Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники финансирования природоохранных мероприятий





 

Основными источниками финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды являются бюджеты Рос­сийской Федерации, автономных областей, автономных округов, областей, краев и местных органов самоуправления. К ним также относятся Федеральный и территориальный экологические фонды, собственные средства предприятий.

Анализ действующих правовых документов, в той или иной мере отражающих проблему финансирования природоохранной деятельности, показал, что в формировании бюджетной системы РФ активную роль начинает играть сфера природопользования и охраны природы. В доходную часть бюджета всех уровней зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Аккуму­лированные в доходной части средства согласно законодательным

Актам РФ предполагается целевым назначением использовать на финансирование природоохранной деятельности.

Средства в региональный и местный бюджет поступают за счет платежей в сфере природопользования и охраны природы. Законо­дательством РФ также установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субси­дии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирова­ние природоохранной деятельности. Например, в соответствии с законом РФ '"О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, Москве и Санкт-Петербургу" на реализацию инвестиционных экологических программ может предоставляться финансовая по­мощь в виде субвенций из Федерального бюджета и внебюджетных фондов.

Для обеспечения надежного финансирования различных видов природоохранной деятельности в Российской Федерации создается система экологических фондов, включающая Федеральный эколо­гический фонд, соответствующие республиканские (краевые, обла­стные и местные) экологические фонды, страховые фонды окружа­ющей среды, экологические фонды предприятий.

Федеральный экологический фонд - внебюджетная государствен­ная организация, осуществляющая свою деятельность под общим руководством правления, сформированного Минприроды РФ. Ос­новной задачей фонда является финансирование всех видов приро­доохранной деятельности, имеющих общефедеральное и межреги­ональное значение. Средства фонда формируются за счет отчисле­ний предприятиями всех организационно-правовых форм в виде платы за нормативные и сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размеще­ние отходов и другие виды вредного воздействия.

Плата за загрязнение окружающей природной среды является одним из видов платности в использовании природных ресурсов и имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экологи­ческое.

Во-первых, плата за загрязнение направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, мате­риальным ценностям. В отличие от юридической ответственности, которая наступает по факту правонарушения, обязанность платы за загрязнение возникает по факту правомерного, разрешенного компетентными органами государства причинения вреда, независимо от вины хозяйствующего субъекта.

Во-вторых, установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости продукции предприятия-загрязнителя и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Это главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, с помощью которого можно сделать охрану окружающей природной среды экономически выгодным делом.

В-третьих, платежи за загрязнения служат главным источником образования и пополнения внебюджетных экологических фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны окру­жающей природной среды. В этом проявляется экологическое зна­чение платы.

Правовое регулирование платежей за загрязнение обеспечивается законом РФ ''Об охране окружающей природной среды" и по­становлением Правительства РФ, в которых утвержден порядок определения платы за загрязнение и ее предельные размеры. В настоящее время утверждены и действуют базовые нормативы платы за загрязнение.

Законом предусматривается три вида платы за загрязнение: за выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установленных лимитов; за выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм; за размещение отходов.

Порядок установления платы состоит из трех этапов - определение базовых нормативов платы; дифференцированных ставок: конкретных размеров платы за загрязнители.

Базовые нормативы определяются по каждому виду загрязнителя или виду вредного воздействия (шум, электромагнитное излучение) с учетом степени их опасности для окружающей среды и здо­ровья населения. Нормативы разрабатываются Минприроды России с участием Госкомсанэпиднадзора, Министерства экономики и Министерства финансов, исполнительных органов субъектов Федерации.

Базовые нормативы представлены в двух видах: за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных нормативов; сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лимитов или временно согласованных выбросов.

Дифференцированные нормативы исчисляются Минприроды на основе пазовых, но с поправкой на экологическую ситуацию и эко­логические факторы соответствующих регионов. К последним от­носятся природно-климатические, экономические особенности тер­риторий, значимость охраняемых природных объектов. Дифферен­цированная ставка платежей для конкретных регионов, бассейнов рек и морей определяется умножением коэффициента, отражающего экологические особенности региона, на базовую ставку плате­жей.

Конкретные размеры платежей за загрязнение для предприятий-загрязнителей определяются исполнительными органами власти города, района с участием органов охраны окружающей среды, санэпидемнадзора и предприятия.

Порядок определения размера такой платы для отдельного хозяйствующего субъекта дается в Постановлении Правительства от 28.08.1992 г. (пп. 3, 4, 5). При отсутствии у природопользователя разрешения на выброс вредных веществ плата за загрязнение уста­навливается как за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. Причем с учетом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости. Так, в крупных городах и промышленных центрах такое повы­шение разрешается до 20%, в зонах экологического бедствия, районаx Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых, в том числе заповедных территориях, эколого-курортных регионах - в 2 раза.

Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение лимитных загрязнений - за счет чистой прибыли предприятия-загрязнителя. Перечисление средств производится предприятием в сроки, которые согласовываются с территориальными органами охраны окру­жающей среды.

Из общей суммы 10 % платежей подлежит перечислению в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов Минприроды РФ, а остальные 90 % - в экологические фонды согласно установленному проценту зачисления,

Очень важно отметить следующие два обстоятельства. Во-первых, платежи за загрязнение носят налоговый характер, поэтому их неуплата дает право органам Минприроды взыскивать эти платежи с предприятий в безакцептном порядке. Во-вторых, постановлением Правительства так разъясняется вытекающий из действующего законодательства факт: если платежи предприятия равны или превышают размер прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, то местными органами охраны окружающей среды или органами санэпидемнадзора рассматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта.

Учредителями республиканских, краевых и областных экологических фондов являются местные комитеты по экологии и природо­пользованию. Эти экологические фонды являются юридическими лицами и действуют самостоятельно в пределах утвержденных смет, имеют самостоятельный баланс и могут иметь отделения и филиалы. Средства этих фондов служат дополнительным источником финансирования и кредитования для следующих целей:

¾ строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов природоохранного назначения, включая городские очистные сооружения, канализацию, и других природоохранных мероприятий территориального назначения;

¾ создания и усовершенствования автоматизированных систем мониторинга и технических средств для них, разработки, приобре­тения и аренды приборов, оборудования и техники для осуществле­ния контроля;

¾ развития собственной материально-технической базы местных комитетов по экологии и природопользованию (приобретение машин, приборов, вычислительной техники и т. д.);

¾ создания местной информационной системы сбора, хранения, систематизации и обработки экологической информации и инфор­мации по территории;

¾ создания и развития заповедников, заказников, национальных парков и сохранения памятников природы;

¾ выполнения научных и практических работ по созданию ресурсосберегающих и природоохранных видов техники и технологии;

¾ осуществления исследовательских работ по изучению территории и развитию рынка экологических услуг;

¾ проведения работ но экологической экспертизе объектов;

¾ создания предприятий с целью решения экологических про­блем;

¾ проведения мероприятий по обеспечению экологической безо­пасности населения, охраны и воспроизводства нарушенных хозяй­ственной деятельностью отдельных природных экосистем;

¾ организации экологического образования и воспитания, про­паганды экологических знаний, издательской деятельности по эко­логии и природопользованию.

Часть средств (до 5%) экологических фондов может быть ис­пользована па строительство объектов здравоохранения, для вос­становления здоровья трудящихся, заболевания которых связаны с загрязнением окружающей среды.

Кроме перечисленных выше источников образования эколо­гических фондов, могут быть дополнительно привлечены следую­щие источники:

¾ платы по искам в возмещение ущерба;

¾ штрафы за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм, правил и стандартов;

¾ средства от реализации конфискованных орудий охоты и ры­боловства, а также от продажи незаконно добытых с их помощью продукции и природных ресурсов;

¾ средства, получаемые в виде дивидендов, процентов по вкла­дам от долевого участия в деятельности совместных предприятий, иных юридических лиц и кредитов;

¾ доходы от издательской, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности;

¾ средства от проведения денежно-вещевых лотерей и различных благотворительно-экологических мероприятий;

¾ прибыль от средств, размещенных в качестве депозитов в банках;

¾ средства из иных источников, не противоречащих существую­щему законодательству;

¾ добровольные взносы.

Экологические фонды предприятий. В перспективе предполага­ется их формировать за счет отчислений от прибыли, а также других поступлений. Прибыль, направляемая в ли фонды, не подлежит налогообложению. Средства данных фондов необходимо использовать для осуществления природоохранных мероприятий до достижения выбросами установленных стандартов.

Для начала необходимо ввести систему экономического стимулирования природоохранной деятельности, включающую льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование проектов по охране природы, ускоренную амортизацию природоохранных основных фондов.

Система налоговых льгот должна включать:

уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий;

налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, приборы и обору­дование для экологического мониторинга, а также оказывающих производственные услуги экологического характера (эксплуатация городских водоочистных сооружений, сбор, утилизация и захоро­нение бытовых отходов, строительство, реконструкция природоох­ранных объектов и т. п.).

Система стимулирования научно-исследовательских и опытно конструкторских работ (НИОКР) в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов может предусматривать скидки с дохода для налогообложения (для коммерческих предприятий) в первый год в размере до 100 %, включая текущие и капитальные затраты.

Экологические критерии, по которым регулируется система на­логообложения, следующие:

степень соответствия фактического уровня ресурсоиспользования и ресурсосбережения региональным предельным нормативам;

нормативные нагрузки на окружающую природную среду;

территориальные лимиты природопользования;

необходимые темпы перестройки народнохозяйственных струк­тур на экологической основе;

уровень основных капитальных вложений в природоохранные мероприятия, оцениваемый с учетом эколого-экономической эффек­тивности этих мероприятий;

природоохранная ценность территории.

Экологические льготы предоставляются в зависимости от типа предприятий, размеров и направления их развития, видов потребляемых (охраняемых) ресурсов, характера конечной продукции во взаимосвязи с лимитом техногенной нагрузки на территорию. Регулирование системы налогообложения по экологическим критериям осуществляется на республиканском, краевом и областном уровнях в соответствии с компетенцией соответствующих ор­ганов управления.

Потери бюджетных доходов за счет внедрения налоговых льгот могут компенсироваться за счет поступлений по дополнительному налогообложению продукции предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию или применяющих экологически опас­ные технологии или оборудование.

 

Date: 2016-05-25; view: 2570; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию