Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческая справка





Проективные методы

 

Психологическое тестирование как область науки имеет не очень долгую истерию. Ее начало относится к концу прош­лого столетия.

Первоначально наибольшее развитие получили тесты, нап­равленные на измерение уровня интеллекта или успешности обучения.

Тесты для измерения личностных особенностей стали по­являться лишь в середине тридцатых годов, в США.

Стандартизованные шкалы для измерения самооценки постепенно были заменены процедурами качественной интер­претации рисунков, выполненных на заданную тему. Следует отметить, что сначала рисуночные тесты не считались инстру­ментом для измерения характеристик личности, а использова­лись в качестве дополнительных техник определения уровня интеллектуального развития испытуемых.

Так, например, методика “Нарисуй человека” имела жест­кие стандарты и шкалы для оценки уровня интеллекта.

Накопление материалов по использованию рисуночных тестов и развитие учений о личности сделало очевидным, что содержание и манера исполнения рисунков могут быть вовсе не связаны с уровнем интеллекта, а детерминируются дру­гими характеристиками. Было установлено, что качественные характеристики рисунков соотносятся с личностными особен­ностями человека, тогда как количественные — с умственными способностями.

Тест “Нарисуй человека” был разработан Флоренс Гудэпаф в 1926 году. Это был первый опубликованный рисуноч­ный тест для определения уровня интеллектуального развития детей. Ребенка просили нарисовать человека, давали ему лист белей чистой бумаги и карандаш. Определение умствен­ного возраста ребенка основывалось на количественных и качественных характеристиках деталей рисунка. Заключе­ние основывалось на предположении, что изображение раз­личных деталей фигуры человека и точность их прорисовки являются прямым результатом уровня интеллектуального развития ребенка.

В 1963 году, основываясь на тех же предположениях о природе рисунка, Харрис была предложена новая версия те­ста. В этой новой версии теста “Нарисуй человека” предла­галось выполнить три рисунка: изобразить мужчину, женщину и себя. Были разработаны шкалы специально для оценки мужской, женской фигуры и составлены нормы для мальчи­ков и девочек.

Гудэнаф и Харрис утверждали, что рисунки могут быть использованы для оценки интеллектуальных способностей детей, но не могут использоваться в качестве проективных тех­ник для определения личностных характеристик и скрытых конфликтов.

В 1949 году Карен Маховер, неудовлетворенная тем, что тест “Нарисуй человека” использовался только для измерения уровня интеллекта и базируясь на своем богатом клиничес­ком опыте, пересмотрела “жесткий” оценочный метод Гудэ­наф. Она стала использовать данный метод для оценки лич­ностных особенностей человека.

В тесте Маховер “Нарисуй человека” испытуемому пред­лагались просто нарисовать человека. Когда рисунок был готов, ему давали чистый лист бумаги и предлагалось новое задание “нарисовать человека противоположного пола”. После завершения рисунков испытуемого просили рассказать ис­торию по рисункам или ответить на ряд вопросов относитель­но изображенных фигур: о возрасте, образовании, личностных особенностях, целях, взглядах на семью и жизнь.

В 1968 году было продолжено дальнейшее развитие этого направления. Была разработана система оценок и перечень индикаторов для выявления эмоциональных затруднений.

В 1948 году был опубликован тест “Дом—Дерево—Чело­век”, который представлял собой один из первых графичес­ких методов, созданных специально для исследования лично­сти.

Разработка этого теста связана с именами Маховер, Бак, Холлес и захватывает период с 50-х по 70-е годы.

Один из вариантов проведения теста включает в себя три раздельные процедуры: ахроматический, карандашный рису­нок, фазу опроса, хроматический рисунок восковыми мелка­ми. Хотя эта методика первоначально задумывалась для работы с детьми, она стала широко использоваться для работы с людьми различных возрастов.

Оригинальная процедура теста “Дом—Дерево—Человек” состояла в следующем: сначала испытуемому предлагали лист белой бумаги в горизонтальном положении и просили нари­совать дом. Когда рисунок был закончен предлагался лист белой бумаги вертикально ориентированный и давалось зада­ние нарисовать дерево. В заключение на листе бумаги в вертикальном положении испытуемый должен был нарисо­вать человека.

Существует также популярная вариация теста, в которой просят нарисовать дом, дерево и человека на одном листе.

Интерпретация теста “Дом—Дерево—Человек” основыва­ется на ряде показателей: учитывается манера исполнения рисунков, пропорции фигур, представленных на рисунке. Кроме того, испытуемого просят рассказать о тех чувствах и переживаниях, которые возникают у него по отношению к рисунку в целом и его деталям.

Обсуждение теста “Рисунок семьи” появилось в литерату­ре в 1956 году.

В этом тесте испытуемого просят нарисовать его семью. Интерпретация теста основывается на том, как оформлен этот рисунок, какие члены семьи изображены на нем, как они располагаются на листе бумаги. Новизна работ Халса состоит в том, что обращается внимание не только на сам рисунок, но и на процесс рисования: использование карандашей, стира­ние, вычеркивание, поведенческие реакции испытуемого, его эмоциональные комментарии.

Вариантом этого теста можно считать “Кинетический ри­сунок семьи”, который впервые описали Бурнс и Кауфман (1970, 1980).

Основное отличие этого метода состоит в том, что в зада­нии предлагается нарисовать членов семьи, которые чем-то заняты, что-то делают. Изображение действия, которое разво­рачивается между членами семьи, позволяет более полно уз­нать о взаимоотношениях между членами семьи, о чувствах, которые испытывают члены семьи друг к другу.

Кауфман также была предложена вариация данного ме­тода, когда испытуемому предлагалась инструкция: “Изобрази семью так, как ты ее себе представляешь”. Эта инструкция была менее структурирована. Параллельно с рисованием задавалась серия вопросов, подталкивающих испытуемого на открытое обсуждение чувств (например, кто в семье самый хороший?).

Одной из наиболее интересных техник является спонтан­ное рисование. Хотя спонтанные рисунки не являются в пол­ном смысле этого слова проективными тестами, их ценность известна практическим психологам уже давно. Кроме того, что манера исполнения и содержание рисунков дает очень ценную информацию о природе и функционировании лично­сти, важным моментом является и терапевтическая роль та­ких рисунков, дающих возможность эмоционального высво­бождения.

В последнее время было сделано много попыток понять динамику бессознательного тех лиц, которые привычно испо­льзуют спонтанные, невербальные методы для самовыражения — это дети, художники, артисты. Психологический анализ и оценка творческих произведений дает нам ценную информацию о том, как человек воспринимает окружающий его мир и что он чувствует по отношению к нему.

Date: 2015-06-11; view: 349; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию