Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чинопоследование Литургии оглашенных





Литурги́я оглаше́нных — 2-ая, после проскомидии, ч. Литургии. Цель приготовить молящихся к достойному присутствию при совершении Т. Евхаристии, напомнить им о жизни и страдании Христа, разъяснить как и почему, с т. зр. Церкви, были и могут быть спасительны жизнь и страдания Христовы.

Своё название получила от того, что в древности при её совершении допускалось присутствие в храме оглашенных — людей, готовящихся к крещению, а также кающихся и отлучённых от причастия.

Чинопоследование. Став напротивЦарских врат, диакон трижды произносит про себя: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» (Пс.50). Воздев руку с орарем, громко произносит: «Благослови, Владыко». Священник: «Благословенно Царство…». При этот берёт с престола Евангелие и изображает знак креста над антиминсом. Это означает, что Литургия будет совершена в прославление Пресвятой Троицы и в воспоминание Воплощения и Искупительного подвига Господа. Хор: «Аминь».

Великая (мирная) ектения: прошение о мире, благах земной жизни и свидетельство о предании себя христианами воле Божией. Во время произнесения диаконом ектении священник читает тайную молитву – «молитву первого антифона» («Господи Боже наш, Егоже держава несказанна и слава непостижима…»). Просит Господа призреть на храм и молящихся в нём. Окончание молитвы: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь».
После возгласа священника диакон отходит к иконе Спасителя и становится с поднятым орарем. Пение 1-го антифона.

Изобразительные и праздничные антифоны — используются, чтобы усилить благоговейное упование на Бога. Для этого используются пс. 102 и 145 в кот. изображены благодеяния Бога евр. народу (поэтому «изобразительные»). Т. к. эти псалмы поются попеременно на двух клиросах, то они называются антифонами. В двунадесятые праздники поются не изобразительные антифоны, а особые новозав. стихи к кот. прибавляется припев соответствующий празднику. После 1-го и 2-го антифона – две малые ектении, во время которых священник читает две тайных молитвы: молитву второго антифона («Господи Боже наш, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое») и молитву третьего антифона («Иже общыя сия и согласныя даровавый на молитвы…».

Гимн «Единородный Сыне» - после 2-го антифона. Торжественное исповедование Воплощения Спасителя. («Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас»).

Третий антифон – чаще всего Пение Евангельских заповедей Блаженства, в которых показывается идеал истинного христианина. После поются «тропари балженные», кол-во которых зависит от праздника;

Малый вход с Евангелием – во время пения 3-го антифона. Отверзаются Царские врата, и священник с диаконом троекратно поклоняются престолу. Священник целует Евангелие и престол, а диакон только престол. Священник берёт Евангелие, подаёт диакону. Обходят престол с правой стороны, через горнее место. Евангелие выносят из алтаря северной дверью (им предшествуют свещеносцы).

Став перед Царскими вратами, священнослужители преклоняют главы. Диакон: «Господу помолимся». Священник в этот момент дочитывает «молитву входа» («Владыка Господи, Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства ангел и архангел в служение Твоея славы!...»)
Диакон показывает пр. рукой к Востоку: «Благослови, Владыко, Святый вход». Священник: «Благословен вход всех святых Твоих, всегда ныне и присно, и во веки веков» - и осеняет крестом алтарь. Диакон: «Аминь». Даёт священнику поцеловать Евангелие и, сам поцеловав руку священника, придерживающую Евангелие, кланяется иерею.
Диакон (стоящий перед священником, лицом к престолу), возвышает Евангелие и изображает им крест: «Премудрость, прости». Хор, при завершении Входа: «Приидите, поклонимся…». Далее возможны вариации. В дни пения разл. антифонов, а также на Сретение и в день Св. Духа после «Премудрость, прости» диакон произносит «входное» или «входной стих» - отрывок из прор. псалмов. В такие дни вместо «Приидите, поклонимся» поются тропарь и кондак праздника.
При начале пения «Приидите, поклонимся…» диаконом, а затем священник (поцеловав икону Спасителя, благословив свещеносцев и поцеловав икону Богоматери) входят в алтарь. Диакон кладёт Евангелие на Престол. Священник, войдя, прикладывается к престолу.

Пение тропарей и кондаков. Священник тайно читает «молитву Трисвятого пения» («Боже Святый, Иже во Святых Почиваяяй…»), в кот. просит Бога, чтобы Он принял от нас эту песнь, простил прегрешения, освятил мысли, души, тела и дал служить Ему всю нашу жизнь. Молится от лица Церкви.
Диакон: «Благослови, Владыко, время Трисвятого». Священник: «Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно». Диакон становится в Царских вратах лицом к молящимся и, показуя орарём на икону Спасителя, а затем, по кругу обращаясь к иконе Богоматери и престолу: «и во веки веков». Хор: «Аминь». Диакон отходит от Царских врат и становится возле священника.

Пение Трисвятого. Священник перед престолом также произносит Трисвятое, воздевая при этом руки. После прочтения диакон произносит «Повели, Владыко», целует престол и отходит к горнему месту. Священник также целует престол и идёт туда же, произнося: «Благословен Грядый во имя Господне». Диакон: «Благослови, Владыко, горний престол». Священник, благословляя: «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на херувимах, всегда, ныне и присно, и во веки веков».
Иногда поятся другие песнопения, заменяющие Трисвятое. Это праздничные дни, в которые поется: елицы во Христа крестистеся … На Рождества, Крещения, на Пасху и Троицу.

Становятся лицом к молящимся. Чтец получает благословение на чтение Апостола, а диакон – на каждение. Диакон: «Вонмем». Священник с горнего места, благословляя молящихся: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, вонмем». Чтение Апостола и Евангелия. Перед чтением Апостола чтец произносит прокимен (или 2), затем его поёт хор. Во время чтения Апостола диакон совершает каждение, символизирующее благодать Св. Духа с кот. проповедовали апостолы, а священник сидит на южной стороне горнего места, как равный апостолам по благодати учительства. Конец чтения Апостола: священник, обращаясь к чтецу: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость».
Перед чтением Евангелия – аллилуиарий. В это время священник тайно читает «молитву прежде Евангелия» (Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко…». Диакон подходит к священнику, преклоняет главу, и, указуя орарем на лежащее на престоле Евангелие, тихо: «Благослови, Владыко, благовестителя св. апостола и Евангелиста …». Священник: «Бог молитвами св. славного, всехвального ап. и Евангелиста … да даст тебе глагол, благовествующему силою многою, во исполнение Евангелия возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисусу Христа». Диакон: «Аминь». Принимая Евангелие из рук священника, целует руку. Обносит Евангелие через горе место вокруг престола, Царскими вратами выносит на солею, становится перед аналоем. Перед ним идут свещеносцы. По окончании чтения целует Евангелие, подносит к Царским вратам и передаёт священнику.

Сугубая ектения («Рцем вси…»). Священник читает тайную «молитву прилежного моления» («Господи, Боже наш, прилежное сие моление прими от Твоих раб…»). В это же время священник развёртывает илитон – шёлковый плат, в который завёрнут антиминс. Развёртывает сложенный вчетверо антиминс, но только с трёх его сторон. Неразвёрнута – верхняя сторона антиминса. Читаются записки. Окончание тайной молитвы – возглас: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси…»

Ектения об усопших – по богослуж. уставу - в некоторые дни. Сейчас читают в боль-ве храмов почти всегда («Помилуй нас, Боже…»). Молитва предполагает чтение священником молитвы «Боже духов и всякия плоти…»
Закрытие Царских врат. Ектения об оглашенных в кот. возносятся просьбы о просвещении оглашенных и удостоении их крещения. Тайная молитва священника: «Господи Боже наш, иже на высоких живый и на смиренныя призираяй…» В Лит. Василия Великого – др. молитва. Во вр. прошения «Открыет им Евангелие правды» священник разворачивает 4-ую сторону антиминса. Символ открытия оглашенным, желающим присоединиться к Церкви, богооткровенной спасительной евангельской Истины.

Диакон: «Оглашении, изыдите». 3 кр. ектении, до Херувимской песни – символ трёхлетней проповеди Христа.

22. Происхождение и символическое толкование священнодействий Малого и Великого входов.
Малый вход – символ выхода Христа на проповедь, т. к. выносится Евангелие из алтаря.
Истор. толкование: малый вход – прообраз того крестного хода, что шествовал от Святой Софии до храма, где совершалась Литургия и что более ярко выражено в архиерейском служении (восхождение на кафедру, облачение, вход в алтарь с пением “ Приидите, поклонимся и припадем ко Христу ”.)
Малый вход прообразует принесение Евангелия в храм из специального хранилища, также совершавшегося в древности.
Вход, который совершается во время Литургии после пения антифонов, это есть вхождение в храм прежде всего, продвижение к престолу. Во время пения “Святый Боже…” происходит движение на горнее место: архиерей (или священник) с сослужащими восходят на горнее место. Такое движение вперед и вверх – движение тоже символическое, изображающее восхождение от земной жизни к жизни небесной. Это вхождение в Царство Божие, потому это место и называется горний престол, престол небесный.
Символика Малого входа, когда из сев. врат алтаря выходят свещеносец со свечой (прообраз предшествующего Христу Иоанна Крестителя), диакон с Евангелием и священник, раскрывается в тайной молитве, которую священник произносит в это время: Владыка Господи Боже наш, установивший на Небесах чины и воинства Ангелов и Архангелов… соделай наш вход входом святых Ангелов, которые бы служили вместе с нами и славословили Твою благость. Св. Евхаристия – дело всей Церкви, воинствующей на земле и торжествующей на Небесах. Мы, грешные люди, для принесения “Жертвы хваления” нуждаемся в небесных представителях – в ангелах и святых.
В отличие от Малого входа с Евангелием, Вход со Св. Дарами называется великим по величию воспоминаемого здесь события и по важности цели, для которой совершается: Святые Дары переносятся на престол для совершения святого таинства Причащения и принесения их в жертву Богу и изображают Самого Господа Иисуса Христа, шествующего на вольные страдания и смерть за грехи людей; поэтому при соборном служении выносятся еще крест, копие и лжица, напоминающие орудия страдания и смерть Спасителя.
Амвон знаменует в это время Голгофу, храм – весь мир, за который принес Себя в жертву Спаситель. В это великое время священник поминает Святейшего Патриарха – “Великого Господина и Отца”, а также всех православных христиан. Молитвенное поминовение членов Святой Церкви, бываемое на великом входе, означает, что Святые Дары будут принесены в жертву Богу о спасении всех поминаемых.
В древности проскомидия совершалась не в алтаре, а в жертвеннике, который находился ближе ко входу. В тот момент, когда начиналась литургия верных, епископ оставался в алтаре, а священник и диаконы уходили в этот жертвенник за Дарами и оттуда торжественно несли их к алтарю, к престолу.
Остаток этого чина мы видим и сейчас при совершении литургии архиерейским чином. Во время служения архиерея дискос и чаша тоже выносятся диаконом и священником, а епископ остается в алтаре и в царских вратах принимает их от диакона и от священника. Теперь, когда жертвенник находится в том же алтаре, где и престол, перенесение с жертвенника на престол Даров через солею и царские врата тоже стало чисто символичным. Торжественное принесение и вхождение в алтарь для совершения Бескровной Жертвы символизирует шествие Господа Иисуса Христа на свое крестное страдание, поэтому этот момент является особенно торжественным и требует усиленной молитвы.
Символ. значение Вел. Входа видно и из читающихся при этом тропарей: знаменуется погребение Спасителя. Снятие дискоса с агнцем с главы диакона символизирует снятие Господа со креста. Каждение Даров напоминает помазание Иосифом и Никадимом Тела Господня благовонными веществами. Воздух, которым покрывают оба сосуда – камень, кот. был привален вход во Гроб. Малые покровы – плат, кот. покрывал главу Спасителя при погребении и погребальные пелены.Великий вход – это и пророчество о втором пришествии: Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские – молится священник о горнем Иерусалиме, и об очищении нас “Жертвой правды”.

 

Date: 2016-07-18; view: 463; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию