Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общение как взаимодействие





Организация взаимодействия между коммуникантами и обмен действиями. Организация совместной деятельности людей.

Субъект совместной деятельности – социальная группа. Совместная групповая деятельность имеет те же психологические составляющие, что и индивидуальная: мотив, цель, средства и способы, результат, но, в отличие от индивидуальной деятельности, психологические составляющие как бы распределены между участниками группы. Группе присущи: общность целей, плана, принятия решения, оценки результата деятельности и предполагается наличие общего фонда информации.

Важно иметь в виду, что и потребности и мотивы участников совместной деятельности как правило различны. В процессе общения участники пытаются регулировать собственную активность и влиять на поведение других людей. Происходит влияние на все психологические составляющие деятельности партнёров по общению.

Факторы, объединяющие людей в совместной деятельности:

1 – общность цели. Если общая цель не сформулирована, совместная деятельность состояться не

может. Цель может быть: эпизодическая (спортивная игра),пролонгированная (продолжительные периоды жизни, производственная или учебная деятельность).

Общая цель определяет задачу каждого участника деятельности. Понять задачу каждого из участников можно только в контексте общей деятельности.

2 – планирование. Установление этапов достижения цели или последовательности действий участников. На основании общего плана каждый из участников вырабатывает свой индивидуальный план.

3 – анализ и синтез текущей информации, который завершается принятием решения. Совместная деятельность предоставляет большие возможности отбора информации, её многосторонней проверки. Согласно существующим исследованиям, если между членами группы складываются положительные или нейтральные отношения, то эффективность решения перцептивных, мнемических, интеллектуальных задач повышается в 1.5 – 2 раза. Если же отношения имеют отрицательный характер, то эффективность решения задач резко снижается.

4 – согласованность действий участников во времени (психологический рисунок взаимодействия). Возможны 3 варианта согласования действий:

- Параллельное или независимое выполнение действий. Согласование осуществляется в начале и в конце деятельности (бригада, где у каждого своё задание).

- Последовательное выполнение действий. Согласование при каждом переходе действия (работа на конвейере).

- Выполнение одного и того же действия несколькими людьми. Согласование осуществляется непрерывно. Это наиболее сложный тип согласования, но наиболее интересный в психологическом плане. (пример: авиадиспетчеры, отслеживающие полёт одного самолёта).

5 – оценка результата индивидуальных действий. Оценка совместной деятельности осуществляется по групповым критериям. Важны не только личная и индивидуальная оценка результата, но и оценка других людей.

6 – Динамика общения как взаимодействие. Потребность в общении возникает, когда человек сталкивается с проблемной ситуацией, для решения которой собственного опыта или ресурсов оказывается недостаточно. Три основные фазы:

- Формирование общей системы координат, относительно которой строится поведение участников общения. Происходит выравнивание информированности коммуникантов.

- Складывается совместная программа деятельности, распределяются функции между участниками. Участники договариваются об условиях их сопряжения.

- Синхронизируется психическое состояние людей, вступивших в общение, формируется общий фонд знаний, умений и навыков. Решая ту или иную задачу, участники общения используют не только свой опыт, но и опыт, которым располагают партнёры.

В результате возможны два исхода:

- Вырабатываются общие позиции и складывается коллективный субъект.

- Обнаруживается противоречие и несовместимость позиций, коллективный субъект не складывается.

Два вида взаимодействия:

- Кооперация (координация сил и ресурсов участников взаимодействия)

- Конкуренция (дискоординация сил участников, яркой формой конкуренции является конфликт).

Существуют различные формы конфликта:

- Деструктивный конфликт. Происходит рассогласование или расшатывание взаимодействия. Для деструктивного конфликта характерны: экспансия, т.е. расширение числа вовлечённых участников, эскалация конфликта, т.е. нарастание напряжённости, рост предубеждённости, поиск у противников отрицательных черт.

- Продуктивный конфликт. Возникает, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а различных точек зрения на проблему и способы её решения. Часто наблюдается в научной сфере, когда происходит борьба школ или направлений. Способствует всестороннему рассмотрению проблемы.

4 типа конфликта (по типу участников)

1 – межличностный конфликт. В его основе лежат личностные характеристики: несходство характеров, ценностей или установок. Чаще всего обусловлен объективными причинами: борьбой за ограниченные ресурсы.

2 – внутриличностный конфликт. Противоречия самой личности. Несовместимость индивидуальных потребностей с социальными нормами. Примеры: ревность – соединение любви и ненависти (внутри!); ролевой конфликт - - разные социальные группы предъявляют к человеку диаметрально противоположные требования и заставляют его выполнять диаметрально противоположные роли.

3 – конфликт между личностью и группой. Личность отказывается принять групповые нормы. В этом случае личность оказывается изгоем.

4 – Межгрупповой конфликт. Конфликт между формальными и неформальными группами. В основе лежит борьба за ограниченные ресурсы.

Date: 2015-07-17; view: 428; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию