Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Созерцание в религии





В основе каждой религии лежит вера. Это вера в нечто, выходящее за пределы человеческого сознания, трансцендентное, непознаваемое. И, тем не менее, задачей верующего является приближение к этому нечто, познание его. Как познать непознаваемое? Путем непосредственного опыта нельзя, ибо трансцендентное лежит за пределами мира. Логически - невозможно, человеческий разум имеет свои ограничения. Остается путь откровения, когда то высшее, божественное нисходит к человеку, приходит в мир, где может быть воспринято. Задача верующего подготовить свое сознания для принятия высших истин, привести себя в то состояние, в котором трансцендентное может быть воспринято. Поэтому в каждой религии есть система практических упражнений, направленных на работу с собственным сознанием. И часто одним их важнейших компонентов такой системы является созерцание. Созерцание в религии – способ приближения к божественному, познание высших истин.

Понятие созерцания различно на Западе и Востоке, в христианстве и буддизме.

Христианские категории мышления окончательно сформировались в Средние Века. Очень многое было позаимствовано из античной философии, в особенности у Платона. Только на месте Идеи находится Бог, дух, который является источником всего сущего. Понятие созерцания в христианстве также очень похоже на то, как его понимал Платон. Бога также как и идеи невозможно увидеть или ощутить органами чувств. Однако можно направлять свою душу к Богу, стремиться к нему. И божественное откроется навстречу человеку. Такое состояние достигается непрестанной молитвой и даже некоторыми физическими упражнениями. Особенно указанные техники развивались в исихазме - системе аскетической и монашеской практики. В христианстве выделилось два пути к спасению: путь деятельный, состоящий в совершении праведных, добрых дел, и путь созерцательный, связанный с непрестанной молитвой. Так, преподобный Максим Исповедник писал:

«Тому, кто деятельно проходит жизнь, Господь присущ посредством добродетелей, а от того, кто ни во что ставит добродетель, Он отступает. И опять, мужу созерцательному Он присущ чрез истинное ведение вещей; от того же, кто в какой-либо мере в сем погрешает, отступает».

Итак, можно сказать, что в христианстве созерцание – это некое особое, молитвенное состояние, направленность души к Богу.

Восточное мировосприятие в корне отличается от западного. Оно целостно. Западный человек в процессе познания в начале отделяет себя от остального мира, затем его ум рассекает целостную реальность, разделяет ее на части, исследует каждую по отдельности, выделяет отдельные свойства, группирует их в общие понятия. Поэтому человек имеет дело уже не с реальностью как таковой, а с абстрактными понятиями, с абстрактной моделью мира, а не с миром как таковым. Восточное восприятие не отделяет субъект от объекта. Человек является частью мира, он не выпадает из него. Бытие же воспринимается конкретно, непосредственно, без разделения на составные части. Оно постигается не с помощью мышления, а только при помощи непосредственного опыта, не деятельного. Не выделяется также ни высокое, ни низкое, ни главное, ни второстепенное. Так, когда однажды одного учителя дзэна спросили, что такое дзэн, он ответил: "Ваши повседневные мысли". Т. Д. Судзуки во «Введении в дзен-буддизм» назвал мышление в дзэне экзистенциальным мышлением. Цель последователя дзен - сатори - чувство Настоящего, одного, абсолютного момента, содержащего в себе все.

В библейской истории человек, вкусивший плоды с дерева познания, приобрел мудрость, но утратил рай. Возможно так же человек, получивший возможность абстрактного мышления утратил способность непосредственно воспринимать бытие. Нас отделяют от реальности сложные конструкции, модели жизни.

В дзэне существуют определенные техники созерцания, медитации и сосредоточения. Но, поскольку целью дзэн-буддиста является непосредственное бытие, то созерцание не отделено от повседневной жизни. Сама жизнь буддиста должна быть созерцательна, каждую минуту надо чувствовать жизнь во всем. Буддизм не относится к повседневности как к чему-то низшему, которое не позволяет человеку задуматься о великих идеалах. Нет ничего незначительного, как в каждом невзрачном цветке отражается красота всего мира.

Итак, для буддиста созерцание – это не только способ познания, но и способ бытия.

Date: 2015-07-17; view: 918; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию