Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика подготовки и проведения отрядного дела





Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду, для кого оно проводится, кому принесёт радость, и что получат для своего развития дети-участники. Но для успеха любого дела необходимо вожатому (организатору) и ребятам учитывать логику его организации, методы его подготовки. Методов существует несколько. Обратимся к методическим рекомендациям подготовки и проведения отрядного дела, которые даны Е.В. Титовой в книге «Если знать, как действовать».

Объективно существуют три вида подготовки дела:

•индивидуальная, когда дело в коллективе организует один человек (кто-то персонально, чаще всего вожатый);

•групповая, когда дело в коллективе организует какая-нибудь группа (постоянные или временные органы самоуправления и микрогруппы);

•коллективная, когда в организации дела принимает участие весь коллектив.

Все эти виды подготовки дела взаимосвязаны, и каждый последующий из них как бы вбирает в себя предыдущий. Например, групповая подготовка дела непременно предполагает и индивидуальную, так как группу (орган) кто-то персонально возглавляет и его собственная подготовка дела в связи с этим специфична. А коллективная подготовка дела предусматривает групповую, потому что действия коллектива координирует и направляет всё же какой-либо орган (группа). В то же время она невозможна и без индивидуальной: ведь этот координирующий организаторский орган и микрогруппы тоже кто-то возглавляет.

Наиболее эффективной является коллективный вид деятельности — самый сложный по своей организации, но вместе с тем и самый плодотворный сточки зрения воспитательной эффективности. На нём основана подготовка КТД, а, как известно, именно коллективное творческое дело носит боле воспитательный характер, нежели дело, подготовленное одним вожатым.

Индивидуальный метод подготовки дела может себя оправдывать только в первые дни смены, когда дети ещё не готовы брать такую ответственность на себя и на совместную подготовку просто нет времени.

В основной период целесообразнее использовать групповой вид подготовки дела. Методы будут следующие: инициативная группа, творческая группа, микрогруппа.

Инициативная группа— это временный организаторский орган коллектива, но состоящий из числа добровольцев, изъявивших желание взяться за организацию какого-либо дела; чаще всего это подготовленные, компетентные дети, достаточно грамотные в данном вопросе, те, которые хотят поделиться своими знаниями с другими детьми. Главные условия для создания группы:

 

•сами пишут сценарий;

•сами организуют и проводят дело;

•сами анализируют.

Алгоритм метода подготовки и проведения КТД:

•сами планируют;

•сами готовят и проводят;

•сами анализируют.

Творческая группа— это тоже временный орган коллектива, избираемый, как правило, из числа наибо­лее компетентных лиц, для разработки идеи, подготов­ки и проведения какого-либо конкретного дела. На­пример: литературно-музыкального вечера, познава­тельных творческих дел, спортивно-туристических и т. д. Одним словом, для организации таких дел, где могут понадобиться специальные знания и умения ор­ганизаторов. В чём её отличие от инициативной?

•назначается органом самоуправления;

•распределяет задания между микрогруппами и отдельными детьми;

•осуществляет помощь и контроль за выполнением заданий. Если сравнить с инициативной группой, то заметно, что там участники из других групп не привлекаются.

Алгоритм метода подготовки КТД:

•дети по желанию входят в состав группы;

•сами планируют, готовят, привлекая других детей и взрослых;

•сами проводят и анализируют.

Микрогруппа (сводный отряд, если на уровне дружины). Микрогруппа получает задание подготовить отрядное (дружинное) дело, полностью разрабатывает сценарий, распределяет задания между членами микрогруппы по подготовке отдельных частей дела, проводит дело.

Алгоритм метода подготовки и проведения КТД:

•назначается советом отряда;

•получает задание от отряда;

•сами планируют, готовят и проводят, привлекая других членов отряда;

•анализируют вместе с отрядом свою деятельность и участие остальных членов отряда в деле.

 

Коллективный вид подготовки дела. А может ли быть такое, чтобы весь коллектив был организатором чего-либо? Не могут же быть все организаторами.

 

Дело в том, что когда мы говорим «организатор», то, как правило, представляем себе кого-то, кто организует других, т. е. упорядочивает и направляет чью-либо деятельность. И это способен делать не каждый. Ну а если весь коллектив упорядочивает собственную деятельность? «Весь коллектив» — это значит, что каждый участвует в организации общей деятельности. Заметим, что «быть организатором» и «принимать участие в организации» не совсем одно и то же. Можно не быть непосредственно организатором, но зато принимать участие в процессе организации деятельности вместе с другими товарищами. В этом случае дело готовится методом «совет дела».

 

Совет дела — от предложений каждого к общему делу. Определяется общее дело. Каждая группа обсуждает проект дела. Представители каждой микрогруппы выдвигают свои решения, после чего составляется один общий проект. Для осуществления его от каждой группы выдвигается один представитель.

 

Алгоритм метода подготовки и проведения КТД:

 

•идея дела, а для вожатого — определение педагогического смысла;

 

 

•сначала проводится сбор микрогруппы, где идёт обсуждение проблемы, и каждый член микрогруппы предлагает свои идеи, высказывает свои мысли;

 

 

•затем проходит сбор отряда, где выслушиваются всеми микрогруппами предложения. Обсуждается и вырабатывается одно решение — вариант КТД;

 

 

•избираются члены совета дела (оргкомитет, орггруппа; может и не избираться, так как в него войдут командиры микрогрупп);

 

 

•распределение обязанностей: оформители (на­градная продукция, художественное), сценаристы, организаторы (ведущие, ассистенты), техническое обеспечение (реквизит, фонограммы, костюмы

 

 

и т.д.);

 

•определение сроков;

 

 

•подготовка;

 

 

•проведение дела;

 

 

•анализ дела по микрогруппам.

 

 

Встаёт следующий вопрос: где находиться взрослому во время организации коллективного творческого дела? Ответ: там, где нужно. Если ведущий неопытен, очень волнуется, хорошо быть поближе к нему, чтобы иметь возможность что-то подсказать, в чём-то тактично поправить. Если в отряде существует группа «шумных» ребят, надо бы оказаться рядом с ними. Если же известно, что одна из микрогрупп слабовата, — быть с этой микрогруппой и т. д.

 

Дело началось. И снова перед педагогом встаёт вопрос: где находиться? Рядом с ведущими.в одной из микрогрупп, в каждой из них по очереди, с гостями, родителями и т. д.

 

Готовя коллективное творческое дело всем отрядом, вожатый должен помнить два правила: отрядное дело не должно быть отдано на откуп детям; инициатива детей не гасится, а умело корректируется.

 

Следует запомнить следующие правила:

 

1.Главное — процесс подготовки, а не итог. Воспитывает не само дело, а подготовка к нему!

 

 

2.Вожатый непосредственно или опосредованно руководит, помогает в подготовке и проведении дела.

 

 

3.Чем больше ребёнок делает самостоятельно, тем значимее для него дело. Нужно давать возможность ребёнку быть творцом, а не просто исполнителем!

 

 

4.Алгоритм проведения дела:

 

 

♦ Настрой:

 

а) словесный;

 

б) музыкальный;

 

в) оформление (художественное, элементы реквизита, название дела);

 

г) внешний вид (костюмы ве­дущих, ассистентов).

 

♦ Проведение дела.

 

При проведении дела следует учитывать следующие моменты:

 

•логичность (экспозиция (пролог), завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, эпилог);

 

 

•смена деятельности (от простого к сложному, подвижное — неподвижное и т. д.);

 

 

•умение владеть вниманием аудитории;

 

 

•использование технических средств: аудио (музыкальное, шумовое оформление, записанный голос); видео (просмотр видеороликов озвучивание видеосюжета, обсуждение видеофрагментаи т. д.); световое оформление (высвечивание «пушкой» делают с помощью фильмоскопа, настольной лампы и т.д.);

 

 

— занятость всех детей (по возможности!) — даже если ребёнок будет только включать и выключать свет, для него это может быть очень значимым. Отрядное дело — это не бенефис одного вожатого!

 

♦ Итог (анализ)— определить, когда и в какой форме провести анализ, или это будет сразу после дела, или на следующий день, чтобы не получился разговор только на эмоциональном уровне, или это будет на «огоньке», или просто — беседа.

 

Схема проведения анализа дела с отрядом:

 

1. Поблагодарить (найти за что, даже если дело было «провальным»):

 

•Что было хорошо и что понравилось?

 

 

•Какие были интересные находки?

 

 

•Как сработала группа (группы)?

 

 

•Как дело сработало на отряд, чем дело было полезным для отряда?

 

 

•Кто по-новому, с неожиданной стороны раскрылся?

 

 

•Чему научились при проведении дела?

 

 

•Смогу ли я провести подобное дело у себя в школе, в другом детском лагере?

 

 

2. Выявить ошибки и неудачи:

 

•Что не получилось и почему?

 

 

•Недостатки дела?

 

 

Схема анализа дела самим вожатым:

 

1.Насколько предложенное дело было важным в воспитательном отношении?

 

 

2.Насколько достигнуты цель и задачи дела?

 

 

3.Как действовали в этом деле ребята (активно, пассивно, слушали, смотрели, отвлекались)?

 

 

4.Как реагировали дети в ходе дела (аплодировали, смеялись, переживали, скучали)? Приходилось ли вносить коррективы в ход дела?

 

 

5.Каков воспитательный эффект дела? Какие чувства оно вызвало, над чем заставило задуматься?

 

 

6.Какие были педагогические ошибки?

 

 

В последнее время часто приходится слышать рассуждения о том, что увлечение коллективной творческой деятельностью приводит к тому, что из педагогической практики «уходит» индивидуальная работа, взаимодействие педагога с конкретной личностью. Тем более что этому способствует и сама терминология: коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективное проведение, коллективный анализ. Всё коллективное! Где же тут личность?

 

Но так можно рассуждать лишь при поверхностном знакомстве с методикой. На самом деле ничего по-настоящему коллективного не получится, если лично каждый не будет готов к осуществлению своих индивидуальных функций в коллективе, к реализации собственных возможностей. Нужно понять, что без кропотливой индивидуальной работы невозможно обеспечить качество и результативность истиной коллективной организаторской деятельности.

 

Значит, для того чтобы дети могли выполнять свои (действительно непростые) организаторские поручения, им необходимо помочь в этом. Но помочь — не значит сделать за них, взять на себя их функции, подменить их. Следовательно, необходима специальная и часто именно индивидуальная работа педагога с детьми. Наши дети не меньше нас, педагогов, нуждаются в соответствующих методических знаниях и умениях.

 

Вопрос)

Дежурными могут быть по очереди только средние и старшие отряды не чаще 1-2 раз в неделю. Если лагерь небольшой, то можно совместить дежурство отряда по столовой и по территории лагеря.

· Дежурство – это экзамен отряда на самоуправление, при котором хорошо видна степень его организованности, что и необходимо проанализировать вместе с отрядом в конце дежурства.

· Вечером предыдущего дня вожатому нужно провести инструктаж, разбить ребят на группы для организации дежурства (например, группы дежурные в разное время) и распределить обязанности между членами дежурных групп. По необходимости ребята могут заранее что-то подготовить для своего дежурства.

Дежурство по столовой:

1. Внешний вид дежурных (который проверяет и вожатый и врач):

· Чистые руки и подстриженные ногти.

· Удобная обувь (нельзя надевать шлёпанцы и обувь со скользкой подошвой).

· Длинные волосы у девочек должны быть заколоты.

· На дежурных должен быть фартук, колпак или косынка.

 

2. Обязанности дежурных:

 

Дети в столовой не допускаются к приготовлению пищи, чистке варёных овощей, к раздаче готовой пищи на кухне, к резке хлеба, мытью посуды и полов, разносу и разливу горячего супа.

· Приходят за 30 - 40 минут до приёма пищи (у тех, кто накрывает на завтрак должен быть более ранний подъём без зарядки).

· Накрывают и сервируют столы.

· Проверяют у всех детей при входе в столовую чистоту рук, не пускают в столовую детей, пришедших босиком, без рубашек, и мальчиков в головных уборах.

· Проверяют, чтобы отряды убирали за собой посуду, протёрли столы, задвинули или перевернули стулья.

· Проверяют на выходе, чтобы дети не выносили еду из столовой.

· Подметают полы

3. К дежурству по столовой можно подойти творчески (чтобы сделать приятным процесс принятия пищи):

· Нарисовать плакаты с весёлыми и полезными надписями и рисунками, например «Если хочешь быть высоким надо пить все время соки!».

· Сделать аппетитнички (таблички с пожеланиями приятного аппетита), икебаны из сухоцветов на каждый стол, продумать сервировку столов.

· Написать в оригинальной форме меню столовой на данный день, например, борщ по просьбе вожатого 1 отряда, лапша «Расти большой», котлета «Долгожданная»....

Вопроос)

"Загони джина в бутылку".

 

Все пишут на бумажках свои пожелания на смену. Ведущий их собирает и объясняет, что джин, живущий в бутылке, исполнит все желания, только надо очень-очень сильно этого захотеть. Бумажки складываются в бутылку с надписью “Джин” и открывают уже только в конце смены. Пожелания читают и обсуждают, что исполнилось, а что нет.

 

"Сказочная полянка".

 

На воображаемой полянке мы можем превратиться во что угодно: в цветок, бабочку, жука, даже камешек на тропинке. Поделись своими ощущениями, нравится ли тебе быть тем, в кого ты превратился, как ты себя чувствуешь, что видишь?

 

"Конверт откровений".

 

На предложенных листочках бумаги до начала "огонька" дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает.

 

БИЛЕТ № 31

 

1. Общая характеристика ВДК.

  1. Техника безопасности во время спортивно-массовых мероприятий.
  2. Ваш член Совета отряда постоянно дает всякие разные указания, во все вмешивается, горазд на замечания. С одной стороны, он вроде вам помогает, но как… Он не только раздражает детей, но и вызывает по отношению к нему агрессию. Назревает конфликт. Ваши действия.

 

Date: 2016-06-07; view: 6307; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию