Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Алгоритмы использования экра-систем и приемов, позволяющих осознать информацию, содержащуюся в эмоциях, называются техниками экрального анализа





 


Для выполнения других психологических методик, следует учитывать их алгоритм. Если последовательность логических действий в них не очень строгая, то такие техники явно недоработаны.

Ниже мы постараемся, как можно подробнее, раскрыть общую структуру техник исследования поведения человека.

Фактически все эти техники нужны для понимания скрытого смысла возникновения эмоций у того или иного человека. Они редуцируют (упрощают) значение интерпретируемых чувств. Это осуществляется на основе ассоциаций-символов, содержащихся в профессиональном банке памяти аналитика и возникающих у него в процессе исследования эмоций клиента.

Информация, заключенная в образах-символах затем интерпретируется с помощью специальных логических приемов, в определенной последовательности. Направленность решения такой задачи, ограничивается целью, ради которой оно выполняется.

Техники экрального анализа основываются на понимании и исполлльзовании естественных процессов человеческого воприятия и мышления. Психологу, для их применения, не нужно вводить свое сознание в какие-то измененные состояния. И, хотя, постороннему наблюдателю работа экра-аналитика может показаться чем-то вроде фокуса, неким феноменом, требующим специфического таланта от исполнителя, на самом деле, она базируется на хорошо отренированных возможностях специалиста. В обыденной жизни, в определенной мере, ими владеет каждый человек. Какой-то особый дар здесь не требуется.

Если, например, кто-нибудь обнаруживает, что близкий ему человек растроен, по отношению к нему, почти мгновенно включается импатия, которая позволяет наблюдателю воспринять или, иначе говоря, идентифицировать данную эмоцию. Сопереживание лежит в основе эмоционального контакта, о котором уже упоминалось. Однако потом у наблюдателя возникает необходимость в более глубоком понимании чувств близкого ему человека и причин их побудивших. Поэтому он прибегает к логической интерпретации этих состояний.

На фоне идентифицированных эмоций, может возникнуть масса вопросов, которые, в свою очередь, пробуждают в памяти наблюдателя некоторые воспоминания и образы-символы, связанные с чувствами близкого человека. Например, вспомнится какая-то давно забытая ситуация, которая чем-то похожа на происходящее с ним сейчас.

Отталкиваясь от отдельных образов-символов, наблюдатель может в деталях восстановить причины и последствия ушедшего события. Воспоминания о тогда предпринятых им действиях помогут разобраться в происходящем и дать дельный совет этому человеку.

Если аналогия между тем, что было и тем, что сейчас происходит окажется правильной, а действия, предпринятые в прошлом – верными, то человека удастся успокоить, найти для него надежный выход из сложившейся ситуации.

Это будет зависеть от всех этапов решения данной задачи, начиная от идентификации состояния и заканчивая ассоциативным подбором образов, похожих событий, и интерпретацией окончательных выводов.

Ограничение ассоциативного поиска, как уже упоминалось, осуществляется за счет четко обозначенной цели. В данном случае это вопросы, которые наблюдатель задает сам себе.

Типичными примерами таких воросов могут быть: «Что у него случилось?», «Из-за чего это произошло?», «Было ли уменя нечто подобное в жизни?», «Когда?», «Что я тогда делал?» и пр. Иногда наблюдатель не проговоривает эти слова в своих мыслях. Это происходит потому, что каждого из нас интересует конечный результат рассуждений, а не промежуточный. Вопросы, как бы, проносятся в голове с большой скоростью. Человек не успевает сосредоточить на них внимание. В таком случае, обычно, возникает странное чувство, что мысль включается автоматически, как только открывается рот. Но это ложное впечатление. На самом деле последовательность логических действий имеет сложный закономерный характер.

Во время анализа эмоций, на каждом этапе подобного алгоритма, мало вероятная информация не учитывается, а наиболее достоверная аналогия, возникающая в образах памяти, сохраняется и используется на следующем этапе решения задачи.

В быту этот процесс в сознании индивидуума имеет латентный характер. Личность не контролирует его. Существует и некоторая вероятность неточностей в интерпретациях ассоциаций, отсутствия обращения к нужному опыту и, в результате, неправильные выводы.

Это происходит потому, что процесс человеческого мышления чем-то напоминает айсберг, у которого глазу моряка заметна только четвертая часть, находящаяся над поверхностью воды. Эту часть айзберга можно сравнить с конечным результатом решения любой задачи, тогда как промежуточные этапы скрыты в глубинах подсознания. Большая часть мыслительного процесса осуществляется в автоматическом режиме. Если бы это было не так, мы не смогли бы так быстро находить выход из сложных ситуаций, в которых необходимо действовать без проволечек.

Проявлениями такого неконтролируемого процесса мышления являются эмоции, которые указывают на наиболее общее отношение человека к происходящему. Они возникают на основе уже сложившегося опыта. Именно поэтому данные состояния, в контексте этой книги, вызывают у авторов самый большой интересс.

Но жизнь диктует разные условия. В некоторых случаях решиние должно быть глубоко осознанным. Тогда возникает необходимость в обдумывании каждого промежуточного звена.

Специальные алгоритмы техник экрального анализа для этого и создавались. Они позволяют взвешшенно подойти к интерпретации эмоции и, на основании промежуточного результата, уточнить направление, в ктором следует проводить дальнейшее изучение мотивов поведения.

Однако окончательные выводы, не могут отталкиваться только от этих данных. Обычно учитываются все условия, в том числе особенности самих ситуацийи, в которых происходила эмоциональная реакция индивидуума или формировалась его центральная эмоция.

Любые техники экрального анализа включают два основных этапа. На первом происходит процесс эмоционального контакта с объектом. На втором этапе осуществляется анализ его состояний.

Существуют два вида этих техник. Так называемые элементарные и высшие техники. Первые используют глубокий осознанный анализ, который осуществляется после идентификации эмоций другого человека. Вторые длительно применяют эмоциональный контакт с объектом. При этом осознанному анализу идентифицированной информации уделяется значение в меньшей степени.

Элементарные техники обычно применяются в тех случаях, когда информации очень мало. Высшие - если известно почти все об анализируемом человеке и ситуации, вопрос предельно ясен, а ответ должен быть точным и однозначным (см. табл. № 8).

Табл. № 8

Техники экрального анализа
Элементарные техники. Высшие техники.
При пременении данных технологий неосознанное решение, на основе сложившегося опыта, связанного с аналогичными задачами, осуществляется быстрее созна­тельного. Чтобы исключить прошлые ошибки или неправильные сравнения, требуется серьезное логическое обоснование результата неосознанного решения.   В данных техниках, наоборот, неосознанное решение задачи более продолжительное. Поэтому оправданы только короткие выводы.  

Каждая техника экрального анализа имеет две фазы. В первой фазе, как уже упоминалось, происходит эмоциональная идентификация объекта, на основе поставленной задачи. В процессе эмоционального контакта возникает чувство, похожее на переживание интересующего нас человека.

Во второй фазе происходит анализ эмоции с использованием редукции (логического упрощения) сообразно назначению этой информации. При этом учитываются все нюансы эмоции.

Для идентификации эмоции в начале каждой техники используются экра-системы. Для анализа этих состояний, во второй фазеприемы логики и экрального анализа.

Чтобы исключить неточности, связанные с преувеличениями или неправильными сравнениями во второй фазе, каждый прием осуществляется в форме трехкомпонентной редукции.

Этот вид упрощения эмоциональной информации позволяет рассмотреть изучаемое явление с трех сторон. При чем каждая ветвь анализа одного и того же чувства представляет собой автономную ветвь дедукции.


Трехкомпонентной редукцией называется такой путь логического исследования, который позволяет проанализировать эмоцию с трех сторон и, упростив ответы, обобщить окончательный вывод.

 


Если, например, у человека превалирует злость, то она имеет под собой причину (предшествующий мотив). В ее проявлениях есть аналогия с другими ситуациями, а также с системой образно-символического характера. Эмоции включают в себя характерную для них чувственную окраску (измененные ощущения).

· В данном случае это может быть: выяснение отношений в конфликтной ситуации (первая компонента).

· Подобная проблема часто возникает на работе, в семье или в общении с деловыми партнерами (вторая компонента).

· Локализация ощущений, с учетом эмоции злости будет больше выражена в животе. Внутренняя попытка подавить в себе эмоцию злости укажет на напряжение мышц брюшного пресса (третья компонента).

Отталкиваясь от каждой логической ветви, при помощи специально выбранных приемов, в процессе одного или нескольких этапов можно выяснить ту информацию, которая нас интересует. При этом конечный вывод будет представлять собой обобщение трех отдельно полученных результатов.

В прелагаемом выше примере, конфликтная ситуация может иметь определенные специфические черты. Иначе говоря, первая компонента укажет нам, что злость недостаточно сильна для возникновения серьезного конфликта, но и не настолько слаба, чтобы человек мог легко себя сдерживать.

 

1. Вывод, полученный на первой логической ветви: разговор носит напряженный характер, общение происходит на повышенных тонах.

Вторая компонента указывает на место, где происходит выяснение отношений. Сила или, иначе говоря, активность злости способна здесь уточнить ситуацию.

Если, например, данная эмоция связана с конфликтом на работе, то ссора происходит явно не с человеком, от которого зависит будущее субъекта. В подобном тоне можно разговаривать с равным сотрудником или с непосредственным руководителем (мастером, наставником, начальником отдела и т.п.). С работодателем такое общение может оказаться последним. При этом должен был бы присутствовать страх или, если работа больше не нужна, по меньшей мере, не возникала бы злость.

Если конфликт такого рода происходит дома, то он может быть с любым из членов семьи, когда интересы сторон не совпадают. В таком случае ни один из участников конфликта не идет на встречу другому, но, при этом, скандала не хочет.

Подобная злость в общении с деловым партнером свидетельствует о споре с ним или о торговле. Можно предположить, что субъект хочет получить максимальную прибыль с минимальными затратами.

 

2. Вывод, полученный на второй ветви: выяснение отношений равных сторон.

 

Ощущения, которыми окрашена эта эмоция, укажут не только на активность, но и на другие ее качества: напряжение или сопротивление, интенсивность и пр. Т.о., развивая логическую цепочку третьей компоненты, мы выйдем на характеристику отношения субъекта к происходящему.

Например, при высоком напряжении, которое усиливает злость в человеке, конфликт носит внезапный, неожиданный характер. В случае сопротивления, связанного с тем же оттенком он стремиться сдерживать себя, понимая несвоевременность выяснения отношений. Высокая интенсивность оттенка злости с другими модальностями возникает в случае растерянности и суетливости.

Качества эмоции дадут немаловажные сведенья, позволяющие уточнить состояние объекта в данной ситуации.

В предложенном выше примере будет преобладать скованность, поскольку конфликт имеет сдержанный характер, которая, скорее всего, будет ощущаться в животе.

 

3. Вывод, полученный на третьей ветви: субъект сдерживает в себе злость, чтобы не осложнять ситуацию.

 

Только после анализа каждой логической ветви можно окончательно обобщить результат.

 

4. Окончательный вывод, полученный в процессе трехкомпонентной редукции: злость у субъекта возникла внезапно, в результате конфликта с социально равным партнером. Это произошло в семье или на работе, возможно с непосредственным начальником. Эмоция имеет напряженный характер. Разговор происходит на повышенных тонах. В споре, видимо, никто не уступает, но и не хочет осложнить ситуацию до окончательного разрыва отношений.

Аналогичным способом происходит и составление психологического портрета по центральной эмоции. Однако в этом случае учитываются не эмоциональные качества сиюминутной реакции, а тенденции «хронического стресса». После идентификации центральной эмоции человека, происходит анализ ее возможных изменений в различных стрессах или, иначе говоря, исследуется ее потенциальная динамика.

Для этого психолог, находясь в состоянии клиента, мысленно переносит себя в различные стрессовые состояния. Интерпретация предполагаемых изменений центральной эмоции клиента осуществляется на основе возникающих при этом символов в сознании самого исследователя. Однако анализ информации происходит в форме все той же трехкомпонентной редукции.

Если трехкомпонентная редукция проводится в один этап, то полученный вывод должен полностью удовлетворять требования, поставленные в задаче. При выполнении многоэтапной техники это лишь промежуточный результат. Он только наводит на мысль, которая послужит основанием для дальнейших рассуждений.

Допустим, задача сложная. Тогда она содержит несколько вопросов, на которые предстоит ответить в процессе ее решения. Одноэтапной трехкомпонентной редукции для этого недостаточно.

Составление психологического портрета человека, с учетом его глубинной мотивации поведения, представляет собой сложную задачу. На первом этапе исследуется только эмоциональное побуждение поступков. На втором этапе их причина.

 


Date: 2015-07-01; view: 426; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию