Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практика публичного покаяния в др. Церкви. Происхождение тайной Исповеди.
Исповедь была известна христианам уже во времена апостолов, о чем свидетельствует кн. Деяний апостольских: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои». В древней. Церкви в зависимости от обстоятельств исповедание грехов бывало или тайное, или открытое, публичное. Чин публичного покаяния окончательно оформился в середине III в., во временя гонений на христиан императора Декия. Сначала следовало принятие человека в разряд публично кающихся, затем – несение им епитимии и возвращение в лоно церковное. Кающийся сначала приходил к епископу, который проверял искренность его обращения. Пресвитер вносил имя грешника в церковный список и возлагал на него руки – в знак разрешения от отлучения. Публичная исповедь в первый день Великого поста. Подвиги покаяния среди плачущих, слушающих, припадающих и купностоящих. 1. Плачущие, не смели входить в церковь и со слезами просили молитв у проходящих; 2. Слушающие, стояли в притворе и подходили под руку благословляющего епископа вместе с готовящимися ко Крещению и с ними удалялись из храма; 3. Припадающие стояли в самом храме, но в задней его части, и участвовали с верными в молитвах о кающихся, падши ниц. По окончании этих молитв они, преклонив колени, получали благословение епископа и удалялись из храма. 4. Купностоящие – стояли вместе с верными до конца литургии, но не приступали к Святым Дарам. Когда срок покаяния завершался, совершалось принятие кающихся в полноправные члены Церкви (в четверток или пяток страстной седмицы). В продолжение всего времени, назначенного кающимся для исполнения наложенной на них епитимий, Церковь возносила за них молитвы в храме между Литургией оглашенных и Литургией верных. Эти молитвы и составляют в наше время основу чинопоследования Покаяния. Публичное покаяние практиковалось в Церкви до конца IV века когда при Константинопольском патриархе Нектарии была отменена должность пресвитера-духовника. К концу IX века публичная исповедь окончательно исчезает и заменяется тайной. Это произошло потому, что общественная исповедь, столь благотворная в древние времена, когда строгость нравов и ревность к благочестию были всеобщими, постепенно стала тягостной для христиан последующих веков. Многие стали избегать ее из-за стыда или скрывали свои грехи. Кроме того, грехи, открываемые всенародно, могли послужить соблазном для нестойких духом, и врачевство одних обратилось бы погибельным ядом для других.
Тайная исповедь начинает активно совершаться только с VI в. – на христианском Западе и затем – с IX в. – на Востоке, в Византии. С V по нач. IX вв. в Византии фактически отсутствовали реально используемые в церковной практике чинопоследования Таинства Покаяния. С фактического упразднения публичной Исповеди до появления чинопоследования Исповеди тайной применялись каноны, связанные с практикой исповеди публичной. Существовала и тайная Исповедь при отсутствии её литургического чинопоследования. Благодаря святоотеческому наследию мы имеем свидетельства о существовании тайной Исповеди уже с конца III в. О существовании тайной Исповеди в IV в. мы узнаём из возникшего в кругу учеников свят. Василия Великого «Толкования на Исаию». Сама сакраментальная Исповедь – как отпущение Богом кающемуся грехов через посредство священнослужителей – была в Церкви всегда. И до IX в. в кафедральном константинопольском евхологии (богослужебном сборнике) присутсвовали отдельные молитвы о кающихся («Боже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном…»). IX в. – чин Иоанна Монаха, вошедший в состав первой редакции «Номоканона». Возникли и местные чины тайной Исповеди (чин Студийского монастыря). До XII в. Исповедь совершалась по Студийскому уставу, а с XII – по уставу Иоанна Монаха. Причины появления тайной исповеди: а) политическая власть в ту эпоху была уже христианской и наказывала определенные согрешения (закон смертной казни по отношению к прелюбодеям и т. п.), которые, следовательно, не должны были становиться известными публично; б) с момента, когда христианство стало официальной религией и гонения прекратились, публичная исповедь стала невозможной по причине большого числа христиан и одновременно потеряла свою глубину, потому Церковь была вынуждена таким способом подчеркнуть значение внутреннего покаяния, которое предшествует по своей важности.
14. Чинопоследование Т. Покаяния Чинопоследование делится на две части. 1-ая часть совершается одновременно для всех исповедников, 2-ая - индивидуально. Вынос Креста и Евангелия на аналой. Увещание священника перед Исповедью. Таинство начинается возгласом: "Благословен Бог наш...". Затем читается "обычное начало", Господи, помилуй (12 раз), "Слава, и ныне", "Приидите, поклонимся" (трижды). 50-й псалом. Тропари: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас", "Господи, помилуй нас...", "Милосердия двери отверзи нам...". "Господи, помилуй" (40 раз). Священник: "Господу помолимся!", читает молитву: "Боже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном...". Первая часть заканчивается тем, что священник подходит к аналою и, встав лицом к кающимся, произносит: "Се, чадо, Христос невидимо стоит...". В этом обращении раскрывается, что священник, принимающий Исповедь, не является для исповедника простым собеседником, но представляет собой свидетеля таинственной беседы кающегося с Богом. 2-ая часть последования начинается совместным прочтением Символа веры и продолжается собеседованием священника с каждым исповедником отдельно. Кающийся, подойдя к аналою, делает земной поклон перед лежащим на аналое крестом и Евангелием. Во время собеседования священник и исповедник стоят у аналоя; или батюшка сидит, а кающийся стоит на коленях. Если исповедник является "новоначальным", то Исповедь может строиться так, как это отражено в Требнике: духовник задает кающемуся вопросы по списку. На практике перечисление грехов совершается в общей части Исповеди. Затем священник произносит "Завещание", в кот. призывает исповедника не повторять исповеданных грехов. Текст "Завещания" в том виде, в кот. он напечатан в Требнике, читается редко, чаще священник дает свои наставления. Молитва: "Господи Боже, спасения рабов Твоих...". Исповедник становится на колени, и священник накрывает ему голову епитрахилью. Разрешительяная молитва: "Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имярек), вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь". Затем священник осеняет главу исповедника крестным знамением. И споведник встает с колен и целует Святой крест и Евангелие. Если духовник считает невозможным отпустить исповеданные грехи ввиду их тяжести или других причин, то разрешительная молитва не читается и исповедник не допускается к Причастию. При этом может назначаться епитимья на определенный срок. Затем читаются заключительные молитвословия "Достойно есть...", "Слава, и ныне..." и священник творит отпуст. Заканчивается Исповедь наставлениями духовника кающемуся и назначением ему для чтения канона против его согрешений, если священник найдет в этом необходимость. 15. Тема Евхаристии в беседе о Хлебе жизни (Ин. 6) Господь произнес в капернаумской синагоге Свою проповедь ο Хлебе Жизни – Его учение ο Небесном Вечном Хлебе (Ин. 6:24-66). На др. день Христос пришел в Капернаумскую синагогу. Здесь Его нашли люди, которых Он на противоположном берегу озера чудесно насытил пятью хлебами и двумя рыбами. Там, возле Вифсаиды, многотысячная толпа народа хотела провозгласить Иисуса своим земным царем и, возможно, поднять восстание против римской власти, но Христос уклонился от такого политического акта и тайно покинул берега Вифсаиды. Тогда люди начали искать Христа. Они приплыли в Капернаум на попутных лодках и, найдя Христа в синагоге, с удивлением спросили Его: "Равви! когда Ты сюда пришел?" Понимая настроение толпы, Иисус сказал: "Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Много чудес совершил Я среди вас, но почему же вас поразило только последнее? Не потому ли, что вы думаете только о земном, о благах этой кратковременной жизни? Вы ищете Меня теперь только для того, чтобы опять насытиться. Старайтесь же не об этой тленной пище, питающей лишь тело, но о той, которая питает душу и вводит в жизнь вечную. И эту пищу даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец Бог". Народ, обличаемый Христом, спросил: " Что нам делать, чтобы творить Божии дела?" Тогда Иисус ответил им: " Вот дело Божие: чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Ответ вызвал сомнение. Сказали: "Отцы наши верили, и мы верим, что Моисей был послан от Бога, потому что он низвел манну с неба, которую отцы наши ели в пустыне сорок лет; а Ты какое дашь нам знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?" Вывод был очевидным: как Моисей давал им манну с неба, так и грядущий Мессия, согласно учению раввинов, должен наделить их богатством и славой, и вообще всеми благами земными, каких только ложное народное воображение ожидало от Мессии. Но Господь попытался исправить такой искаженный взгляд на Мессию. Он ответил евреям, что манну дал им не Моисей, а Бог, и она была лишь прообразом того Хлеба Небесного, Который теперь даст им Отец Сына Человеческого. Слушатели не поняли, о каком Хлебе говорит Иисус. Они искали материальных благ, и стали просить у Христа этого Небесного Хлеба с таким же рвением, с каким Самарянка просила у Него Живой Воды. "Господи! подавай нам всегда такой хлеб," - просили они у Христа. На эту просьбу народа Спаситель ответил: " Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда... Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ". Слыша это, многие стали переспрашивать друг друга: "Как Он может дать нам есть плоть Свою?" Христос ответил: " Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. " Тогда многие из учеников стали перешептываться, говоря: "Какие странные слова! кто может это слушать?.". Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Они решили, что Иисус Назарянин вовсе не тот Мессия, какого ждут евреи, что Он, по духу Своего учения, не может стать тем царем-избавителем, который должен свернуть ненавистное евреям иго римлян и покорить им весь мир. Видя, как многие уходили, Христос спросил апостолов: " Не хотите ли и вы отойти?" Этим вопросом Он предоставил им полную свободу следовать за Ним или уйти от Него. От лица всех апостолов ответил Симон-Петр: " Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго ". В исповедании ап. Петра, раскрывалась истина, что вера рождает знание и что "дело Божие" для людей на земле заключается в том, "чтобы они веровали в Того, Кого Он послал". Глаголы вечной правды человечество впервые услышало из уст Христа. И если в те времена люди не поняли или не приняли Его учение о Хлебе Жизни, то впоследствии, на Прощальной Вечере, тайна этого учения открылась для всех последователей Христа, до наших дней и на все времена. Это тайна Святой Евхаристии, которая есть "Дух и Жизнь". Темы: 1) Вера – как условие вхождения в Царство. 2) Учение о Воскресении. 4 раза повторяет: «и Я воскрешу его в последний день». В переводе «Хлеб Жизни» означает – «Хлеб, дающий Жизнь». 3) Единство Сына с Отцом («Кто есть от Бога, только Он видел Отца») 4) Учение о Евхаристии («Если не будете есть плоти Сына Человеческого…». Глаг. «есть» означает с гр. «грызть, жевать». Исключает симв. толкование. Поэтому многие отошли от Него. Хлеб сравнивается с манной. Манна – типология Евхаристии). 5) Разговор с учениками о Воскресении, вознесении и вере («восходит, где был прежде»).
Заканчивает исповеданием Петра: «Ты Христос» – тот Самый, Которого ждали. Проповедь распадается на две части: предварительную, в которой Он говорит больше ο ветхозав. прообразе Евхаристии (ст. 27-47), и само учение ο Небесном Хлебе Жизни (48-66). Обратиться к ветхозав. символу Евхаристии побудили Спасителя сами ученики, вспомнив по поводу бывшего накануне (Ин. 6) чудесного насыщения 5 000 людей ветхозав. чудо с манной: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» (Ин. 6; Исх. 16; Пс. 77). Надо было им показать, что манна – только прообраз истинного Небесного Хлеба. Но это никак не значило бы, что она является опять-таки только единичным историческим фактом, простым эпизодом иудейской истории. Манна была символом Вечного Хлеба. Это данное историческое событие было и служит прообразом, «типом» вечной реальности, от века установленной евхаристической трапезы. Но только прообразом, и потому неполным и несовершенным. Отличие манны от Евхаристии. Манна была чудесной пищей, падавшей с неба, тогда как Евхаристия есть само истинное Тело Христово; манна падала только в течении какого-то времени, a Евхаристия установлена на бесконечные времена, «всегда, ныне и присно и во веки веков». Манна питала только тело, тогда как Небесный Хлеб питает всецелого человека и проходит «во уды, во вся составы, во утробу, в сердце». Он сообщает человеку бессмертие, которое не в состоянии была дать манна: «Я есмь Хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; Хлеб же, сходящий с неба, таков, что ядущий его не умрет». Этот Хлеб, т.е. Плоть Господа, дается за жизнь мира, и ядущий его жить будет вовек, a тот, кто не будет есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, не будет иметь в себе жизни. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день». He манна есть истинная и вечная жизнь, a Христос – Хлеб, сшедший с небес (6:41). Β этом учении Христа важны две главные мысли, a именно: а) Евхаристия воскрешает вкушающих от нее (6:48-54), б) Евхаристия есть соборное единство всех ее причастников, членов таинственного Тела Христова (6:56).
16. Повествование об установлении Т. Евхаристии в НЗ. Евхаристия в кн. Деяний и посланиях ап. Павла Т. было установлено Спасителем в важнейший день Его земной жизни — перед крестными страданиями и искупительной смертью за людей. Перед Гефсиманией, на пасхальной вечере, когда они ели, Иисус взял хлеб и... раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 28); сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). Еще задолго до этой трапезы Спаситель раскрыл апостолам мистический смысл причащения Его Тела и Крови. B самом деле, сразу же после первого чудесного насыщения 5000 человек пятью хлебами, Господь Иисус Христос произнес в капернаумской синагоге Свою проповедь ο Хлебе Жизни – Его учение ο Небесном Вечном Хлебе (Ин. 6:24-66). Β сущности, эта проповедь естественно распадается на две части: предварительную, в которой Он говорит больше ο ветхозаветном прообразе Евхаристии, и само учение ο Небесном Хлебе Жизни. Обратиться к ветхозав. символу Евхаристии побудили Спасителя сами же ученики, вспомнив по поводу бывшего накануне (Ин. 6) чудесного насыщения 5 000 людей ветхозав. чудо с падавшей с неба манной: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» (Ин. 6; Исх. 16; Пс. 77). Надо было им показать, что манна – только прообраз истинного Небесного Хлеба. Но это не значило бы, что она является простым эпизодом иудейской истории. Манна была символом Вечного Хлеба. Это истор. событие было и служит прообразом, «типом» вечной реальности, от века установленной евхаристической трапезы. Но только прообразом, и потому неполным и несовершенным. Отличие манны от Евхаристии. Манна была чудесной пищей, падавшей с неба, тогда как Евхаристия есть само истинное Тело Христово; манна падала только в течении какого-то времени, a Евхаристия установлена на бесконечные времена, «всегда, ныне и присно и во веки веков». Манна питала только тело, тогда как Небесный Хлеб питает всецелого человека и проходит «во уды, во вся составы, во утробу, в сердце». Он сообщает человеку бессмертие, которое не в состоянии была дать манна. He манна есть истинная и вечная жизнь, a Христос – Хлеб, сшедший с небес (6:41). Β этом учении Христа важны две главные мысли, a именно: а) Евхаристия воскрешает вкушающих от нее (6:48-54), и б) Евхаристия есть соборное единство всех ее причастников, членов таинственного Тела Христова (6:56). Со дня Пятидесятницы центральным действием родившейся Церкви стало именно это данное Апостолам и их преемникам совершение Евхаристии: И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян. 2, 46). Здесь мы видим и первый чин совершения Евхаристии: молитва в Иерусалимском храме, затем совершение Евхаристии по домам («преломление хлеба» и есть Евхаристия), затем трапеза любви — «агапа». Приурочивалось совершение Евхаристии к воскресному дню, исполняя повеление Господне: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22,19). Таким образом, в христианстве воскресенье заменило ветхозаветную субботу, которая была установлена в воспоминание Божия Завета с древним Израилем, обычно это было ночью. Вот что свидетельствует Книга Деяний Святых Апостолов: В первый же день недели (т. е. воскресенье), когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел... беседовал с ними и продолжил слово до полуночи....преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел (Деян.). Первые Литургии были харизматическими: мы видим, что эта, описываемая в Книге Деяний, состояла из проповеди ап. Павла, помимо самого преломления хлеба, сопровождаемого определенными молитвами. Евхаристия сразу стала оформляться как центр церк.жизни той или иной общины и Церкви. в воскресные и праздничные дни христиане города собирались ночью в евхаристическое собрание, возглавляемое епископом; с умножением общин предстоятелями их и самостоятельными совершителями Таинства стали также пресвитеры (священники). 17. Ветхозаветные прообразы Евхаристии 1. Пасх. Агнец, вкушавшийся евреями начиная со времени их Исхода из Египта. Именно этот прообраз – ветхозаветную Пасху – вкушал и Сам Господь за Тайной Вечерей, преподавая в то же время снедь апостолам и осуществившееся исполнение этого прообраза – Собственную Плоть. 2. Манна в пустыне, которую подавал Бог евреям. Сам Господь говорит в беседе о Хлебе Жизни (Ин. 6) о манне как о прообразе Евхаристии. Он оговаривается, что тот хлеб был лишь несовершенным и бледным прообразом и подобием Евхаристической новозаветной полноты, что отцы еврейского народа ели этот хлеб в пустыне и умерли. Тот хлеб подавал им физическую крепость, здравие, силу двигаться дальше, но не мог им дать главного – вечную жизнь. А христианин, вкушающий Евхаристический Небесный Хлеб, - не умрёт вовек. Т. е. смерть духовная над причастниками Святых Христовых Таин не будет иметь власти. 3. Встреча Авраама с Мелхиседеком, священником Бога Вышнего (Быт. 14). Мелхиседек вынес Аврааму хлеб и вино, благословил его, а Авраам подал Мелхиседеку десятину. По толкованию ап. Павла – и вслед за ним всей святоотеческой традиции – священник Мелхиседек – прообраз Первосвященника Нового Завета – Христа. Происхождения Мелхиседека мы не знаем, подобно тому, как непостижимо рождения Сына Божия; священство Мелхиседека древнее того ветхозаветного священства Моисеева Закона, которому только предстояло реализоваться в потомках Авраама; священство Мелхиседека выше ветхозаветного еврейского священства, ибо в лице Авраама перед Мелхиседеком склоняются и все рождённые в будущет от Авраама поколения первосвященников, священников и левитов. Авраам и всё ветхозав. свящ–во смиряются перед Мелхиседеком как перед прообразом грядущего Первосвященника Христа. Хлеб и вино, которые Мелхиседек подаёт Аврааму – знамение будущих Евхаристических Даров, Тела и Крови, приносимых Христом – новым и одновременно древнейшим, вовек пребывающим Первосвященником «по чину Мелхиседекову» (ап. Павел). 4. В ВЗ чаша вина – символ Спасения. «Чашу спасения приму и имя Господне призову» (Пс. 115). Чаша вина в библейской традиции – также образ радости, символ обращённой к Богу благодарности за то благоволение, что Он являет Своим верным. «Ты приготовил передо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благодать и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я прибуду в доме Господнем многие дни» (Пс. 22). Однако библейский символ чаши вина имел порой противоположное значение. Образ напоминал древним евреям о полученной пророком Иеремией из руки Божией чаше «с вином ярости», из которой он должен был напоить все прогневавшие Бога народы. Пр. Иезекииль говорит о «чаше ужаса и опустошения», предназначенной для Самарии. Чаша вина в Библии – это и символ страдания: красное вино вызывало ассоциацию с цветом крови. «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мф. 20), - Господь говорит о страшной Чаше – о кровавой Чаше Своих крестных страданий и смерти. Тем самым, символика чаши вина в Евхаристии имеет двоякое значение: образ радости нашего спасительного единения со Христом и знамение страдания Господа, пролившего Свою Кровь за грех мира.
|