Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи учебного предмета





Задачами предмета «Сольное пение (народное)»являются:

- ознакомление детей с народной манерой пения;

- формирование навыков народной манеры пения;

- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

- приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;

- формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

- оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

 

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

· распределение учебного материала по годам обучения;

· описание дидактических единиц учебного предмета;

· требования к уровню подготовки учащихся;

· формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

· методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов пения);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

 

Описание материально-технических условий реализации учебного

Предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной фонотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Учебно-тематический план

Первый год обучения

I полугодие

Календарные сроки тема и содержание занятий количество часов
1 четверть Знакомство с правилами пения. Постановка голоса. Работа над певческим дыханием и дикцией. Разучивание колыбельных, простых одноголосных народных песен.   Тема: Вводное занятие Правила техники безопасности. Правила поведения на занятии. Гигиена голоса. Режим занятий. Требования к внешнему облику ученика. Правила поведения на занятиях. Исполнение учебно-тренировочного материала. Правильная певческая позиция: положение корпуса, головы, ног во время пения. Практические упражнения на формирование гласных звуков («ручеёк», «паровозик»).  
2 четверть Знакомство со скороговоркой. Постановка голоса Работа над певческим дыханием и дикцией.   Тема: Певческое дыхание Организация вдоха и выдоха нижнереберно-диафрагмального дыхания.Практическая отработка навыков дыхания. Вдох, задержка вдоха.Понятие цепного дыханияНавыкицепного дыхания в работе над произведением, а 'капелла.    

II полугодие

Календарные сроки тема и содержание занятий количество часов
3 четверть Продолжение работы над над певческим дыханием и дикцией. Развитие слуха и самоконтроль. Работа над звуком: проговаривание слогов да, дэ, ди, до, ду. народных песен.   Тема: Звукообразование, плавное голосоведение, интонирование. Пение нижнего звукоряда. Плавное голосоведение. Чистота интонирования.      
4 четверть Продолжение работы над певческим дыханием и дикцией.   Тема: Динамические оттенки, штрихи Понятие «forte», «piano», «subbito piano», «kreshendo», «diminuendo» Исполнение попевок с постепенным усилением звучания и с последующим уменьшением силы звука, пение попевок тихо «piano», и громко «forte».      

 

Второй год обучения

I полугодие

Календарные сроки тема и содержание занятий количество часов
1 четверть Продолжение работы над приобретением певческих навыков: пение на опоре, чёткая дикция, точная интонация.     Тема: Подбор репертуара   репертуара с учётом тембральном окраски голоса воспитанника, его возраста, с учётом пожеланий детей.    
2 четверть Продолжение работы над над приобретением певческих навыков: пение на опоре, чёткая дикция, точная интонация.   Тема: Пение без музыкального сопровождения (а ' сареllа). Особенности пения без музыкального сопровождения. Сравнение и анализ исполнения на примере колыбельных, хороводных песен, закличек и др. Лирические одноголосные песни.    

 

II полугодие

Календарные сроки тема и содержание занятий количество часов
3 четверть Продолжение работы над главными певческими навыков: пение на опоре, чёткая дикция, точная интонация.   Тема: Интонация, акцентирование, выразительное исполнение. Разъяснение роли акцентов в народном пении, значение выразительности исполнения в лирических, плясовых, бытовых и исторических песнях. Выразительное пение разнохарактерных произведений.    
4 четверть Продолжение работы над главными певческими навыков: пение на опоре, чёткая дикция, точная интонация.   Тема: Репетиционная работа. Умение слушать аккомпанемент и петь с музыкальным сопровождением, а сареllа - в унисон и на два голоса (в дуэте, ансамбле), а также под фонограмму минус. Свободное, раскованное исполнение игровых песен, перепевок, инсценировок на темы казачьего быта. Умение обыгрывать песню, правильно подбирать сценический костюм, следуя казачьим традициям. Знать предназначение всех деталей костюма (включая головной убор и обувь).    

 

Третий год обучения

I полугодие

Календарные сроки тема и содержание занятий количество часов
1 четверть Работа над закреплением ранее полученных навыков и овладением новых: Расширение диапазона голоса: Продолжение работы над координацией работы гортани, органов дыхания, артикуляции. Работа над кантиленой; Освоение приёмов огласовки согласных, работа над спадами, сбросами, словообрывами; Работа над чёткой дикцией, выразительностью слова. в процессе работы над музыкальным произведением следует стремиться к созданию художественного образа, используя эмоциональные возможности учащегося. Тема: Формирование репертуара. Подбор репертуара с учётом возрастных особенностей, тембральной окраски голоса, с учётом тесситурных условий и диапазона обучающегося.  
2 четверть Работа над закреплением ранее полученных навыков и овладением новых: Расширение диапазона голоса: Продолжение работы над координацией работы гортани, органов дыхания, артикуляции. Работа над кантиленой; Освоение приёмов огласовки согласных, работа над спадами, сбросами, словообрывами; Работа над чёткой дикцией, выразительностью слова. в процессе работы над музыкальным произведением следует стремиться к созданию художественного образа, используя эмоциональные возможности учащегося. Тема: Дикция Активизация речевого аппарата (артикуляция). Правильная постановка гласных звуков. Выявление и исправление речевых недостатков. Артикуляционная гимнастика. Установка гласных звуков, согласных звуков. Деление на группы по месту и способу их образования. Правильное формирование гласных звуков. Чёткое произношение согласных звуков. Разучивание скороговорок. Артикуляционная гимнастика.Репетиционная работа.  

 

II полугодие

Календарные сроки тема и содержание занятий количество часов
3 четверть Работа над закреплением ранее полученных навыков и овладением новых: Расширение диапазона голоса: Продолжение работы над координацией работы гортани, органов дыхания, артикуляции. Работа над кантиленой; Освоение приёмов огласовки согласных, работа над спадами, сбросами, словообрывами; Работа над чёткой дикцией, выразительностью слова. в процессе работы над музыкальным произведением следует стремиться к созданию художественного образа, используя эмоциональные возможности учащегося. Тема: Голосоведение Особенности звука. Направление. Работа над резонированием. Высота звука. Развитие диапазона. Развитие силы звука. Основное положение речевого аппарата. Воспитание навыков фонации. Работа по нахождению и использованию резонаторов. «Закрытый звук». «Вывод» звука. Развитие слуха. Звуковой посыл. Пение нижнего звукоряда. Развитие плавного голосоведения. Работа над чистым интонированием.Репетиционная работа.  
4 четверть Работа над закреплением ранее полученных навыков и овладением новых: Расширение диапазона голоса: Продолжение работы над координацией работы гортани, органов дыхания, артикуляции. Работа над кантиленой; Освоение приёмов огласовки согласных, работа над спадами, сбросами, словообрывами; Работа над чёткой дикцией, выразительностью слова. в процессе работы над музыкальным произведением следует стремиться к созданию художественного образа, используя эмоциональные возможности учащегося. Тема: Работа над художественным образом Работа над созданием характерного художественного образа. Работа над умением преподносить себя и работать «на зрителя», над эмоциями в произведении, над преодолением страха перед сценой, над смысловыми акцентами в песне. Работа на сцене. Репетиционная работа. Подготовка к академическому зачёту    

 

Четвёртый год обучения

I полугодие

Календарные сроки тема и содержание занятий количество часов
1 четверть Продолжается работа над закреплением приобретённых навыков и освоением музыкального материала.   Тема: Формирование репертуара Просмотр текстов песен. Подбор репертуара с учётом возрастных особенностей, тембральной окраски голоса, с учётом тесситурных условий и диапазона обучающегося.    
2 четверть Продолжается работа над закреплением приобретённых навыков и освоением музыкального материала.   Тема: Единая манера звукообразования Закрепление понятия «динамические оттенки», вокальных терминов: «атака звука», «высокое нёбо», «задержка дыхания», «ауфтакт», «легато». Резонаторы звука. У пражнения на укрепление навыка певческого дыхания. Певческая установка в положении «стоя» и «сидя». Работа над звуковедением.Репетиционная работа.    

 

II полугодие

Календарные сроки тема и содержание занятий количество часов
3 четверть Продолжается работа над закреплением приобретённых навыков и освоением музыкального материала.     Тема: Комплекс упражнений на развитие певческого голоса в народной манере исполнения Проговаривание «нараспев», «скольжения», «скаты». Работа над звучанием головного и грудного резонатора. Работа над смешанным резонатором. проговаривание текстов на одном звуке в удобной тесситуре. Пение «а капелла».Упражнения на правильную артикуляцию, на чёткую дикцию.Репетиционная работа.    
4 четверть Продолжается работа над закреплением приобретённых навыков и освоением музыкального материала.   Тема: Работа над художественным образом Работа над созданием характерного художественного образа. Работа над умением преподносить себя и работать «на зрителя», над эмоциями в произведении, над преодолением страха перед сценой, над смысловыми акцентами в песне. Работа на сцене. Репетиционная работа. Подготовка к итоговой аттестации.    

 

Годовые требования

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.

 

Первый год обучения

Цель: создание стойкого интереса к данному виду творческой деятельности.

Задачи:

1. Научить обучающихся правильному певческому дыханию.

2. Учить детей чёткой, ясной дикции.

3. Учить мягкой атаке звукообразования.

4. Учить находить кульминации в отдельных фразах, частях и в песне в целом.

5. Учить народной манере пения.

6. Воспитывать стойкий интерес к данному виду творческой деятельности.

 

Знания, умения и навыки:

1. Уметь правильно дышать во время пения.

2. Уметь чётко выговаривать слова.

3. Знать понятие «мягкая атака звука» и уметь её использовать во время пения.

4. Уметь находить кульминации в песне.

5. Приобретать навык мягкой атаки звука

6. Приобретать навык народной манеры пения.

 

Вокально-хоровая работа:

Теория. Соблюдать при пении правильную певческую установку: при пении сидя находиться в спокойном, ненапряжённом состоянии, слегка отведя плечи назад, не наклоняя корпуса и головы.

Ноги упирать в пол. При пении стоя держать корпус прямо, но ненапряжённо, не наклоняя и не поднимая излишне вверх голову. Руки свободно опустить, слегка отведя плечи назад. Тяжесть тела распределять на обе ноги.

Правильное певческое дыхание: делать спокойный вдох через нос, не поднимая плеч, равномерно расходовать дыхание при пении музыкальной фразы, петь короткие фразы на одном дыхании.

Ясно выговаривать слова песни. Правильно формировать гласные и чётко произносить согласные. Приобретать необходимую активность артикуляционного аппарата.

Пользоваться мягкой атакой звукообразования. Без напряжения, лёгким, звонким, напевным звуком исполнять выразительно и эмоционально песни разного характера и содержания. Песни плавные исполнять легко, но не вяло, при исполнении песен подвижного характера не допускать форсированного звучания.

Уметь находить кульминации в отдельных фразах, частях и песне в целом.

Знать, что певческий голос нужно беречь.

Формировать позицию певческого аппарата «на улыбку».

Практика. Специальные дыхательные упражнения. Пение песенок-распевок, упражнений на распев гласных. Скороговорки. Пропевание фраз из песен.

 

 

Работа над репертуаром:

Основной песенный материал – русские народные песни, которые приобщают учащихся к интонациям родной музыкальной речи, прививают навык широкого дыхания, плавности звуковедения, что так важно для певческого развития.

Весь подбираемый материал должен соответствовать исполнительским возможностям, индивидуальным возрастным особенностям учащегося, должен быть близок их интересам. Разучивание непосильных произведений может вызвать общее утомление, перегрузку неокрепшего голосового аппарата и, одновременно, неудовлетворённость получаемым результатом.

Не менее опасно брать и слишком лёгкие произведения. Это вызовет равнодушие к процессу разучивания произведения, а следовательно, и ослабление интереса к его художественной ценности.

При подборе репертуара важно придерживаться и жанрового разнообразия.

Разучивание песен начинается с беседы об истории возникновения песни, её жанровой принадлежности, стилевых особенностях. Необходимо разобрать непонятные слова, встречающиеся в тексте

Практика. Разучивание и исполнение русских народных песен. Разучивание и исполнение авторских песен.

 

Date: 2016-08-30; view: 235; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию