Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможности использования исламских банков в России





На сегодняшний день развитию исламских финансов в России препятствует отсутствие специального регулирования их деятельности на законодательном и налоговом уровне. В соответствии с Гражданским кодексом РФ договор между заемщиком и банком рассматривается исключительно как процентный, а Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» также предусматривает только принцип процентных платежей при плате за кредит. Исходя из этого, многими экспертами высказывается мнение о невозможности в рамках российского законодательства осуществления депозитных и кредитных операций, которые бы соответствовали требованиям исламского права. Тем не менее, некоторые авторы считают, что при этом, законодательство позволяет создать исламский банк, который, за исключением кредитных и депозитных операций, может осуществлять такие виды деятельности, как расчетное обслуживание банковских счетов, инкассация денежных средств, денежные переводы физических лиц, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг и др. В качестве правовой модели исламского банкинга в России может быть использована организационно-правовая форма товарищества на вере. В качестве преимуществ данного юридического лица можно назвать такие факторы, как низкий уровень правовой зарегулированности, отсутствие ограничений относительно количества возможных вкладчиков и размера привлекаемого капитала, а также возможность использования привлечения и управления денежными ресурсами в соответствии с исламской моделью мудараба[27].

Несмотря на то, что мусульмане составляет 15% населения России, т.е. более 22 млн. граждан, спрос на услуги исламских банков крайне низок. Большинство мусульман либо ничего не знают о запретах шариата в сфере деловых отношений, либо оправдывают неисполнение данных запретов отсутствием возможностей для соответствующего исламу исполнения правил делового поведения. Поэтому появление в России полноценных исламских банков – дело будущего, которое придет вслед за осознанием тех выгод, которые сможет получить Россия от развития исламских банковских продуктов. Одной из таких выгод может стать привлечение инвестиций из стран Ближнего Востока, что актуально в условиях развития российского финансового рынка.

 

Заключение

 

Российской экономике нужны инвестиции, и рынок пытается найти дополнительные средства, в том числе и на Ближнем Востоке. Положительные сдвиги в этом направлении уже имеются. Например, между Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Кувейтским инвестиционным агентством (КИА) в середине мая 2014 г. подписано соглашение, в соответствии с которым был создан фонд в размере 500 млн долл., средства которого пойдут на развитие российского Дальнего Востока[28].

Однако, главным препятствием для полноценной работы исламских финансовых институтов в России является законодательство, не предусматривающее функционирование подобных организаций[29]. И, как показывает мировая практика, развитие исламских финансовых институтов нуждается во всесторонней поддержке на уровне правительства. Положительный опыт в данном направлении имеется у наших ближайших соседей – Казахстана и Кыргызстана. В законодательство этих стран уже внесены изменения, позволяющие исламским банкам функционировать в рамках правового поля, привлекая внутренние и внешние инвестиции. И в каждой из стран уже открылись исламские кредитные учреждения. Учитывая интеграционные процессы по линии Евразийского экономического сообщества, вполне логичным выглядит изменение банковского законодательства в России.

Банковским топ-менеджерам свойственен природный консерватизм. Новые идеи, продукты, подходы должны пройти проверку временем и клиентским спросом. В отношении исламского банкинга сейчас складывается понимание: потребители услуг (клиенты) имеются, значит надо предлагать эти специфические банковские услуги, но в рамках действующего законодательства РФ и регулирующих (нормативных) документов Банка России.

Востребованность исламского банкинга в России воспринимается бизнес-сообществом двояко. С одной стороны, в тех регионах, где исламское население составляет значительную часть (а исламский банкинг опирается на истинно верующих мусульман), такие банковские продукты должны найти применение. С другой стороны, в неисламском в целом государстве, каким является наша многонациональная и многоконфессиональная страна, продукты исламского банкинга не смогут иметь сколько-нибудь заметного распространения.

Однако не стоит недооценивать растущую тенденцию в глобализации мировой экономики, которая упорно подводит традиционных банкиров к идее масштабного сотрудничества с финансовым миром арабских стран. Готовность к сотрудничеству со стороны таких стран выражается в неких послаблениях (с позиции канонов шариата) в период развертывания деятельности исламского банка в немусульманской стране. Но не стоит так же забывать о специфике восточного менталитета: готовность к сотрудничеству в мусульманских странах далеко не всегда реализуется в конкретные дела.

Вывод простой: изучать и внедрять принципы исламского банкинга надо, но с консервативной осторожностью.

 

Список использованной литературы

 

1. Химо Б. Исламская альтернатива ссудному проценту // Исламские финансовые отношения перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе. – М., 2004.

2. Журавлев А. Ю. Концептуальные начала исламской экономики // Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. – М., 2004. С. 31.

3. Павлов В.В. Исламские банки в современном мире 80 – 90 гг. – М.: Изд. Дом XXI век. Согласие. 2000. С. 22.

4. Рыкова И. Н., Андриянова Е. В. Развитие исламского банкинга и новых финансовых инструментов//Банковское дело. 2011. № 7.

5. Беккин Р.И. Исламские финансово-кредитные институты в экономике зарубежных стран. – Казань, 2011. С. 90.

6. Журавлев А.Ю. Концептуальные начала исламской экономики//Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. – М., 2004. С. 91.

7. Трунин П.В. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития. – М.: ИЭПП, 2009. С. 57.

8. Yazaroglu B. Islamic Finance Update. Capital Markets Board of Turkey//Almaty, 16 June 2014.

9. Muddassir Siddiqui. Does Islamic Finance Need to Put its House in Order?//New Horizon.Issue No. 178. January – March 2011. P. 9.

10. Файзрахманова А. А. Регулирование деятельности исламских финансовых учреждений: учеб. Пособие. – Казань: К(П)ФУ, 2013. С. 39.

11. Amlot R. The Scholarly Approach to Islamic Finance//New Horizon.Issue No.178.January – March 2011. P.23.

12. Каллимуллина М. Э. Исламские финансовые рынки и финансовые инструменты: учеб. Пособие. – Казань: К(П)ФУ, 2013. С. 279.

13. Беккин Р. И. Исламские финансово-кредитные институты в экономике зарубежных стран. – Казань, 2011. С. 125.

14. Чайкина Ю. «Глобэкс» занял у исламского банка // Коммерсант, 2006. №160.

 

Интернет - ресурсы

1. http://www.muslimeco.ru/opubl/290/

2. http://www.moodys.com/research/Moodys-assigns-negative-outlook-to-Russias-Ball-government-bond-rating-PR_301804.

3. http://ecoislamicbank.kg/static/icouncil.html

4. http://www.ciic.az/view/default.phtml?sectioned=21

5. http://www.atkearney.com/documents/10192/654853/Future+of+Islamic+Banking.pdf.

6. http://www.zawya.com/sukuk.

7. http://www.ey.com.

8. http://www.mifc.com.

9. http://www.thebanker.com/Markets/Islamic-Finance/Spreading-the-sharia-success-story.

10. http://online.adviser.kg/Document/?link_id=1000853508.

11. http://ecoislamicbank.kg/static/history.html.

12. http://www.interbankclub.com/main.mhtml?Part=7&PublD=202.

13. http://rusarabbc.ru/rusarab/index.php?ELEMENT_ID=31958.

 

 

Приложение

Приложение 1

Таблица 1. Особенности различных моделей экономического поведения[30]

Российская модель Исламская модель Англо-саксонская модель Японская модель
1.В социально-экономическом плане Россия выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономике ближе всего к восточному типу. Огромная роль государства как регулятора экономики. Склонность населения к государственному патернализму и общественным формам присвоения (б/п образование, медицина) 2.Церковь благословляет мирскую жизнь, но не формализует ее, жесткая норма отсутствует. 3.Экономическая свобода и самостоятельность являются второстепенными по отношению к задачам спасения. 4.Слабость личной инициативы при довольно сильных коллективных настроениях. 5.Исторический ход развития привел к неразвитости частной собственности, прежде всего на землю, и отсутствию «хозяина на земле»; преобладанию финансового капитала над промышленным. 1.Особо подчеркивается преимущество этических ценностей перед материальными, экономическими благами, выраженное в положениях о частной собственности, труде как источнике благосостояния, греховности стяжательства, ростовщичества и несправедливых способов обогащения, взаимозависимости интересов общества и личности, а также справедливом перераспределении материальных благ в обществе путем осуществления обязательных и добровольных пожертвований и уплаты различных налогов. 2. Введение этических ограничений на использование в денежно-кредитной системе ссудного процента. 3. Стимулирование организации системы прямого долевого участия в результате экономической деятельности. 1.Традиции «протестантского капитализме». Активное, ориентированное на прибыль финансовое мышление: выраженный индивидуализм, запрет на растрату времени, обязанность интенсивного труда, опора на средний класс, сбережение и приумножение средств как жизненная обязанность. 2. Инвестора отличает более отчетливая приверженность риску, больший экономический индивидуализм, меньшая подконтрольность государству крупных компаний. 3. Человек обязан прикладывать все усилия для выполнения своих ежедневных, в том числе профессиональных, обязанностей, в этой связи зарабатывание денег в рамках, установленных законом, деятельность, ориентированная на получение прибыли, является результатом и выражением добродетели и умения в выполнении призвания. 1.Стремление к иерархичности, традиция верности лицам, стоящим на высшей ступени власти; ограниченная трудовая мобильность (система пожизненного найма). Стремление к продвижению по вертикали внутри компании, а не по горизонтали (свободные профессии); меньшая приверженность риску. 2.Готовность быть опекаемым. 3.Предпочтение руководством компаний интересов персонала интересам акционеров («корпорация-сообщество», «корпорация-семья»), сохранение занятости и оплаты труда в ущерб дивидендам, значительные выплаты, система оплаты труда, в которой ее размер увеличивается с возрастом работника. 4.Выраженный коллективизм, подчинение более общественному, чем индивидуальному, склонность к самоограничениям (этика «честной бедности», самопожертвования во имя дела); высокая норма сбережений населения и практицизм.

Приложение 2

Date: 2016-07-22; view: 237; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию