Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системы трудового обучения в современной школе





В общеобразовательной школе действующая программа трудо­вого обучения в V—VII классах была разработана на основе конструкторско-технологинеской системы обучения,

 

ведущей идеей ко­торой является органическое сочетание исполнительской и твор­ческой деятельности учащихся. Учащиеся ставятся в такие усло­вия, когда непосредственному изготовлению объекта труда долж­на предшествовать разработка его конструкции и технологии об­работки. Таким образом, учащиеся вначале решают ряд техниче­ских вопросов и только после этого переходят к обработке дета­лей, их сборке и т.д.

Нетрудно заметить, что конструкторско-технологическая сис­тема предопределяет содержание лишь интеллектуальной деятель­ности учащихся, а формирование трудовых практических умений и навыков может проходить по-разному. Так, в большинстве слу­чаев обучение в мастерских проходит по предметно-операционной системе.

Почему так складывается? Давайте разберемся. Во-первых, про­граммой не предусматривается изолированное изучение отдель­ных операций, более того, вообще не сказано, сколько времени
надо потратить на изучение той или иной операции. Это значит,
что трудовые практические умения и навыки не будут формиро­ваться по операционной или операционно-комплексной системе.
Во-вторых, стержнем, вокруг которого строится процесс обуче­ния школьников, является перечень объектов труда, подлежащих
изготовлению, а он — типовой, т.е. одни изделия могут заменятся другими, исходя из местных условий, проще говоря — из материальных возможностей. Программа, кроме общего указания о не­обходимости привлекать учащихся к разработке конструкции и тех­нологии изготовления объектов труда, не дает учителю более кон­кретных рекомендаций. Решение — за профессионалом.

Отсюда напрашивается следующий вывод. «Технология», под­хватившая эстафету трудового обучения на новом этапе развития образования, не отрицает того, что было апробировано в школе ранее, и не входит в противоречие с ним.

Она не требует привлечения систем, функционально не совпа­дающих с ее целями. Вместе с тем на учителя время накладывает высокую ответственность за то, какую степень подготовки школь­ников к работе на современном производстве может обеспечить школа. Дело в огромном разрыве между содержанием труда в школьных мастерских и организацией работы на современном производстве. Однако так было и раньше. Следовательно, только учитель технологии, исходя из местных условий, может сделать вывод о приемлемости той или иной системы трудового обучения для достижения поставленных целей.

Понятно, что такое решение может принять только профессионал, хорошо уяснивший сильные и слабые стороны применяемой системы, представляющий, как они повлияют на учебно-познавательную деятельность учащихся.

 

Так как метод проектов в основном будет основываться на разви­тии конструкторско-технологических знаний, рассмотрим несколько методических аспектов их формирования у учащихся.

Для развития конструкторско-технологических знаний и уме­ний предусматриваются определенные методы обучения. В трудо­вом обучении особо важную роль играют два взаимосвязанных между собой компонента — руководящая деятельность учителя и решение технических задач учащимися в процессе самостоятель­ной учебно-практической и производственной работы. Первосте­пенное место, безусловно, отводится последнему, но успех зави­сит прежде всего от форм обучения, которые учитель выбирает для достижения необходимых знаний, умений и навыков учащихся. Наши ученые-дидакты рекомендуют к использованию доста­точно широкий выбор.

Для обучения школьников составлению технологических про­цессов Д. А. Тхоржевский предложил на конкретных изделиях изу­чать не только трудовые приемы и операции, но и элементы тех­нологической последовательности изготовления. Он разработал систему технологических задач, которая включает:

• объяснение технологического процесса;

• выбор заготовки;

• выбор инструмента;

• выбор способа установки заготовок и инструмента;

• определение последовательности трудовых операций;
•составление операционной технологии;

• самостоятельная разработка технологического процесса.
Для самостоятельного творческого развития школьников

М.Н.Скаткин предлагает решение различных, постоянно услож­няющихся задач на внеклассных занятиях и в домашней учебной работе. Предпочтение при этом отдастся творческим задачам, для решения которых требуется самостоятельная работа с целью раз­вития творческого мышления.

В процессе обучения учащихся технологическому планирова­нию В. И. Качнев предлагает постепенно, от IV класса к VIII рас­ширять число и содержание задач на различные технологические процессы и обобщать умения по самостоятельной разработке тех­нологических процессов.

П.Р.Атутов подчеркивает, что система обучения должна быть направлена на приобретение учащимися теоретических знаний, раскрываемых на практических примерах, на их личном производ­ственно-жизненном опыте. Доказано, что решение производствен­но-технических задач — важнейшее средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Итак, в процессе формирования конструкторско-технологиче­ских знаний и умений можно применить известные методы в раз­личных сочетаниях.


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дать определение предметной системе трудового обучения. Оценить
ее учебные возможности.

2. Выполнить сравнительный анализ операционной и операционно-комплексной систем обучения.

3. Охарактеризовать особенности и указать область применения пред­метно-функциональной системы.

4. Определить содержание конструкторско-технологической системы.
Оценить ее приемлемость для изучения «Технологии».

5. Как понимается руководящая роль учителя при организации трудового обучения школьников?

6. Кратко охарактеризовать способы активизации учебно-познаватель­ной деятельности учащихся.


 

 

Глава 8

МЕТОДЫ ТРУДОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Метод (methodos) по-гречески — «путь», «способ поведения».

Под методом обучения мы будем понимать систематически при­меняемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий учени­кам развивать спои умственные способности и интересы, овладе­вать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.

Date: 2016-05-24; view: 873; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию