Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативная сторона общения





Общение выступает как процесс обмена информацией.

Есть некоторое содержание, которое S1 должен сообщить S2. Это содержание находится во внутренней форме, как идея, как мысль либо как образ. Это содержание кодируется в кодах, как правило, родного языка и транслируется S2. Содержание – кодирование – трансляция. Получаемая информация так или иначе воспринимается субъектом, декодируется, в результате чего извлекается смысл или содержание сообщения. В результате декодирования S2 овладевает смыслом или содержанием сообщения. На данном этапе общения S1 является активным, а S2 является относительно пассивным субъектом. Однако уже на следующем этапе общения их роли меняются.

Теперь S2 пытается выразить то или иное содержание, кодирует его, транслирует S1. S1 воспринимает информацию, декодирует и извлекает предметное содержание или смысл. Мы имеем дело с основным циклом общения, понимаемым как коммуникация. Как правило этот процесс подчинён вполне определённой цели, которая обычно сводится к стремлению каждого из участников общения повлиять на другого в нужном направлении.

Иначе говоря: цель общения – определённое поведение другого. Иногда представление о желаемом поведении у участников общения совпадает, а иногда – нет. Для того, чтобы состоялось общение, необходима единая система языка, единая система кодирования посылаемой и воспринимаемой информации. Если этого не происходит, общение состояться не может. Представьте себе двух людей, которые владеют языками, радикально отличными друг от друга. К счастью, наряду с вербальными средствами общения, наряду с общением посредством языка существуют невербальные средства общения посредством жестов, мимики, контакта глаз …

Наконец ещё один очень важный момент. Участники общения должны иметь близкий опыт взаимодействия с миром. Если этот опыт будет радикально отличаться, общение не получится. Участники общения должны иметь, как говорят психологи, общий фонд информации. Более того, в процессе общения этот общий фонд постоянно расширяется и видоизменяется. Участники общения начинают лучше понимать друг друга.

Когнитивная сторона (когнитивный план) общения.

Эта сторона общения касается восприятия, представления и понимания друг друга партнёрами по общению. Иногда данный план называю социальной или межличностной концепцией. В любом случае речь идёт о разновидности познания человека человеком. Человек вступает в общение как личность, т.е. как субъект, который обладает потребностями, мотивами, способностями, темпераментом, характером. По внешней стороне поведения, по занимаемой позиции, мимике, жестам, мы как бы прочитываем других людей, расшифровывая их внешние данные. В зависимости от того, насколько точно мы сможем читать другого, мы строи своё поведение и организуем совместные действия.

Это умение читать других опирается на умение читать и знать самого себя. На то, что в психологии называют Я - концепция. В это понятие входят:

- представление о самом себе. Это представление иногда называют специальным термином: образ Я.

- Оценка самого себя, самооценка.

- Отношение к самому себе. Мы как бы в процессе общения смотримся в зеркало и видим в других людях самих себя. В ходе познания другого одновременно осуществляется ряд процессов.

Во – первых – эмоциональная оценка другого типа «хороший – плохой», «добрый – злой». Обратите внимание, что здесь нет особой логики. Мы как бы видим непосредственно качества личности человека.

Во – вторых – это попытка понять строй поступков другого. Что им движет, почему он действует так а не иначе.

В – третьих – построение стратегии собственного поведения. Если человек нам не нравится, мы так или иначе оказываемся перед проблемой: как поступить, чтобы больше с ним не встречаться, или же наоборот: как сделать так, чтобы обратить на себя внимание.

В процессе взаимодействия людей каждый из участников принимает в расчёт не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы и установки. Мы познаём другого через себя и познаём себя через другого. Этот процесс всегда включает две стороны. Первая называется идентификация. Вторая – рефлексия.

Идентификация: отождествление себя с другим. Уподобление себя другому. Это значит, что заключение о том, что кто-то грустит или наоборот радуется делается не просто на основе выражения его лица, а на основе того, что мы ставим себя на место другого, как бы примеряем на себя его образ и вживаемся в этот образ. В этом смысле все люди в той или иной степени актёры. В жизни мы постоянно играем и за себя и за другого. Причем чем полнее мы отождествляем себя с другим, тем глубже и адекватнее понимаем этого человека.

Идентификация довольно тесно связана с ещё одним явлением, которое получило название эмпатия. Эмпатия – тоже способ понимания другого человека, но понимания не рационального, а чувственного. Другой человек не столько продумывается нами, сколько прочувствуется. Поэтому эмпатию нередко называют эмоциональной идентификацией. И здесь человек ставит себя на место другого, смотрит на вещи его глазами, сопереживает, но не отождествляет себя с другим. Эмпатия – это прежде всего сочувствие. Это позволяет принять во внимание линию поведения другого, учесть её. В то время, как собственная линия поведения будет строиться совершенно иначе.

Организация общения зависит ещё от одного процесса, от того как этот другой воспринимает, представляет и понимает себя. Этот процесс называется рефлексия. Это уже не просто знание или понимание другого, а как бы удвоенный, зеркальный процесс отражения другого. Это видение самого себя глазами другого, глазами партнёра по общению. Здесь мы приходим к так называемой диадической ситуации общения, которая весьма показательна и проясняет очень многие вещи в науке.

Вот вам вопрос: есть два человека: A и B, Пётр и Павел. Как вы думаете, сколько человек включено в процесс их общения? Давайте считать.

  Есть Пётр и Павел сами по себе, как их создал господь бог. Их онтологическая сущность. A и B как они есть на самом деле. A B
  A как он видит самого себя, т.е. Я – концепция A и B как он видит самого себя, т.е. Я – концепция B. A и B, как они видят самих себя. A(A) B(B)
  То, как Пётр и Павел видят друг друга. A(B) B(A)
  Рефлексия A(B(A)) B(A(B))

В такой простой казалось бы диадической ситуации мы имеем в виду на самом деле 8 различных людей. Это очень непростая штука. Нам-то кажется, что мы имеем дело непосредственно с человеком, но на самом деле это не так. Мы имеем дело с очень сложным представлением о другом, причём это представление всегда опосредовано представлением о нас самих, причём многократно. Посмотрите, какое гигантское пространство ошибок может возникать в этом движении от одного к другому. Сколько непонимания заложено во всех этих рассуждениях, но мы всё же понимаем, всё же находим адекватное решение. Мы-то ведь обычно обращаемся к другому так, как видим самого себя и как видим другого, но у другого-то позиция иная, он не может влезть в нашу шкуру, хотя и пытается. Отсюда многообразие социально – психологических феноменов, т.е. феноменов, которые возникают в процессе коммуникации, в процессе общения. Мы к ним сейчас переходим.

Date: 2015-07-17; view: 680; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию