Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подход к интерпретации





 

Так как рисунки — продукт уникального творческого са­мовыражения личности, было бы весьма неправильным интер­претировать их, придерживаясь жестких догматических кри­териев.

Когда это делается, то все богатство уникальной информа­ции теряется и утрачивается глубина проникновения в лич­ность.

Однако, для психологов-практиков все-таки необходимо определенное руководство по интерпретации рисунков, необ­ходима и специальная подготовка и обмен опытом с теми, кто имеет практику работы с рисунками.

Для экспериментатора необходимо хорошо ознакомиться с руководством по интерпретации проективных графических методик, чтобы использовать стандартные интерпретации как трамплин, от которого можно оттолкнуться для исследования и понимания конкретных рисунков. Первым и основным прави­лом для практиков является умелое нахождение противоре­чащих деталей в рисунке и понимание значения, заложенно­го в рисунке “послания”, зашифрованного в символах.

Никакое руководство, никакой набор правил не может со­держать полного описания той уникальной комбинации харак­теристик, которую может обнаружить экспериментатор в рисунке, поэтому он должен полагаться на свое личное ис­кусство при определении скрытого значения рисунка.

Ответственность остается за экспериментатором и потому он должен постоянно развивать свое искусство прочтения ри­сунков, для этого ему необходимо все время расширять поле диагносцируемого материала. Овладение различными способами понимания человека через искусство, литературу, изуче­ние психологических теорий, самопознание в значительной ме­ре способствует формированию этого нужного умения “чи­тать” рисунки людей.

Ключ к пониманию рисунков для психолога состоит в том, чтобы оставаться открытым к любым возможностям ин­терпретации, при этом широта взаимодействия с различными человеческими мирами позволит легче отыскать правильные пути интерпретации.

Когда используются все возможности интерпретации, то неуловимое послание в рисунке открывается, и истинная его природа может быть понята. Когда используются жесткие формализованные процедуры, то, как правило, наиболее зна­чимая информация, полный замысел и уникальное значение рисунка утрачивается.

Для овладения искусством интерпретации рисунков необ­ходимо:

1. Изучить стандартное руководство по интерпретации проективных рисунков.

2. Использовать все возможности для понимания того, что скрыто внутри рисунка.

3. Быть открытым, смотреть в лицо всем противоречиям в процессе оценки рисунка.

4. Объединить всю информацию, известную о человеке, чтобы ее кристаллизовать в понимании конкретного рисунка.

В дополнение к вышесказанному при интерпретации ри­сунков рекомендуется руководствоваться следующими поло­жениями;

1. Когда рисунок готов, очень важно взглянуть на него целиком прежде, чем фокусировать внимание на специфичес­ких деталях. Наиболее ценным является взгляд в целом на то послание, которое передает этот рисунок.

Это интуитивный процесс. Необходимо “войти” в рисунок и обнаружить, как он себе чувствуется, какое впечатление он производит. Первое впечатление от рисунка очень часто помо­гает нам понять, как человек чувствует себя в своем мире, насколько он чувствителен к внешним воздействиям, как он справляется с эмоциями и что он чувствует в отношении само­го себя.

Очень важно на этом этапе отследить глобальное впечат­ление от рисунка, понять, какие реакции он вызывает, не делая при этом ни малейшей попытки анализа, интеграции или логического понимания увиденного.

2. После этой интуитивной импрессивной стадии, соби­рающей впечатления, следует по-новому взглянуть на рису­нок и проанализировать все специфические детали рациона­льно с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.

Некоторые специалисты превращают этот процесс в ру­тинный, систематический с использованием регистрационного бланка, в который они механически заносят все детали. Дру­гие начинают с того, что фиксируют все детали, кото­рые привлекают их внимание и, отталкиваясь от них, строят свой дальнейший анализ.

Детали, которые привлекли наше внимание, как правило, являются очень значимыми. Они могут быть совершенно раз­личными. Например, необычное изображение какой-то фигуры, противоречивое изображение, большое количество стира­ний или перечеркиваний; необычное расположение фигуры на рисунке и пр. Очень часто то, что привлекает внимание специ­алиста, содержит скрытое послание.

И тот, и другой подходы к оценке рисунка правомерны, и их выбор определяется личным предпочтением специалиста.

3. Заключительный шаг в интерпретации рисунка связан с интеграцией информации, полученной на первом и втором этапах.

Нa этом этапе анализируется весь полученный материал, и он соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о человеке.

То, что верно, правдиво, истинно, обычно повторяется при различных формах обследований, и поэтому для специалиста очень важно получение любой дополнительной информации о пациенте. Иными словами, рисунки могут быть полностью по­няты лишь в контексте информации о жизни человека, в контексте всех тестовых данных. Все это должно учитываться в процессе составления финального заключения о значении рисунка.

В зависимости от теоретических воззрений психолога ин­терпретация конкретного рисунка может быть весьма разнообразной. Например, психоаналитик может увидеть в рисунке отражение конфликтов из раннего детского возраста; спе­циалист по семейной психотерапии увидит в том же рисунке актуальные аттитюды и чувства в отношении членов семьи. При этом обе интерпретации могут быть совершенно справедли­выми, но отражать различные аспекты жизни человека, и обе могут быть весьма полезными для понимания бессознате­льной динамики, действующей в жизни этого человека. Неко­торые рисуночные тесты (задания) в большей степени отвеча­ют теоретическим воззрениям, чем другие, и потому выбор за­дания всегда остается за специалистом.

Кинетический рисунок семьи или тест “Дом—Дерево—Че­ловек” могут быть идеальными для определения аттитюдов и чувств по отношению к членам семьи; тогда как тест “Нари­суй человека” больше подходит для определения скрытых сек­суальных тенденций и чувств в отношении самого себя.

Date: 2015-06-11; view: 464; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию