Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип оперативности знаний учащихся





Оперативные знания играют в образовании современного че­ловека настолько важную роль, что необходима целенаправленная деятельность по обучению детей умениям пользоваться имеющи­мися знаниями. Это достигается полнее всего в проектной дея­тельности. Учащиеся должны планомерно и сознательно исполь­зовать приобретенные знания, а это требует от них как можно более полной самостоятельности мышления и деятельности. Школь­ники должны постигнуть новую для них ответственность перед са­мим собой, ответственность за собственное будущее.

Когда учащийся самостоятельно решает задачу, отличную от тех, что уже решал, он — в поиске. В результате приобретаются новые знания и умения — тогда учатся не «для школы, а для жиз­ни». Такие оперативные знания существенно отличаются от пас­сивного, книжного обучения. Появляются умения четко сформу­лировать задачу, проанализировать возможные варианты, само­стоятельно обосновать, а затем и выбрать оптимальное решение. Есть разные методики поиска решений творческих задач: от моз­гового штурма (брейнсторминга) до теории решения изобрета­тельских задач (ТРИЗ). В итоге приобретаются умения делать выво­ды, проводить доказательства и проверки, объединять эти рассуж­дения с практическими действиями. Это представляет собой необ­ходимые условия оперативности знаний.

Завершая рассказ о дидактических принципах, следует подчерк­нуть, что это — инструменты учителя технологии, позволяющие грамотно организовать современный учебный процесс для достижения поставленных целей.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «принцип».

2. Является ли число принципов обучения постоянным, замкнутым?

3. Охарактеризуйте принцип наглядности.

4. Одинаково ли воздействует наглядность при использовании на за­нятиях технологии в V и VI11 классах?

5. Раскройте содержание принципа систематичности и последователь­ности знаний.

6. Как понимается доступность и посильность применительно к занятиям технологии.

7. Сравните, в чем сходство принципов сознательного и активного участия в процессе обучения и принципа оперативности знаний учащихся.

8. Как реализуется учителем технологии принцип научности? Какие
ложности здесь могут возникнуть?

9. Почему участие в коллективных формах работы важно для будущей
(трудовой деятельности?

10. В чем сущность принципа прочности знаний учащихся?


Глава 7

СИСТЕМЫ ТРУДОВОЙ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ

В нашей стране в течение долгого времени сосуществовали два направления по подготовке учащейся молодежи к будущей трудо­вой жизни. Под одним из них, которое обычно называли терми­ном «трудовое обучение», понимали разнообразные виды трудо­вой подготовки учащихся общеобразовательных школ. Второе чаще называют «профессионально-техническим обучением», относя его, как правило, к различным типам профтехучилищ, где оно скла­дывалось из двух взаимосвязанных частей — теоретического и про­изводственного обучения.

Чтобы лучше уяснить различия между ними, необходимо объяс­нить два принципиально отличных понятия, которые нередко ошибочно смешиваются — «содержание образования» и «содержа­ние обучения».

Как правильно утверждают известные дидакты Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин и другие, совокупность или система знаний, уме­ний и навыков является содержанием образования, а не обучения. Обучение — это процесс, ведущий к овладению содержанием об­разования. Б. П. Есипов считает, что «отношение обучения к обра­зованию есть отношение средства к цели». С этой точки зрения базовое содержание нового учебного предмета «Технология» и со­держание производственного обучения различаются. Содержание производственного обучения — это система дидактически перера­ботанных трудовых процессов, обучение которым обеспечивает ов­ладение учащимися практическими знаниями, умениями и навы­ками по определенной профессии и квалификации.

Под базовым (инвариантным) содержанием «Технологии» по­нимается минимальный объем знаний и умений, которые должны быть сформированы у всех учащихся общеобразовательных учеб­ных заведений всех типов в пределах времени, отводимого по учеб­ному плану.

Производственное обучение и практические занятия по техно­логии имеют много сходных черт и сторон, хотя и отличаются по своим задачам. Общим является необходимость расчленения со-


держания обучения на определенные части и установление после­довательности овладения ими. А так как принципы разделения и порядок группировки могут быть различными, различными могут быть и системы обучения. Кстати, необходимо сказать, что в педа­гогической литературе часто встречаются очень различные подхо­ды к определению этого понятия.

Поэтому условимся, как это принято применительно к обще­образовательной школе, использовать термин «система трудового обучения». Под словом «система» при этом понимается дидакти­ческая категория, предполагающая единство содержания, методов и организации обучения и определяющая структуру и последователь­ность изучения учебного материала. При этом, естественно, подра­зумевается и развитие и воспитание обучаемых.

Для лучшего понимания того, как складывались различные ди­дактические подходы к трудовому обучению, обозначим хроноло­гию их развития.

Date: 2016-05-24; view: 1327; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию