Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ноосфера – идеология для атеистов и теологов





И пусть нам вечным двигателем будет

Вселённый в нас ноосферизм.

Почти по-В. Маяковскому

Даже сложно себе представить, что маленькое, тщедушное с тонкой кожей существо, каким является человек, сможет противостоять в жесткой конкурентной борьбе мощным животным, населяющим планету Земля. Еще сложнее представить, что его популяция в эволюции биосферы займет в ней сколь-либо серьезное место. И уж совсем похоже на парадокс то, что это существо вдруг будет довольно ощутимо влиять на развитие, и даже на существование других популяций животных. Но, тем не менее, многие глобальные изменения на 3-й планете Солнечной системы происходят именно под мощным воздействием человека – маленького, тщедушного, помноженного на 7 миллиардов.

Глобальное воздействие человека на планету стало ощущаться уже в конце девятнадцатого века, а к началу века двадцатого человечество вползло в Первую мировую войну. Война и последующие за ней события, тоже планетарного масштаба, не только не разрешили глобальные противоречия, но и усугубили их и добавили новые. Капитализм 20-х годов толкал западные страны к мощному кризису конца 20-х-начала 30-х годов. С другой стороны нарождался фашизм в Италии и Германии, с третьей – Советский Союз с диктатурой группы в ореале пролетариата и Коммунистического Интернационала. В этом «винегрете» объективно и настоятельно требовалась новая идеология, и она как бы уже «витала» в атмосфере.

Первыми услышали о зарождении нового учения студенты французской Сорбонны, которым в 1923-1924 годах академик Вернадский читал лекции по геохимии. Эти лекции вдохновили двух ученых (Пьера Тейяра де Шардена и Эдуарда Ле Руа) на глубокие раздумья о сущности человечества и его предначертании в природе. Выборочно восприняв мысли, высказанные Владимиром Ивановичем, Ле Руа вскоре издал две свои научно-философские работы. В них он писал о ноосфере – сфере разума (от греч. «ноос»-разум и «сфера»-шар в смысле оболочки Земли). Идею ноосферы Ле Руа разрабатывал совместно с Тейяром де Шарденом, но Тейяру церковное начальство не разрешило публиковать свои труды, поскольку он был иезуитом. Так что формально первым удалось обозначить это магическое слово «ноосфера» только Ле Руа. Не будем «блуждать в трех соснах», кто является истинным пионером, первооткрывателем ноосферы, поскольку все трое в тот период были вдохновлены одной и той же идеей, в одно и то же время находились в одном и том же месте, общались друг с другом, и протокола их общения никто не вел. Важно то, что слово, точно характеризующее будущее развитие человечества, увидело свет. Хотя законченной, логически выдержанной теории ноосферы так и не создали ни Ле Руа, ни де Шарден, ни Вернадский.

Ле Руа и де Шарден придали ноосфере характер, близкий к божественному (а другого они придать и не могли, являясь теологами). Например, Ле Руа трактовал ноосферу как мыслящий пласт планеты, эволюционно формирующийся после биосферы и над ней в связи с возникновением и развитием на ней существ, обладающих разумными способностями, но при этом не дал глубокого анализа сущности ноосферы. Кроме того роль науки он определял так, что она дает религии основание, а религия завершает науку. Де Шарден был убежден, что однажды все нации сольются в единое целое, и тогда произойдет слияние человечества с Природой и Богом – это будет утверждением ноосферы и одновременно финалом эволюции и истории. Вернадский же придал учению о ноосфере характер закономерного научного процесса, пока что в виде аксиомы («так должно быть»), а не в виде доказательства («так должно быть, потому что другие варианты невозможны по тому-то и по тому-то»). Кроме того, Вернадским были обозначены самостоятельные проблемы, решение которых одновременно двигало человечество и к ноосфере (ресурсная, в том числе биоресурсная, энергетическая, экологическая, коммуникационная и др.). Так или иначе был произведен существенный прорыв в идеологии: теперь человечество не может возлагать ответственность за дальнейшее развитие на внешние силы, в том числе и на Бога, а может возложить ее только на себя. Магическое слово «ноосфера» дает надежду на будущее и способ реализации этого будущего – разумную деятельность людей, в основе которой сосредоточена наука.

Но, к сожалению, человек и человечество – противоречивые создания, и при реализации одной цели могут пожертвовать другой, а наука и разум могут просто не успеть за стихийным развитием человечества (даже в условиях детерминированного развития сохраняется какая-то доля случайности или стихийности). В руках человечества сосредоточилась такая мощь, которая может его же и уничтожить, и тогда Ноосфера может превратиться в сферу, лишенную какой бы то ни было жизни вообще. Достаточно вспомнить Карибский кризис. А ведь тогда совокупная мощь двух супердержав была значительно меньше современной мощи ядерных держав, каждая из которых имеет свой частный интерес и в реализации этого интереса может пренебречь или даже просто не понять интереса партнера. При всей обнаружившейся спорности и даже идеалистичности положений учения о ноосфере на данном историческом этапе есть существенный плюс – он заставляет человечество быть разумным, если оно хочет жить. Поэтому ближайшей задачей ноосферы, как сферы разума, является: выработать и создать такие механизмы, которые сделали бы невозможными шаги, которые могут погубить земную цивилизацию. И в этом плане мировое сообщество обретает опыт, например, в виде Хельсинкского договора о мирном сосуществовании государств, Киотского протокола по выбросам в атмосферу.

Таким образом, учение о ноосфере, как идеология, получилось как бы и для теологов, и для атеистов. В Ульяновске есть клуб под таким же названием – «Ноосфера». В рабочих «круглых столах» этого клуба участвуют как атеисты, так и ортодоксальные верующие. Конечно, споры и аргументы с той и с другой стороны бывают горячими, но остающимися в рамках человеческой этики, принципы которой заложены в одном из рабочих документов клуба. И в этом споре важно то, что та и другая стороны озабочены существующими в России и на планете проблемами, предлагают свои варианты их решения. А наличие спектра различных мнений является потенциальной базой на выработку «параллелограмма» мнений и обозначить вектор движения. Говоря о ноосфере и о глобальной роли человека, как бы само собой можно прийти к представлению, что это будто бы удел только высоких сфер: государств и человечества. Но ведь человечество состоит из конкретных людей. Поэтому, одной из важных задач, как науки, так и не науки, является выработка правил, как практически действовать каждому из нас по-ноосферному (своего рода заповедей).

Мы сейчас не можем детально обрисовать, каким же будет ноосферное будущее, будет ли оно представлено людьми в их нынешнем состоянии или люди эволюционно трансформируются в других мыслящих существ. А может быть, Ноосфера в будущем будет циркулировать на планете Земля подобно океану – Океану Сознания и Созидания, что прекрасно показано Станиславом Лемом и Андреем Тарковским в «Солярисе». Как и с какой скоростью будет развиваться нынешнее состояние Природы, Общества и Сознания к ноосферному будущему, достоверно сказать еще очень сложно, но только их гармоничное взаимодействие способно привести к бессмертию пока что эгоистичных сегодня по многим направлениям человека и общества. Виктор Александрович Данилов

Р.S. редактора. Виктор Александрович, я включаю и разрабатываю учение о ноосфере как мировоззренческую грань в новый гуманизм.

В моем сравнительном анализе и синтезе, убеждении и разработке-развитии новый, А) личный и Б) общественный, идейно-политический, партийный гуманизм (от лат. homo – человек, humanus – человеческий, человечный, humanitas - человечность) – новое, историческое, универсальное, многогранное и многомерное, комплексное и системное явление и понятие личностностных и социальных человеколюбия (чувства, знания и убеждения) и человечности (образование, деятельность и практика): 1) социальный закон, тенденция и традиция развития человечества и человека; 2) личностная и общественная цель – идеал; 3) целая, междисциплинарная наука, система теорий и учений; 4) научное и светское мировоззрение счастливого Человека- личности; 5) социальная ценность и идеология интеллигенции интеллектуального общества; 6) национальная идея РФ; 7) политика интеллигентного эволюционного демократического центризма; 8) интеллектуальная экономика; 9) интеллектуально-социальное движение и общественный прогресс; 10) человечные, социальные, в том числе политические, например, государства и партии, институты; 11) интеллектуальные общественная система и общественный, цивилизационно-формационный строй; 12) исторический тип человека и народа, общества и государства; 13) культура, образ и качество жизни человека и народа; 14) высшее нравственное качество человека и общества; 15) патриотизм, народный - счастье российского народа; 16) методология и методика, критерий прогрессивного личного и общественного развития (антигуманизм - регрессивного); 17) ноосферная эволюция; 18) гармония, «золотая середина», баланс потребностей и интересов, прав и обязанностей; 19) высокое искусство и художественный тип как Любовь, Истина, Добро, Творчество, Организация, Инициатива, Путь, Красота, Солнце, Счастье и Тайна человека и общества - первичная, целевая, основная, прогрессивная, удесятеряющая, созидательная, направляющая, заключительная, освещающая, сокровенная и сакральная причины; 20) противодействие антигуманизму (разоблачение в каких бы красивых одеждах он не был - «добро должно быть с кулаками», но лучше и гуманнее ненасильственный гуманизм); 21) сверхактуальное решение глобальных проблем.

Поддерживаю Ваш клуб «Ноосфера» в обсуждении глобальных проблем. Посылаю Вам на рецензию свою статью по этой теме. Не согласен с вами в 2-х моментах: 1) Ноосфера - мировоззрение и для идеологии не подходит; 2) Теология - часть консервативной идеологии.

 

Бессмертие — это только начало Будущее глазами футуролога и технического директора Google Рэя Курцвейла Дмитрий Шестоперов

Футуролог Рэймонд Курцвейл сделал сенсационное заявление: буквально через десять лет люди научатся продлевать жизнь настолько, что фактически станут бессмертными. Однако это только один из множества шагов, ведущих человечество к неизбежной технологической сингулярности. Рэймонд Курцвейл не из тех, кто предсказывает будущее по звездам. Будучи одним из известнейших изобретателей современности и по совместительству техническим директором корпорации Google, Курцвейл опирается лишь на возможности технологического прогресса и науки. Однако это не делает его прогнозы менее удивительными. Рэй Курцвейл — признанный американский футуролог и изобретатель. Он оказал существенное влияние на развитие технологий распознавания речи. Также им было выпущено несколько книг, посвященных будущему технологий и человечества.

Идею о том, что в середине 20-х годов XXI века человеку удастся достичь точки, когда каждый прожитый момент лишь увеличивает продолжительность жизни, Рэй Курцвейл высказывал и ранее. И он, по-видимому, не собирается отступать от своих слов, хотя до наступления предсказанного десятилетия остается совсем немного. Изобретатель вновь выступил со своими самыми смелыми прогнозами на будущее в программе NewsHour на канале PBS.

Курцвейл заявил, что через 10–15 лет человечество фактически научится бесконечно продлевать жизнь.

Кроме того, футуролог порассуждал о том, что такое смерть. «Люди говорят, что они не хотят жить после 90 лет. И знаете, я говорил с теми, кому исполнилось 90 лет. Они хотят жить до 91 года, они хотят жить до 100 лет. Люди также склонны считать, что смерть дает смысл жизни, поскольку ограничивает ее время, но на самом деле смерть — это грабитель. Грабитель, который уносит весь смысл и все накопленные знания», — объяснил Курцвейл свою точку зрения. Продолжая рассуждения, футуролог подчеркивает, что человечество справится со всеми заболеваниями. Огромную услугу в этом окажут нанороботы, которые будут курсировать по кровеносным сосудам организма, мониторить его состояние и, возможно, бороться с вредными факторами. Также бóльшая часть нашего мышления перестанет быть «биологической». То есть человеческий мозг станет аналогом жесткого диска: если часть знаний сотрется, ее легко можно будет восстановить, загрузив необходимую информацию.

Помимо фактов, которые касаются человеческого организма, Курцвейл также высказал свое видение развития вычислительных технологий. По его словам, темпы роста вычислительной мощности устройств будут только расти, что в конечном итоге приведет к заветной технологической сингулярности. Согласно его прогнозам, она произойдет уже в 40-х годах.

Технологическая сингулярность — гипотетический момент в истории, после которого технологический прогресс достигнет таких скоростей, что окажется за гранью понимания человеком. Ее часто связывают с появлением искусственного интеллекта, развитием биотехнологий или симбиозом человека и вычислительных машин.

Рэй Курцвейл знаменит тем, что выпустил достаточно детальные прогнозы относительно конца прошлого века и первой половины XXI века. В 1990 году вышла его первая книга — «Эпоха интеллектуальных машин». Один из самых точных его прогнозов — победа искусственного интеллекта над человеком в шахматах. Предполагаемая дата по Курцвейлу — 1998 год, реальная дата — 1997 год (победа Deep Blue над Гарри Каспаровым).

Футуролог также предсказал доминирование беспроводной передачи данных к началу нынешнего века и повсеместное развитие и огромную роль интернета.

Но все это — взгляд в прошлое и настоящее. Прогнозы Курцвейла на ближайшее будущее гораздо более захватывающие, хотя и вызывают здоровый скептицизм по отношению к столь радикальным скачкам, которых ожидает именитый футуролог. 2019 год. В идеальном мире Курцвейла технологии «умного» дома распространяются повсеместно, контактные линзы позволяют погружаться в виртуальную и дополненную реальность, а компьютер за $1 тыс. получает вычислительную мощность человеческого мозга. По поводу первых двух пунктов можно отметить, что развитие в данных направлениях идет, однако не в столь категоричной форме, предложенной футурологом. При этом, отмечает Курцвейл, к 2019 году продолжается всемирный экономический рост, а каждый человек на планете в состоянии удовлетворить базовые потребности.

Еще один аспект, пошаговое распространение которого описывает футуролог, — это внедрение робототехники. Сначала роботы появятся помощниками в домах, затем станут обязательной частью автомобиля. Нанороботы постепенно поселятся в организме, чтобы помогать ему и детально изучать, как работает мозг. Тридцатые годы нынешнего столетия ознаменуются таким уровнем развития искусственного (небиологического) интеллекта, при котором он потребует признать тот факт, что обладает сознанием. С этого момента граница между человеческим и искусственным сознанием начинает размываться. Тем временем биология начинает восприниматься как программирование. Такой подход позволит «кодировать» нового человека. Развивается трансгуманизм, возможность «апгрейдить» собственное тело воспринимается вполне обыденно.

Растет скорость интернета, растет важность внедряемых в организм систем, небиологический интеллект превосходит биологический в миллионы раз. И наконец, 2045 год — технологическая сингулярность, при которой вся планета превращается в один большой компьютер. Дальнейшие события Курцвейл не описывает, поскольку они не могут быть понятны нам сегодняшним. Тем более что двигателем развития станет именно искусственный интеллект (ИИ), а не человек как таковой. Однако футуролог намечает горизонты человечества будущего, которое уже успеет слиться с собственным детищем — искусственным разумом — и стать единым целым. Главные задачи его — постижение космоса, Вселенной, корректировка законов физики и путешествия в другие измерения. Конечно, пишет Курцвейл, будут существовать и те, кто не решится на столь радикальные изменения и продолжит жить так, как жили тысячелетиями наши предки. Они будут особенно охраняться «новыми людьми» как олицетворение той природы, что породила их.

Все прогнозы, которыми футуролог охотно делится с общественностью, похожи скорее на продукт воображения смелого писателя-фантаста. Курцвейл, безусловно, не берет в расчет массу факторов, которые застопорят развитие, им предсказанное. Это и войны, и политические факторы, и социальное неравенство, порождающее невозможность равного доступа к ресурсам. Кроме того, некоторые эксперты ожидают глобальных климатических изменений и даже массовый дефицит пресной воды на планете в ближайшем будущем, что не может не остановить все развитие. Курцвейл смело допускает, что прогресс — это то, к чему в едином порыве стремится человечество. Тем не менее, это можно смело назвать крайне спорным допущением.

Александр Шутов Мировой тренд от индустриального общества к интеллектуальному. Мы за гуманизм-интеллектуализм как новую цивилизованную формацию: разработали проект гуманистической идеологии и создаём партию "Гуманная Россия".

 

Date: 2016-07-05; view: 286; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию