Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подход к интерпретации
Так как рисунки — продукт уникального творческого самовыражения личности, было бы весьма неправильным интерпретировать их, придерживаясь жестких догматических критериев. Когда это делается, то все богатство уникальной информации теряется и утрачивается глубина проникновения в личность. Однако, для психологов-практиков все-таки необходимо определенное руководство по интерпретации рисунков, необходима и специальная подготовка и обмен опытом с теми, кто имеет практику работы с рисунками. Для экспериментатора необходимо хорошо ознакомиться с руководством по интерпретации проективных графических методик, чтобы использовать стандартные интерпретации как трамплин, от которого можно оттолкнуться для исследования и понимания конкретных рисунков. Первым и основным правилом для практиков является умелое нахождение противоречащих деталей в рисунке и понимание значения, заложенного в рисунке “послания”, зашифрованного в символах. Никакое руководство, никакой набор правил не может содержать полного описания той уникальной комбинации характеристик, которую может обнаружить экспериментатор в рисунке, поэтому он должен полагаться на свое личное искусство при определении скрытого значения рисунка. Ответственность остается за экспериментатором и потому он должен постоянно развивать свое искусство прочтения рисунков, для этого ему необходимо все время расширять поле диагносцируемого материала. Овладение различными способами понимания человека через искусство, литературу, изучение психологических теорий, самопознание в значительной мере способствует формированию этого нужного умения “читать” рисунки людей. Ключ к пониманию рисунков для психолога состоит в том, чтобы оставаться открытым к любым возможностям интерпретации, при этом широта взаимодействия с различными человеческими мирами позволит легче отыскать правильные пути интерпретации. Когда используются все возможности интерпретации, то неуловимое послание в рисунке открывается, и истинная его природа может быть понята. Когда используются жесткие формализованные процедуры, то, как правило, наиболее значимая информация, полный замысел и уникальное значение рисунка утрачивается. Для овладения искусством интерпретации рисунков необходимо: 1. Изучить стандартное руководство по интерпретации проективных рисунков. 2. Использовать все возможности для понимания того, что скрыто внутри рисунка. 3. Быть открытым, смотреть в лицо всем противоречиям в процессе оценки рисунка. 4. Объединить всю информацию, известную о человеке, чтобы ее кристаллизовать в понимании конкретного рисунка. В дополнение к вышесказанному при интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями; 1. Когда рисунок готов, очень важно взглянуть на него целиком прежде, чем фокусировать внимание на специфических деталях. Наиболее ценным является взгляд в целом на то послание, которое передает этот рисунок. Это интуитивный процесс. Необходимо “войти” в рисунок и обнаружить, как он себе чувствуется, какое впечатление он производит. Первое впечатление от рисунка очень часто помогает нам понять, как человек чувствует себя в своем мире, насколько он чувствителен к внешним воздействиям, как он справляется с эмоциями и что он чувствует в отношении самого себя. Очень важно на этом этапе отследить глобальное впечатление от рисунка, понять, какие реакции он вызывает, не делая при этом ни малейшей попытки анализа, интеграции или логического понимания увиденного. 2. После этой интуитивной импрессивной стадии, собирающей впечатления, следует по-новому взглянуть на рисунок и проанализировать все специфические детали рационально с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации. Некоторые специалисты превращают этот процесс в рутинный, систематический с использованием регистрационного бланка, в который они механически заносят все детали. Другие начинают с того, что фиксируют все детали, которые привлекают их внимание и, отталкиваясь от них, строят свой дальнейший анализ. Детали, которые привлекли наше внимание, как правило, являются очень значимыми. Они могут быть совершенно различными. Например, необычное изображение какой-то фигуры, противоречивое изображение, большое количество стираний или перечеркиваний; необычное расположение фигуры на рисунке и пр. Очень часто то, что привлекает внимание специалиста, содержит скрытое послание. И тот, и другой подходы к оценке рисунка правомерны, и их выбор определяется личным предпочтением специалиста. 3. Заключительный шаг в интерпретации рисунка связан с интеграцией информации, полученной на первом и втором этапах. Нa этом этапе анализируется весь полученный материал, и он соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о человеке. То, что верно, правдиво, истинно, обычно повторяется при различных формах обследований, и поэтому для специалиста очень важно получение любой дополнительной информации о пациенте. Иными словами, рисунки могут быть полностью поняты лишь в контексте информации о жизни человека, в контексте всех тестовых данных. Все это должно учитываться в процессе составления финального заключения о значении рисунка. В зависимости от теоретических воззрений психолога интерпретация конкретного рисунка может быть весьма разнообразной. Например, психоаналитик может увидеть в рисунке отражение конфликтов из раннего детского возраста; специалист по семейной психотерапии увидит в том же рисунке актуальные аттитюды и чувства в отношении членов семьи. При этом обе интерпретации могут быть совершенно справедливыми, но отражать различные аспекты жизни человека, и обе могут быть весьма полезными для понимания бессознательной динамики, действующей в жизни этого человека. Некоторые рисуночные тесты (задания) в большей степени отвечают теоретическим воззрениям, чем другие, и потому выбор задания всегда остается за специалистом. Кинетический рисунок семьи или тест “Дом—Дерево—Человек” могут быть идеальными для определения аттитюдов и чувств по отношению к членам семьи; тогда как тест “Нарисуй человека” больше подходит для определения скрытых сексуальных тенденций и чувств в отношении самого себя.
|