Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткие теоретические сведения. Понятие о дифференциальном уравнении
Понятие о дифференциальном уравнении
Многие задачи науки и техники сводятся к решению обыкновенных дифференциальных уравнений (ОДУ). Обыкновенное дифференциальное уравнение – это такое уравнение, которое содержит одну или несколько производных от искомой функции. В общем виде ОДУ можно записать в виде: , где – независимая переменная, ‑ -ая производная от искомой функции, – порядок уравнения. Общее решение ОДУ -го порядка содержит произвольных постоянных , т.е. n -е множество решений. Общее решение имеет вид: . Для выделения единственного решения необходимо задать дополнительных условий. В зависимости от способа задания дополнительных условий существуют два различных типа задач: - задача Коши; - краевая задача. Если дополнительные условия задаются в одной точке, то такая задача называется задачей Коши. Дополнительные условия в задаче Коши называются начальными условиями. Если же дополнительные условия задаются в более чем одной точке, т.е. при различных значениях независимой переменной, то такая задача называется краевой. Сами дополнительные условия называются краевыми или граничными. Ясно, что при можно говорить только о задачи Коши. Примеры постановки задачи Коши: ; . Примеры краевых задач: .
Метод Рунге-Кутты
Итогом решения дифференциального уравнения является функция, которая в зависимости от способа решения может иметь вид таблицы (как в случае использования метода Рунге-Кутты) или формулы. Как известно из курса дифференциальных уравнений, лишь небольшое число типов уравнений первого порядка допускают сведение решения к обычной операции интегрирования. Еще реже удается получить решение в элементарных функциях. Поэтому большое значение имеют численные (приближенные) методы решения дифференциальных уравнений, позволяющие получить таблицу значений функции в требуемых точках. Численные методы используются также в тех случаях, когда аналитическое решение не нужно для дальнейших расчетов. Рассмотрим один из численных методов, который позволяет находить приближенное решение ОДУ в виде таблицы значений, метод Рунге-Кутты 4-го порядка точности решения c фиксированным шагом интегрирования. Приближенный метод решения ОДУ был разработан немецкими математиками К. Рунге и М. Куттой в 1900 г. Идея построения явных методов Рунге-Кутты n -го порядка заключается в получении приближений к значениям по формуле вида , где , , , … . Здесь – некоторые фиксированные числа (параметры), которые подбирают таким образом, чтобы получить нужный порядок аппроксимации n. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений 2-го порядка в математических пакетах сводится к нахождению системы ОДУ 1-го порядка и его решению. Для этого обозначим Тогда
Решение дифференциальных уравнений методом Рунге-Кутты в программе SMath Studio
Для решения этим методом в SMath Studio существует функция: rkfixed(y;xn;xk;n;D(x;y)),
где y – вектор начальных значений искомых решений; xn – значение точки начала отрезка интегрирования; xk – значение точки конца отрезка интегрирования; n – число шагов интегрирования; D(x;y) – функция – вектор правых частей. Решением является таблица (1-й столбец – значение х, 2-ой – значение решения у(х), 3-ий – первая производная у'(х)).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1
Программирование линейного вычислительного процесса
Программирование разветвляющегося вычислительного процесса
|