерпимы. Они слишком многого хотят от других, а себе ищут оправдания.

Могут возникать и другие разновидности данного символа, в пределах его ассоциирования. Например, ключ из золота. В таком случае испытуемый строит отношения с людьми по принципу: «ты мне – я тебе». Он предпочитает деловые отношения близким дружеским контактам.

Если возникла образ блестящего ключа, данный человек старается общаться с особенными личностями, которые многого добились в жизни, имеют хорошие связи или обладают незаурядными способностями.

Ржавый ключ, закопанный в песке, символизирует преданность субъекта старым контактам. Такой человек с недоверием относится к новым знакомствам. Прежде, чем приблизить к себе кого-нибудь, он испытывает его временем.

В сознании клиента в процессе его тестирования могут возникать и другие ассоциации ключа, которые следует анализировать аналогично их иносказательному значению. Для этого психолог должен изучить весь возможный понятийный охват, прелагаемого им символа и интерпретировать его в соответствии с воображаемой этим человеком ситуацией.

Однако если испытуемый недостаточно серьезно относится к процедуре исследования, его эмоции не отвечают необходимым качественным характеристикам. В этом случае, полученные результаты тестирования не будут соответствовать действительности. Иначе говоря, психическое состояние должно отражать в себе необходимую стрессовую нагрузку. Тогда воображаемый символ подтверждает ее значение.

Для выполнения следующего теста клиенту задают вопрос: «возьмет он воображаемый ключ или нет?» Это показатель отдачи, на которую он способен. Если тестируемый берет ключ, то он не умеет отказывать людям в просьбах. Ему нужны для этого серьезные аргументы, которые, чаще всего, он не находит.

В основе подобной психической реакции лежит страх перед одиночеством. Клиент боится обидеть другого человека. Он подсознательно не хочет испортить с ним отношение. Здесь явно имеет место растерянность, увеличивается тенденция к интенсивности эмоции. При этом схема мышления ограничивается необходимостью «ни чем не разбрасываться». Поэтому на данный момент ненужная вещь («ключ в пустыне»), на всякий случай берется с собой.

В случае, когда испытуемый не берет воображаемый им ключ, считая его ненужным, он демонстрирует этим незаинтересованность в случайном контакте. Такой субъект держит дистанцию с окружающими, стараясь никого не допускать к проблемам личного характера. Этот человек предпочитает не входить с людьми в близкие дружеские отношения. В момент тестирования в нем возрастает настороженность и уверенность. Мышление обретает тенденцию к рационализму.

Символ следующего теста провоцирует некое «неудержимое желание». Таковым является «озеро в воображаемой пустыне». Человек, который сильно хочет пить, не может думать ни о чем другом.

Тестируемого субъекта убеждают в том, что воображаемый им образ не мираж. Это реальное озеро в пустыне. Ему предлагают представить себе, что именно он будет делать и подробно описать свои действия (устно или письменно).

Ответы можно интерпретировать как его поведение в сексе. При этом первые побуждения клиента укажут, как обычно он выстраивает свою тактику общения в начале знакомства с «предметом», к которому испытывает сильный интерес интимного характера.

Если озеро кажется ему красивым, и он сразу же направляется к нему, то данный человек по своей натуре романтичен и неосторожен. Судя по всему, он еще не имел отрицательного опыта в сексуальных отношениях, либо имел, но не делал для себя серьезных выводов. Испытуемый легко идет на сексуальные контакты, не считая, что поступает неправильно. Его эмоция в момент тестирования лишена настороженности. Мышление от абстрактных категорий переходит на образный уровень. Дорисовываются детали происходящего, при чем приятные.

Если воображаемое озеро в пустыне вызывает страх, то отрицательный опыт явно уже имел место. Этот человек побаивается нежелательных последствий. Бывает так, что вода ему кажется теплой или грязной. Это говорит о высокой претенциозности в сексуальных вкусах или о брезгливости клиента. Возможно, он раньше болел какими-то венерическими заболеваниями и теперь опасается случайных партнеров.

Если субъект ищет неприятности в близи озера (крокодилов или других опасных существ), то его отрицательный опыт связан с какими-то социальными опасностями (попытки шантажа, компрометирующие его авторитет в глазах общественности и пр.) Происходящее в воображении, при этом имеет прямую аналогию с прошлой жизнью, но в момент тестирования скрывается за символическим значением возникающих образов.

Другие действия испытуемого по отношению к мнимому озеру, говорят о наиболее вероятной тактике его общения с сексуальным партнером. Так, чрезмерные попытки максимально насладиться водою, свидетельствуют о сексуальной несдержанности, а некоторая медлительность при приближении к озеру о терпеливости и хорошо продуманном поведении.

Огромное значение имеет и окончательное решение, к которому приходит дынный человек. Для этого ему задают вопрос: «останется ли он у озера ждать случайный караван или пойдет дальше?» Интерпретация этой информации позволяет психологу определить: насколько заинтересован испытуемый в своих сексуальных партнерах?

Наиболее привязчивыми, как правило, являются клиенты нерешительные, которые предпочитают остаться у воображаемого озера. Они не надеются на собственные силы, не уверены в себе.

Иначе говоря, если тестируемый субъект не хочет «уходить от воды», разрыв отношений с сексуальными партнерами мог происходить не по его инициативе. Если это часто имело место, то постепенно у него формировался «комплекс неполноценности» в общении с противоположным полом. Этот хронический стресс способен вызвать сомнениево время тестирования и направить процесс мышления на тактику удержания того, что уже есть.

Следующая ассоциация исследует «чувство меры». Речь идет о степени адекватности восприятия испытуемого. При этом он мысленно все еще находится в пустыне. Психолог предлагает ему представить себе сосуд и описать его внешний вид (устно или письменно).

Наиболее типичным для воображаемой пустыни может быть старый глиняный кувшин, серый, потертый, без какого-либо рисунка, наполовину зарытый в песке, с расколотым горлышком. Любые другие образы, по мере их отличия от вышеуказанного шаблона, говорят о снижении адекватности восприятия клиента.

Так м еталлический кувшин, указывает на гипертрофированную тенденцию к самоедству. Душу такого человека раздирают скрытые сомнения. Железо символизирует нерушимую прочность, которую в себе люди чаще всего обнаружить не могут. Живой материи вообще чуждо все металлическое и чрезмерно твердое.

Цветной рисунок, в свою очередь, показатель внутреннего стремления к преувеличениям. Черный сосуд – стереотипное мышление, с ярко выраженной тенденцией замечать отрицательные стороны любого явления.

Если в качестве сосуда в воображении испытуемого будет фигурировать не кувшин, а что-либо другое, например стеклянная банка, «чувства меры» у него нет. Он часто понимает все неправильно и ведет себя неадекватно. Во время тестирования у него могут возникать нетипичные эмоции, которые направляют процесс мышления в непривычном для большинства людей ракурсе.

При выполнении следующего теста, клиента просят представить внутреннее содержание воображаемого им сосуда. Как бы заглянуть в него. В данном случае исследуется его самооценка.

Если сосуд заполнен, то самооценка высокая, если нет – низкая. Имеет значение, также, чем заполнен сосуд, и в какой мере. Интерпретация этой информации позволяет судить о тех способностях, которые видит в себе данный человек. Он, как бы заглядывает внутрь собственного «чувства меры» и видит себя изнутри.

Молоко или другой своеобразный наполнитель, например нефть, в воображаем сосуде, указывают на осознание в себе каких-то специфических способностей. Это или незатребованные таланты, или хорошие данные к малоизвестным областям деятельности.

Золото или вино говорят о том, что испытуемый чувствует в себе антиобщественные наклонности. Возможно, речь идет о каких-то извращенных чертах характера. Ими могут быть способности к манипуляции, лжи или умению искушать и развращать других людей. Золото или вино всегда ассоциировались в общественном сознании с чем-то нехорошим, бездуховным и опасным. Поэтому данные символы не могут нести в себе положительную нагрузку в сознании индивидуума.

Вода в кувшине, напротив, указывает, что клиент видит в себе высокий творческий потенциал. Если сосуд заполнен до краев, то он считает себя, чуть ли ни гением.

Степень самооценки испытуемого может отвечать одной из трех мер:

· Пустой сосуд - низкая самооценка. Такой человек считает себя хуже других. Отсутствие в нем самодостаточности, может толкать его на самые крайние меры. В этом случае он будет всячески доказывать окружающим свою значимость и мстить за нанесенные оскорбления, даже, без особой на то причины. Если субъект с такой самооценкой не стремиться быть выше других, он, наоборот, обладает чуткостью и добротой. В этом случае, низкая оценка собственных способностей не мешает ему формировать в себе чувство «собственного достоинства».

· Невысокая самооценка отвечает средней степени заполнения сосуда. Такой человек считает себя не хуже, но и не лучше других. Если он неудовлетворен собой, то хочет быть похожим на тех, кого уважают окружающие. Приобретая какую-нибудь вещь, он стремится, чтобы «было все как у людей». Однако такой субъект обладает ограниченным потенциалом к активности, что отражается и в его эмоциях, и в схемах мышления. Он не берет на себя слишком много потому, что боится не справиться с задачей. Когда человек с невысокой самооценкой доволен собой, ему, напротив, свойственна предупредительность и исполнительность. Такая самооценка тоже не мешает развитию духовного потенциала личности.

· О высокой самооценке говорит полный сосуд. Если высокая самооценка ущемляется, то такие люди смотрят на всех свысока,. Им важно, чтобы окружающие ценили в них особые способности. Зачастую гордость не позволяет им признавать собственные ошибки и идти на встречу другим. Однако достойные личности, с высокой самооценкой, не любят обижать окружающих. Они обладают высоким творческим потенциалом и добротой, с осознанием собственной силы и могущества.

Таким образом, при любой степени самооценки человек может быть удовлетворен собою, и вести себя достойно, но в нем может и отсутствовать самодостаточность:

· При низкой самооценке из-за ощущения собственной неполноценности;

· При высокой самооценке из-за того, что окружающие не замечают его талантов;

· Если у испытуемого средняя самооценка, он может считать себя неудачником и стремиться восполнить свои недочеты.

Поэтому самооценка указывает только на восприятие человеком своего места в мире и отношения к нему других. Она не говорит об уровне самодостаточности, который, в свою очередь, является духовной составляющей личности.

Духовность нельзя протестировать обычными методами психологии. Она относится не к стрессовой или рефлекторной, а к сознательно-волевой природе человека и является следствием его нравственного отношения к себе и окружающим. Поэтому духовные качества не отражаются в изменениях эмоциональных качеств под влиянием стрессового фактора. Их невозможно вычислить и в примитивных схемах мышления, имеющих автоматический, бессознательный характер.

Достойное поведение требует от людей, как уже упоминалось, подавления в себе неосознанных желаний. Их действия, в этом случае, результат серьезных волевых усилий над собой. Они могут определяться поступками, которые зачастую кажутся окружающим нелогичными, но, тем не менее, вызывают уважение многих людей.

Несмотря на то, что волевые усилия отражаются в степени напряжения или сопротивления эмоции, эти реакции не могут быть показателем духовности потому, что в данном случае речь идет не о «мышечной», а о «свободной» сознательной воле человека. Однако рефлекторное поведение, направленное на тактику самосохранения, в определенной мере присущей каждому из нас при помощи данной методики исследовать можно.

Следующий ассоциативный тест, предлагаемый для этой цели, направлен на изучение устойчивость клиента перед соблазнами. Это качество характера, как и самооценка, относится к бессознательным процессам психики.

Испытуемого просят представить себя в оазисе. Потом, ему предлагают вообразить караван, который идет где-то далеко. Клиент должен ответить на вопрос: «пойдет он за ним или нет?»

Поскольку караван в пустыне может оказаться миражем, то мысленная попытка бежать к нему, интерпретируется, как человеческая склонность поддаваться искушениям. Обычно это сопровождается внутренними сомнениями и слабоволием, которое проявляет себя, как неконтролируемый спад мышечной активности. В анализе эмоциональных качеств подобная реакция выражается резкими перепадами векторов подвижности.

И, наконец, последний тестовый символ в воображаемой пустыне – это стена. Клиенту нужно представить ее и описать (устно или письменно). Затем ему задается вопрос: «будет ли он ее преодолевать, и если да, то как?»

Воображаемое поведение испытуемого можно интерпретировать как его отношение к жизненным препятствиям. Если он мысленно делает попытку преодолеть стену, и рассказывает об этом, то данную тенденцию можно рассматривать, как его умение не робеть перед трудностями. Это психологическое качество, как и все описанные выше, тоже относится к бессознательным механизмам самозащиты. Поэтому оно поддается эмоционально-ассоциативному тестированию.

Нежелание клиента перелезть через представляемое им препятствие говорит об отсутствии у него уверенности в своих силах. Такая эмоция сопровождается скрытыми сомнениями, а направленность мышления – поиск легкого пути. Здесь примешивается еще и мысленная усталость, связанная с продолжительным ассоциированием себя в пустыне.

Тестовая батарея, связанная с образом пустыни заканчивается интерпретацией данного символа. Последующие исследования неосознанной мотивации поведения, продиктованной стрессовым опытом испытуемого, требуют изменения его эмоционального и физиологического настроя.

Данный человек должен успокоиться, и представить себя в лесу. Его самочувствие, как в самом начале исследования, следует привести к состоянию «душевного равновесия». Для этого нужно внушить ему приятные образы.

Тестируемого субъекта просят представить себе лес такой, который ему нравится, в любимое время года. Погода в его воображении должна быть приятной. Он никуда не спешит. Спокойно гуляет по лесу и любуется природой.

Последующие слова психолога не должны настораживать клиента или раздражать его. Нужно говорить с ним спокойным и немного радостным, но не возбужденным голосом. Не следует повышать или понижать тональность речи.

Испытуемого просят представить, что в кустах что-то зашевелилось. Это живое, но не опасное существо. Он должен мысленно заглянуть в кустарник и описать (устно или письменно), что там видит.

Поскольку психическое состояние субъекта в этом тесте практически полностью отвечает его центральной эмоции, образ животного, который он представляет, будет символизировать его эмоциональную самозащиту в спокойном состоянии. Эта информация, может интерпретироваться как доминирующая в поведении клиента «инстинктивная программа самообороны».

Так образ агрессивного животного говорит об активной форме противостояния проблемам. Испытуемый считает, что нападение – лучшая защита.

Если данный человек увидел в кустах трусливое существо, он не станет противиться агрессии окружающих. Поведение воображаемого в данном тесте зверька, как если бы он находился в дикой природе, полностью отвечает ответной реакции клиента на опасность.

Кроме того, анализ этого символа позволяет выяснить, как ведет себя данный человек в коллективе. Если животное относится к стайным существам, то он любит компании. Существо, предпочитающее одиночный образ жизни обозначает тенденцию к самостоятельному достижению поставленных целей. К ним относятся: рысь, медведь и пр.

Отношение испытуемого к детям (материнство) и к своей семье, тоже можно протестировать этим же символом. Подобная направленность поведения, как и все предыдущие, носит рефлекторный, но не инстинктивный характер. Она отличается у каждого индивидуума. Это лишний раз свидетельствует, что «чувство материнства» у человека не является инстинктивным. Оно возникает вследствие воспитания, но при этом, носит бессознательный характер. Поэтому ассоциируется с аналогичным поведением у какого-нибудь животного.

Достаточно проанализировать: Как долго животное, которое представил себе клиент, растит свое потомство? Оба ли партнера данного вида в этом принимают участие или только одна самка/самец?

По аналогии с этим поведением происходят и действия данного человека в его реальной жизни. Эта информация, как бы в закодированном символьном виде хранится в его памяти и представляет собой, выбранную им схему наиболее подходящего решения проблемы личных отношений и материнства.

Следующий образ, который необходимо вызвать в своем воображении тестируемому субъекту – лошадь, пасущаяся на лесной поляне. Она символизирует друга жизни. Обычно под этим понимается постоянный спутник или спутница (муж, жена), которого данный человек хотел бы видеть рядом с собой. Хотя в некоторых случаях, эта ассоциация обозначает образ желаемого делового партнера.

Вышеупомянутый тест основан на том, что лошадь как ассоциативный символ обозначает также некое существо, которое может помочь в работе и разрешении бытовых проблем.

Клиента просят описать данный образ (устно или письменно). Для интерпретации его значения важны: порода, внешний вид, поведение лошади и то, что на нее надето (седло, уздечка, не стреножены ли ее ноги и т.п.).

Не менее важный показатель - куда именно она смотрит. Если в глаза испытуемому, то он ждет от спутника сочувствия. Ему нужно, чтобы партнер понимал его с полуслова.

Оседланная или привязанная лошадь символизирует отсутствие свободы для спутника жизни. Таким людям свойственно «доверять, но проверять». Примерно так же некоторые люди проявляют интерес к наручникам, связыванию партнера. Особенно во время игры, имеющей сексуальный характер. Ими движет неумолимое желание удержать другого человека, даже помимо его воли. Такое поведение успокаивает их, способствует гормональной разрядке.

Следующий тест позволяет определить поведение в критической ситуации. Испытуемому внушают, что погода в лесу резко портится. Начинается сильный дождь с ветром. От того, как он будет себя вести в воображаемой ситуации, зависит и его поведение в сложных условиях.

Если он ищет укрытие, то в трудную минуту не станет полагаться на собственные силы. Он предпочтет заручиться чьей-нибудь поддержкой.

Бегство расценивается как попытка избегания проблем. Суетливость – неумение «держать себя в руках».

Если данный человек несмотря ни на что, намеренно продолжает свой путь в своем воображении, он «не из робкого десятка». Всегда доводит начатое дело до конца.

Теперь клиента снова нужно привести в состояние «душевного равновесия» или, иначе говоря, в «центральную эмоцию». Ему говорят, что дождь закончился, и перед ним дорога.

В следующем тесте необходимо представить себе дорогу в лесу и описать ее (устно или письменно).

Для интерпретации символа значение имеет: ширина дороги, ее длина, направление пути (вверх, вниз или прямо). Результаты тоже анализируются сообразно с представлениями субъекта. Этот символ связан с понятием «жизненный путь», который он видит перед собой.

Если дорога представляется ему широкой, то этот человек стремится к карьерному росту. В некоторых случаях, при ущемленном самолюбии, такие люди способны «переступать через голову» других для достижения намеченной цели.

Длинная дорога говорит о далеко идущих планах. Если тестируемый субъект онможет точно указать, куда она идет, то цели его вполне определенные (что-то приобрести, занять какую-нибудь должность или достичь четко обозначенного результата в своем деле).

Короткая дорога, которая далеко не просматривается, свидетельствует о том, что клиент не загадывает в отдаленное будущее. Он живет «сегодняшним днем».

Если дорога направлена вверх, он не рассчитывает на постороннюю помощь. Надеется только на самого себя.

Дорога идущая вниз или прямо указывает на фаталистические черты в характере испытуемого. Такие люди обычно излишне суеверны. Подобная ассоциация характерна и для верующего человека.

В целом дорога в общепринятом понимании всегда является символом жизненного пути. Поэтому все эмоционально-волевые изменения, ограничивающие представления этого образа, включают в сознании людей их схему прогнозирования своей перспективы.

Для следующего теста испытуемого просят мысленно пройти по воображаемой им дороге. В конце ее он должен представить себе дом.

Данный образ символизирует домашний уют, гостеприимность, а также склонность к материальным излишествам. Клиент должен описать все, что себе представляет (устно или письменно).

Так добротный богатый дом свидетельствует о чрезмерной склонности к приобретению материальных благ. Данный человек ценит комфорт и уют. Значение также имеет наличие в воображаемом доме двери, открыта она или нет.

Этот пункт свидетельствует о гостеприимности. Если дверь открыта, испытуемый любит гостей. Для него важна внешняя демонстрация своих достижений.

Закрытая дверь говорит о том, что в дом могут быть допущены немногие люди. Клиент приглашает к себе только хорошо проверенных знакомых, в которых лично заинтересован.

Отсутствие в воображаемом доме двери указывает на затворнический образ жизни. Для этого человека «семейный очаг» представляет собой некую крепость, в которой он может укрыться от внешних невзгод.

Дом, дверь в нем, как и дорога, относятся к символам воображаемой перспективы. Поэтому они не всегда говорят о наличие реального дома сейчас. Они лишь желание человека, то, как он видит это, если не теперь, то в будущем.

Если возник образ маленькой избушки, испытуемый не материалист. Бытовые ценности играют для него второстепенную роль. Домашний уют базируется на принципе «с милым и в шалаше рай». Такие люди редко замыкаются только на семейных задачах. Им больше нравится проявлять активность в социальных сферах.

Если вместо нормального дома тестируемый представил себе развалины, он разочарован в ценности брака. Иначе говоря, такой человек в своей душе «поставил крест» на личном счастье. Он не верит, что когда-нибудь обретет семью. Однако это и не означает, что со временем его взгляды не поменяются.

После окончательной интерпретации воображаемых образов, эта тестовая батарея, задачей которой было исследование поведения в спокойном состоянии, заканчивается.

Нужно отметить, что все символы, которые представлял себе клиент, как упоминалось, связаны со его стрессовым опытом, сложившимся на данный момент времени. Когда-нибудь, под влиянием сильных или длительных факторов, может произойти переоценка ценностей и психологический портрет этого человека изменится.

Но в этом случае внешние стрессоры должны будут поменять не только эмоционально-волевую направленность личности, но и ее схемы мышления. Такой процесс сложен. Поскольку требует огромной работы над собой. Обычно перестройке внутреннего мира человека способствуют серьезные проблемы в его жизни, которые невозможно решить на основе старого опыта.

После выполнения данной тестовой батареи испытуемому необходим небольшой отдых. Затем ему предлагают представить себе еще два символа. Первый связан с представлениями об идеальных отношениях с любимым человеком. Второй – с превалирующими чертами характера самого клиента.

Для выполнения первого теста его просят представить себя на берегу моря. Глядя перед собой, он должен увидеть чаек. Их внешний вид, количество, направление полета. Эти символы укажут психологу на романтические воспоминания, содержащиеся в ассоциативной памяти испытуемого.

Имеет значение и расстояние от субъекта до воображаемых им чаек. Если мысленно он может дотянуться до них рукою, то отношения с «предметом его мечты» сейчас в самом разгаре. Иначе говоря, клиент находится в состоянии влюбленности. Поскольку чайки и море для большинства людей связаны с лучшими воспоминаниями об отдыхе и любви.

Далеко летящие птицы свидетельствуют о том, что романтические отношения уже прошли, остались лишь ностальгические воспоминания.

Если чайки кружат высоко над головою или над морем, данный человек и сам не осознает истинных причин разрыва отношений с интимными партнерами. Он может ссылаться на какие-нибудь объективные обстоятельства, судьбу и пр.

Чайки, которые улетают , символизируют обиду. Клиент Он перекладывает вину за случившееся на своих бывших любимых, которых раньше считал для себя «идеалами». Такой человек уверен, что его бросили, при чем незаслуженно.

Чайка, летящая в сторону испытуемого, говорит о его «чувстве вины». Он считает, что самостоятельно прервал связь, имевшую для него в жизни большое значение, и теперь об этом жалеет. Такое могло повторяться неоднократно. Тогда количество чаек указывает на численность романтических встреч, которые имели место в прошлом.

Поскольку данный тест вызывает воспоминания, имеющие любовную эмоциональную окраску, то есть и такие люди, у которых образа чайки просто не возникает. В этом случае мы имеем дело с индивидуумом, которого это чувство еще не коснулось.

Для осуществления второго теста анализируются цвета каких-нибудь воображаемых объектов. Это психологическое исследование во многом согласуется с представлениями Люшера о связи эмоций с символами цвета.

Согласно его теории вечерние сине-голубые тона в воображении испытуемого говорят об усталости, желании успокоить себя приятными фантазиями или воспоминаниями. Это связано с мышечной слабостью, которую испытывает человек в конце трудового дня.

Утренние розово-красные цветовые решения подчеркивают нереализованную энергию. Подобную аналогию вызывают оттенки восходящего солнца. Связанные с ними ассоциации порождаются необходимостью, что-то делать, куда-то идти, иначе говоря, тратить свои силы.

Дневные тона оранжево-желтые. Они символизируют «пик» творческой активности. Зеленый цвет, зафиксированный памятью человека, говорит о его реализме в оценке жизненных обстоятельств.

Интерпретация значений цвета воображаемых предметов указывает психологу основные черты характера испытуемого. Чтобы выполнить этот тест, клиенту нужно представить себе воздушные шарики разных цветов.

Синий шар свидетельствует о его склонности выдумывать то, чего нет на самом деле. Он предпочитает жить в «нереальном мире». Часто действительность не устраивает его.

С розовым цветом шара будет связана избыточная импульсивность клиента и его раздражительность. Воображаемый им красный шар символизирует возможные нервные или психические нарушения, мнительность, склонность к навязчивым состояниям.

Желтый шар обозначает стремление к накапливанию чего-либо. Если в воображении возникает данный цвет, то субъект бережно относится к тому, что имеет. Для него невыносимы любые потери.

Зеленый цвет ассоциируется с травой, листьями деревьев и прочими растениями. Иначе говоря, со всем, что нас окружает. Испытуемый, представивший себе такой шар внимателен, старается вникать в происходящее, предпочитает все потрогать руками, проверить подлинность. Иногда рационализм мышления такого человека доходит до абсурда. В этом случае, он способен полностью поверить лишь в осязаемые им вещи. Остальные явления только допускает с той или иной степенью вероятности.

В особую категорию следует отнести гамму оттенков света в зрительном восприятии человека, и их связь с эмоциями. Речь идет о белом и черном цветах. Эти противоположные контрасты говорят о категоричности суждений в полном понимании или непонимании различных явлений жизни.

Так белый шар символизирует избыточную склонность к анализу объектов. Черный цвет указывает на стереотипность мышления. Такому человеку свойственно «рубить с плеча», воспринимать жизненные явления в рамках известных ему понятий и представлений.

Кроме того, клиент, вообразивший черный шар, старается больше обращать внимание на отрицательную сторону происходящего, чтобы потом не разочаровываться в результатах. Он до конца не доверяет даже близким друзьям, не прощает предательства со стороны своих соратников: «Если не с нами, значит против нас».

Испытуемый, во время тестирования, может представить себе и серый шар. Этот промежуточный цвет между белым и черным говорит о его цинизме в понимании событий и их участников. Такой субъект имеет в себе склонность «вешать ярлыки» людям. Он считает, что все в этом мире имеет четкое определение.

Нередко за этой попыткой упрощать жизнь скрывается слабость перед пониманием сложных явлений и умением разобраться в запутанных отношениях между людьми. Таким субъектам свойственно бояться собственных эмоций и избегать излишних потрясений. Яркие краски жизни не для них. Зато, упрощая все и всех, используя несложные схемы мышления, они легко и цинично оправдывают собственную трусость.

Тем не менее, не следует считать, что этот тест, в отличие от других, позволяет проникнуть в глубинный мир человеческих чувств. Все упомянутые выше тестовые батареи позволяют, лишь проследить динамику изменений центральной эмоции испытуемого. При этом они несколько отличаются от обычных ассоциативных методик. Последние используют стереотипные варианты возможных ответов, из которых тестируемый субъект выбирает наиболее ему соответствующие.

В данном же подходе воображение клиента не ограничивается возможными вариантами ответов. Он сам вкладывает эмоциональный смысл в каждый свой образ. Психолог только задает эмоциональную направленность его ассоциациям. Символы возникают непроизвольно у испытуемого и соответствуют динамике его эмоционально-волевого процесса.

Здесь прослеживается некоторое сходство тестирования с экспрессивными методиками, позволяющими вскрыть неосознанную мотивацию эмоций и поступков человека.

Интерпретация результатов подобных тестов представляет собой анализ эмоциональной динамики субъекта в различных ситуациях, по аналогии с возникающими у него ассоциациями-символами.

Однако кроме этой технологии для составления психологического портрета применяются и другие. С одной из таких технологий мы познакомим читателя ниже. Она базируется на методе экрального анализа.

 

Date: 2015-07-01; view: 440; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию