Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историческая справкаСтр 1 из 7Следующая ⇒ Проективные методы
Психологическое тестирование как область науки имеет не очень долгую истерию. Ее начало относится к концу прошлого столетия. Первоначально наибольшее развитие получили тесты, направленные на измерение уровня интеллекта или успешности обучения. Тесты для измерения личностных особенностей стали появляться лишь в середине тридцатых годов, в США. Стандартизованные шкалы для измерения самооценки постепенно были заменены процедурами качественной интерпретации рисунков, выполненных на заданную тему. Следует отметить, что сначала рисуночные тесты не считались инструментом для измерения характеристик личности, а использовались в качестве дополнительных техник определения уровня интеллектуального развития испытуемых. Так, например, методика “Нарисуй человека” имела жесткие стандарты и шкалы для оценки уровня интеллекта. Накопление материалов по использованию рисуночных тестов и развитие учений о личности сделало очевидным, что содержание и манера исполнения рисунков могут быть вовсе не связаны с уровнем интеллекта, а детерминируются другими характеристиками. Было установлено, что качественные характеристики рисунков соотносятся с личностными особенностями человека, тогда как количественные — с умственными способностями. Тест “Нарисуй человека” был разработан Флоренс Гудэпаф в 1926 году. Это был первый опубликованный рисуночный тест для определения уровня интеллектуального развития детей. Ребенка просили нарисовать человека, давали ему лист белей чистой бумаги и карандаш. Определение умственного возраста ребенка основывалось на количественных и качественных характеристиках деталей рисунка. Заключение основывалось на предположении, что изображение различных деталей фигуры человека и точность их прорисовки являются прямым результатом уровня интеллектуального развития ребенка. В 1963 году, основываясь на тех же предположениях о природе рисунка, Харрис была предложена новая версия теста. В этой новой версии теста “Нарисуй человека” предлагалось выполнить три рисунка: изобразить мужчину, женщину и себя. Были разработаны шкалы специально для оценки мужской, женской фигуры и составлены нормы для мальчиков и девочек. Гудэнаф и Харрис утверждали, что рисунки могут быть использованы для оценки интеллектуальных способностей детей, но не могут использоваться в качестве проективных техник для определения личностных характеристик и скрытых конфликтов. В 1949 году Карен Маховер, неудовлетворенная тем, что тест “Нарисуй человека” использовался только для измерения уровня интеллекта и базируясь на своем богатом клиническом опыте, пересмотрела “жесткий” оценочный метод Гудэнаф. Она стала использовать данный метод для оценки личностных особенностей человека. В тесте Маховер “Нарисуй человека” испытуемому предлагались просто нарисовать человека. Когда рисунок был готов, ему давали чистый лист бумаги и предлагалось новое задание “нарисовать человека противоположного пола”. После завершения рисунков испытуемого просили рассказать историю по рисункам или ответить на ряд вопросов относительно изображенных фигур: о возрасте, образовании, личностных особенностях, целях, взглядах на семью и жизнь. В 1968 году было продолжено дальнейшее развитие этого направления. Была разработана система оценок и перечень индикаторов для выявления эмоциональных затруднений. В 1948 году был опубликован тест “Дом—Дерево—Человек”, который представлял собой один из первых графических методов, созданных специально для исследования личности. Разработка этого теста связана с именами Маховер, Бак, Холлес и захватывает период с 50-х по 70-е годы. Один из вариантов проведения теста включает в себя три раздельные процедуры: ахроматический, карандашный рисунок, фазу опроса, хроматический рисунок восковыми мелками. Хотя эта методика первоначально задумывалась для работы с детьми, она стала широко использоваться для работы с людьми различных возрастов. Оригинальная процедура теста “Дом—Дерево—Человек” состояла в следующем: сначала испытуемому предлагали лист белой бумаги в горизонтальном положении и просили нарисовать дом. Когда рисунок был закончен предлагался лист белой бумаги вертикально ориентированный и давалось задание нарисовать дерево. В заключение на листе бумаги в вертикальном положении испытуемый должен был нарисовать человека. Существует также популярная вариация теста, в которой просят нарисовать дом, дерево и человека на одном листе. Интерпретация теста “Дом—Дерево—Человек” основывается на ряде показателей: учитывается манера исполнения рисунков, пропорции фигур, представленных на рисунке. Кроме того, испытуемого просят рассказать о тех чувствах и переживаниях, которые возникают у него по отношению к рисунку в целом и его деталям. Обсуждение теста “Рисунок семьи” появилось в литературе в 1956 году. В этом тесте испытуемого просят нарисовать его семью. Интерпретация теста основывается на том, как оформлен этот рисунок, какие члены семьи изображены на нем, как они располагаются на листе бумаги. Новизна работ Халса состоит в том, что обращается внимание не только на сам рисунок, но и на процесс рисования: использование карандашей, стирание, вычеркивание, поведенческие реакции испытуемого, его эмоциональные комментарии. Вариантом этого теста можно считать “Кинетический рисунок семьи”, который впервые описали Бурнс и Кауфман (1970, 1980). Основное отличие этого метода состоит в том, что в задании предлагается нарисовать членов семьи, которые чем-то заняты, что-то делают. Изображение действия, которое разворачивается между членами семьи, позволяет более полно узнать о взаимоотношениях между членами семьи, о чувствах, которые испытывают члены семьи друг к другу. Кауфман также была предложена вариация данного метода, когда испытуемому предлагалась инструкция: “Изобрази семью так, как ты ее себе представляешь”. Эта инструкция была менее структурирована. Параллельно с рисованием задавалась серия вопросов, подталкивающих испытуемого на открытое обсуждение чувств (например, кто в семье самый хороший?). Одной из наиболее интересных техник является спонтанное рисование. Хотя спонтанные рисунки не являются в полном смысле этого слова проективными тестами, их ценность известна практическим психологам уже давно. Кроме того, что манера исполнения и содержание рисунков дает очень ценную информацию о природе и функционировании личности, важным моментом является и терапевтическая роль таких рисунков, дающих возможность эмоционального высвобождения. В последнее время было сделано много попыток понять динамику бессознательного тех лиц, которые привычно используют спонтанные, невербальные методы для самовыражения — это дети, художники, артисты. Психологический анализ и оценка творческих произведений дает нам ценную информацию о том, как человек воспринимает окружающий его мир и что он чувствует по отношению к нему.
|