Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Системы трудового обучения в современной школеВ общеобразовательной школе действующая программа трудового обучения в V—VII классах была разработана на основе конструкторско-технологинеской системы обучения,
ведущей идеей которой является органическое сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся. Учащиеся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки. Таким образом, учащиеся вначале решают ряд технических вопросов и только после этого переходят к обработке деталей, их сборке и т.д. Нетрудно заметить, что конструкторско-технологическая система предопределяет содержание лишь интеллектуальной деятельности учащихся, а формирование трудовых практических умений и навыков может проходить по-разному. Так, в большинстве случаев обучение в мастерских проходит по предметно-операционной системе. Почему так складывается? Давайте разберемся. Во-первых, программой не предусматривается изолированное изучение отдельных операций, более того, вообще не сказано, сколько времени Отсюда напрашивается следующий вывод. «Технология», подхватившая эстафету трудового обучения на новом этапе развития образования, не отрицает того, что было апробировано в школе ранее, и не входит в противоречие с ним. Она не требует привлечения систем, функционально не совпадающих с ее целями. Вместе с тем на учителя время накладывает высокую ответственность за то, какую степень подготовки школьников к работе на современном производстве может обеспечить школа. Дело в огромном разрыве между содержанием труда в школьных мастерских и организацией работы на современном производстве. Однако так было и раньше. Следовательно, только учитель технологии, исходя из местных условий, может сделать вывод о приемлемости той или иной системы трудового обучения для достижения поставленных целей. Понятно, что такое решение может принять только профессионал, хорошо уяснивший сильные и слабые стороны применяемой системы, представляющий, как они повлияют на учебно-познавательную деятельность учащихся.
Так как метод проектов в основном будет основываться на развитии конструкторско-технологических знаний, рассмотрим несколько методических аспектов их формирования у учащихся. Для развития конструкторско-технологических знаний и умений предусматриваются определенные методы обучения. В трудовом обучении особо важную роль играют два взаимосвязанных между собой компонента — руководящая деятельность учителя и решение технических задач учащимися в процессе самостоятельной учебно-практической и производственной работы. Первостепенное место, безусловно, отводится последнему, но успех зависит прежде всего от форм обучения, которые учитель выбирает для достижения необходимых знаний, умений и навыков учащихся. Наши ученые-дидакты рекомендуют к использованию достаточно широкий выбор. Для обучения школьников составлению технологических процессов Д. А. Тхоржевский предложил на конкретных изделиях изучать не только трудовые приемы и операции, но и элементы технологической последовательности изготовления. Он разработал систему технологических задач, которая включает: • объяснение технологического процесса; • выбор заготовки; • выбор инструмента; • выбор способа установки заготовок и инструмента; • определение последовательности трудовых операций; • самостоятельная разработка технологического процесса. М.Н.Скаткин предлагает решение различных, постоянно усложняющихся задач на внеклассных занятиях и в домашней учебной работе. Предпочтение при этом отдастся творческим задачам, для решения которых требуется самостоятельная работа с целью развития творческого мышления. В процессе обучения учащихся технологическому планированию В. И. Качнев предлагает постепенно, от IV класса к VIII расширять число и содержание задач на различные технологические процессы и обобщать умения по самостоятельной разработке технологических процессов. П.Р.Атутов подчеркивает, что система обучения должна быть направлена на приобретение учащимися теоретических знаний, раскрываемых на практических примерах, на их личном производственно-жизненном опыте. Доказано, что решение производственно-технических задач — важнейшее средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Итак, в процессе формирования конструкторско-технологических знаний и умений можно применить известные методы в различных сочетаниях. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дать определение предметной системе трудового обучения. Оценить 2. Выполнить сравнительный анализ операционной и операционно-комплексной систем обучения. 3. Охарактеризовать особенности и указать область применения предметно-функциональной системы. 4. Определить содержание конструкторско-технологической системы. 5. Как понимается руководящая роль учителя при организации трудового обучения школьников? 6. Кратко охарактеризовать способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Глава 8 МЕТОДЫ ТРУДОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Метод (methodos) по-гречески — «путь», «способ поведения». Под методом обучения мы будем понимать систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать спои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.
|