Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Д-ра Г. В. Сегалина.





Как известно, Гальтон в своей „Кривой одаренности" дал определенную иллюстрацию частоты этой одаренности в данном коллективе людей в различных степенях, начиная с гения и кончая идиотами.

Гальтон, пользуясь статистическими данными и применив известную формулу о законе средних чисел, установил, что на миллион людей в Англии, различные степени и квалификации одаренности распределяются таким образом (смотри рис.1):

Рис. 1

Средняя нормальная человеческая одаренность (данной определенной группы людей) падает на большинство дайной группы приблизительно 50% (в грубо округленных цифрах). Остальные 50% распределяются в отношении одаренности или в сторону понижения или в сторону повышения.

Группа в сторону понижения (около 25%) постепенно количественно падает, так что крайний полюс составляют небольшое количество идиотов, как крайняя степень понижения одаренности.

Обратно: группа в сторону повышения одаренности (также около 25%) количественно постепенно падает по мере роста одаренности и талантливости, а крайняя предельная группа максимальной одаренности, группа гениальных людей—составит крайнюю ступень одаренности в сторону плюс.

В этой кривой Гальтона замечательно то, что крайние группы—группа идиотов и группа гениальных численно соответствуют (около 250 человек как гениальных людей, так и идиотов).

Также и средние (вернее—промежуточные) группы между серединной нормальной группой и любой из крайних групп—соответствуют друг другу по численности.

Нормальная человеческая одаренность среднего здорового человека, как было сказано, занимает в этой кривой центральное положение.

Талантливые люди, в зависимости от степени их талантливости, занимают место от серединной группы до группы гениальных.

Также люди с недостаточной одаренностью (ниже среднего нормального человека) по степени падения одаренности приближаются к крайней полюсной группе идиотов.

В принципе это гальтоновское распределение степеней одаренности принимается авторами как распределение, соответствующее жизни. Хотя, правда, числовые данные Гальтона не всегда так идеально совпадают с данными, которые нам преподносит жизнь.

Здесь важен самый принцип распределения. Никто ведь не может сомневаться, что крайние группы гениев и группы идиотов—суть самые редко встречаемые варианты людей в любом человеческом коллективе, а наоборот—самые частые—это средние нормальные способности среднего человека.

Остальные же группы одаренных людей должны распределяться между первыми и вторыми в нисходящем порядке по направлению к обоим крайним полюсам.

Теперь спрашивается, как мы должны оценить гальтоновскую кривую одаренность с эвропатологической точки зрения?

Эвропатология в принципе также принимает гальтоновскую кривую за основу, но расшифровывает биологический смысл этой кривой, и именно благодаря методу эвропатологическому.

Для этого мы должны несколько уяснить некоторые наши термины. Условимся всю центральную группу (медианную группу) нормальной одаренности нормальных людей называть эвролатентной группой.

Эвролатентной группой мы ее обозначаем постольку, поскольку мы предполагаем, что каждый средний нормальный человек—с нормальными средними способностями—потенциально скрывает в себе больше способности, нежели он проявляет как “средний человек”, попавший, как таковой, по статистике Гальтона в группу средне одаренных, лишь по проявленным наружу способностям.

Ибо если такого же “среднего человека" поставить в условия, где он может себя диссоциировать, то он может проявить ту или иную скрытую одаренность—больше чем он выявляет ее наружу в нормальных условиях.

Итак—вся средняя масса людей со средней одаренностью. обозначается нами как эвролатентная группа.

Группу, идущую по лестнице повышения одаренности, завершающуюся группой гениальных, назовем эвропозитивной группой, или, лучше—эвроактнвной, поскольку у этой группы одаренность из потенциального состояния перешла в активное состояние (в той или иной степени).

Всю противоположную группу с нарастающим понижением одаренности обозначим как эвронегативную группу. Эвронегативной мы должны обозначить эту группу не потому, что здесь мы имеем падение интеллектуальных способностей и рост дефективности, а потому, что здесь постепенное падение латентных кумулятивных сил нормального человека. Сама нарастающая патология в этих группах не дает еще нам основания считать их эвронегативными, ибо мы знаем, что бывают слабоумные и дефективные с односторонне развитыми выдающимися способностями в какой-либо области. Так что здесь дело не в патологии и нарастании дефективности, а в отсутствии потенциального заряда (кумуляции) одаренности. Следовательно, мы имеем здесь дело с людьми, хотя и дефективными и патологическими, но с негативно-патологическими, а поэтому—эвронегативными.

Итак, здесь патология эвронегативна потому, что нет наличия кумулятивного компонента. Другое дело в противоположной группе эвропозитивных. Здесь при наличии кумулятивного компонента, та же патология играет роль некоторого толкача—реагента, который обусловливает эвроактивность. Здесь потенциальные силы одаренности, благодаря позитивному влиянию той или иной дозы патологии, перешли в активное состояние. Причем дозировка эта зависит от степени одаренности. Крайняя степень одаренности имеет и большую эвропозитивную дозу невропатии, resp. психопатии; меньшая степень одаренности—меньшую степень невропатии, resp. Психопатии и т. д.

Что это так, мы видим, например, из данных патогенеза ленинградских ученых и ленинградской интеллигенции, приведенных выше в нашей статье: “Патогенез ленинградских ученых”. Если мы поставим, согласно приведенных там материалов обследования, выдающихся ученых на крайнюю и высшую степень научной одаренности Ленинграда (для 1921-22 гг.), а массу студентов как группу интеллектуальной одаренности, выделяющуюся из средней человеческой массы (средней одаренности) как начальная ступень по гальтоновской лестнице одаренности, по нашей терминологии—как начальная группа эвропозитивных, и если также мы включим группу т.н. "Заурядных ученых", как некую переходную группу научной одаренности от студентов к выдающимся ученым, то мы получим здесь некоторые основные этапы по этой лестнице интеллектуальной одаренности Гальтона.2

Из приведенных данных в вышеупомянутой статье мы установили, что—чем выше квалификация (в смысле одаренности) данной группы, тем выше отягченность (см. “Выводы" в вышеприведенной статье „О патогенезе ленинградских ученых".). Таким образом, самые высокостоящие по этой лестнице группы выдающихся ученых дали и максимальный процент отягченности, а стоящие в группе начальных ступеней одаренности, как то: группа студентов—минимальную отягченность.

Для нас, конечно, не столько важны абсолютные данные, иллюстрирующие отягченность в процентах, сколько относительные в смысле параллельного увеличения процента отягченности с увеличением квалификации одаренности.

Это обстоятельство настолько резко бросается в глаза, что профессор Филипченко, который, несмотря на то, что ему, как евгенисту, это страшно невыгодно, не мог не констатировать этот факт. С нашей, эвропатологической точки зрения эта параллельная связь отягченности с увеличением одаренности есть закономерность эвропозитивных групп, а потому эвропатология должна, тщательно изучать эти группы, чтоб уметь обосновать эту закономерность на более многочисленных фактах и материалах. Каждый исследователь, если б он пожелал проверить эти соотношения между ростом эвроактивности и ростом процента отягченности—может это проверить, если возьмет любую группу интеллектуальных профессий, скажем, массу музыкантов или точно так же, массу врачей, юристов, ученых, математиков и прочее и разделит каждую профессию на 5 групп по методу Цекубу или (что так же) по методу Гальтона, начиная с начальной формы одаренности и кончая гением, то получит те же соотношения: чем выше группа одаренных в данной профессии, тем выше процент отягченности; каждый вид интеллектуальных профессий будет иметь свою эвропатологическую корреляцию между кумулятивными симптомами и диссоцнативными, или (что так же) каждая—эвроактивная группа по гальтоновской лестнице одаренности будет иметь свою пропорцию одаренности и отягченности аналогично психоэвротической пропорции одаренности отдельной личности (см. мою статью “Психоэвротическая пропорция гениальной одаренности” // “Клинический архив гениальности и одаренности", т. I, вып. 4, 1925 г.).

Эту пропорцию надо рассматривать как выражение некой корреляции этих двух факторов одаренности.

Резюмируя все сказанное и модифицируя гальтоновскую кривую одаренности с точки зрения эвропатологии, мы получим примерно такую картину (см. рис.).

Вся кривая Гальтона с точки зрения эвропатологии делится на 3 большие группы, причем помимо признаков одаренности, которыми эти группы отличаются между собой (согласно гальтоновского распределения), эти группы характеризуются еще и следующими зокономерными особенностями.

1. Центральная группа— средняя нормальная одаренность нормальных людей—есть звролпатентная группа, т.е. она характеризуется тем, что никаких симптомов активной, сверхобычной одаренности она не проявляет. Но в латентном состоянии эта сверхобычная одаренность имеется у каждого нормального среднеодаренного человека, если мы поставим этого человека в условия, где эта скрытая одаренность может быть тем или иным способом активирована. Говоря здесь о "сверхобычной одаренности", мы понимаем под этим словом всякую одаренность, если она хоть чуть-чуть превышает среднюю норму, а тем более если это повышение идет еще дальше. Huкaкиx симптомов патологии эта средняя одаренность не проявляет.

2. Эвропозитивная группа. Эта группа, по Гальтону, идущая вверх по лестнице одаренности, начиная от групп средней одаренности в сторону повышения, вплоть до группы гениев.

Характерною эвропатологическою особенностью этой группы, в отличие от средней группы, является, во-первых, то, что эвроактивность здесь повышается тем более, чем группа выше подымается вверх; во-вторых, в этих группах повышается наследственная отягченность (в сравнении с нормой) и чем выше группа по этой лестнице одаренности, тем выше % отягченности; таким образом, в группе гениев отягченность достигает максимума: 100%, в группе начальной одаренности этот % отягченности незначительно выше нормы, а в средних эоропозитнвных группах по этой лестнице одаренности процент отягощения сравнительно в средних же степенях и т. д. Здесь получается определенное, закономерное соответствие между степенью повышения одаренности и степенью повышения отягченности. Здесь можно говорить об определенной корреляции между этими двумя явлениями. Получается определенное впечатление, что рост одаренности по этой лестнице (т.е. рост активности скрытой латентной энергии одаренности) активируется под влиянием роста отягченности как активатора, достигая максимума этого активирования у гениев.

Вследствие такой закономерной связи отягченности и одаренности, симптомы невротизма и психотизма в массах этих групп чрезвычайно обильны и симбиозируют с симптомами активной и скрытой одаренности, причем—симптомы невротизма и психотизма повышаются соответственно с ростом квалификации одаренности. Не всегда, конечно, симптомы психотизма у личности данной группы клинически проявляются открыто. Во многих случаях они находятся в состоянии скрытом и часто как-бы покрываются симптомами высокой одаренности и гениальности. Однако конституционально-генетически эти симптомы всегда можно констатировать тем чаще и определеннее, чем данная группа стоит выше по гальтоновской лестнице одаренности. Например, Тургенев, стоящий на этой гальтоновской лестнице одаренности на высшей ступени. Сам он не проявляет никаких симптомов психотизма за весь период его творческой жизни. С виду он как будто "здоров", однако, конституционально-генетически он тяжело отягчен. Мать и ближайшие родственники по матери проявляют тяжелые симптомы психотизма. Брат у него эпилептик. Лично сам Тургенев при жизни проявляет ряд симптомов: в детстве—мозговая болезнь, периодические депрессии, навязчивый страх и навязчивые состояния, смена настроения, сексуальная ненормальность и прочее и прочее.—Все это указывает на то, что конституционально у него скрыт некий невропсихотический Status.

И действительно, при наступлении критического момента его жизни, когда органическая болезнь спинного мозга (неизвестно, эндогенного или экзогенного характера), его психика реагирует психозом. Между тем, в жизни Тургенев казался идеалом “здоровья” как физически, так и психически. Пример Тургенева весьма типичен для группы тех великих людей и гениев, где под видимым “здоровьем”, скрывается латентный невропсихотизм. Как сказано было выше, чем ниже группа по этой лестнице одаренности Гальтона - тем меньше отягчение. В группах, стоящих близко к центральной эвролатентной группе, эти симптомы едва намечаются. Они могут ограничиваться теми симптомами невротизма (неврастения, психостения —слегка истероидные симптомы), обычными в массе так называемых интеллектуальных профессий интеллигенции, стоящей по этой лестнице Гальтона на рубеже с здоровой середняцкой массой людей. Кто не знает, как характерна для этой интеллигенции ее “нервность”, как нечто ей присущее по ее природе. Это то общее место, известное всякому профану. Также известно всякому то избитое шаблонное объяснение, которое дается этому явлению: интеллектуальная профессия сама по себе требует напряжения нервной системы, а поэтому, дескать, они “нервные.”. Не отрицая возможности такой связи по существу, однако, причину этой нервности мы должны искать не в профессии, требующей напряжения нервной системы, а в генезисе этой интеллигенции и формулировать это таким образом: интеллигенция „нервна" не потому, что профессия делает ее нервной, а потому, что, сделавшись интеллигенцией вследствие „нервности", она „нервна" по происхождению своему. Ее нервность от природы—стимулирует ее (resp. диссоциирует ее) к творческой активности, разряжая в них некоторую дозу скрытой энергии одаренности, что делает их „интеллигенцией".

Нервность этой группы людей есть органический симптом активированной одаренности—вот где первичная причина этого явления. Конечно, тут не исключаются и вторичные симптомы нервности, вследствие „напряжения нервной системы" или вследствие переутомления от самой профессии.

Общей характеристикой всех этих групп является то, что в этих группах симптомы патологии в проявлениях одаренности (начиная от небольших проявлений одаренности до феноменального проявления гениальности) играют не отрицательную, а эвропозитивную роль (или на ряду с отрицательной ролью играют в то же самое время эвропозитивную роль.

3. Эвронегативная группа. Эта группа по Гальтону является сплошь дефективной, причем эта дефективность тем более повышается, чем ближе к крайней группе, завершающейся группой идиотов и слабоумных. В группе, следовательно, стоящей ближе к средней нормальной (эвролатентной) массе нормальной одаренности, эта дефективность незначительна. Переведя определение этой дефективности на клинический язык, мы найдем, что эти группы представляют из себя нам знакомые клинические группы дефективных, известные нам под такой классификацией.

1. Слегка дебильные и слегка дефективные.

2. Дебильные и дефективные.

3. Слегка имбецильные и слегка слабоумные.

Сюда как же могут быть отнесены те группы так называемых "дегенеративных", проявляющих симптомы снижения одаренности.

4. Имбецильные.

5. Слабоумные.

6. Резко слабоумные.

7. Идиотизм.

8. Глубокая степень идиотизма.

Характерной особенностью этих групп является то, что здесь с ростом степени дефективности идет параллельно рост отсутствия тех элементов одаренности, которые присущи нормальному эвролатентному человеку по гальтоновской лестнице одаренности. Вся эта группа, поэтому, нами определяется как эвронегативная. Понижение одаренности в этих группах надо объяснить двумя причинами:

1. причина—отсутствие нормального кумулятивного компонента, присущего нормальному эвролатентному человеку, причем это отсутствие тем более прогрессивно увеличивается, чем ближе к группе абсолютно малоценных (слабоумных и идиотов).

2. причина—эвронегативный характер патологии, ведущий к уничтожению или опустошению в той или иной степени одаренности.

Здесь мы должны напомнить, что сама по себе такая дефективная патология, как наличие дебильности, психической недостаточности, и даже слабоумие сами по себе не всегда уничтожают одаренность. Нам ведь известно, что односторонняя высокая одаренность может существовать при слабоумии и других формах психической дефективности, значит дело тут не в этом, а в характере этой патологии.

В одном случае эта патология абсолютно или относительно разрушает одаренность, следовательно, мы имеем здесь дело с эвронегативной патологией; в других случаях мы имели дело с патологией не только не разрушающей одаренность, но, наоборот, благоприятствующей в том или ином отношении одаренности, следовательно, мы имеем дело с эвропозитивной патологией, которая хорошо компенсируется и коррелируется с кумулятивным компонентом.

В группах эвропозитивных (рассмотренных нами выше) мы имеем такую эвропозитивную патологию.

В группах эвронегативных мы имеем, наоборот, ту отрицательную патологию или (по нашей терминологии) эвронегативную патологию.

Эти два понятия обычно смешивают (постольку, поскольку медик и не медик привык мыслить всякую патологию как болезнь, с которой он призван бороться).

С эвропатологической точки зрения мы должны строго различать эти два понятия. Точно также после этого мы теперь имеем возможность ограничить объект изучения эвропатологии. Эвропатология, слсдовательно, есть учение, которое имеет дело с той патологией, которая концентрируется в эвропозитивных группах гальтоновской лестницы одаренности.

Все другие группы не подлежат изучению эвропатологии постольку, поскольку мы имеем дело там с патологией без “эвро", т.е. с патологией в обычном смысле этого слова. Точно также, нам делается понятным в биологическом смысле туманное понятие „интеллигенция". С эвропатологической точки зрения под „интеллигенцией" мы должны понимать те группы по гальтоновской леснице одаренности, которые характеризуются как эвропозитивные группы.

Date: 2016-07-22; view: 345; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию