Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шрифтовое оформление заголовков





После того как определены места заголовков для каждого яруса, шрифтовое оформление заголовков в зависимости от типа и формата издания уже не представляет больших трудностей (табл. 2).

Таблица 2. Оформление заголовков в сложных изданиях

Характер заголовков и текста I вариант II вариант
  Параграфы (вподбор) Главы (вподверстку) Части (со спуска) Параграфы (вподверстку) Главы (со спуска) Части (шапкой)
Частые заголовки в сплошном тексте «Свой» полужирный строчной Kг. 8 полужирный прописной Kг. 10 полужирный прописной Kг. 8 полужирный прописной Kг. 10 полужирный прописной Kг. 12 полужирный прописной
Редкие заголовки или заголовки в сложном тексте «Свой» полужирный строчной Kг. 10 полужирный прописной Kг. 12 полужирный прописной Kг. 10 полужирный строчной Kг. 8 полужирный прописной Kг. 10 полужирный прописно

Как видно из этой таблицы, для заголовков всех уровней предназначены шрифты с двумя одинаковыми графическими признаками: прямого полужирного начертания. Смена шрифта одного кегля шрифтом другого кегля и строчных прописными графически определяет соподчиненность заголовков. Применение других шрифтовых начертаний (например, курсивного) в этих случаях излишне.

Разумеется, что приведенными вариантами не исчерпываются возможности оформления системы заголовков. Например, в учебниках для младших классов все заголовки обычно набираются строчными шрифтами с более резкими кегельными переходами, что связано с требованиями педагогического процесса и особенностями детского восприятия.

Форточку, занимающую по ширине не более 1/4 полосы, для более удобной выключки строк и удобства чтения рекомендуется набирать шрифтом пониженного кегля (по сравнению с заголовками вподбор) прямого полужирного начертания. Это объясняется тем, что форточка заметнее заголовка, набранного шрифтом кг. 10 строчным полужирным вподбор к тексту и ей подчиненного, и резко выделяется на полосе набора.

При наборе основного текста заголовки вподбор можно набирать прописными шрифтами взамен строчных вразрядку или строчных полужирного начертания, если один из этих приемов уже использован для выделений в тексте.

В каких случаях шрифты курсивного начертания в заголовках предпочтительнее шрифтов прямых начертаний?

В заголовках, набранных вподбор, курсив (не говоря уже о полужирном курсиве) часто бывает заметнее прямого полужирного строчного. Но тогда и вся система заголовков должна быть в основном решена соответствующими шрифтами курсивного же начертания.

Есть еще один типичный случай, когда шрифты курсивного начертания рекомендуется применять для дополнительных заголовков, параллельных системе основных заголовков. Например, в учебниках и учебных пособиях для средней школы и вузов, имеющих, как правило, три яруса заголовков (часть/глава/параграф), нумерация этих заголовков (например, "Глава первая") обычно также дается отдельными строками; кроме того, внутри каждой главы выделяются особыми заголовками методические материалы. Иными словами, в учебниках имеются три параллельные оси заголовков (рис. 2).


рис. 2

Логика и наглядность требуют, чтобы для заголовков каждой оси были использованы шрифты с разными графическими признаками.

В центре внимания читателя, естественно, должны стоять заголовки тематической оси, которые для простоты и удобочитаемости лучше набирать шрифтами прямого полужирного начертания. Для заголовков нумерационной оси, имеющих лишь относительно необходимое значение, лучше всего подойдут шрифты прямого светлого начертания с соответствующими кегельными градациями для уровней, но пониженных кеглей по сравнению со шрифтами тематических заголовков. Так, если заголовок главы набран шрифтом кг. 10 прописным полужирным, то номер главы ("Глава первая") следует набирать шрифтом кг. 8 или 6 прописным светлым или кг. 10 строчным светлым вразрядку в зависимости от формата издания, при этом номер части ("Часть первая") следует набирать шрифтом, кегль которого на 2 пункта больше кегля шрифта, которым набран номер главы. Две оси, набранные подобным образом, будут хорошо контрастировать друг с другом.

Представим себе спусковую полосу, на которой помещены заголовок части со своим номером и заголовок главы со своим номером (рис. 3).


рис. 3

Если все виды заголовков будут набраны шрифтами разных кеглей, но только полужирного начертания, то заголовки разных типов будут недостаточно отличаться друг от друга. А вот чередование светлых строк с более насыщенными (полужирными) с соответствующей кегельной градацией будет взаимно выделять как светлые, так и насыщенные (полужирные) строки.

Заголовки методической оси ("Примеры", "Вопросы", "Упражнения") лучше всего оформлять принципиально иначе, чем заголовки тематической оси. Лучший вариант оформления для этих заголовков - набор шрифтами курсивного начертания: светлыми и полужирными, строчными и прописными - в зависимости от большей или меньшей значимости методических текстов в данном издании. Например: "Упражнения" - полужирный строчной курсив, "Вопросы" - светлый строчной курсив, "Примеры" - светлый прописной курсив и т.д. В интересах экономии места такие заголовки лучше набирать вподбор, а если позволяет место - отдельной строкой в левый край.

Выбор шрифтов для шмуцтитулов зависит от формата издания, шрифтов, принятых для всей системы заголовков в данном издании, и от шрифта (наборного или рисованного) на титуле. Шмуцтитул выступает как связующее звено между титулом и заголовками внутри всей книги. Однако по своей графике шрифты шмуцтитула должны все же быть ближе к шрифтам титула, чем к шрифтам внутритекстовых заголовков. Поэтому если титул рисованный, то желательно, чтобы шмуцтитулы тоже были рисованными, в едином графическом стиле с титулом. Если же титул наборный, то лучше всего шмуцтитулы набирать шрифтом гарнитуры, связанной с титульным шрифтом, при этом титульные шрифты должны гармонировать с текстовыми.

Разметка заголовков

Последний этап оформления заголовков - их разметка, а именно:

  • указание гарнитуры и кегля шрифта, которым должен быть набран заголовок;
  • разбивка длинных заголовков по строкам в соответствии со смыслом;
  • выравнивание пробелов между буквами (особенно в шрифтах крупных кеглей);
  • уточнение отбивки заголовков.

Особенно большое значение при разметке имеет разбивка длинных заголовков на строки. Переход со строки на строку в этом случае должен соответствовать смысловому членению заголовка. Заголовок, разделенный на строки по смыслу, легко читается и запоминается. Неправильное построение заголовков часто объясняется тем, что автор не дал необходимых указаний, а верстальщик, не вникнув в смысл заголовка, разделил его на строки чисто механически: первую строку набрал на полный формат, а остальной текст перенес во вторую строку, выключив ее красной строкой. На рис. 4 показаны примеры неправильного и правильного оформления заголовков.


рис. 4

В некоторых случаях следует прибегнуть к редакционной перестройке длинных заголовков (конечно, с привлечением к этому автора).

Внимание! На концах строк заголовка не должно быть знаков переносов, союзов или предлогов.

Большое значение для оформления книги имеют равномерность пробелов между буквами заголовков и правильность отбивки заголовков от предшествующего и последующего текста.

Математически одинаковые пробелы между буквами с прямыми вертикалями ("П", "И", "Н" и т.п.) и между буквами с закругленными контурами ("О", "С" и т.п.) оптически кажутся различными. Поэтому для получения единого зрительного впечатления пробелы между буквами с прямыми вертикальными штрихами несколько увеличивают.

Заголовки вподверстку, независимо от того выключены они в красную строку или к краю, должны иметь сверху пробел больший, чем снизу, причем сумма пробелов вместе со строками заголовков должна равняться целому числу строк шрифта основного кегля. Здесь все определяется целесообразностью. Например, заверстываются два заголовка, один из которых набран шрифтом кг. 10 прописным, а второй - строчным (первый заголовок на ступень выше, чем второй). В этом случае сумма пробелов, равная трем строкам (или 30 пунктам), должна быть распределена примерно так: сверху первого заголовка - 12 пунктов, между заголовками - 10 пунктов, под вторым заголовком - 8 пунктов. Соответственно при сумме пробелов, равной четырем строкам: сверху - 20 пунктов, между заголовками - 12 пунктов, снизу - 8 пунктов.

Вопрос об отбивках следует решать в зависимости от особенностей каждого конкретного случая. Например, если заголовку предшествует полноформатная концевая строка, то отбивка сверху заголовка будет 12 пунктов, а если короткому заголовку предшествует короткая концевая строка, то свободный от текста конец строки усиливает пробел и 12 пунктов в этом случае будут излишними - достаточно и 10 пунктов, чтобы выключенный заголовок не диссонировал с другими заголовками.

Размеры спусков - это вообще отдельная тема, и об этом мы поговорим в следующий раз.

Date: 2016-07-25; view: 741; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию