Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия совершения Литургии. Свящ. предметы и сосуды. Богослужебные облачения





Условия совершения Литургии
Литургия служится или епископом, или – по епископскому благословению – священником.
Чтобы священник смог приступить к служению Литургии, он, в соответствии с уставом, должен совершить, выслушать или келейно прочитать вечерню и утреню. Макс. требования устава предполагают также служение священником повечерия, полунощницы, часов. Священник должен прочитать молитв.е правило ко святому Причащению. Перед служением священнику следует пребывать в богомыслии, чтении книг духовного содержания; требуется и телесное воздержание.
В течение дня священник может совершить только 1 Литургию. Он обязан причаститься за ней.
Литургия должна совершаться в храме, на престоле, на антиминсе – особом плате, в котором зашиты мощи святых. Этот плат всегда лежит в алтаре на престоле, завёрнутый в спец. ткань – илитон. Бывают случаи совершения Литургии вне храма: напр. во время миссионерских поездок священнослужителей. Но и тогда она должна служиться на антиминсе; для такого служения нужно благословение правящего архиерея.
Литургия не совершается в СР и ПТ Сырной седмицы, в ПН, ВТ, ЧТ седмиц Вел. поста, в Вел. пяток Страстной седмицы.
В СР и ПТ великопостных седмиц, в ЧТ пятой седмицы Великого поста, во дни Сорока мучеников Севастийских, первого и второго Обретения главы св. Иоанна Предтечи, в ПН, ВТ и СР Страстной седмицы служится Литургия Преждеосвященных Даров. За ней преложение Даров не совершается. Освящение Даров происходит за предыдущей Литургией свят. Иоанна Златоуста или свят. Василия Великого.
Литургия св. Василия Великого служится 10 раз в году: в 5 воскресений Великого поста, в сочельники Крещения и Рождества, в Великий Четверг и Великую Субботу, в день памяти свят. Василия Великого.

Священные предметы и сосуды
Антиминс.
Потир –
Чаша, из которой мы причащаемся.
Дискос – тарелочка на высокой ножке, на которой происходит освящение Тела Христова.
Звездица – крестообразная распорка, которая ставится на дискос. Прикрывает собой и охватывает все частицы, изымаемые священником из просфор и складываемые им на дискос. Звездица символизирует Вифлеемскую звезду, указавшую евангельским волхвам место Рождества Христова.
Копие – лезвие треугольной формы на короткой ручке. Образ оружия, которым пронзили на Кресте Плоть Господа. С помощью копия за Проскомидией вынимают частички из просфор, и главное – особым образом надрезают Агничную просфору, сердцевина которой за Литургией прелагается в Тело Христово.
Лжица для причащения мирян .
Губа (губка):
при её помощи аккуратно собирают все крошечки с дискоса. Всё должно быть собрано и потреблено священником или диаконом.
Покровцы – два сшитые из плотной ткани плата, которыми за богослужением накрывают потир и дискос.
Воздух – большой, сшитый из плотной ткани плат, которым накрывают Потир и дискос – поверх покровцов.

Вещества Таинства: пшеничный квасной хлеб, выпеченный в форме просфор, виноградное вино и вода.
При совершении Литургии используется 5 просфор. Просфора должна быть двухчастной: символ двух природ во Христе. Строго говоря, просфоры должны выглядеть одинаково: на «крышечке» - знак Креста и слова «IC XC NIKA» - «Иисус Христос Побеждай». Последнее слово обычно связывают с небесным явлением знамения Креста императору Константину Великому, после которого он обратился в христианство. Посвидетельству историка Евсевия Памфила, знамение сопровождалось сверкающей словесной надписью «сим побеждай».

Богослужебные облачения священнослужителей
Орарь – образ ангельских крыльев.
Поручи – символ силы Христовой, совершающей Таинство; образ уз на руках взятого под стражу Господа.
Стихарь – символ ангельского одеяния.
Пояс – образ необходимого для совершающего службу священнослужителя внутр. уцеломудривания, собранности.
Фелонь - без рукавов, что обозначает непригодность иерея для человеческой деятельности и то, что он пребывает как бы вне плоти мира (Николай Кавасила).
Епитрахиль – символ изливающейся благодати священства; спускается по груди до ног, умягчая сердце и освящая тело (Николай Кавасила).

Проскомидия

(гр. —принесение, подношение)—1-ая ч. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого. На ней путём особых священнодействий из хлеба и вина приготовляется вещество для Евхаристии, при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших. Проскомидия совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время чтения часов.

Хлеб должен быть пшеничным и приготовленным на дрожжах («квасный»). После церковной реформы патр. Никона для проскомидии стали использовать 5 просфор (до реформы Литургию служили на 7 просфорах) в воспоминание Евангельского чуда о насыщении Христом 5-ю хлебами 5 тыс. человек. По внешн. виду просфора́ должна быть кругловидной и двухсоставной, в ознаменование двух природ Иисуса Христа. Для проскомидии просфора полностью не используется — из неё копием изымаются частицы.

Для изъятия Агнца используется просфора со знаком креста, разделяющего собой надпись IС ХС НИKA («Иисус Христос побеждает»). На прочих просфорах могут быть изображения Божией Матери или святых. Исторические свидетельства об Агнце начинают встречаться с IX—X веков: видимо, в древности его приготовление не являлось ещё общепринятым литургическим действием.

Вино для проскомидии должно быть виноградным, натуральным и без примесей.

Во время совершения проскомидии вино, соединённое с водой, вливают в Потир, в воспоминание того, что, когда Господь Иисус Христос находился на кресте, один из воинов копьем пронзил Ему ребро, и из пронзённого ребра истекла кровь и вода.
Порядок совершения проскомидии. Священник совершает входные молитвы, входит в алтарь, облачается и на жертвеннике при закрытых Царских вратах начинает совершение проскомидии.
Приготовление Агнца. Священник берёт в левую руку просфору для Агнца, обращая её буквами IС ХС к себе, а в правую — копие, делает им трижды зна́мение креста над печатью просфоры, произнося каждый раз слова «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем он приступает к вырезанию из просфоры Агнца:

- режет с правой стороны печати (где буквы и НИ) со словами «Яко овча на заколение ведеся»;

- режет с левой стороны (где буквы ХС и КА) со словами «И яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих»;

- надрезает верхнюю сторону печати (где буквы IС ХС), произнося «Во смирение Его суд Его взятся»;

- надрезает нижнюю сторону печати (где буквы НИ КА), произнося «Род же Его кто исповесть».

Священник надрезает просфору с нижней части и вынимает Агнец от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова: «Яко вземлется от земли живот Его». Затем полагает его в центре дискоса.

После этого Агнец крестообразно надрезается священником с нижней стороны с произношением слов: «Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот и спасение». Священник прободает (протыкает) копием правую сторону Агнца, произнося слова из Евангелия от Иоанна: «един от воин копием ребра Ему прободе и абие изыде кровь и вода; и видевый свидетельства и истинно есть свидетельство его» (Ин. 19). По произнесении этих слов в Потир вливается вино, смешанное с водой.
Изъятие частиц из прочих просфор:
- из 2-ой, называемой «Богородичною», вынимается частица в память Богородицы и помещается на дискос по правую сторону от Агнца;

- из 3-ей, «девятичинной», вынимаются девять частиц, помещаемых по левую сторону от Агнца, в память: Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, равноапостольных, составителя литургии: Иоанна Златоуста или Василия Великого;

- из 4-ой – две частицы в память живых и помещаются на дискос ниже Агнца;

- из 5-ой – частица в память умерших и помещается ниже частиц, вынутых за живых.

Затем вынимаются частицы из малых просфор (число которых не ограничивается), поданных заранее верующими. В это время читаются поминания о здравии и спасении живых и об упокоении усопших. Вынутые частицы помещаются на дискос вместе с частицами из четвёртой и пятой просфор.

Частицы, вынутые из малых просфор, по окончании литургии опускаются священником в потир со словами: «Отмый (омой), Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

После этого на дискос с вынутыми частицами устанавливается звездица. Затем дискос и потир покрываются отдельными покровцами, а поверх одним большим покровом — возду́хом. Установленная звездица помогает при этом сохранить порядок частиц.

Священник кадит перед Дарами и произносит молитву, в которой просит Бога благословить предложенные Дары, помянуть принёсших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его сделать достойным для священнодействия.

Date: 2016-07-18; view: 1460; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию