Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 11. Электрооборудование противопожарной системы ВС
На ВС предусмотрены конструктивные мероприятия по пред- отвращению возникновения и распространения пожара и обеспе- чена возможность тушения пожара в случае его возникновения. Во избежание скапливания горючих жидкостей в гондолах двигате- лей при подтекании масляной и гидравлической систем в нижней обшивке гондол сделаны отверстия для слива в атмосферу. В зо- не установки двигателей применена термостойкая изоляция элек- трожгутов, произведена металлизация всех частей самолета. Уста- новлены антистатики и зарядосъемники для предохранения от скапливания электричества и его разрядки. В бытовом оборудо- нании и в отделке пассажирских салонов применены невоспламе- няюшиеся материалы. Для уменьшения возможности распростра- нения пожара отсеки двигателей отделены противопожарными перегородками от фюзеляжа, а для прекращения подачи топлива в загоревшийся двигатель установлены перекрывные (пожарные) краны в топливных магистралях. Пожар обнаруживается на самолете электрическими теплочув- ствительными системами, датчики которых размещены в гондолах двигателей, в двигателях, в отсеках вспомогательной силовой уста- новки и топливных баках. Кроме того, на самолетах предусмотре- на система обнаружения дыма, датчики которой стоят в багаж- ных помещениях. Обнаружение пожара и автоматическое включе- ние огнетушителей в гондолах двигателей, отсеке ВСУ и внутри двигателей осуществляются автоматически. При посадке с убран- ными шасси автоматически включаются огнетушители в отсеках силовых установок. Для тушения пожара в пассажирских салонах применяются переносные огнетушители, заряженные углекислотой. Самолет имеет систему с нейтральным газом, которую при по- садке с невыпущенными шасси включают вручную. Она обеспечи- вает заполнение надтопливного пространства баков углекислым газом. На самолете Ту-154Б установлены две системы пожароту- шения: в гондолах двигателя и ВСУ — система ССП-2, внутри двигателей — система ССП-12. Кроме того, установлены перенос- ные огнетушители ОУ, ОР1-2 и ОР2-6. 1S.2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ НА САМОЛЕТЕ ТУ-154Б Система тушения пожара в отсеках двигателей и ВСУ. На са- молете Ту-154Б система работает автоматически и вручную. В нее входят следующие агрегаты (рис. 15.1): а) система сигнализации о пожаре ССП-2А, которая предназ- начена для выдачи светового (звукового) сигнала экипажу о воз- никновении пожара. В комплект системы входят: датчики пожарной сигнализации ДПС-1АГ (63 шт.) по 18 в каждой мотогондоле двигателя и девять в отсеке ВСУ. У датчиков чувствительным элементом является дифференциальная термоба- тарея, состоящая из восьми хромель-копелевых термопар, которые для защиты от механических повреждений закрыты колпачком с прорезями. Рабочими спаями термопар служат расклепанные в виде тонких дисков толщиной 0,16 мм концы электродов, а нера- бочими — утолщенные места сварки электродов; розетки ССП-2Й-РМ (63 шт.), которые предназначены для крепления в них датчиков; исполнительный блок БИ-2АЮ (4 шт.), который предназначен для включения соответствующей сигнальной лампы и реле систе- мы пожаротушения отсека (из него получен сигнал о пожаре) для обеспечения проверки исправности и готовности к действию си- стемы сигнализации. В блоке установлены шесть поляризованных низкоомных реле РПС-5 (К1), к ним подключают группу датчиков ДПС-1АГ (по три датчика на каждое реле) и резисторы для на- стройки блока на необходимую температуру срабатывания системы ССП-А. Поляризованное реле РПС-5 срабатывает в нормальных климатических условиях при подаче на них напряжения 28—45 мВ. б) два блока электромагнитных распределительных кранов 781100 (У31), которые служат для направления огнегасящего со- става к очагу пожара и включения реле управления огнетуши- телем. Принцип работы системы ССП-2А. Датчики ДПС-1АГ (ДПС) размещают в наиболее пожароопасных местах (рис. 15.2). При возрастании температуры среды, окружающей датчики, со ско- ростью не менее 2 °С/с и одновременном нагреве датчиков одной из групп до +150°С в термобатареях датчиков возникает термо- электродвижущая сила, достаточная для срабатывания поляризо- ванного реле блока БИ-2АУ (БИ). Это реле срабатывает и замы-А ПС ь* 3/1 И л /III \У6Ц< Рис. 15.2. Схема шения системы пожароту- кает цепь реле противопожар- ной системы самолета, которое включает световую (табло 5) и .чвуковую (сирену С-1) сигнализа- цию о возникновении пожара в соответствующем отсеке двигате- ля или ВСУ. Если система пожаротушения включена на автоматический ре- жим, то одновременно с сигна- лизацией о пожаре включаются средства пожаротушения; распределительный электромагнитный кран (ЭМК), пиропатроны (/7/7-3) и огнетушители (УБЦ). После ликвидации пожара при резком снижении температуры среды, ок- ружающей датчики, до +130°С сигнал о пожаре прекращается и система ССП-2А автоматически за время 2 с возвращается в со- стояние готовности к повторному действию. Автоматическое включение системы пожаротушения происходит следующим образом. Для подготовки системы пожаротушения к работе включают все автоматы защиты сети. На верхнем электро- щитке бортинженера главный выключатель ЗВГ-15К (5Л$) про- тивопожарной системы ставят в положение ВКЛЮЧЕНО. При этом питание подается на обмотку контактора ТКД2010ДГ (Кб). и он готовит систему к работе. При возникновении пожара в отсеке первого двигателя термо- датчики 36-1—36-3 вырабатывают термоэлектродвижущую силу, которая подается на реле К.1 в блоке 39. При срабатывании этою реле напряжение бортсети подключается на обмотку реле ТКЕ52ПОДГ (К49). При этом напряжение бортсети подается: че- рез контакты 2—3 реле К49 на табло ТС-2 (5) сигнализации по- жара на средней приборной доске пилотов и табло ТС-2 (7) на щитке противопожарной системы у бортинженера; через контакты 5—6 реле К49 на обмотку реле К18. через контакты /—2 реле ТКЕ54ПОДГ (/С/7) на лампу-кнопку КП-5 (Н16) с красным све- тофильтром сигнализации о пожаре в отсеке первого двигателя и через диод VD44 на самописец МСПР. Реле К18, срабатывая, че- рез контакты 6—5 блокируется и блокирует цепь питания лампы- кнопки Н16. Через контакты 2—3 реле К18 напряжение бортсети подается через вывод / блока крана 31 на обмотку электромагни- та. После его открытия обмотка самоблокируется через вывод 4 и контакты микровыключателя крана, который замкнул контакты при открытии крана. При срабатывании второго микровыключате- ля крана напряжение бортсети через контакты 2—3 реле К18, вы- вод / крана, контакты микровыключателя, вывод 2 подается на об- мотку реле ТКЕ54ПОДГ (К27). Это реле, срабатывая, подает на- пряжение бортсети через автомат защиты АЗСГК-Ю (SF1-2), кон- такты 5—6, 8—9, II —12 реле К27 на пиропатроны ЕТ35 трех бал- .407лонов первой очереди, которые разряжаются через электромаг- нитный распределительный кран Y31 в отсек первого двигателя. После срабатывания пиропатронов обесточатся реле РЭС-48Б (K24-I), и через их контакты напряжение бортсети подается на желтую лампу H11-I сигнализации срабатывания пиропатронов баллонов I очереди. Одновременно при открытии распределитель- ного крана Y31 питание подается к контактам кнопок 2КНР (SB26, SB25) ручного включения пиропатронов баллонов II и III очередей. Если через 10 с после включения I очереди огнетушителей таб- .10 ПОЖАР продолжают гореть (пожар не ликвидирован), нажи- мают кнопку SB26 включения II очереди огнетушителей. При этом напряжение бортсети подключается на обмотку реле ТКЕ54ПОДГ (К48). Реле К48. срабатывая, подает напряжение бортсети через автомат SF1-2, свои контакты 2—3, 5—6, 8—9 на пиропатроны баллонов II очереди, которые разряжаются через кран Y31 в отсек первого двигателя. После срабатывания пиропатронов реле К24-П отключаются и включают лампу H11-I/ сигнализации срабатыва- ния пиропатронов баллонов II очереди. Если через 10 с после нажатия на кнопку SB26 табло ПОЖАР не погасло, нажимают кнопку SB25 включения III очереди. При этом реле ТКЕ54ПОДГ (/(47) сработает и обеспечит включение пиропатронов баллонов III очереди. После срабатывания пиропат- ронов реле K24-I/I отключается и включает лампу Hit-Ill, кото- рая сигнализирует о срабатывании пиропатронов III очереди. Если пожар ликвидирован после включения I очереди или 1 и 11 очередей, систему приводят в исходное положение на случай по- вторного применения — выключатель SA8 ставят в положение ВЫКЛЮЧЕНО. При этом обесточится контактор Кб, отключив лампу-кнопку Н16 и кран Y31. Затем выключатель SA8 переводят в положение ВКЛЮЧЕНО. При этом сработает контактор Кб, ко- торый подготовит систему к повторной работе. Выключатель SA8 устанавливают в положение ВЫКЛЮЧЕНО не ранее чем через 20 с после включения той очереди, которая погасила пожар, что- бы давление в системе сравнялось с атмосферным. При повторном возникновении пожара, если I очередь огнету- шителей израсходована, автоматического включения огнетушите- лей не произойдет, и при загорании табло ПОЖАР вручную вклю- чают огнетушители неизрасходованных очередей. Вручную включают систему пожаротушения следующим обра- зом. Если пожар обнаружен визуально и по какой-либо причине не произошло автоматического включения пиропатронов I очере- ди баллонов, нажимают на лампу-кнопку Н16 отсека того двига- теля, в котором возник пожар. При этом напряжение бортсети че- рез контакты лампы-кнопки Н16, контакты 2—/ реле Л'/7 подает- ся на обмотку реле К.18. которое срабатывает. Одновременно за- 308горается лампа-кнопка 1116. Дальнейшая работа схемы пожароту- шения аналогична работе при автоматическом управлении, только ликвидацию пожара контролируют визуально или по докладу с: земли. Для предотвращения возникновения пожара в отсеках двига гелей при посадке самолета с убранными шасси система пожаро- тушения включается автоматически от ударного механизма. При такой посадке срабатывает концевой выключатель АМ800 СИСТЕМА ОБНАРУЖЕНИЯ ДЫМА НА САМОЛЕТЕ ТУ-154Б Система обнаружения дыма сигнализирует о наличии дыма в переднем и среднем багажных помещениях. В систему входят семь датчиков дымоизвещателей ДС-ЗМ (по одному на помещение), две красные лампы-кнопки К.П-5 сигнализации дыма в багажных помещениях, семь кнопок КНР контроля исправности системы и выключатель ЗВГ-15К (SA8) (он же является выключателем про- тивопожарных систем самолета). Система питается постоянным током через автомат защиты АЗСГК-5. Действие дымоизвещателя основано на регистрации фоторезистором света, рассеиваемого частицами дыма (рис. 15.3, а). В исходном состоянии (при отсут- ствии дыма) при включении выключателя SA8 загорается освети- тельная лампа HI, расположенная на одной оси с фоторезистором R в дымоизвещателе. Наличие экрана защищает фоторезистор от прямого попадания лучей лампы, а отраженные от пластинча- той поверхности корпуса лучи слабы, поэтому возникающего в цепи фоторезистора тока недостаточно для срабатывания дымо- извещателя.В случае попадания дыма сквозь пластинчатую поверхность корпуса в пространство между экраном и фоторезистором лучи лампы, отражаясь от частиц ды- ма, засвечивают фоторезистор, уменьшая его сопротивление, и ток в цепи фоторезистора возра- стает. Сигнал с фоторезистора по- ступает на вход усилителя посто- янного тока, который выполнен на транзисторах 2Т316Д, 2Т203Б и 2Т602Б с непосредственной связью между каскадами. Нагрузкой транзистора 2Т602Б служит об- мотка электромагнитного реле РЭС-34 (К1) (рис. 15.3,6). При появлении дыма увеличивается ток фоторезистора и усиленный сигнал поступает на обмотку ре- ле /С/, которое, срабатывая, по- дает напряжение бортсети через свои контакты на лампу-кнопку Н4 и табло ПОЖАР. Лампа-кнопка Н4 и табло ПО- ЖАР горят до тех пор, пока не снизится концентрация дыма до уровня, соответствующего безо- пасным условиям. При срабатывании системы об- наружения дыма в багажных помещениях или визуальном обна- ружении очага пожара включа- ют освещение багажных помеще- ний, открывают крышку люка, Рис. 15.3. Схема дымоизвещателя ДС-ЗМ (а) и функциональная элек- трическая схема сигнализации обна- ружения дыма на самолете Ту-154Б (б) при- устраняют причины дымообразования и, если необходимо, меняют переносные огнетушители. Систему проверяют с помощью кнопок контроля КНР ДЫМ В БАГАЖНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ. При нажатии на кнопку срабаты- вает реле РЭС-34 (К2) и последовательно лампе HI включается контрольная лампа Н2. Освещенность резистора, создаваемая при этом лампой Н2, достаточна, чтобы вызвать срабатывание дымо- извещателя. Одновременно проверяется целость нитей накалива- ния обеих ламп.
|