Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принцип оперативности знаний учащихся
Оперативные знания играют в образовании современного человека настолько важную роль, что необходима целенаправленная деятельность по обучению детей умениям пользоваться имеющимися знаниями. Это достигается полнее всего в проектной деятельности. Учащиеся должны планомерно и сознательно использовать приобретенные знания, а это требует от них как можно более полной самостоятельности мышления и деятельности. Школьники должны постигнуть новую для них ответственность перед самим собой, ответственность за собственное будущее. Когда учащийся самостоятельно решает задачу, отличную от тех, что уже решал, он — в поиске. В результате приобретаются новые знания и умения — тогда учатся не «для школы, а для жизни». Такие оперативные знания существенно отличаются от пассивного, книжного обучения. Появляются умения четко сформулировать задачу, проанализировать возможные варианты, самостоятельно обосновать, а затем и выбрать оптимальное решение. Есть разные методики поиска решений творческих задач: от мозгового штурма (брейнсторминга) до теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В итоге приобретаются умения делать выводы, проводить доказательства и проверки, объединять эти рассуждения с практическими действиями. Это представляет собой необходимые условия оперативности знаний. Завершая рассказ о дидактических принципах, следует подчеркнуть, что это — инструменты учителя технологии, позволяющие грамотно организовать современный учебный процесс для достижения поставленных целей. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте определение понятия «принцип». 2. Является ли число принципов обучения постоянным, замкнутым? 3. Охарактеризуйте принцип наглядности. 4. Одинаково ли воздействует наглядность при использовании на занятиях технологии в V и VI11 классах? 5. Раскройте содержание принципа систематичности и последовательности знаний. 6. Как понимается доступность и посильность применительно к занятиям технологии. 7. Сравните, в чем сходство принципов сознательного и активного участия в процессе обучения и принципа оперативности знаний учащихся. 8. Как реализуется учителем технологии принцип научности? Какие 9. Почему участие в коллективных формах работы важно для будущей 10. В чем сущность принципа прочности знаний учащихся? Глава 7 СИСТЕМЫ ТРУДОВОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ В нашей стране в течение долгого времени сосуществовали два направления по подготовке учащейся молодежи к будущей трудовой жизни. Под одним из них, которое обычно называли термином «трудовое обучение», понимали разнообразные виды трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ. Второе чаще называют «профессионально-техническим обучением», относя его, как правило, к различным типам профтехучилищ, где оно складывалось из двух взаимосвязанных частей — теоретического и производственного обучения. Чтобы лучше уяснить различия между ними, необходимо объяснить два принципиально отличных понятия, которые нередко ошибочно смешиваются — «содержание образования» и «содержание обучения». Как правильно утверждают известные дидакты Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин и другие, совокупность или система знаний, умений и навыков является содержанием образования, а не обучения. Обучение — это процесс, ведущий к овладению содержанием образования. Б. П. Есипов считает, что «отношение обучения к образованию есть отношение средства к цели». С этой точки зрения базовое содержание нового учебного предмета «Технология» и содержание производственного обучения различаются. Содержание производственного обучения — это система дидактически переработанных трудовых процессов, обучение которым обеспечивает овладение учащимися практическими знаниями, умениями и навыками по определенной профессии и квалификации. Под базовым (инвариантным) содержанием «Технологии» понимается минимальный объем знаний и умений, которые должны быть сформированы у всех учащихся общеобразовательных учебных заведений всех типов в пределах времени, отводимого по учебному плану. Производственное обучение и практические занятия по технологии имеют много сходных черт и сторон, хотя и отличаются по своим задачам. Общим является необходимость расчленения со- держания обучения на определенные части и установление последовательности овладения ими. А так как принципы разделения и порядок группировки могут быть различными, различными могут быть и системы обучения. Кстати, необходимо сказать, что в педагогической литературе часто встречаются очень различные подходы к определению этого понятия. Поэтому условимся, как это принято применительно к общеобразовательной школе, использовать термин «система трудового обучения». Под словом «система» при этом понимается дидактическая категория, предполагающая единство содержания, методов и организации обучения и определяющая структуру и последовательность изучения учебного материала. При этом, естественно, подразумевается и развитие и воспитание обучаемых. Для лучшего понимания того, как складывались различные дидактические подходы к трудовому обучению, обозначим хронологию их развития. Date: 2016-05-24; view: 1383; Нарушение авторских прав |