Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эффекты межличностного восприятияВ процессе общения мы оцениваем поведение других людей и так или иначе изменяем характеристики другого, причём это имеет место даже тогда, когда мы просто находимся в одном помещении. При оценке другого люди стремятся невольно, неосознанно построить определённую систему интерпретации поведения другого, в частности обозначить причины наблюдаемого поведения. Строго говоря, эти причины можно выявить только в результате кропотливого исследования, но в обыденной жизни всё происходит очень быстро, неожиданно и никаких исследований мы проводить не можем. Когда люди плохо знают друг друга или не знают вообще, например впервые встречаются, эти причины чаще всего приписываются. В литературе процесс приписывания другим людям мотивов, потребностей, желаний называется каузальная (причинная) атрибуция (свойственность). Условием появления каузальной атрибуции является дефицит информации о другом человеке. А самоё приписывание свойств осуществляется на основе сходства поведения воспринимаемого лица с некоторым образцом, который имеется в опыте воспринимающего, либо на основе анализа собственных механизмов (мотивов в первую очередь), предполагаемых в аналогичной ситуации. В последнем случае имеет место идентификация. Мера и степень приписывания каких – либо свойств зависят от двух показателей. Первый показатель называется степень уникальности – типичности наблюдаемого поступка. Второй показатель – степень его желательности или нежелательности. Типичное поведение – это то, которое предписывается выполняемой ролью. Вы едите на автомобиле, вас тормозит гаишник, вы лезете в карман за документами, он подходит к вам и спрашивает: скажите пожалуйста, какой сейчас час? Это нетипичное поведение. Это поведение, которое не соответствует роли гаишника. Особенность уникального поведения заключается в том, что оно допускает множество интерпретаций. Не одну, а множество. Социальная желательность поведения. Это поведение, которое соответствует социальным и культурным нормам. В психологии есть понятие «место поведения» и его аналог – хронотоп. Социально желательное поведение – это то, которое соответствует социальным и культурным нормам. Понятие места поведения или хронотопа – это своего рода пространственные и временные константы нашего поведения в ситуации коммуникации. Это например хронотоп студенческой аудитории. Пространственные и временные константы коммуникативной ситуации. Например, существует хронотоп студенческой аудитории, хронотоп кафе, хронотоп церкви, который негласно предписывает, как себя вести, в какой последовательности и как действовать. Поведение, которое соответствует регламенту хронотопа, легко и однозначно объяснимо. При нарушении норм имеет место социально нежелательное поведение, при котором диапазон возможных объяснений резко расширяется. Человек, который ест в церкви, воспринимается либо как психически ненормальный, либо как принадлежащий к другой вере, либо интерпретируется как антихрист и т.д. Характер атрибуции, т.е. характер приписывания зависит от того, является ли субъект восприятия участником какого либо события или его сторонним наблюдателем. Возможны три типа атрибуции: 1 – личностная атрибуция. Причина наблюдаемого поступка приписывается тому, кто его совершает. 2 – объектная атрибуция. Причина поступка приписывается объекту, на который направлено действие человека. 3 – обстоятельственная атрибуция. Причина совершающегося поведения приписывается обстоятельствам, случаю, судьбе и т.п. Показано, что посторонний наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, т.е. объясняет происходящее чертами личности воспринимаемого человека. Участник же события склонен объяснять случившееся обстоятельствами. Особенно наглядно это проявляется в приписывании причин успеха и неудачи. Участник действия причины своей собственной неудачи видит вовне, во внешних обстоятельствах, а удачу приписывает себе. Сторонний же наблюдатель удачу другого приписывает обстоятельствам, а неудачу – самому исполнителю. Ещё один момент социального познания – это конкретные черты и свойства воспринимаемого человека. Одни люди склонны выделять физические черты и по ним проводить оценку. Это рост, размер, цвет глаз и т.п. Другие выделяют психологические характеристики, прежде всего черты характера человека: доброта, совестливость, интеллект и т.д. Существенно, что во втором случае возможность приписывания оказывается много больше и реальная ошибка возникает много чаще. Роль установки и прошлого опыта в процессе межличностного познания. Известны три основные эффекта установки, которые возникают при восприятии людьми друг друга. - Эффект ореола или галло – эффект. - Эффект новизны и первичности. - Эффект стереотипизации. Рассмотрим эти три эффекта: Эффект ореола состоит в том, что общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит к положительным оценкам и тех качеств, которые в восприятии непосредственно не даны. Исследования показывают, что симпатичная девушка, в отличии от несимпатичной, оценивается как более умная, успешная в выполнении заданий и т.п., хотя это может не соответствовать действительности. Неблагоприятное впечатление порождает, соответственно, отрицательные выводы., отрицательные оценки качеств личности. Данный эффект имеет место тогда, когда человек располагает минимальной информацией о воспринимаемом. Таким образом, первоначально выработанные представления о человеке как бы мешают увидеть его действительные черты. Эффект первичности и новизны связан с порядком получения информации о человеке, причём о человеке незнакомом. Довлеет та информация, которая была получена раньше. Самая первая информация о человеке является определяющей. По существу мы видим в новом человеке то, что о нём знаем. Эффект стереотипизации – это классификация форм поведения и их интерпретация путём отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям. Как правило, стереотипы возникают на основании довольно ограниченного прошлого опыта и при наличии неполной информации о человеке. Часто стереотип возникает на основе групповой принадлежности, например, принадлежности к определённой профессии, этнической группе и т.д. Вот типичный стереотип: все бухгалтеры – педанты. Или: все южане – холерики, а северяне – флегматики. Или: русские любят выпить, француз – любит …, а немец устанавливает порядок. Это типичный стереотип. Стереотипизация в процессе взаимного познания может приводить к двум различным следствиям: - К определённому упрощению процесса познания, замене анализа необходимой информации о человеке некоторыми штампами. В этой замене есть некоторый позитив – значительное сокращение времени познания другого. - К возникновению предубеждения относительно данного человека. Если суждения на основе прошлого и очень ограниченного опыта, а опыт этот негативен, то всякое новое восприятие представителя той же самой социальной группы окрашивается неприязнью. С этим и связан так называемый бытовой национализм. В Америке было проведено исследование как раз этого стереотипа относительно негров. Негры сексуально агрессивны, коварны, непредсказуемы. Оказалось, что негры во-первых не очень – то сексуально агрессивны по сравнению с белыми, в значительной мере не коварны и абсолютно предсказуемы. Но для этого нужно знать, какими интересами живёт негритянское население, как они общаются, что делают и т.п.
|