Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В присутствии всего отряда мальчик оскорбил вожатую, так как на обеде ему не досталось второго блюда, кто-то съел… Ваши действия. 1 page
Вопросы по основам педагогики временного детского коллектива
БИЛЕТ № 1
1. Общая характеристика ВДК.
2. Техника безопасности во время проведения спортивных игр.
3. Ребенок отказывается принимать участие в отрядной работе. Он постоянно стоит на балконе. Ваш напарник готовит дружинное дело, а Вам надо проводить отрядное дело… Ваши действия.
БИЛЕТ №2
1. Понятия: «дисциплина», «требование», «кодекс», «закон», «правило», «традиция». Формирование дисциплинированности и культуры поведения детей в условиях ВДК.
2. Методика организации дежурства отряда (в лагере, в столовой, в отряде).
3. Ребенок находится в оппозиции к вожатым. Ваши действия.
БИЛЕТ №3
| 1. Основные стадии формирования и развития детского коллектива (оргпериод, основной период, итоговый период).
2. Правила безопасности во время спортивных занятий и соревнований.
3. Мальчик и девочка из разных отрядов постоянно гуляют вместе, пытаясь покинуть отряд. Ваши действия.
I. Детский коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
Оргпериод (3-4 дня)
Период адаптации ребенка и подростка к новым условиям жизнедеятельности.
Цели оргпериода
В первые дни для вожатых важно:
§ Запомнить имена всех детей
§ Диагностика интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров.
§ Выявить интересы детей
§ Сплочение коллектива
§ Выработать стиль общения и поведения с детьми отряда
§ Предъявление ЕПТ (единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований)
§ Выстроить работу с напарником
§ Ознакомление детей с содержанием смены, корректировка плана работы с учетом предложений и пожеланий ребят.
Для детей важно:
§ Познакомиться с отрядом
§ Ориентироваться в лагере
§ Чувствовать себя комфортно
§ Почувствовать себя нужным
§ Определение места (статуса) в коллективе;
§ Узнать план смены
§ Ориентироваться в режимных моментах
Общая цель - создать условия для адаптации ребёнка к лагерю для создания и функционирования детского коллектива.
Задачи оргпериода
§ познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой;
§ предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;
§ узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе;
§ познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.
В организационный период происходит адаптация детей в жизни лагеря, режимным моментам, правилам поведения, закладываются основы создания временного коллектива детей. Одна из важнейших задач отрядного вожатого в организационный период – целенаправленное заранее продуманное изучение детей, их интересов и запросов, особенностей характера и физического развития, знаний, умений, навыков.
Основной период
Цель - реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность. Нужна максимальная самостоятельность и активность детей. Основной период смены подразделяется на учебный блок, лидер-фол и закрепляющий блок.
Общие задачи:
§ формирование временного коллектива, его укрепление;
§ поддержание благоприятного психологического климата в отряде;
§ выполнение программы, досуг, оздоровление ребят;
§ организация разнообразной деятельности
§ создание условий для индивидуального развития;
§ возможность выбора самовыражения личности;
Для вожатого важно
§ Мотивация детей на активное участие в смене.
§ Дать возможность каждому ребенку реализоваться.
§ Сплоченный отряд.
§ Не переутомлять детей.
§ Обсуждение проведенных дел с детьми.
§ Анализ прожитого дня.
§ Заложить основы соуправления.
§ Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел.
§ Организация взаимодействия детей и поддержание групповых норм.
§ Создание и поддержание положительного эмоционального настроя;
§ Создание условий для проявления активности ребенка;
§ Моделирование ситуации успеха.
Для ребенка важно
§ Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать.
§ Бодро пересечь 'экватор смены'.
§ Участие в межотрядных и дружинных делах.
§ Реализация собственных идей.
§ Самореализоваться как личность.
§ Чему-то научиться.
§ Отдых и оздоровление
§ Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени.
§ Проявление своей самостоятельности.
§ Предоставление свободы выбора видов и форм деятельности;
§ Возможность проявить себя лидером
Возможные отрядные дела основного периода
§ Участие в дружинных (общелагерных) делах.
§ Дела детских творческих групп.
§ Спортивные игры.
§ Межотрядные игры.
§ Тренинги, групповое взаимодействие ('Кораблекрушение‘ и др.).
§ Ролевые игры на сплочение ('Ночь Триффидов' и др.).
§ Творческие игры (КАМ, КМС, 'Солнечный денек', 'Шоу без комплексов', 'Кинофестиваль', 'Крестики-нолики' и др.).
§ Интеллектуальные игры ('Интеллектуальное казино', 'Интеллектуальный ринг' и др.).
§ Игры на свежем воздухе (прогулки, экскурсии, поход, 'Экологическая тропа', разные этапы туристических соревнований и др.).
§ Творческое дежурство.
§ Костры, огоньки: тематические, проблемные, конфликтные.
§ Тематические дни (День Ангела Хранителя, День Юмора, День Самоуправления, День Любви и др.).
§ и другое...
Итоговый период (3 дня)
Основная цель: подведение итогов деятельности в содержании программы с индивидуально личностной позиции каждого участника программы.
§ коллективный анализ и показ индивидуальных и коллективных достижений;
§ оценка и самооценка членами детского объединения личностно значимых результатов участия в деятельности лагеря;
§ индивидуальная помощь подросткам в преодолении кризиса расставания и возращения домой;
§ стимулирование положительных изменений в личности подростка как фактор его реадаптации к возвращению домой, направленный на последействие педагогического влияния детского лагеря;
§ создание эмоционально приподнятой атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников органов самоуправления и центральных дел смены.
Смена подходит к завершению. Ребята всё чаще говорят о предстоящем отъезде, строят планы своего возвращения домой. По эмоциональному состоянию заключительный период сравним с оргпериодом смены. Причина в неопределённости ситуации возвращения. Для ребят становятся очень важными вещественные подтверждения их участия в жизни детского лагеря (дипломы, грамоты, благодарности, медали, подарки и т.п.).
Прагматизм современных ребят столь высок, что просто слов благодарности или поощрения недостаточно («слов к делу не пришьёшь»). Поэтому одной из задач вожатых становится поиск таких вещественных средств поощрения подростков. Это касается в первую очередь ребят незаметных, не проявившихся ярко в жизни команды. Активные подростки и так завоевали достаточно много различных наград. В последние дни смены необходимо в разговорах с подростками чаще обращать внимание на достижения таких ребят, подумать о возможных формах поощрения этих ребят. Это могут быть дипломы, сделанные руками ребят: самому доброму и отзывчивому, самому начитанному, самому аккуратному, самому пунктуальному и ответственному члену команды.
II. ТБ на спортивных мероприятиях
При использовании игровых и спортивно-оздоровительных площадок необходимо соблюдать следующие правила:
- на спортивные площадки дети допускаются только в спортивной одежде и обуви;
- движущиеся спортивные приспособления, углубления на площадках и т.п. должны быть ограждены;
- проводить мероприятия и пользоваться спортивным инвентарем, снарядами на сырой площадке не допускается;
- дети должны быть обучены правильному и безопасному пользованию спортивным оборудованием, спортинвентарем.
Ответственность за подготовку мест спортивных мероприятий возлагается на инструктора по физкультуре (плаванию).
При проведении спортивно-массовых мероприятий инструктор по физкультуре (плаванию) обязан обеспечить полную исправность спортивного инвентаря, оборудования, страховку при занятиях на гимнастических снарядах.
Во время проведения спортивных мероприятий дети должны находиться вместе с вожатыми, воспитателями.
Врач лагеря обязан присутствовать на всех спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в лагере.
Детские спортивные команды направляются на соревнования только в сопровождении вожатых, воспитателей, инструктора по физкультуре (плаванию).
Во время массовых мероприятий (спартакиад, костров, фестивалей, водных праздников, аттракционов, концертов, кинофильмов и др.) с детьми находятся директор лагеря, вожатые, воспитатели отрядов, инструкторы по физкультуре (плаванию), медицинские работники.
Занятия детей в спортивных секциях согласовываются с врачом лагеря.
В соревнованиях любого уровня разрешается принимать участие спортсменам, допущенным врачом к основной спортивной группе, при хорошем самочувствии.
Перед соревнованиями и спортивными играми необходимо проверить свою спортивную одежду, обувь, а также исправность спортивного снаряжения.
- Мальчик и девочка из разных отрядов постоянно гуляют вместе, пытаясь покинуть отряд. Ваши действия.
Вы увидели, что они куда-то пошли, спросить их куда они собрались, что бы знать где они находятся.
Возможно понаблюдать за ними. Сказать им что бы они не уходили за территорию лагеря, если хотят дружить пусть идут в беседку или на лавочку(на территорию лагеря).
Крч, я не знаю как это написать правильно. Смысл примерно такой, перефразируйте если что
БИЛЕТ №4
1. Понятие: «творческая группа». Основные принципы формирования творческих групп. Способы распределения обязанностей в творческой группе. Критерии успешности работы творческой группы.
2. Методика проведения огоньков итогового периода, особенности проведения прощального огонька.
3. В комнате сложилась неблагоприятная обстановка в отношениях между девочками. Особенно обижают девочку из деревни, называя ее разными прозвищами. Ваши действия.
1. Творческая группа – это временный коллектив, наиболее подготовленных, грамотных ребят. Формируется, в тех случаях, когда нужно иметь способности, определённый опыт и специальные знания, уметь регулировать работу (например,познавательно-творческих дел, спортивно-туристических и т.д.)Творческой группе поручается от начала до конца разработать дело целиком или часть дела. Ребята могут привлекать к работе любого члена коллектива, по мере необходимости назначать репетиции, обращаться за помощью к специалистам или находить таковых.
Этапы работы творческой группы:
– группа разрабатывает подробный сценарий дела; – распределяет поручения, задания микрогруппам в отряде, отдельным ребятам по подготовке дела; – корректирует действия ответственных за подготовку отрядного дела; – проводит дело; – анализирует дело, подводят итоги своей работы совместно со всеми ребятами отряда.
Необходимые компоненты успеха любого дела:
– интересные задания; – красочное оформление; – музыкальное сопровождение; – находчивый ведущий; – компетентное жюри; – эмоциональные зрители; – исполнительные помощники; – подготовленные участники; – призы для победителей.
2.«Огоньки» итогового периода
В этот период через все дела проходит вопрос: «Что во мне изменилось? Каким я теперь стал?» Идет подготовка к реадаптации, определяется зона дальнейшего развития ребенка. При этом могут быть реализованы различные формы, например «Расскажи мне обо мне».
Задача: подвести итог жизни отряда, выяснить, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания и самооценки. Схема проведения «огонька» такая же, но теперь говорит не тот, кто держит символ круга, а члены детского коллективао нем говорят.
Прощальный огонёк
ЦЕЛЬ: создать эмоциональный настрой на отъезд. Показать значимость каждого ребенка в жизни, сгладить эмоциональное состояние в отряде, связанное с отъездом детей из лагеря.
Схема разговора такова.
1. Вводное слово вожатого. Пожелания отряду. Наша смена. Какой она была? (мнение групп об итогах смены).
2. Исполнение песен в орлятском кругу.
3. «Фото на память». Заранее готовятся мини-кадры и нарисованные фотографии. На них написаны моменты совместной жизни в отряде:
- первая встреча
- кто как заехал (если заезжали не одновременно)
- кто первый…
4. Разговор «Расскажи мне обо мне». Как она может быть построена?(Вожатый пускает по кругу талисман отряда и просить рассказать друг о друге,после пожелать что нибудь на будущее. Начинать с другого вожатого,чтобы показать схему высказывания(образец)). Этот ритуал формирует чувство принадлежности к своему коллективу, к его достижениям, закрепляет опыт коллективного сопереживания. В заключение огонька вожатые высказывают пожелания подросткам на будущее и предлагают завершить огонёк вечерней песней и речёвкой.
3.Побеседовать со всеми девочками индивидуально, разобраться в чем основная причина и:
1. Объяснить, что так делать неприятно
2. Показатьлучшие качествав этой девочке
3. Объяснить, что все люди равны
4. Сказать девочкам, которые обзываются, чтобы они поставилисебя на её место
БИЛЕТ №5
1. Понятия: «самоуправление», «соуправление», «микрогруппа». Сущность детского самоуправления и условия его развития на этапах смены.
2. Техника безопасности во время спортивно-массовых мероприятий.
3. В отряде мальчик-изгой, с ним никто не хочет общаться, так как он, по мнению детей «не модный», «не красивый», «пассивный». Ваши действия.
1)Самоуправление - 1. Форма организации работы, при которой самостоятельно решаются вопросы внутреннего управления. Соуправление- разновидность самоуправления, характеризующаяся прямым участием учащихся или общественных организаций и их представителей в управлении Микрогруппа- малая группа людей, обьединенных постоянным, относительно устойчивым по своей структуре межличностным общением, эмоциональным контактом, возникающим в процессе определенной деятельности взаимодействием 2). Техника безопасности детей при участии в спортивных делах 4.1. В соревнованиях любого уровня разрешается принимать участие спортсменам, допущенным врачом к основной спортивной группе, при хорошем самочувствии. 4.2. Перед соревнованиями и спортивными играми необходимо проверить свою спортивную одежду, обувь, а также исправность спортивного снаряжения. 4.3. Запрещается заниматься спортивными играми на приспособленных площадках с неисправным снаряжением. 4.4. При несчастном случае находящиеся рядом взрослые оказывают первую доврачебную помощь пострадавшему. При отсутствии взрослых на месте происшествия один человек находится с пострадавшим, другой – отправляется за помощью. 4.5. Необходимо избегать скученности в местах непосредственного проведения спортивных мероприятий, это затрудняет их проведение (особенно в местах старта и финиша).
4.6. Необходимо помнить, что нагрузки должны быть посильными. Здоровье – это непреходящая ценность, потеряв один раз, - не вернешь. 4.7. Вожатые, физрук могут и должны отказаться от участия детей в соревнованиях, если организаторы не обеспечили их проведение безопасными условиями (неисправный спортинвентарь, оборудование, площадки и т.д.). Организация и проведение спортивных занятий, соревнований и праздников в отряде. При проведении спортивных занятий, тренировок и соревнований в отряде физрук обязан обеспечить полную исправность выдаваемого спортивного инвентаря и подготовить место для проведения этих мероприятий. При проведении отрядных спортивных дел за обеспечение безопасных условий их проведения отвечают отрядные вожатые. На время проведения спортивных соревнований у вожатых должен быть список ослабленных детей. Перед началом спортивных занятий и соревнований вожатый должен поинтересоваться о состоянии здоровья участников и ранее перенесенных заболеваниях (их тяжести и сроках). Во время проведения отрядных спортивных дел все дети должны находиться вместе с вожатыми на спортивной площадке. Присутствие вожатого на утренней зарядке обязательно. Ответственные за проведение спортивных занятий должны принять все меры предосторожности предупреждения несчастных случаев с участниками и зрителями. Пользоваться в отрядах самодельными факелами запрещается. 3)Дать мальчику возможность проявить себя, дать ответственное задание в области, где он хорошо себя чувствует и разбирается. Нужно, чтобы мальчик показал себя с хорошей стороны, показал свои полезные качества
| БИЛЕТ №6
| 1. Понятия: «система», «воспитание», «система воспитания», «воспитательная система».
2. Правила купания
3. В комнате проживают юноши, отличающиеся особой жестокостью. Они избивают по ночам слабых, не дают им спать, унижают их…Ваши действия.
1.
Система — выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих:во взаимодействии со средой как целостное явление.
Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
Системы воспитания - совокупность принципов, положенных в основу воспитательного процесса и определяющих методы, цели и задачи, содержание и организацию воспитательного процесса. Каждая система воспитания акцентируется на определенных аспектах воспитательного процесса: физическом, эстетическом, умственном развитии. Воспитательная система – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
2.
Детям на пляже нужно следовать следующим правилам:
§ Купаться разрешается только в том случае, если на пляже находится дежурный плаврук и висит желтый флаг.
§ Запрещается заплывать за буйки.
§ На пляже необходимо носить головной убор и беречь себя от солнечных ожогов.
§ Требуется соблюдать правила безопасности на воде, на пляже и при пользовании плавсредствами.
§ Необходимо безоговорочно подчиняться плавруку. На нем лежит большая ответственность, и он нуждается в понимании и поддержке с вашей стороны. Облегчайте, а не усложняйте его работу!
Находящиеся на пляже должны подчиняться следующим звуковым сигналам:
а) 1 свисток – предупреждающий сигнал. Дается в случае нарушения правил поведения на воде и сопровождается устным замечанием плаврука.
б) 2 свистка – сигнал к окончанию купания, плавания на плавсредствах (каноэ, каяках, катамаранах) и любой другой активности на воде.
в) Серия из нескольких свистков или сирена – сигнал «Все внимание на плаврука». По данному сигналу прекращается любая деятельность на воде. Если сигнал сопровождается командой: «Немедленно выйти из воды!», то это сигнал опасности: все купающиеся обязаны немедленно выйти из воды.
§ Если пловцу или гребцу необходима помощь, он должен привлечь к себе внимание криком о помощи или размахиванием в воздухе руками.
§ Перед тем как вести младший отряд на пляж, посетите с ним санузел.
§ Принимайте летний душ, возвращаясь с пляжа; смывайте с себя песок, не несите его в помещения.
Вожатым необходимо:
§ Пересчитать количество детей перед купанием, во время купания и после купания.
§ Быть рядом с воспитанниками, никогда не оставлять их на пляже одних.
§ Не выпускать из поля зрения ни одного ребенка; плавать и играть в воде вместе с ними.
3.
Необходимо побеседовать с юношами, узнать, почему они так поступают. Нужно донести до них, что тем самым они отталкивают от себя других ребят в лагере, что это не дает им авторитет, а показывает лишь их агрессию, неуверенность в себе и наличие комплексов. Ведь слабых обижать могут только слабые. Сказать им, что если ребята не исправят свое поведение- то они будут вынуждены немедленно покинуть лагерь, и то, что они обязаны извиниться перед ребятами за свои действия.
После беседы нужно провести игры с отрядом на сплочение и снятие эмоционального напряжения. Затем можно создать какое-либо мероприятие в отряде, в котором юноши, отличающиеся особой жестокостью, и те, которых обижали, придумают и проведут его. Процесс составления юношами мероприятия нужно контролировать вожатому, чтобы конфликт между двумя сторонами не произошел вновь.
| БИЛЕТ №7
1. Методика подготовки и проведения дружинных дел. Методика проведения заезда и разъезда.
2. Методика об обеспечении сохранности личного и государственного имущества.
3. Девочка из отряда влюблена в своего вожатого (в Вас), ее же любит мальчик из отряда. Мальчик с каждым днем ведет себя все агрессивней по отношению к Вам. Ваши действия.
1 вопрос.
Методика подготовки и проведения дружинных дел
Дружинное дело - разновидность мероприятий, проводимых в ДОЛ между несколькими отрядами (или представителями). Характеризуются массовостью.
Для того, чтобы качественно спланировать мероприятия на всю смену, необходимо определиться с ее разновидностью.
Типы мероприятий:
1. Не требующие подготовки – мероприятия, рассчитанные на номера-экспромты, требующие самоорганизации на месте, а так же сиюминутного решения.
§ Вертушка - дружинное мероприятие, направленное на совместную деятельность отряда. Заключается в последовательном передвижении отряда от одной станции к другой, на которых выполняются различные задания. Передвижение осуществляется по маршрутному листу, в котором по выполнению задания ответственный за этап (вожатый) ставит оценку или пометку о выполнении задания. Примеры: РВС, сказки-загадки и т.д.
§ Экспромт - дружинное мероприятие, направленное на индивидуальную или совместную деятельность отряда. Это может быть выполнение заданий, заранее подготовленных старшим вожатым, ответы на вопросы, импровизация и т.д. Примеры: Гиннес шоу, блиц-опрос, замки на песке, зодиакалия и т.д.
§ Догонялки - дружинные мероприятия, направленные на осуществление отрядами поисковой деятельности. Поиск может осуществляться как при помощи подсказок, карт, маршрутных листов, так и без них. Примеры: зеленая пята, фруктовая эстафета, украденный полдник и т.д.
§ Конкурс-игра - дружинные мероприятия, направленные на осуществление отрядной или представительской деятельности в различных конкурсах. Это могут быть логические, актерские, обучательно-познавательные задания. Примеры: крестики-нолики, исторический блиц-опрос и т.д.
2. Требующие подготовки – мероприятия, к которым отряд готовится на протяжении всего дня. Предполагает творческое выступление отряда (или части), которое оценивается жюри.
§ Конкурс - мероприятия, которые включают в себя выступления отрядов на определенную тематику, с определенным сюжетом. Принимать участие могут как весь отряд, так и часть его. Оценивается жюри. Примеры: конкурс клипов, колыбельная, реклама и т.д.
§ Комбинированные – дружинные мероприятия, которые включают в себя и подготовленное заранее задание и экспромт.
§ Индивидуальный конкурс – мероприятие, в котором принимает участие один представитель отряда или два. Включает в себя конкурс визиток (презентация участника) и экспромтной части. Оценивается жюри.
§ Визитка – презентация образа участника (-ов) или отряда, которого они будут придерживаться на протяжении мероприятий. Примеры: лучшая пара, мисс и мистер и т.д.
§ Традиционные – дружинные мероприятия, которые являются обязательными в лагере и проводятся независимо от тематики смены. Предполагает участие отрядов, вожатых, а так же некоторого обслуживающего персонала. Примеры: день Нептуна, зарница, открытие, закрытие, прощальный костер и т.д.
§ Демонстрационные – дружинные дела, которые не предполагают состязательности. Например, социальные ролики, подготовка каким-то отрядом спектакля для дружины и т.д.
Алгоритм разработки общелагерного мероприятия:
1. Определить цель мероприятия.
2. Набросать как можно большее количество идей, учитывая возраст участников, их количество, место проведения, длительность мероприятия.
3. Выбрать из предложенных идей одну по следующим критериям: оригинальность, интерес, реальность.
4. Работа над содержанием дела.
5. Распределить ответственных (сценарий, музыка, свет, оформление, костюмы, рассадка в зале, призы, реклама, рабочие сцены).
6. Дать время на работу по индивидуальным заданиям.
7. Сбор группы по состоянию готовности.
8. Информирование о проведении дела.
9. Проведение дела.
10. Анализ дела.
§ Анализ с детьми (понравилось, не понравилось),
§ Педагогический анализ (организационная работа, содержательная насыщенность, эмоциональная насыщенность, включенность ребят, качество дела, его логика, профессионализм организаторов, удовлетворенность работой, помощь коллег).
Методика проведения заезда и разъезда.
День заезда.
Встречая детей в городе, учтите следующее:
• Явитесь к месту сбора заранее (за 1 час до назначенного времени).
• Подготовьте место сбора своего отряда, сделайте эмблемы для малышей. (Все это создаст хорошее настроение детям, родителям, вам.)
• Формируя отряд, составляйте списки мальчиков и девочек отдельно, выполняйте инструкцию директора лагеря по приему детей, записывайте просьбы родителей.
• Проверьте автобус (чистоту, сидения, окна).
• Усадив детей в него, проведите инструктаж о поведении в пути следования: не открывать окон, не сорить, не вставать без разрешения, в случае необходимости обращаться к воспитателю (вожатому).
• Помогите детям попрощаться с родителями, напомните о дате родительского дня.
• Проверьте детей по списку. Посторонних в автобусе не должно быть.
• Доложите директору оздоровительного лагеря о количестве и наличии зарегистрированных вами детей и готовности к отъезду.
• Займитесь своими текущими делами. При посадке в автобус придерживайтесь некоторых правил:
• Спокойно пересчитайте детей, сделайте сверку по списку.
• Организуйте посадку детей в автобус, учитывая состояние их здоровья, элементарные правила этикета (мальчики пропускают девочек) и т. д.
• Если дети маленькие, организуйте посадку так, чтобы дети сами не вносили вещи в автобус (делайте это, например, с помощью родителей или юношей старшего отряда).
• Нежелательно после окончания посадки разрешать родителям входить в автобус, даже если у кого-то из детей потекли слезы.
• Закончив посадку детей в автобус, вновь пересчитайте их. Убедитесь, что все дети на местах, нет никого посторонних в автобусе. Доложите директору оздоровительного лагеря. Прибыв в оздоровительный лагерь, сделайте следующее:
• Проверьте по списку детей. Распределите их по корпусам, палатам принцип распределения: по желанию или по открыткам или по интересам.
• Дайте им время, для раскладывания вещей операция «Уют» (вещи, полотенца, песок в постели).
• Проведите первый организационный сбор. На этом сборе может состояться первоначальное знакомство детей друг с другом и с воспитателями (вожатыми). Здесь можно рассмотреть ряд вопросов, касающихся жизни детей в лагере: правила внутреннего распорядка, обязанности дежурных; «нельзя» в нашем оздоровительном лагере; режим дня; правила пользования туалетами; хранение вещей в тумбочках; хранение вещей в шкафах, уборка кровати; уборка в палате; посещение столовой; правила поведения ночью; правила взаимного уважения; представление администрации оздоровительного лагеря; информация о том, к кому нужно обратиться в случае отсутствия воспитателя (вожатого) рядом или в сложных ситуациях и т. д. Организуйте также экскурсию-знакомство с оздоровительным лагерем. Проведите вечернюю сверку. На следующий день организуйте «выборы»: актив, имя, эмблема, девиз и т. д. Займитесь планированием работы отряда.
Нужно перед разъездом детей морально подготовить к расставанию.
Провести итоговый сбор. Спросить, что понравилось, все ли довольны сменой, исполнились ли их мечты, планы…
Провести какое-нибудь мероприятие (Прощальный огонек, стульчик откровений и т.д.)
Утром сказать детям сделать ген.уборку в кубриках(комнатах).
Готовые к отъезду дети располагаются в определенном месте и подходят к автобусу организованно, когда водитель разрешил посадку. После посадки вожатый, воспитатель обязан проверить наличие детей и, убедившись, что все дети на месте, а около автобуса никого нет, дать разрешение водителю трогаться с места.
2 вопрос.
Имущество лагеря нужно беречь, пользоваться аккуратно. в случае порчи имущества восстанавливают родители. Личное имущество: не давать в другие отряды, ценные вещи (телефон,деньги и т.д.) сдать воспитателю(вожатому).
3 вопрос.
Девочка из отряда влюблена в своего вожатого (в Вас), ее же любит мальчик из отряда. Мальчик с каждым днем ведет себя все агрессивней по отношению к Вам. Ваши действия.
Проводим индивидуальную беседу, объясняем ей почему это недопустимо. Или обыграть ситуацию, что встречаешься с вожатой(нужно это доказать, чтоб девочка успокоилась). С мальчиком тоже провести беседу. Можно посоветовать, чтоб он продолжал ухаживать за девочкой(ведь девочки любят внимательных и заботливых).
Ничего лишнего себе не позволяешь, только как вожатый.
БИЛЕТ №8
| 1. Система работы отдела дополнительного образования
2. Техника безопасности во время проведения трудового десанта.
3. Ваша команда проиграла в футбол команде соседнего отряда. Неожиданно болельщики обеих команд начали выкрикивать нелицеприятные выражения в адрес друг друга. Ваши действия.
Вопрос 1.
Дополнительное образование
Образовательный портал города Рязани -
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования.
Дополнительное образование:
- дает общее развитие личности ребенка (вместе с базовым, школьным образованием);
- расширяет, углубляет и дополняет базовые знания;
- дает возможности удовлетворить интерес в какой-либо области предмета;
- проявить и развить потенциальные способности ребенка, реализовать его творческий потенциал;
- создает благоприятные условия для развития социализированной личности, ее профессионального самоопределения.
Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания).
Вопрос 2
- не бегать, не прыгать - без разрешения вожатого никуда не уходить - аккуратное пользование инвентарем - иметь головной убор
Вопрос 3
Успокоить болельщиков собрать их обсудить в чем проблема, почему это началось мера наказания в виде уборки, дежурства, физической нагрузки
БИЛЕТ №9
| 1. Понятия: «концепция», «программа». Назвать отличия.
2. Техника пожарной безопасности в лагере
3. Напарники влюблены друг в друга. Какие педагогические возможности таятся в этой ситуации?
1.Понятия концепция, программа, их отличия: Программа - документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, обеспечивающий новое качественное состояние образовательной системе. Сразу же заметим, что программа – гораздо более ответственный документ, задавая образ результата (того, что получится в конце) мы берем на себя ответственность за собственные действия по его достижению. Программа, задавая результат, проявляет наши намерения, показывает в явном виде, на что именно направлены наши действия. И, следовательно, программа гораздо «строже» к результатам: прямо указывая, что должно быть получено. Концепция– 1) определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел; 2) относительно целостная и завершенная, структурированная система взглядов, представлений, идей.Концепция программы представляет собой текст, в котором изложено желаемое будущее состояние школы в ней не описывается то, что есть, а предписывается, что должно быть, что должно характеризовать новую школу. Концепция – это составная часть программы. Концепция опирается на результаты проблемно-ориентированного анализа. Программа как целое объединяет в себе концепцию, проекты (два и более), план мероприятий.
2. Техника пожарной безопасности в лагере: 1.Знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от него меры к спасению людей, имущества и тушению пожара; 2.Помещения, в которых проводятся массовые мероприятия, должны иметь не менее двух выходов; у дверей должен находиться дежурный из числа воспитателей (вожатых) или других сотрудников. 3.В спальных помещениях, комнатах и палатах кровати устанавливать с таким расчётом, чтобы не загромождать выходы из этих помещений.4.Лестничные клетки, проходы, коридоры необходимо держать постоянно свободными, ничем не загромождать. 5.Запрещается пользоваться электронагревательными приборами в спальных и игровых комнатах. 6.С детьми, прибывшими на отдых регулярно проводить беседы о недопустимости играть с огнём и о соблюдении правил пожарной безопасности в лагере. 7.Постоянно содержать в чистоте территорию и помещения жилых корпусов. Сгораемый мусор и отходы следует регулярно удалять в специально отведённые места. 8.Все двери основных и запасных выходов должны свободно открываться. В период нахождения в здании детей двери выходов допускается закрывать только на внутренние легкооткрывающиеся запоры. 9.Использовать пожарный инвентарь и оборудование для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара, категорически запрещается. - Запрещается курить на территории Загородного оздоровительного лагеря.
- Напарники влюблены друг в друга. Какие педагогические возможности таятся в этой ситуации?:конечно мы все живые люди, но нужно помнить что напарник в лагере должен быть только напарником! Они будут уделять больше внимания друг другу, а должны в первую очередь акцентировать своё внимание на детях. Также могут пойти слухи среди персонала, что обоим будет не приятно. При ссорах, они не будут полную энергию детям, возможно даже и срываться на них, из-за неблагоприятных отношений с возлюбленным.
БИЛЕТ №10
1. Формы интеграции и взаимодействия лагеря, отдела дополнительного образования, медицинского отдела.
2. Методика проведения огоньков основного периода. Особенности проведения огонька-анализа дня, анализа дела, огонька дежурного отряда.
3. В отряд с самовольной прогулки вернулся мальчик, прикрывая синяк под глазом. В ответ на Ваши расспросы он сообщил, что упал на лестнице… Ваши действия.
1. Выделяют две основные формы интеграции:
- горизонтальную, когда происходит объединение усилий разных групп для реализации каких-либо общих целей
- вертикальную, когда объединяются группы, связанные между собой технологически, по участию в цепочке создания ценностей
Основными методами организации деятельности являются:
· Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
· Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
· Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
· Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания Иванова И. П.. одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
2. «Огоньки» организационного периода (огоньки знакомства).
Задача - воспитывать у подростков потребность в общении, в рефлексии относительно совместной деятельности.
В первые дни «Огоньки» могут быть достаточно продолжительными, но не затянутыми: 40 - 60 мин. в зависимости от возраста. Желательно, чтобы на «Огонек» собрались все ребята. Несмотря на продолжительность «Огонька», основное содержание - рефлексия дня - не должно длиться более 15- 25 мин.
Огонек знакомств – показательный и очень важный момент в жизни отряда. От того, как вы его проведете, будет зависеть отношение ребят друг к другу, к вам, к лагерю.
Именно «огоньком» завершается первый день лагерной смены. Это место первого интимного знакомства вожатых с детьми и ребят между собой. Следовательно, в первую очередь необходимо создать атмосферу, настроение для общения такого уровня. Это - задача вожатого. Сценарий здесь не имеет формальной линейной конструкции, а «сюжеты» «Огонька» варьируются в зависимости «от общего» настроения и разговора. Самое главное - это разбудить у детей потребность в непринужденном общении.
У вожатого, конечно, должно быть очень много «заготовок» для вечернего «Огонька». В своем вступительном слове вожатый рассказывает о том, что значит «огонек» для лагерной жизни, отдельного отряда и для каждого из ребят, об истории лагеря (рассказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно окрашенным), поет вечерние песни. Вожатый может рассказать легенду о появлении огонька.
Таким образом, познакомив детей в течение дня, на «огоньке» знакомства стоит заняться тем, чтобы снять эмоциональное напряжение детей. Стоит в интересной форме познакомить их с собой - отрядными вожатыми, показать, что рядом с ними в течение смены будут находиться умные, добрые, творческие люди. Возможно внести в ход огонька романтическую нотку, которая позволит положить начало развитию чутких, доброжелательных межличностных отношений в отряде.
«Огонек» — анализ дня.
Когда отряд собрался и все устроились в кругу, вожатый пускает по кругу листок с планом прожитого дня. (Это потому, что при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром).
Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на следующие вопросы:
• Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?
• Что сегодня в нашем отряде было хорошо?
• Что было не очень хорошо и даже плохо?
• Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?
Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня.
Очень важно помнить, что «огоньки», на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными. Они не должны стать для детей неизбежной необходимостью. Они должны стать долгожданным моментом, достойным финалом всего дня. Для этого существует масса приемов, использование которых позволит вам избежать формальности в проведении «огоньков».
Огонек" - анализ дела
Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.
Схема анализа: высказывание отношения к делу (фиксация эмоций); обсуждение целей и задач дела, степени их достижения; качество подготовки к делу; качество соорганизации; что не получилось - причины этого; предложения о том, как исправить ситуацию к лучшему.
Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а сам был бы равнозначным участником разговора. Тем не менее он опосредованно управляет разговором через вопросы (наводящие, уточняющие).
3 Нужно наедине «посекретничать» с мальчиком, поговорить по душам. И найти настоящую причину. Предупредить, чтобы был аккуратнее.
БИЛЕТ №11
| 1. Понятия: «дисциплина», «требование», «кодекс», «закон», «правило», «традиция». Предъявление единых педагогических требований к ребенку на разных этапах смены в условиях ВДК.
2. Методика проведения огонька-знакомства.
3. В отряде не дружат между собой девочки, проживающие в соседних кубриках. Они дразнят друг друга, бросают косые взгляды. Как выяснилось, - из-за мальчиков, которые предпочитают дружить только с девочками из одного кубрика. Ваши действия.
Дисциплина – это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились в обществе и предъявляются к поведению людей.
Требование- Правило, условие, обязательное для выполнения.
Кодекс- совокупность правил, убеждений. Свод законов.
Закон-
Правило- Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-то. Образ мыслей, норма поведения.
Традиция- То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений направленных на взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т. п.
Временный детский коллектив образуется и существует относительно короткий промежуток времени –18-21– именно столько длится лагерная или санаторная смена.
В ее основе – благополучие и комфорт каждого ребенка в лагере. ЕЕ критерий – физическое состояние и эмоциональное настроение детей.
В самом общем виде логику смены можно представить как комплекс последующих развивающих задач, решить которые предстоит в организационный, основной и итоговый периоды.
Организационный период.
Оргпериод – это первые 3-4 дня пребывания в лагере.
Задачи оргпериода:
- обеспечить быстрое знакомство детей друг с другом
- определить возможности каждого ребенка (творческие, интеллектуальные, спортивные и др.)
- выявить потенциальных лидеров
- заложить основы формирования временного детского коллектива: разделить отряд на микрогруппы, выбрать актив
- сформировать представление детей о жизнедеятельности лагеря, совместно с ними спланировать возможное содержание этой жизни
- приучить детей к выполнению режимных моментов
- научить детей соблюдению санитарно-гигиенических правил и норм
Основной период.
Это главный этап развития лагерной смены, когда закрепляются достигнутые результаты организационного периода, стабилизируются отношения детей, взрослых, деятельность расширяется и углубляется в организационном и содержательном отношении. Ведущая задача – формирование личного статуса ребенка и статуса коллектива, их взаимоотношение и взаимодействие.
Итоговый период.
Хронологические рамки итогового периода – последние 3-4 дня пребывания в лагере. Основные задачи, стоящие перед вожатым в этот период, - сохранить микроклимат отряда, не допустить «форс-мажорных» ситуаций. В отрядах в этот период проводятся итоговые сборы, суть которых заключается в том, чтобы дети поделились впечатлениями, накопленными за смену, поблагодарили друг друга; в этот период целесообразно организовать выпуск прощальной стенгазеты, подвести итоги с награждением, вечерние «Разговоры по душам», дети пишут вожатым прощальные письма.
Вопрос №2. Методика проведения огонька- знакомства.
Огонек знакомств - эффективная форма создания доверительных отношений в группе и знакомства в отряде. Значение его в оргпериод чрезвычайно велико: он определяет эмоциональный настрой и содержание взаимоотношений в первые дни существования отряда. Цель "огонька знакомств" - сформировать у каждого ребенка представление об отряде и о себе в этом отряде, а также более глубокое знакомство друг с другом. Самое главное здесь - создать такую атмосферу, когда хочется рассказать о себе и узнать немного о других, - немного таинственную, романтическую, обязательно очень доброжелательную и доверительную.
Задача: углубить знакомства ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к каждому члену отряда.
Подготовительный этап:
Выбор места и времени суток;
Пакет;
Настрой детей;
Талисман (маленький предмет, который будет передаваться из рук в руки);
Свеча или костер, если огонек проводится на природе.
При проведении огонька знакомств необходимо создать необычную обстановку. Например, ребята идут на огонек особой тропой, не лишенной «опасностей», и поэтому мальчики помогают девочкам. При рассадке вожатый обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели «вперемешку», чтобы места были удобны для каждого, и чтобы каждого из ребят было видно всему отряду. Если в отряде два вожатых и пришли взрослые - друзья отряда, то очень важно, чтобы места взрослых разбивали круг на равные части. Это важно, чтобы внимание не сосредотачивалось только на взрослых, а также потому, что взрослые задают свой образец общения.
Вопрос №3. В отряде не дружат между собой девочки, проживающие в соседних кубриках. Они дразнят друг друга, бросают косые взгляды. Как выяснилось, из-за мальчиков, которые предпочитают дружить только с девчонками из одного кубрика.
Нужно поговорить с ними отдельно, провести индивидуальную беседу с каждым ребенком. Попытаться свести их, наверное.
БИЛЕТ №12
1. История РШПВ
2. Виды и формы отрядных дел.
3. В присутствии всего отряда мальчик оскорбил вожатую, так как на обеде ему не досталось второго блюда, кто-то съел… Ваши действия.
1.История РШПВ
Создана по инициативе кафедры педагогики БГУ и Комитета по молодёжной политике в 2009 году. С 2015 года существует 4 студенческих педагогических отрядов (СПО) «Выше» под рук. А.А. Жанаева. «Юность», «Мечта», «Сердце Бурятии».
2. Формы и виды отрядных дел
ФОРМЫ ОТРЯДНЫХ ДЕЛ
Формы воспитательной деятельности – это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно –практических). Сочетание организаторских приемов и воспитательных средств организации действий, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной деятельности.
Формы
| Дела
| Развлекательные
| Конкурсно–игровая программа. концерт. Шоу – программа.
| Интеллектуальные
| Викторина Что? Где? Когда?. Брейн ринг. Умники и умницы.
| Информационные
| Дискуссия. Круглый стол. Беседа. Живая газета.
| Трудовые
| Трудовой десант. Субботник. Акция.
| Спортивные
| Веселые старты. Эстафета. Неолимпийские игры.
| Наглядные
| Доска почета. Забор гласности. Оформление отрядного уголка. Выставка рисунков. Коллекция.
| Организационные
| Оргсбор. Инструктаж. огонек (все, кроме тематического). Планерка. Работа органов самоуправления.
| Обучающие
| Мастер – класс. Мастерская. Хобби – класс. Лекция. Практикум.
| Дела с перемещением
| Экскурсия. Игра по станциям. Поход.
|
(Знакомство детей, Разговариваем о правилах.Придумываем название отряда, Отрядный уголок, Знакомство с лагерем, (Дневные) Вечернее отрядное дело, Огоньки) Создание инициативной группы – временный организаторский коллектив. Творческая группа – разработка идей для отряда, также основываясь на календарь летних праздников; традиции оздоровительного центра; информация (интересы) о детях; планируемые ожидания детей; задачи оздоровительного периода; |
|