Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Надежность и валидность
Определение валидности и надежности для проективных рисуночных жестов дело непростое. В современной психометрии в качестве основных характеристик пригодности теста, как измерительного инструмента, принято считать его надежность и валидность. Многие авторы высказывают сомнения, что рисуночные методики когда-нибудь хотя бы в малейшей степени начнут удовлетворять тем критериям, которые традиционно предъявляются к психологическим тестам. Попытки их стандартизации часто давали непостоянные результаты. Это связано с дефицитом строгости в оценочных процедурах. Рисунки сами по себе очень богаты и содержат огромное количество информационных ресурсов, которые невозможно исчерпать специфическими количественными категориями, и потому приоритет остается за качественной интерпретацией. Надежность теста — характеристика устойчивости его к действию помех. (Тест считается абсолютно надежным, когда при повторном выполнении теста теми же испытуемыми, он дает результаты, которые распределяются также, как и в первый раз). При выполнении рисуночных тестов отмечаются значительные вариации между первыми результатами и последующими. Из-за такого разнообразия данных, исследователям практически не удается измерить надежность. Так, например, Джонсон и Берне (1958) попытались высчитать степень согласования оценок, которые давались психологами-практиками, специально подготовленными для работы с тестом “Нарисуй человека”. Надежность в результате подобного эксперимента составила 0,33. Даже после дискуссий экспертов и выработки ими единых оценочных критериев, надежность повысилась всего лишь до 0,71. Такие скромные результаты объясняются прежде всего неопределенностью, нечеткостью знаков-символов, которые используютсядля оценок. Например, изображение человека с опущенными руками и отвернутым от наблюдателя телом, часто трактуется как обозначающее сдержанность и психологическую недоступность. Маленькая, сжавшаяся фигура как бы символизирует такое же сжавшееся ЭГО у автора рисунка. Таким образом, в интерпретации рисунка обычно широко используются аналогии и предполагается изоформность. Однако, предложения по поводу интерпретации таких знаков-символов были сделаны вне связи с их актуальной валидностью. Обзор данных, сделанных Робак (1968) указывает на то, что существует небольшое количество подтверждений, устанавливающих истинное значение знаков-символов. Существует мнение, что исследователи склонны продолжать интерпретировать проективные рисунки, основываясь на предположительной изоформности или “фольклоре”, несмотря на то, что им могут быть представлены данные, которые являются противоположными их убеждениям. Многие клиницисты предпочитают утилитарный подход и, благодаря высокой тренированности, успешно диагносцируют по рисункам, устанавливая клинические диагнозы. Особенно точны их диагнозы при определении случаев тяжелой патологии или органических заболеваний головного мозга, однако и в этих случаях валидность и надежность остается ниже необходимого уровня.
|