Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шрифтовые приемы выделенийСтр 1 из 14Следующая ⇒ Выделения в тексте При выборе способа выделений в тексте следует сначала выяснить, что выделяет автор, то есть характер авторских выделений, а уже потом решать, как оформить эти выделения в издании. По своему характеру существуют следующие группы выделений: логические усиления; термины; собственные имена; определения, формулировки или правила; цитаты; выделяемые элементы текста в специальных изданиях (грамматические примеры, фонетическая транскрипция и т.п.; алфавитное слово, его фонетическая транскрипция и перевод, пояснительный текст, варианты грамматических форм, условные сокращения и т.п.). Самая частая ошибка при выделениях в тексте - оформление этих выделений не в соответствии со смыслом, а механически, без учета того, что выделяет автор. На выбор конкретных приемов выделений в издании наибольшее влияние оказывают: тип публикации, ее содержание и особенности изложения, в том числе сложность текста, количество иллюстраций и пр. Некоторые неизбежные упрощения при ускоренном наборе не должны идти в ущерб принципиально обоснованному выбору приемов выделений в тексте. В качестве приемов оформления выделений в тексте применяют: шрифты других начертаний, нежели основное начертание шрифта (для логических усилений, терминов, определений, формулировок и т.п.); иную форму набора по сравнению с набором всего текста; комбинированный способ, сочетающий шрифтовые и наборные нешрифтовые приемы, а иногда и печатание второй краской. Шрифтовые приемы выделений По степени заметности (от меньшей к большей) выделительные начертания шрифтов можно расположить в следующей последовательности: капитель; курсив светлый строчной; полужирный прямой строчной; курсив полужирный строчной; прописной шрифт (прямой и курсив); шрифт, отличающийся по степени насыщенности гарнитуры, от основного текстового шрифта (например, рубленый). Капитель отличается от строчного алфавита по начертанию всего 7 букв (А, Б, Е, Р, С, У, Ф). Поэтому она может быть применена, либо только для сравнительно незначимых выделений, либо в текстах, предназначенных для читателей, которые уже так овладели техникой чтения, что без труда замечают даже отдельные буквенные изменения в слове, а тем более во фразе. Например, капитель вполне пригодна для научных изданий и вузовских учебников, в которых нередко выделяются капителью (как в основном тексте, так и в библиографических списках) собственные имена или латинские термины. Кстати, для выделения латинских терминов капитель наиболее приемлема, так как в латинском алфавите капительных букв не 7, как в русском, а 16 (А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, К, L, M, N, Р, R, Т). Кроме того, капитель - подходящий способ выделения для наименований действующих лиц в изданиях драматических произведений. Курсив светлый строчной - более универсальный прием текстовых выделений. Он особенно часто применяется в языковедческой литературе для выделения примеров (слов и предложений). Светлый курсив вполне пригоден также для выделения терминов, кратких формулировок, определений и правил в учебных и научных изданиях. Это более приемлемый способ выделения, чем разрядка или полужирный, в изданиях художественной литературы, особенно во внутренних ремарках в драматических произведениях. Менее пригоден светлый курсив для выделений крупных кусков текста (от 6 и более строк) из-за меньшей по сравнению с прямым шрифтом удобочитаемости. Однако в документальных текстах (например, для имитации рукописных записей), в исторических, историко-литературных произведениях, мемуарной литературе выделение крупных кусков текста светлым курсивом вполне допустимо. Крайне нежелателен курсив как прием выделения в изданиях для детей младшего возраста, в учебниках для 1-го класса и в массовой литературе, так как он затрудняет восприятие текста читателями, имеющими малый навык чтения. Полужирный прямой строчной - еще более универсальный прием выделения. Он пригоден для детских книг, почти для всех учебников, словарей и справочников, для ведомственной инструктивной литературы и т.д. Но из-за чрезмерной резкости выделения этот прием менее подходит для большинства монографических изданий по искусству, а также для произведений художественной литературы. Курсив полужирный строчной может применяться для выделения в тексте в двух случаях: если внутри фразы, выделенной курсивом светлым, нужно выделить какие-либо слова или буквы (например, в грамматических текстах), а также если все остальные простые шрифтовые приемы выделения (строчной полужирный прямой, курсив светлый) уже использованы для выделения других элементов текста (например, в учебниках по географии или в словарях). Курсив полужирный явно не подходит для выделений в изданиях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в учебниках для 1-го класса и в художественной литературе, поскольку такой резкий прием выделения затрудняет восприятие текста книги. Прописной шрифт - очень сильный и поэтому редко применяемый прием выделения в тексте. Он мало пригоден для детских изданий, так как из-за резкого изменения рисунка шрифта усугубляются трудности чтения и усвоения текста. В случае крайней необходимости можно выделить прописным шрифтом не более двух-трех слов подряд. Недостаток этого приема выделения - возможность дезориентации читателя: если выделение начинается с абзаца, оно может быть воспринято как заголовок. Рубленый, или брусковый, шрифт в тексте, набранном шрифтом другой гарнитуры, - наиболее заметный способ шрифтового выделения. Он пригоден для выделений в детских книгах и в языковых монографиях, в научно-справочных и официально-справочных изданиях.
|