Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Dr. Johann Susmann Galant (Moskau).





Август Форель единственная в своем роде личность в мировой научной литературе. Форель великий естествоиспытатель и великий психиатр. Замечательно, что в его личности мы имеем редкий синтез великого естествоиспытателя и не менее великого психиатра, оплодотворившего своим гением необъятные поля науки и знания. Между тем. развитие и жизнь этого гениального ученого протекали в самых обычных условиях, как протекает жизнь многих миллионов заурядных людей, и нам придется разгадать загадку гения Фореля не с этой стороны.

Как эвропатологов нас, прежде всего, интересует наследственность Фореля. Вот что Форель рассказывает сам про своих предков.

“Мой отец, Buктop Форель, уроженец кантона де Во1, имел рост в 1 метр 89 сантиметров, отличался стройностью осанки, был необычайно ловок, обладал острой наблюдательностью; прилежный, весьма скромный в своих потребностях, во всех отношениях gentleman, однако как мыслитель не очень далекий, он всецело находился под влиянием обычных в его среде предубеждений и под таким же сильным влиянием взглядов консервативной его газеты. В нем жил дух противоречия, все же он стремился к хорошему и жил весьма солидно. Воспитанный в духе кальвинизма, он, как мне казалось, внутренне колебался в своей вере. Он был геометром, затем сельским хозяином и умер на 92 году жизни. Он был подобен своим родителям, которые оба были здоровы.

“Моя мать, урожденная. Паулина Морен, из Дьелефита в Южной Франции, была, в противоположность моему отцу, глубоко мыслящая, глубоко чувствующая и вдумчивая женщина, но псиxonamкa, очень непрактичная, чрезвычайно совестливая, почти ненормально альтруистична, кальвинистически религиозная. Умерла она на 62 году жизни от последствий тромбоза в мозгу. Ее мать болела душевной болезнью, и одна тетя Морен, в противоположность другим тетям, бывшим весьма одаренными, была психически больная. Мой дедушка по матери, Пьер Морен, отличался большим умом и пользовался большим уважением.

Итак, мы отмечаем в наследственности Фореля хорошо подмеченную Сегалиным2 ") общую, наследственности всех гениальных личностей, черту скрещивания одаренности по одной линии с психопатичностью или пспхотичностью по другой, скрещивания, ведущего потом в потомстве в процессе диссоциации к освобождению гипостатической энергии одаренности от своих тормазов и к соединению с пспхотическим элементом в новую структурную форму, позволяющую одаренности перейти из латентного состояния в кинетическое.3

Из ранних воспоминаний Фореля заслуживает внимания его весьма ранний, как он выражается, “бессознательный социализм”. Еще очень молодым юношей он основывает вместе с 7-летним братом и 10-летней сестрой Габриэллой общество обездоленных (Societe des gueux), направленное против аристократически настроенной старшей сестры Бланш. Вдохновлялось “общество обездоленных” песней французского поэта Беpaнжepa: “Les gueux”, по образцу которого юноша Форель сочинил свою песню обездоленных, о характере которой можно судить по следующей строфе:

Aristocrates, faces ingates.

Affreux bandits qui vous croyez des Dieux;

Tremblez viperes, rentrez sous terre,

Deguerpissez—car voici les gueux.

Если в юноше Фореле обнаружился в такой “революционной.” форме будущий социалист, то в не менее интенсивной, но в несравненно более серьезной форме обнаружился в нем будущий крупный ученый. Форель унаследовал от своего отца замечательный дар наблюдения и уже молодым мальчиком начал усердно наблюдать и изучать насекомых, главным образом, муравьев. Одиннадцати лет от роду он сделал открытие, касающееся скрытых разбойничьих нравов одного небольшого муравья, которое он опубликовал в 1869 г.

В 1874 г. вышла в свет книга Фореля: <Le fourmis de la Suisse” —„Муравьи Швейцарни"—завоевавшая ему славу великого ученого и величайшего мирмеколога всех времен. Через эту книгу Форель сделался известным Чарльзу Дарвину и Бланшару в Париже. Дарвин написал Форелю за присланную книгу о муравьях благодарственное письмо и подарил ему книгу Бельта. Бланшар же выхлопотал Форелю приз Тора (Prix Thore). Форелю было тогда всего только 26 лет.

В то же вредя Форель, окончивший недавно медицинский факультет и выбравший себе специальностью психиатрию, чтобы избежать необходимости сделаться практическим врачом, с большим успехом совершенствуется в психоневрологии. Он работает ассистентом в Мюнхенской психиатрической клинике под руководством Гуддена (Gudden) и первый произвел здесь в 1874 г. на большом, усовершенствованном им гудденовском микротоме, 2.000 тонких поперечных разрезов через весь человеческий мозг. Благодаря этим разрезам Форелю удалось пролить свет на многие темные стороны в строении человеческого мозга. Скоро Форель делается знаменитостью и в эти области. В 1877 г. его почтил своим посещением проф. Гис (His) из Лейпцига, а Дежерин (Dejerine) именует запутанную до того и разработанную Форелем область чепца (Hauben region). Campus Forell. В это время Форель читает как доцент при Мюнхенском Университете лекции по анатомии мозга.

Неудивительно, если спустя два года, в 1879 г., мы видим Фореля директором психиатрической больницы в Цюрихе и профессором психиатрии при Цюрихском университете. За 19 лет своей профессорской деятельности в Цюрихе (1879-1898) Форель, благодаря своим научным трудам и общественной деятельности, делается мировой известностью.

Но самый славный период жизни Фореля начинается лишь с окончанием его профессорской деятельности в 1898 г. Если заведывание больницей и академические работы отнимали раньше у Фореля лучшее его время, не позволяя ему отдаваться общественной или вернее общечеловеческой работе, то он теперь достаточно свободен, чтобы развить такого рода работу.

Форель развивает свою деятельность в интернациональном, и мировом масштабе. Будучи убежденным трезвенником и видя стоящую причину вырождения человечества в алкоголе, он проводит мировую aнтиалкогольную борьбу, разъезжая чуть ли не по всем материкам, произнося бесчисленное множество речей и докладов о вреде алкоголя, образуя везде отделения интернационального общества трезвости т.н. IOGT— Logen4 и принимает самое деятельное участие в антиалкогольных конгрессах, созываемых время от времени в столицах Европы: в Вене, Гааге и т. д. В 1906 году Форель основывает " интернациональный орден этики и кyльтуры" (IOEK), ведет борьбу со всевозможными сексуальными, моральными и другими предрассудками; в 1909 году основывает „интернациональное общество психологии и психотерапии" и т. д.

Эта необычайно бурная кипучая общественная деятельность не лишает Фореля возможности писать крупные научные произведения, делающие его имя одним из самых популярных. имен в мире. Достаточно указать на его книгу: “Половой вопрос”, имевшую и теперь еще имеющую необычайный успех. Объясняется этот успех следующим образом. До книги Фореля имелось три сорта книг на эту тему: 1. Романы и порнографические произведения с определенной тенденцией раздражать половой инстинкт читателя; 2. Морализирующие книги, которые в искаженной форме представляют все сексуальное, как аморальное; 3. Чисто-научные книги, недоступные широким массам читателей.

И вот Форель задался целью заполнить пробел и издать на основании своих многолетних наблюдений над душевно и нервнобольными серьезную, объективную, сексуально не возбуждающую, предостерегающую от проституции и других видов сексуальной распущенности общедоступную книгу. Книга эта вышла в свет на немецком языке в 1905, на французском в 1906 г. и имела, как уже сказано, необычайный успех. Она переведена на 14 языков и пережила много изданий. Может быть книга “Сексуальный вопрос” потому так хорошо удалась автору, что сам автор в сексуальном отношении был весьма воздержан. По собственному признанию Форель был единственный раз в своей жизни в доме терпимости и то лишь с целью наблюдать происходящее в таких домах. За строгую половую воздержанность товарищи подшучивали над Форелем. называя его "der geschlechtslose Arbeiter” (“бесполый работник”).

Из других крупных произведений Фореля надо было бы здесь упомянуть его книгу о гипнотизме, пережившую много изданий, его книгу о психической гигиене, об органах чувств инсектов, книгу “Le monde social des fourmis” (“Социальный мир муравьев”) вышедшую в свет в 1921-1923 г. и т. д.

Но больше всего интересуют Фореля, особенно в последние годы, проблемы социальной жизни. “Бессознательный социализм" детства принимает все более определенные "сознательные'' формы, и в 1916 г. Форель открыто вступает в социалистическую партию.

Несмотря на то, что Форель перенес в 1912 г. два "удара", которые он сам рассматривает, как тромбоз мозговых сосудов, подобно тому как это было у его матери, он ничуть не утерял ни из своей мощной энергии, ни из своей силы ума. Лишенный правильной речи и возможности публично выступать, парализованный, он упражняется в речи и в письме (пишет левой непарализованной рукой), попрежнему продолжает напряженную умственную работу, разрабатывая в различных брошюрах (,,La religion du Bien Social" и т. д.), свою теорию социализма. Его намерение—"этиризовать" социализм.,,Социализм будет этичен, или он вовсе не будет, ибо социальный = моральный". Таков основной принцип всякого социализма по Форелю. И в этом направлении Форель не перестает работать и по сей день.

Вот в самых коротких и основных чертах жизнь и деятельность замечательнейшего из ученых—Августа Фореля. Эта жизнь и деятельность чрезвычайно пестры, как пестра личность самого Фореля. Форель затрудняется перечислить все то новое и оргннальное, что он в продолжении 67 лет своей научной работы ввел в сокровищницу науки. Достаточно указать, что он различает 11 групп,,нового":

1) Новые открытия; 2) Новые изобретения; 3) Новые описания; 4) Новые поощрения; 5) Новые наблюдения; 6) Новые эксперименты; 7) Новые комбинации мыслей; 8) Новые термины; 9) Новые различения; 10) Новые теории; 11) Новые гипотезы.

Во всех этих областях "Нового" Форель творил, усердно, неутомимо творил. Его неутомимая энергия и горячий темперамент "южанина",5 необычайный дар наблюдения, остроумие, глубокомыслие, отзывчивость на все человеческое, высокая нравственность, идеалы социализма воплощаются в монолитную фигуру единственного в своем роде гениального человека и ученого. Но как смотрит Форель на гений и гениальность? Как он воспринимает свою, осознанную им же самим гениальность?—Вот как:

"Что такое мое,,Я"? Соединение соматической и душевной (мозговой!) действующих сил, составляющихся из: 1. Унаследованных инстинктивных закладок; 2. Вторичных автоматизмов”, которые я приобрел в школе, в книгах, газетах, в окружающем milien (люди и вещи), сюда следует прибавить:

3) Случайности, несчастные случаи, болезни, увечья, смерть. Остается еще, 4, т.е. моя личная работа с детства до смерти, основанная, главным образом, на,,новых" комбинациях мыслей (изобретения, открытия, эксперименты, наблюдения и т. д.). Но это,,4" покоится опять-таки на счастливой или несчастной комбинации 1, 2 и 3! За тo, чем я сделался, я должен, между прочим, наравне с муравьями благодарить и Губера (Р. Нuber), Дарвина, Мейнерта (Meynert), Гуддена, Бернгейма (Bernheim), Фpaнka (Frank) в Мюнхене, Семона (R. Semon) и мою дорогую жену Эмму, урожденную Штейнгель (Steinheil).

Что же остается для гордости, для тщеславия моего дорогою ,,Я'"—Ничего, абсолютно ничего!

Не надо думать, что Форель говорит так о себе из лишней скромности. Форель, будучи по своим убеждениям монистом и строгим материалистом, видит в гении и гениальности продукт наследственности и среды, ставит он его в полной зависимости от всевозможных счастливых и несчастливых внутренних и внешних случайностей. А в таком случае, что остается заслугой гениального творца, если не его труд, находящийся всецело в зависимости от эндогенных и экзогенных моментов жизни? Поэтому Форель видит главную свою заслугу и заслугу всякого гения в труде, работе. Форель избрал для своего Ex libris латинскую истину:,,Labor omnia vincit", что можно перевести по-русски известной пословицей русской народной мудрости:,,Терпение и труд—все перетрут". Форель верит в силу одной только работы, животворящей работы, которая в последнем итоге при благоприятном стечении обстоятельств ведет к гению и гениальности. И еще убежден Форель, что гений человека достигнет невероятных высот, если человечество перестанет отравлять себя алкоголем и перестанет вести губительные для себя войны, что он еще раз недавно высказал в небольшой заметке,,Эвропатологня и евгеника" в первом выпуске 4-го тома нашего архива (стр. 51).

Почетное место Фореля также занимает в истории эвропатологнп (о чем см. ниже статью Сегалина "Форель - как эвропатолог"), что также говорит о многогранности и разносторонности Фореля.

Форель естествоиспытатель; Форель психиатр, Форель социалист, наконец Форель—человек, которому все человеческое близко и который в своей необъятной великой душе может объять человечество, как целое, и всю жизнь работает на благо этого человечества в действительно интернациональном, мировом масштабе, Форель— фигура, которая никогда не сойдет со страниц истории человечества и будет служить светлым примером для будущих великих людей и ученых, которые должны будут повести человека к победе над его же, губящими его стихиями!

Главные научные труды Фореля:

JIauplarli.riten A. l-'orrl's.

1. Obsrrvatioiis sur les raoeurs <ln Solennpsis lugax. Mitt. d. ScLw. ento-mol. gt-scllgflial't. 18(i9.

1. Les rourmisdr la Suisso. Misinoire dd ly sorietu hrl4-t dr •ч • nat. 1874 2 me edit. 1920.

:!. Bcitrasc xur Kenntnis des Thalamus opt us\\-. Sil/ungsbericlitc der K. Akad. d. '\Vissens<'liaft 111 abt. Bd (i6 Wrn. juni 1872.

4. Ltud s myrnic<-pL'aiqu('s en 187.'). Biilli-tiii a,”-, vandoise dos S('. nai XIV, ls7.'). nt suiv. en 1879, l.S->4 (organrs des antrnnes! etc.

5. Hiibiiitatinns tlicst-n. K. Hot' uiiil L'niv. rsitatsliurlidnu'kcrci Miiiirlieii 18;7.

6. rntRi'surhungen ii})rr ilip. riaubenrcgifin iisw. Ardiiv Г. Psychiatric 1877.

7. Dcr <.iil'tapparat n die Analdriisrn drr Ameisen. X. 1'. Wisscuscnal't. Xu-olngie Bil. 30.

8. Etudes nivrmi''co1. in 1878; desirr drs fourmis Bull. soc. vaud si;

nat. XV. 80. 18;!-!.

9. I'olx'r die Verpuppung drr Kaiipc ilos B(l]ll1)^-x populi I.. Kosinns VI. Jahrg. 188-'.

10. Warnm, wann u wie spcrrt man Mensfhen in Irrenanstaltcn ein? (,i,i,,teRst;iruns', (icsetx, Moral u Str.ifanstalten. Jahrcs'i'ericlit dc” Zurrliers Hilfsverrins fur gristes kranke iibrr 1884/85 ersrhiencn.

11. Das (ii'iliiclitnis und ^rir.f abnpriiiitati'n Orcll Fussli. Zuricli)88.">.

12. Ionise hiriiaiialoniisi.'lie I'l'traclittuiigeiiu Ergobnisse (Neiiroiieiili'hr'). Arcliiv!'. I'syrliialrie. janiiar 1887.

l;i. 01)servatu)ns sur Ir soincii du loir Xrvur <1e I hipnotisnn'. Paris 1887. Г. 318.

14 Etudes iTiyriTH'-roi. >'ii 1886 (odorat tcpociiimique; Ann. s(ic. ent, Leise 1. 30. nov. 188i>."

•35. l.)i;r Hypu-ilismns, seine li •Aciitiins unil seinr Haiiilliahiin.u'. Stutf.-H'art. Ferd. 'Knkc' 188.' spiiterr Au1'l (la. 14^3) init vrr;iii(lerti"m Tifel. с Dcr Hy])i]olismus (ider die Sus.H-.sticn und dir I'.-.yrlKttlii'rniiio.

i6 UrbiTH' •.n^' •i'ii!'in.'ii /v.-isriieii (Iristessioriins' und „•cisti^i'r Cre-.iindheit. Korr-^Blatt i' Sri]','-. Arr/.le 18"".

•17. S a^lutci] i;^,n'l mnit und 1 Bcriclil drr Tiiiiki'rlicilstatto KllikDii a. d. Tliur. I'llicli -п.'С';!', /.iirirli l8;-i)

18. Zurr r.u'D'iisM'fise drr Wiistciisrillr. Alitt. (1. Sclnv. entoin. des. lid. 8,

Н. '•;. WW.

19. Die Triiiksitleo, Antialki-ili.ilsfkreianat, AvrnUR Dapple? 5. Lauzan-

ne 1^9^.

20. Alk-ohol und (ipistcsstnriiii.u', \\ie № 19. 1891.

21. dip Err5i''i;nng- von Trinkcr.i.svleii iiiid drren Einrii.tfuiia- in die Oe-setx.u-"l”nny Vc;4,.ц- '.on I!i i: Ticiikrii, Uivnier-haven 18У2.

2-' licwaln't.i -Mittcl /nr 14ck:i]n;,'!'iin-;1 drr Trinli-sittcn. Glciclior Verlag

Tienkoii l,'.^

2:i Xr.r l-'i'iW dBr Stiia.tl'K'ilpn l^'glilieriins- dcr Pni'-titmion Verlat,'-

Tieiikf-n l&;.^.

24 Lre loriiHicido-- d(; ^Гad;lsas(•ai•. Vo! XX dc.arrandidicr 1'aris. 1891-25. Di(- liavorsrlie i-iiernicn' Verla.ii.- 'I'n'iikon Brcincrhavpn, Nov I S'”:'.. 2i.;. Ly-' fonTlirides des Indr- ft do Cpylan. journ. lioilll'.ty Nat. Hi-.t. So-

cietv.'I'arT. ] -VI1L 189;:.-i'.iOl.

2:. ZA'n Enlwiirl' cip.c:' Sfliv-'ci/eris lien Irrcnirpsetzcs. Z. [. Sch\\-.

Strat'rechT. 18. •'.',.

•Л. (;e!iirn •]']!I Seel" Verlag ]•;. Siraus^ Honn 1У94; 13 Aul'l. Verla.u-

A. K.'irner Lp/ц- 1922.

2;”. Dc-r (.iiti.('!ii;!iori>rdpr. 184;. Dcr neutralf GTO. i9.6 Ilis 1926. PiJons-Basclilin, &fli;fl'l')iaii.~.cn.

30. •lucid.es particularitfts de I'haliitat des tniinnis de l-ainerniiie tropi-cale, Annah's si)r. ^m. t>elge. T. XI p 16".!;-<>•.

:{1. Bioliin'ia central'] anirrirana. Voi. И l-'iirinicidac Londim 1899—1900.

3'2. Bericht inid VcrnclimlasBiiii.u- iler T.'iitci'sui-liinia'-komissioii Rnr^licil/.li iiiier dir Ankla,ycn Keg-en A. Ford. Voi) dcr Saniliitsdirckti'lli Ziiricli g-r-

drurkt 1897.

33. La parabiose cliez les lourmis. P.nll. sur. vand. s •. nat.::4, 1;-9.. 34 [:n apcrcu de psycliologio comparer L'.Viinei ps.vcliolosi'.ii'c, Paris.

Alran. liti'i'..

Зл. Dir vcnnindrrf.r Ziirc-clinunKsiaiiigkrit. “Die Zukimita v..Maxim.

Harden 1Я90.

36 Bpinerknng'n iilicr die Bi'luindlung der N rvpnkrankcn dnreh Ar-bfit. Z. t Hvpnotismus rd. X. 11. 1 Verlag A. Barrli 1900.

37. I'eber dip Ziirecliniina'--l'ahi8'koil des normalr'n Mcn-.flien. iieinliardt.

'\[iin lipn. 19" I...

;{8. Sensation des i-sertps 18 7 a 1901. Rivista di Sc. Inologiche Como 1900.—Dput-c]]. Das Sinneslebon der Insckten. Rfinhanlt. Sliindien. ]910.

39. Klianclio sur les moeurs des fourmis dp I'Ameriqiif du Nord.. Rivi-

sta etc (Jomo 19ii0.

•10. Alkoliol und vrnerisclic Kranklieiten, Inlorn kongress g-eg-un Alk-n-

bil, Wien 19,1, Verla.L;' -M. Perl"s.

41. Kuman РнгГесШпГИу in llio liplit of evolution <diiter. Montlily Burlington L". S. A.1901.

'i2. Le 1','ile social (lc 1'alconl. Lausanne 1902. 4:). Crime et anomalies mentali's constitiitionelles H.

Kiindig. Geneve.

.Ifs Gusli's. -Mcritx. Stuttgart. 1!)03.—7 gott-s. lllustriertes Album bci A. Fo-

lO'la. Deutscli: verbrrcben us\v. Keinhardt. Miinchen. 1407 •'ii. llvgii-ne der Nerven uii(l

Aul'l 1!”"-.

'-'5. Der Wein i-l cine yule (iube

r,l. 1807.

40.!)er Mensch u die Narkose. R. Joos-.-Baschlin. SSclialThausen 1903 47. M'u'ale hypotheliqiie et morale humaine. F. Payot. Lausanne. 190;i. 4У. Federation des societes vandoises d'education populaire. Sratuts

li>,)3. Lausanne.

4'.”. Die Vergangentu it al; Bibliothek iler Zukunl't. Z scbrft. „Europa".1905 oO. Naturwissenschal't oder Kolilerglaube? Billing. Zlilatt lad. XXV № \'i.

1995.

51. Die sexuelle l-'ra^-e. Verlas' E. Reinliardt: Miinchen 19')5. 15 aul'l:

1920.

Vi. Einige пене Ueoharhtiingtiii iiber Ameisen. liilern. Zool. Knngress.

Bern 1904.

53. Ui'saiumrlte liinianatomische ablianilluns'en. VerlaK Л. I?ei;ihaidt 1907.

оч. Manifest der Scliwei/ericshen Grussloge KJCit. 19116 geilriickt.

.'i.'). I^a 1)lastop]ithorn' et la nu'miiire du telTips rt'ex Ifs abeilles. Paris

1906.

56. Sexuelle Etik. 'Miinclieii 1906 Vcria;; Kcinhardt.

57. Nova specu kaj nuva (ientuomo dr Forniikni. Jnternacia Sfienra Kevuo (ienevo 1007.

.")S King dich vom Pf-aiuiismus zum soliden Optiniisnuis durch. Prakt. Wegwriser. 1907.

.').). Jugend, Evdiution, Kultur und Narkose; der neutralc liuttpinplc'rordeu. Iteinhanlt. Mi'mchen. 19.18

6'J. Die Kulle der Heuclielei. der Bescln'iink'theit und df r I'mvissenheit in der lanillaul'ieen Mural. Verlag Reinhardt Miinchen -1908.

61. Leben'und Tod. Reinliardt Miinchen 1908

62. Conime quoi j'alcoul n'est pas un aliment. Lausair e liJOS.

63. Ethisclie und rechtliclie Ki ntlikle in УехиаНеЬеп. l;ein}iard. MiincheK 1909.

64 La 1'anne xerothermiqne des t'ourmis et 1'angle du Valais. ArchiW de sc. pliys. et nat. t. XXVI11. Geneve. Г 09

б."). Fondation de la Sucieto internationale de Psycliologie medicale et dc Psycliolherapie. en 1909. L'iiil'orin teur des aliunistes et des neurologi-ytes. Paris 19li'.

66. La niurale en soi. Lausanne 1910.

67. Forinicidi-s austraeieus Kevue Suiss' de Zoolo^ie. Cieiieve. 1910.

68. R. Semons Weitereutwickelung seiner Teoric uber die Mneme. Arch^. Rassen-iindOcsellschaitsbiologie. Verlag Teubner. Lpzg. 1910. H. 1. ”>'J. Kulturbestrebungeu der Gegenwart. Pieinhardt. Miiiifhen 1910.

70. Malthusianismus oder Eugenik? Verlag lieinhardt. Miinchen 1910.

71. Die Araeisen d. K. Zoologischen Museums Muncheii. K. Bayerische Akademie der Wissenscnal't 1911.

72. Ajiercu sur la dist.r. genyr. et la phylugenie des luurinis. k'ungresse internat. d'entoinulogis 191'.

7:5 Fiiirinis niiuvelles on interessailtes. iklll. Soc. vand. sc. liat. Vdl. 47 Л" 17:$ iuil

74. Die Gebute einer s(zialen Mural, Nachrii hten des 10EK. 1912.

75. Volksaus,a;ab-i des ^yexuellen Fr ge". Verlag Reli hardt. Miinchen. 1913.

76. Ameisen aus Ostindien. Zool. Jahrbiicher Jena 1913.

77. Krieg uder Viilkerbund? 'Nachrichten des 10EK 1913.

78. Die Verenigten tStaateii iler Erde. Lausanne 1914/1915.

79. FortschrittDder Ruckschritt der Kuliur? „Der Arbeitsnachweis. Wien 1915.

80. Australische Ameiseii v. I). E. M)oberg. Arkiv H">r Zoologi Bd. 9..\t 16. 1915.

81. Subjektive u induktive Selbstbeobacrituiig uber psyehische und ner-vose Tati^Keit nach Hinithronibose. Journal 1'. Psyeholu^ie u Neurul'.igie. Bd. У1, lyl:) und Bd. 30. 'i92-L

82. Die Ameisen der ydweix analysch bearbeitet. Diii>a'nl!•.' 19;,")

83. Der yupranalionale Friede Hollandische Nachrichten, Haa;,' 1;);6.

84. (renug zersturt wieder aul'bauen. Verlag Kedma.i.i. Ziirich 1916.

85. Die Organisation der Freiheit. „Die Versohnung". Zurich 1917.

86. La. Religion du “B.en Socia.l->. Cieneve 1917.

87. Le moude social des iourmis. V vulumes. Kiiiidii';. (iencve, 19'21 a 1923.

88. Die Zukunl't des Strat'rec.htes. “Ethik drr Zukunft>. 19-21.

89. Zur Kthik des Zukun t aus “Ethik des Zukuntt”. li”21.

90. 1,а religion <les Hahais. nidee libre" de A. Lorulot, Cont'laiis Hono-rine. W.'l.

91. Mensch u Ameiae. Rikola Verlag. "Wien 1922.

92. Warum soil mail den Alkohol meiden';' (.ileicher Verlag 1921:

9;!. Philosuphie populaire Ed. dc Fucolee Ema:cipy. Saumur l',i24.

94. Bitte an Deutschlland Jungc liepublik. Hainbiirg 1924.

95. Der Vveg y.ur Kultur. Anxengruher Verlag. Wien. 1924.

96. L'intelligence plastiiiua, les automatismes se.'ondaires etc. Bull. Уос. vaad. sc. iiat 55 214, 1924.

97. Necrologue de Prof. С. Emery. Bull. soc. eiit. beige et vand. Vul 56, № 216.

Oi^ Mensonge on erreur chez I'honiine normal. Bruxelli's. 1925.

99."Le vrai socialismc de 1-avenir. LausEnne 1925.

100. Gudanken uber Zuclilwahl, aus Vererbuiig und Geschlechlsleben v. Dr. Fritz Dehnow u Dr. A. Forel, Fackclreiter Verlag. Hamburg 19-6.

Date: 2016-07-22; view: 307; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию